СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Корень слова. Однокоренные слова

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Корень слова. Однокоренные слова»

Урок 41
КОРЕНЬ СЛОВА. ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА

Педагогические
цели

Создать условия для актуализации знаний учащихся о корне как части слова, о признаках однокоренных слов,
для развития умений различать однокоренные слова и выделять в них корень, единообразно писать гласные
и согласные в корне однокоренных слов

Тип урока

Постановка и решение учебных задач

Планируемые
результаты
(предметные)

Знают определение корня, умеют выделять его в слове; знают, что такое однокоренные слова, их признаки;
умеют находить однокоренные слова; находят слова с изученными орфограммами, видят сигналы орфограмм, выполняют орфографический разбор

Личностные
результаты

Ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения
совместной деятельности; проявляют интерес к изучению русского языка

Универсальные учебные действия
(метапредметные)

Познавательные: находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий, строят несложные рассуждения; осуществляют анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям.

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; выполняют учебные действия в умственной и громкоречевой форме, планируют свои действия для решения задачи, учитывают правило в планировании способа решения.

Коммуникативные: строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи; участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности; ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии

Основное содержание темы, понятия
и термины

Корень слова, однокоренные слова, признаки однокоренных слов; орфографический разбор, словообразовательный разбор слова

Образовательные
ресурсы

Учебник, рабочая тетрадь


организационная структура (сценарий) урока


Этапы урока

Формы,
методы
методические
приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы
контроля

осуществляемые
действия

формируемые умения

1

2

3

4

5

6

I. Мотивирование к учебной
деятельности
(организационный момент)

Фронтальная.

Словесный.

Слово учителя

Приветствует учащихся.

– Прозвенел звонок. Мы снова
на уроке русского языка. Кто может сказать, зачем мы изучаем русский язык?

Буква к букве – будет слово,

Слово к слову – речь готова,

И напевна, и стройна,

Музыкой звучит она,

Если грамотна она!

– Быть грамотными учимся мы
на уроках русского языка!

– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей
на столе

Л* – осознают важность правильной организации рабочего места как условия успешной учебной деятельности, проявляют готовность к работе на уроке


II. Чистописание

Фронтальная, индивидуальная. Практический. Письмо

– Напишите фразеологизм
и объясните его смысл.

На доске: ушки на макушке

Выполняют письмо по образцу

Пр. – владеют навыками каллиграфически правильного письма букв и букво-сочетаний

Правильное напи-
сание

III. Орфогра-
фическая
разминка

Коллективная. Словесный. Чтение.

Практический.

– Для того, чтобы урок прошел
не зря, предлагаю вам всем сегодня держать ушки на макушке.

Прочитайте текст (упр. 130 учеб-

Выразительно читают текст. Каждый
выбирает себе слово для орфографическо-

Пр. – находят слова с орфо-граммами, видят сигналы орфограмм, выполняют орфографический разбор.

Письменный орфографический разбор


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6


Письмо, орфо-графический разбор

ника) и выберите любое слово для орфографического разбора.

го разбора и выпол-няет разбор

Р – учитывают правило
в контроле способа
решения

выбранных слов

IV. Актуализация знаний

Фронтальная. Словесный.

Беседа

– Найдите в тексте однокоренные слова (осиновый – осинник –
осинки – осины – подосиновики). Чем вы руководствовались?
Что такое однокоренные слова?

– Что такое корень?

– Поясните определение корня
на примере выписанных вами слов

Находят в тексте однокоренные слова, аргументируют свой выбор, формулируют определение однокоренных слов и корня слова. Находят в тексте иллюстрации сказанного

П – находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий.

Р – принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; выполняют учебные действия
в умственной и громко-
речевой форме

Беседа
по вопросам, развернутый монологический
ответ

V. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный.

Беседа

– Итак, общие представление
о корне и однокоренных словах вы уже имеете. Но пусть ваши ушки остаются на макушке, потому что вам предстоит поближе познакомиться с этими понятиями. Посмотрите на перечень целей на с. 73 учебника и выберите из них те, которые, на ваш взгляд, соответствуют сегодняшнему
уроку

Из предложенного
перечня учебных
задач выбирают те, которые соответствуют теме текущего урока, объясняют свой выбор.

П – строят несложные рассуждения; осуществляют анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по само-стоятельно выделенным основаниям.

Р – планируют свои действия для решения задачи

Устные развернутые монологические
ответы

VI. Усвоение
новых знаний
и способов

Фронтальная. Словесный, практический.

– Внимательно рассмотрите форзац учебника. Обратите внимание на схему: о чем она вам

Изучают схемы,
предложенные
на форзаце; делают

П – анализируют изучаемые языковые объекты
с выделением их сущест-

Устные ответы,
правильное


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

действий.

1. Общее знакомство со зна-чимыми частями слов (работа
с форзацем учебника, упр. 131)

Чтение, беседа, письмо

говорит?

– Какая часть слова во всех примерах выделена красным цветом?
Почему?

– По какому признаку слова на форзаце объединены в группы?

– Найдите однокоренные слова
в упражнении 131. Выпишите их, выделите корень

выводы о том, что представлены гнезда однокоренных слов, красным цветом
в которых выделен
корень.

Выполняют предложенное упражнение учебника.

венных и несущественных признаков; осуществляют подведение фактов языка под понятие.

Л – ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности.

Р – принимают и сохраняют цель и учебную задачу

выполнение упражнения

2. Уточнение представлений об однокоренных словах.
(Учебник,
упр. 132)

Групповая.

Словесный, проблемный. Чтение, беседа, письмо

– Прочитайте в учебнике (с. 74) определение однокоренных слов. Назовите два главных признака
однокоренных слов.

– Используйте эти знания при выполнении упр. 132

Читают определение, выделяют
основные признаки однокоренных слов; выполняют упраж-
нение учебника

П – воспринимают смысл читаемых текстов.

Пр. – знают определение однокоренных слов, умеют находить их.

Р – учитывают правило
в планировании способа
решения

Устные ответы
(правильная формулировка
правила, верно вы-
деленные признаки однокоренных слов), правильное выполнение упражнения


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

Физкультминутка

Коллективная. Практический

Мы маленькие зайки

Скакали на полянке.

Прыгали, скакали,

В школу прибежали.

За парты тихо скок

И продолжим наш урок

Выполняют движения по тексту под руководством учителя

Л – осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня

Правильное выполнение движений

3. Уточнение представлений
о понятии «корень». (Учебник, упр. 132)

Коллективная. Словесный, наглядный, практический. Чтение, беседа, письмо

– Прочитайте в ученике опреде-
ление корня слова (стр. 74)
и инструкцию «Как найти
в слове корень?» (с. 75).

– Почему корень – главная значимая часть слова? Объясните смысл слов «главная» и «зна-
чимая».

– Выполните упр. 133 (каждому
ряду предлагается работа
с одним корнем)

Знакомятся с теоретическими материалами в учебнике, объясняют главные слова в определении корня, выполняют
упражнение

Пр. – знают определение корня и умеют находить его в слове.

П – находят языковые
примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий; строят несложные рассуждения, делают выводы, формулируют их.

Р – выполняют действия по намеченному плану
и инструкциям, содержащимся в учебнике

Устные ответы
(правильная формулировка
правила, верное объяснение слов «главная» и «значимая» в определении корня), правильное выполнение упражнения

VII. Закрепление знаний
и способов
действий.

Фронтальная. Словесный. Письмо

Объясняет задание. Комментирует его выполнение.

– Определите, к каким частям речи относятся слова, выписанные

Выполняют упраж-
нение, определяют морфологическую принадлежность

Пр. – умеют находить
однокоренные слова, знают изученные части речи.

Письменное выполнение задания, устные


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

1. Работа
по учебнику
(упр. 135).

Словарно-орфо-графическая
работа: слово
с непроверяемым написанием «столица»


вами. Какой вывод можно сделать? (Однокоренные слова
могут относиться к разным
частям речи.)

найденных слов

П – анализируют изучаемые языковые объекты
с выделением их сущест-венных и несущественных признаков.

Р – учитывают правило
в планировании способа
решения

ответы
с элементами рассуж-дения

2. Работа
по учебнику
(упр. 134)

Парная.

Словесный, практический. Чтение, письмо

Объясняет задание. Комментирует его выполнение

Выполняют упражнение, проверяют работы друг у друга

К – ориентируются на позицию партнера в общении
и взаимодействии

Письменное выполнение
задания

3. Выполнение упражнения
в рабочей тетради (упр. 98)

Индивидуальный, практический, письмо

Объясняет задание. Комментирует его выполнение

Выполняют упражнение, представляют результаты выполненной работы

П – анализируют изучаемые языковые объекты
с выделением их сущест-венных и несущественных признаков

Письменное выполнение
задания

VIII. Рефлексия учебной
деятельности
на уроке (итог)

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

– Что же такое корень слова
и какие слова в его определении самые важные? («Главная»,
«значимая».)

– Какие основные признаки
однокоренных слов?

– Закончите предложения.

Заканчивают предложения в зависимости от своего состояния, впечатления
от урока

Р – открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Беседа
по вопросам. Само-регуляция


Окончание табл.

1

2

3

4

5

6



••Урок помог мне…

••Для меня было сложным…

••Мне понравилось…




Домашнее задание (рабочая
тетрадь, упр. 98)

Фронтальная. Словесный. Чтение

Комментирует задание, проверяет понимание его выполнения

Слушают учителя,
делают записи

Р – принимают цель, содержание и способы выполнения задания

Правильная запись домашнего
задания