СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекционная школа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа по предмету "Развитие устной речи" для учителей коррекционных школ.

Просмотр содержимого документа
«Коррекционная школа»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕРОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«АЗОВСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА №7»



Рассмотрена и рекомендована

Протокол № 1 заседания МО

учителей-дефектологов

от «26» августа 2016г.

Руководитель МО

__________ /Ж. В. Бабенко/



Утверждена

Директор ГКОУ РО

Азовской школы №7

________ /И.П. Попова/

Приказ №_____

от « » августа 2016г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по предмету «Развитие устной речи»


7 класса для учащихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) основного общего образования





Количество часов: 34 часа


Учитель: Симакова Любовь Борисовна










2016/2017

учебный год

Пояснительная записка


Адаптированная рабочая программа по предмету «Развитие устной речи» для 7 класса разработана на основе проекта программы «Сенсорная стимуляция детей и подростков с глубокой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой и Н.Н. Яковлевой, допущенной Министерством образования и науки РФ, в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании» и на основании следующих документов:

- приказа Минобразования Ростовской области «О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ» от 08.08.2014 г. № 24/4.1.1-4851/м;

- письма Минобрнауки РФ от 03.03.2016 г. № 08-334 «О примерной структуре рабочих программ учителя»;

- адаптированной основной образовательной программы основного общего образования ГКОУ РО Азовской школы №7;

- учебного плана ГКОУ РО Азовской школы №7;

- годового календарного учебного плана-графика работы ГКОУ РО Азовской школы №7;

- положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) педагогов ГКОУ РО Азовской школы №7.

В соответствии с «Конвенцией о правах ребенка» (1989 г.) и «Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей» (1993 г.), каждому ребенку должно быть гаран­тировано право на развитие, воспитание и образование в соответ­ствии с его индивидуальными возможностями. Положения, отра­женные в этих документах, распространяются на всех детей, в том числе и на детей с умеренной и тяжелой умственной отстало­стью.

На современном этапе развития коррекционной педагогики экспериментально и практически установлено, что включение детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в систему коррекционно-развивающей работы приводит к тому, что они мо­гут овладеть элементарными способами общения, специфиче­скими для человека видами элементарной бытовой и предметно-практической деятельности, свойственными только человеку формами поведения. При этом меняется их личностный облик.

В настоящее время в системе социального обеспечения и образования используются отдельные формы оказания коррекционной помощи лицам с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Они реализуются исходя из современных тенденций в условиях специальных школ, в которых открываются классы для названной категории учащихся. В то же время значительное количество детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью воспитывается в учреждениях социального обеспечения: в психоневрологических интернатах, в различных социальных центрах. Место пребывания лиц с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, статус учреждения, которое они посещают, не должны являться препятствием для оказания им образовательных услуг, которые определяются их индивидуально-типологическими особенностями. Таким образом, потребности образования лиц с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, с одной стороны, факторы и пока­затели их интеллектуального, физического, речевого и эмоцио­нального развития, с другой стороны, требуют определения целей и задач их образования, методов и принципов их обучения.

Поскольку умственная отсталость – необратимое явление, дети с нарушением интеллекта не могут в полном объеме освоить общеобразовательную программу, в связи с чем, они получают не цензовое образование. В целом образовательные перспективы этих детей во многом определяются глубиной имеющегося недоразвития, его структурой, своевременностью начатой коррекционно-педагогической работы.

При разработке адаптированной программы по предмету «Развитие устной речи» учитывались психофизиологические особенности учеников. Программа имеет полифункциональную направленность, так как решает многочисленные коррекционно-развивающие задачи. На занятиях расширяется социальный опыт детей, развивается воображение, мышление, произвольная деятельность. Дети учатся отвечать и действовать в практических и разных игровых ситуациях сначала под руководством и совместно со взрослым, постепенно инициатива всё больше переходит в их руки. 

Также на занятиях используется драматизация сказок, произведений для детей. Творчество благотворно влияет на эмоциональное развитие детей, позволяет детям переживать различные настроения, чувства, особенности взаимоотношений героев, смену событий. Дети могут опосредованно отыгрывать собственные тревоги, страхи, агрессию. При проведении занятий по развитию речи важна повторяемость сюжетных линий, ритуалов. Это обеспечивает детям чувство безопасности, уверенности и защищённости. 

Коррекционная направленность реализации программы обеспечивается через использование в образовательном процессе специальных методов и приемов, создание специальных условий.


Цели учебного предмета

Включение детей с тяжелой (глубокой) умственной отсталостью в специально организованную образовательно-развивающую среду, организация своевременного квалифицированного обучения детей, учитывающего их психофизические и возрастные особенности и направленного на преодоление дефектов развития, адекватное включение их в окружающую социальную среду.

Установка на всестороннее развитие личности, которая предполагает развитие речевых навыков. С этой целью используют сопряженную и отраженную речь (эти два приема способствуют формированию у детей неторопливого темпа, правильной артикуляции и дикции, а также соблюдению пауз, логического ударения) и хоровую (хоровая речь должна быть: легкой, плавной, четкой, выразительной).
Целевая установка достигается через организацию совместной деятельности, посредством овладения действиями с предметами, игрушкам.

Задачи программы

Способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся.

Обогащать языковую базу устных высказываний детей.

Формировать выразительную сторону речи.

Учить строить устные связные высказывания.

Воспитывать культуру речевого общения.

Расширять круг представлений учащихся.

Формировать предметно-практическую деятельность.

Расширять словарь, называний предметов, их характеристик по цвету, форме, размеру, запаху, вкусу.
Строить короткие связные высказывания на доступные темы.

Объём программы (суммарно в год) и количество часов в неделю

Рабочая программа в соответствии с учебным планом ГКОУ РО Азовской школы №7 на 2016-2017 учебный год рассчитана на 34 часов (исходя из 34 учебных недель в году), 1 час в неделю. Согласно годовому календарному учебному плану-графику получается 34 часа.

Место и роль учебного курса, предмета в достижении учащимися планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы школы

Работа по развитию  речи способствует  формированию мыслительной деятельности, улучшению межличностного общения и социальной адаптации учеников.

Работа над развитием речи очень важна, поскольку речевая деятельность способствует развитию познавательной, эмоциональной, личностной сфере ребёнка, улучшает его социально-коммуникативные возможности, что способствует повышению уровня социализации и самостоятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.













Содержание учебного предмета


У детей с умственной отсталостью грубо нарушено формирование речевой деятельности. Для них характерна значительная задержка развития понимания и использования речи. Уровень развития речи может быть различным: одни способны участвовать в простых беседах, в то время как другие обладают ограниченным запасом слов, позволяющим лишь сообщать о своих основных потребностях. Некоторые, никогда не осваивают навыков экспрессивной речи, хотя понимают простые инструкции и могут научиться жестам, в какой-то мере компенсирующим речевую недостаточность.

У таких учащихся необходимо развивать речевую коммуникацию. Специальные уроки развития речи включаются в учебный план школы для детей с нарушениями интеллекта. На таких уроках расширяется круг представлений  школьников об окружающем мире, создаётся необходимая основа для речевого развития, повышается уровень коммуникабельности учащихся. Это способствует не только формированию когнитивных процессов, но и повышению уровня социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Развитие речи проводится на основе формирования, расширения и обогащения элементарных представлений и понятий об окружающем мире, что служит основой и для развития познавательной сферы учеников.

Темы занятий берутся из повседневной жизни. Предметом обучения являются те вещи, ситуации и отношения, которые для ребят актуальны в данный жизненный момент. Они развивают коммуникативные навыки детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью. Создают мотивацию речевой деятельности, что требует постоянного положительного эмоционального подкрепления со стороны окружения. Благожелательная атмосфера, доброжелательность, заинтересованность в коммуникативных проявлениях ребёнка способствуют активизации собственной речи учащихся, формируют чувство уверенности в ситуациях общения. 

В программе предлагается максимально доступный материал. Для обучения характерны индивидуальный и дифференцированный подход, значительно сниженный темп обучения, структурная простота содержания знаний, многократная повторяемость материала. Используется ряд инновационных приемов, например следующие виды работ на занятии: включение ребенка в процесс взаимодействия с педагогом, используя метод «аттракции» (называние по имени).









Учебно-тематическое планирование

Содержательные линии

Кол-во часов

Коррекционно-развивающие задачи

Основные виды учебной деятельности

1.

Природа. Сезонные изменения.

7

Развивать зрительно-пространственное восприятие, общую моторику. Стимулировать эмоциональный и речевой отклик.

Экскурсия по двору.  Изучение и повторение признаков времен года. Составление описательного рассказа о временах года по картинно-графическому плану с помощью педагога.

2.

Школа. Учебные принадлежности и игрушки.

5

Создать условия для развития наблюдательности, мышления, практических действий. Создать условия для развития речедвигательной координации (проговаривание стихов с движениями), развитие зрительно-моторной и слухо-моторной координации. Стимулировать эмоциональный и речевой отклик.

Называние помещений школы. Что делают в этих помещениях? Называние увиденных предметов – ознакомительно. Знакомство с классной комнатой, ориентировка в пространстве классной комнаты.  Называние игрушек. Называние частей игрушек, их формы и цвета. Беседа о бережном отношении к игрушкам.  Уметь сравнивать игрушки и учебные принадлежности по назначению.

3.

Овощи, фрукты.

5

Создать условия для развития внимания, различных видов памяти, закрепление словаря, навыков фразовой речи, умения действовать по образцу.

Выделение признаков овощей и фруктов: цвет, форма, величина, вкус, запах. Сравнение овощей и фруктов по этим признакам. Составление сравнительно- описательного рассказа с помощью учителя и картинно- графического плана. Согласование прил. и числит. с сущ. в роде, числе и падеже. 

4.

Птицы


2

Создать условия для развития наблюдательности, речевого развития, развития четкого произношения, мышления, практических действий

Знать внешние признаки птиц, их названия. Знать, чем можно подкармливать зимующих птиц.

5.

Животные

5

Создать условия для развития слухового восприятия, графо-моторных навыков, мелкой моторики, речемыслительной деятельности.

Уметь называть диких и домашних животных, сравнивать их, устанавливать сходство и различие.

6.

Посуда

2

Создать условия для развития наблюдательности, речевого развития, развития четкого произношения, мышления, практических действий

Классификация посуды, объяснение назначения предметов посуды. Части посуды. Уход за нею.

7

Одежда и обувь

4

Создать условия для развития наблюдательности, речевого развития, развития четкого произношения, мышления, практических действий.

Повторение названий и частей одежды и обуви, их классификации. Составление предложений о правилах опрятности по картинкам.

8

Человек

2

Создать условия для развития общей моторики, развития двигательной функции рук, речевого развития, развития четкого произношения, плавности и выразительности речи, развития памяти.

Знакомство с частями тела человека. Предметами личной гигиены. Участие в беседе о правилах опрятности.

9

Повторение пройденного

2

Создать условия для развитие различных видов
памяти, навыков связного
высказывания.

Беседа о том, чему научились в школе, о распорядке дня, видах занятий, любимых делах.




































Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема урока

Дата проведения

Планируемые результаты

план

факт

Природа. Сезонные изменения (7)

1

1.Вот и лето прошло. Деревья в саду.

1.09


Выявить и уточнить уровень владения словом

2

2. Сентябрь. Экскурсия в природу.

8.09


Уметь принимать участие в беседе, видеть изменения в природе.

Школа. Учебные принадлежности и игрушки (4)

3

1. Школа. Классы, коридоры, организация учебы.

15.09


Уметь ориентироваться в школе.

4

2. Классная комната. Правила поведения в классе.

22.09


Знать названия предметов в классе.

5

3.Учебные принадлежности. Их назначение, обращение с ними.

29.09


Уметь называть учебные вещи, делать элементарные обобщения.

6

4. Игрушки. Их назначение.

6.10


Знать названия изучаемых предметов, делать элементарные обобщения

7

5. Сравнение. Учебные принадлежности и игрушки

13.10


Уметь сравнивать игрушки и учебные принадлежности по назначению

Природа. Сезонные изменения.

8

3. Экскурсия в природу. Изменения в природе осенью. Признаки осени

20.10


Уметь принимать участие в беседе, видеть изменения в природе.

Овощи, фрукты (5)

9

1. Овощи. Цвет, форма, величина.

27.10


Уметь называть овощи, характеризовать их по основным свойствам.

10

2. Овощи. Употребление в пищу.

10.11


Уметь называть овощи, какие овощи можно употреблять в пищу

11

3. Фрукты. Цвет, форма, величина.

17.11


Уметь называть фрукты, характеризовать их по основным свойствам.

12

4. Фрукты. Употребление в пищу.

24.11


Уметь называть фрукты, какие фрукты можно употреблять в пищу

13

5. Определение и сравнение овощей и фруктов и употребление в пищу.

1.12


Знать названия изучаемых предметов, характеризовать их по основным свойствам.

Птицы (2)

14

1. Птицы. Голубь. Воробей. Внешний вид. Где живут, чем питаются. Какую приносят пользу.

8.12


Знать внешние признаки птиц, их названия.

15

2. Зимующие птицы. Подкормка птиц. Экскурсия.

15.12


Знать, чем можно подкармливать зимующих птиц

Природа. Сезонные изменения.

16

4. Экскурсия в природу. Изменения в природе зимой. Признаки зимы.

22.12


Уметь принимать участие в беседе, видеть изменения в природе.

Животные (5)

17

1. Домашние животные. Кошка. Узнавание, называние. Внешний вид. Какую приносит пользу.

12.01


Уметь выделять внешние признаки кошки.

18

2. Домашние животные. Собака. Узнавание, называние. Сравнение кошки и собаки. Забота о них человека.

19.01


Уметь выделять внешние признаки собаки. Уметь сравнить кошку и собаку.

19

3. Дикие животные. Волк. Внешний вид . Образ жизни, питание.

26.01


Знать названия животных, уметь выделять их внешние признаки.

20

4. Дикие животные. Лиса. Внешний вид, образ жизни, питание.

2.02


Знать названия животных, уметь выделять их внешние признаки.

21

5. Дикие и домашние животные. Сравнение.

9.02


Уметь называть диких и домашних животных, сравнивать их, устанавливать сходство и различие.

Посуда (2)

22

1. Посуда. Классификация посуды, объяснение назначения предметов посуды.

16.02


Уметь называть виды посуды, характеризовать их по основным признакам.

23

2. Посуда. Повторение названий посуды, её частей. Обобщающее понятие.

2.03


Знать названия посуды, уметь выделять их внешние признаки, отвечать на вопросы.

Природа. Сезонные изменения.

24

5. Экскурсия в природу. Изменения в природе весной. Признаки весны.

9.03


Уметь принимать участие в беседе, видеть изменения в природе.

Одежда и обувь (4)

25

1. Одежда. Классификация одежды для девочек и для мальчиков, для прогулки и для школы, для зимы и для весны. Детали одежды. 

16.03


Уметь называть вещи, характеризовать их по основным признакам.

26

2. Одежда. Как я одеваюсь на прогулку.

23.03


Уметь называть виды одежды, характеризовать их по основным свойствам.

27

3. Обувь. Туфли, ботинки, тапочки, сапоги.

6.04


Уметь называть виды обуви, характеризовать их по основным свойствам.

28

4. Обувь. Повторение названий и частей обуви, обобщающие понятия.

13.04


Уметь ухаживать за обувью, знать названия обуви и ее частей.


Человек (2)

29

1 .Части тела человека (голова, шея, руки, ноги ).

20.04


Уметь называть части тела человека, знать о необходимости беречь здоровье.

30

2. Охрана здоровья. Повторение названий туалетных принадлежностей.

27.04


Уметь ухаживать за своим телом.

Природа. Сезонные изменения.

31

6. Экскурсия в природу. Изменения в природе в мае месяце.

4.05


Уметь принимать участие в беседе, видеть изменения в природе.

32

7. Обобщение наблюдений в природе по картинкам

11.05


Уметь участвовать в беседе, отвечать на вопросы, правильно употребляя формы знакомых слов.

Повторение пройденного (2)

33

Повторение пройденного. Беседа о том, чему научились в школе.

18.05


Уметь участвовать в беседе, отвечать на вопросы, правильно употребляя формы знакомых слов.

34

Повторение пройденного. Беседа о том, чему научились в школе.

25.05


Уметь участвовать в беседе, отвечать на вопросы, правильно употребляя формы знакомых слов.





Учебно-методические средства обучения

Материально-техническое оснащение образовательного процесса


Приложение 1

Демонстрационный материал:

- Наборы сюжетных картинок;

- иллюстрации по темам;

- набор пиктограмм;

- фигурки овощей и фруктов и др.;

- фигурки домашних животных;

- MP-плеер;

- записи с произведениями;

- фигурки героев сказок и др.



Приложение 2

Литературный материал

Сказки:

- «Теремок»,

- произведения К.Чуковского,

Стихи:

- С. Михалкова,

- С. Маршака,

- А. Барто и др.