Адаптированная рабочая программа по предмету «Тактильная стимуляция» для 7 класса разработана на основе проекта программы «Сенсорная стимуляция детей и подростков с глубокой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой и Н.Н. Яковлевой, допущенной Министерством образования и науки РФ, в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании» и на основании следующих документов:
- приказа Минобразования Ростовской области «О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ» от 08.08.2014 г. № 24/4.1.1-4851/м;
- письма Минобрнауки РФ от 03.03.2016 г. № 08-334 «О примерной структуре рабочих программ учителя»;
- адаптированной основной образовательной программы основного общего образования ГКОУ РО Азовской школы №7;
- годового календарного учебного плана-графика работы ГКОУ РО Азовской школы №7;
- положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) педагогов ГКОУ РО Азовской школы №7.
В соответствии с «Конвенцией о правах ребенка» (1989 г.) и «Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей» (1993 г.), каждому ребенку должно быть гарантировано право на развитие, воспитание и образование в соответствии с его индивидуальными возможностями. Положения, отраженные в этих документах, распространяются на всех детей, в том числе и на детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
На современном этапе развития коррекционной педагогики экспериментально и практически установлено, что включение детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в систему коррекционно-развивающей работы приводит к тому, что они могут овладеть элементарными способами общения, специфическими для человека видами элементарной бытовой и предметно-практической деятельности, свойственными только человеку формами поведения. При этом меняется их личностный облик.
В настоящее время в системе социального обеспечения и образования используются отдельные формы оказания коррекционной помощи лицам с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Они реализуются исходя из современных тенденций в условиях специальных школ, в которых открываются классы для названной категории учащихся. В то же время значительное количество детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью воспитывается в учреждениях социального обеспечения: в психоневрологических интернатах, в различных социальных центрах. Место пребывания лиц с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, статус учреждения, которое они посещают, не должны являться препятствием для оказания им образовательных услуг, которые определяются их индивидуально-типологическими особенностями. Таким образом, потребности образования лиц с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, с одной стороны, факторы и показатели их интеллектуального, физического, речевого и эмоционального развития, с другой стороны, требуют определения целей и задач их образования, методов и принципов их обучения.
Поскольку умственная отсталость – необратимое явление, дети с нарушением интеллекта не могут в полном объеме освоить общеобразовательную программу, в связи с чем, они получают не цензовое образование. В целом образовательные перспективы этих детей во многом определяются глубиной имеющегося недоразвития, его структурой, своевременностью начатой коррекционно-педагогической работы.
При разработке адаптированной программы по предмету «Тактильная стимуляция» учитывались индивидуальные психофизиологические особенности учеников. Дети способны лишь к элементарным действиям. Двигательные реакции их хаотичны, стереотипны. Отмечаются значительные трудности в сосредоточении взгляда на предметах. Грубые нарушения зрительно-моторной координации. Слабый интереса к предметам или отсутствие его указывают на то, что дети плохо владеют целенаправленными действиями, не стремятся к какому-либо результату своих действий. Не всегда реакции детей соответствуют силе раздражителя. Эмоциональный фон спокойный.
Коррекционная направленность реализации программы обеспечивается через использование в образовательном процессе специальных методов и приемов, создание специальных условий.
Обучающиеся с тяжелой и глубокой умственной отсталостью поисковыми способами ориентировки овладевают на примитивном уровне, поэтому обучение восприятию тактильных раздражителей имеет специфические особенности. Необходимым условием организации и проведения тактильных упражнений является их пошаговое освоение. Не всегда ответные реакции детей (двигательные, кожные, эмоциональные) соответствуют силе раздражителя. В связи с этим сначала организуется спокойное, медленное освоение пассивного способа обследования (рукой взрослого - совместные обследовательские действия взрослого с обучающимся ребенком). При нормализации тактильных ощущений соотношение пассивных, пассивно-активных и активных движений изменяется в пользу последних.
Тактильная стимуляция учит развивать восприятие окружающего мира и служит предпосылкой для усвоения сенсорных эталонов. Развитие понимания свойств исследуемых предметов и совершаемых с ними действий на основе речи:
Обогащает и развивает сенсорный опыт с помощью игровых действий и разнообразных видов детского творчества:
игрушками из материалов с различной фактурой.
№ п/п | Тема урока | Дата проведения | Планируемые результаты |
план | факт |
Диагностика тактильного восприятия (2) |
1 | 1.Знакомство. Стимулирование первичных тактильных ощущений при общении с педагогом. | 1.09 | | Установить тактильный контакта с ребенком |
2 | 2.Стимулирование первичных тактильных ощущений при общении с педагогом. | 6.09 | | Установить тактильный контакта с ребенком |
Стимуляция тактильных ощущений обучающихся с помощью прикосновений (30) |
3 | 1. Поглаживание ребенка по голове, лицу и руке во время звучания приятной музыки. | 8.09 | | Развивать тактильные ощущения на поглаживание |
4 | 2. Держание за руку при общении с ребенком. | 13.09 | | Развивать тактильные ощущения на держание за руку |
5 | 3. Поглаживание ребенка по голове, лицу и руке во время звучания приятной музыки. | 15.09 | | Развивать тактильные ощущения на поглаживание |
6 | 4. Игровое упражнение «Кто у нас хороший?», «Это я?». | 20.09 | | Развивать тактильное восприятие и мелкую моторику пальцев рук |
7 | 5.Поглаживание головы шеи, рук, ног, легкий вибромассаж во время звучания приятной расслабляющей музыки. | 22.09 | | Реагировать на поглаживание и вибромассаж |
8 | 6.Поглаживание головы шеи, рук, ног, легкий вибромассаж во время звучания приятной расслабляющей музыки. | 27.09 | | Реагировать на поглаживание и вибромассаж |
9 | 7. Игровые упражнения « Сорока ворона», «Это я?». | 29.09 | | Развивать тактильное восприятие и мелкую моторику пальцев рук |
10 | 8. Ощупывание и массирование рук и ног детей. | 4.10 | | Реагировать на ощупывание и массирование |
11 | 9. Ощупывание и массирование рук и ног детей. | 6.10 | | Реагировать на ощупывание и массирование |
12 | 10.Игровое упражнение «Маленькие ножки бегут по дорожке», «Это я?». | 11.10 | | Развивать тактильное восприятие и мелкую моторику |
13 | 11.Поглаживание ребёнка с проговариванием потешек, детских четверостиший. | 13.10 | | Реагировать на поглаживание |
14 | 12.Поглаживание ребёнка с проговариванием потешек, детских четверостиший. | 18.10 | | Реагировать на поглаживание |
15 | 13.Поглаживание ребёнка с проговариванием потешек, детских четверостиший. | 20.10 | | Реагировать на поглаживание |
16 | 14. Повторение пройденного материала в сочетании с музыкотерапией. | 25.10 | | Реагировать на ощупывание, массирование, поглаживание и музыку |
17 | 15.Поглаживание ребёнка с небольшим давлением с проговариванием потешек, детских четверостиший. | 27.10 | | Реагировать на поглаживание |
18 | 16.Поглаживание ребёнка с небольшим давлением с проговариванием потешек, детских четверостиший. | 8.11 | | Реагировать на поглаживание |
19 | 17.Поглаживание ребёнка с небольшим давлением с проговариванием потешек, детских четверостиший. | 10.11 | | Реагировать на поглаживание |
20 | 18.Поглаживание ребёнка с небольшим давлением с проговариванием потешек, детских четверостиший. | 15.11 | | Реагировать на поглаживание |
21 | 19.Повторение пройденного материала в сочетании с музыкотерапией. | 17.11 | | Реагировать на поглаживание и музыку |
22 | 20.Растирание, поглаживание, похлопывание ребенка. | 22.11 | | Реагировать на поглаживание, растирание, похлопывание |
23 | 21.Растирание, поглаживание, похлопывание ребенка. | 24.11 | | Реагировать на поглаживание, растирание, похлопывание |
24 | 22.Игровое упражнение «Жили у бабуси два веселых гуся…», « Это я?». | 29.11 | | Развивать тактильное восприятие и мелкую моторику пальцев рук |
25 | 23.Разминание мышц ребёнка. | 1.12 | | Реагировать на разминание мышц |
26 | 24.Разминание мышц ребёнка. | 6.12 | | Реагировать на разминание мышц |
27 | 25.Разминание мышц ребёнка. | 8.12 | | Реагировать на разминание мышц |
28 | 26.Растирание, поглаживание, похлопывание ребенка. | 13.12 | | Реагировать на поглаживание, растирание, похлопывание |
29 | 27.Растирание, поглаживание, похлопывание ребенка. | 15.12 | | Реагировать на поглаживание, растирание, похлопывание |
30 | 28.Игровое упражнение «Ладушки» | 20.12 | | Развивать тактильное восприятие и мелкую моторику пальцев рук |
31 | 29. Игровые упражнения между учителем и детьми. | 23.12 | | Развивать тактильное восприятие и мелкую моторику пальцев рук |
32 | 30. Игровые упражнения между учителем и детьми. | 27.12 | | Развивать тактильное восприятие и мелкую моторику пальцев рук |
Стимуляция тактильных ощущений обучающихся при соприкосновении с различными материалами (35). |
33 | 1.Стимулирование тактильных ощущений при соприкосновении с материалами различной температуры (холодный, тёплый). | 12.01 | | Реагировать на соприкосновении с материалами различной температуры |
34 | 2.Стимулирование тактильных ощущений при соприкосновении с материалами различной температуры (холодный, тёплый). | 17.01 | | Реагировать на соприкосновении с материалами различной температуры |
35 | 3.Игровые упражнения с металлическими колокольчиками, деревянными шариками, упражнения на поочередное вкладывание в руку игрушек. | 19.01 | | Реагировать на соприкосновении с игрушками |
36 | 4.Игровые упражнения с металлическими колокольчиками, деревянными шариками, упражнения на поочередное вкладывание в руку игрушек. | 24.01 | | Реагировать на соприкосновении с игрушками |
37 | 5.Повторение пройденного материала в сочетании с сеансом музыкотерапии. | 26.01 | | Реагировать на соприкосновении с игрушками и музыку |
38 | 6. Игра с ваткой, перышком. Игры « Этот пальчик гриб нашел…», «Наши ручки». | 31.01 | | Реагировать на соприкосновении с мягкими поверхностями: ваткой, перышком, кисточками и др. |
39 | 7.Соприкосновение с ватным мягким тампоном, перышком, кисточками разной жесткости. | 2.02 | | Реагировать на соприкосновении с мягкими поверхностями: ваткой, перышком, кисточками и др. |
40 | 8. Соприкосновение с ватным мягким тампоном, перышком, кисточками разной жесткости. Игра с ваткой, перышком. | 7.02 | | Реагировать на соприкосновении с мягкими поверхностями: ваткой, перышком, кисточками и др. |
41 | 9. Соприкосновение с ватным мягким тампоном, перышком, кисточками разной жесткости. Игра с ваткой, перышком. | 9.02 | | Реагировать на соприкосновении с мягкими поверхностями: ваткой, перышком, кисточками и др. |
42 | 10. Игровые упражнения « Этот пальчик гриб нашел…», «Наши ручки». | 14.02 | | Развивать тактильное восприятие и мелкую моторику пальцев рук |
43 | 11. Игровые упражнения « Этот пальчик гриб нашел…», «Наши ручки». | 16.02 | | Развивать тактильное восприятие и мелкую моторику пальцев рук |
44 | 12.Повторение пройденного материала в сочетании с сеансом музыкотерапии. | 21.02 | | Реагировать на соприкосновении с мягкими поверхностями и музыку |
45 | 13. Соприкосновение с предметами округлой и продолговатой формы (резиновый мячик – гладкий, теннисный мячик – мохнатый, массажный мячик – колючий и др.). | 28.02 | | Реагировать на соприкосновении с предметами округлой и продолговатой формы |
46 | 14. Соприкосновение с предметами округлой и продолговатой формы (резиновый мячик – гладкий, теннисный мячик – мохнатый, массажный мячик – колючий и др.). | 2.03 | | Реагировать на соприкосновении с предметами округлой и продолговатой формы |
47 | 15.Игровые упражнения с использованием предметов округлой формы. | 7.03 | | Реагировать на соприкосновении с предметами округлой и продолговатой формы |
48 | 16.Игровые упражнения с использованием предметов округлой формы. | 9.03 | | Реагировать на соприкосновении с предметами округлой и продолговатой формы |
49 | 17.Повторение пройденного материала в сочетании с сеансом музыкотерапии. | 14.03 | | Реагировать на соприкосновении с предметами округлой и продолговатой формы и музыку |
50 | 18. Соприкосновении с предметами с различными поверхностями (деревянная палочка гладкая и рифлёная, колючая шишка, ветка от дерева, гладкий камень). | 16.03 | | Реагировать на соприкосновении с предметами с различными поверхностями |
51 | 19. Соприкосновении с предметами с различными поверхностями (деревянная палочка гладкая и рифлёная, колючая шишка, ветка от дерева, гладкий камень). | 21.03 | | Реагировать на соприкосновении с предметами с различными поверхностями |
52 | 20. Игровые упражнения с использованием предметов с различными поверхностями (деревянная палочка гладкая и рифлёная, колючая шишка, ветка от дерева, гладкий камень). | 23.03 | | Реагировать на соприкосновении с предметами с различными поверхностями |
53 | 21. Игровые упражнения «Коза рогатая», «Маленькие ножки …», «Это я?» | 4.04 | | Развивать тактильное восприятие и мелкую моторику пальцев рук |
54 | 22.Повторение пройденного материала в сочетании с сеансом музыкотерапии. | 6.04 | | Реагировать на соприкосновении с предметами с различными поверхностями и музыку |
55 | 23. Активизация тактильных ощущений с помощью распыления воды из пульверизатора (спрэя) комнатной температуры. | 11.04 | | Реагировать на распыления воды из пульверизатора |
56 | 24. Игровые упражнения с применением расслабляющего вибрационного массажа. | 13.04 | | Реагировать на расслабляющий вибрационный массаж |
57 | 25. Игровые упражнения « Море волнуется раз…» и др. | 18.04 | | Развивать тактильное восприятие и мелкую моторику пальцев рук |
58 | 26.Массирование тела воздушным шариком, мехом, шерстяным лоскутом, щеткой, звучащей игрушкой. | 20.04 | | Реагировать на массаж различными предметами |
59 | 27.Игровые упражнения « Наша птичка», «Рельсы. Рельсы…» и др. | 25.04 | | Развивать тактильное восприятие и мелкую моторику пальцев рук |
60 | 28.Разминание (движения, позволяющие растирать мышцы и группы мышц) | 27.04 | | Реагировать на разминание мышц |
61 | 29.Массирование тела воздушным шариком, мехом, шерстяным лоскутом, щеткой, звучащей игрушкой. | 2.05 | | Реагировать на массаж различными предметами |
62 | 30.Массирование рук, ног теплыми предметами с проговаривание потешек, детских четверостиший и др. | 4.05 | | Реагировать на массаж различными предметами |
63 | 31.Массирование рук, ног теплыми предметами с проговаривание потешек, детских четверостиший и др. | 11.05 | | Реагировать на массаж различными предметами |
64 | 32.Массирование рук, ног теплыми предметами с проговаривание потешек, детских четверостиший и др. | 16.05 | | Реагировать на массаж различными предметами |
65 | 33. Игровые упражнения. | 18.05 | | Развивать тактильное восприятие и мелкую моторику пальцев рук |
66 | 44.Диагностика тактильного восприятия. | 23.05 | | Реагировать на прикосновение и различные соприкосновения |
67 | 35. Диагностика тактильного восприятия. | 25.05 | | Реагировать на прикосновение и различные соприкосновения |
- «Ладушки» и др.