СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекционная школа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа по предмету "Тактильная стимуляция" для 7 класса поможет при составлении своих программ.

Просмотр содержимого документа
«Коррекционная школа»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕРОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«АЗОВСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА №7»



Рассмотрена и рекомендована

Протокол № 1 заседания МО

учителей-дефектологов

от «26» августа 2016г.

Руководитель МО

__________ /Ж. В. Бабенко/



Утверждена

Директор ГКОУ РО

Азовской школы №7

________ /И.П. Попова/

Приказ №_____

от « » августа 2016г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по предмету «Тактильной стимуляция»


7 класса для учащихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) основного общего образования



Количество часов: 67 часов


Учитель: Симакова Любовь Борисовна










2016/2017

учебный год






Пояснительная записка


Адаптированная рабочая программа по предмету «Тактильная стимуляция» для 7 класса разработана на основе проекта программы «Сенсорная стимуляция детей и подростков с глубокой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой и Н.Н. Яковлевой, допущенной Министерством образования и науки РФ, в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании» и на основании следующих документов:

- приказа Минобразования Ростовской области «О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ» от 08.08.2014 г. № 24/4.1.1-4851/м;

- письма Минобрнауки РФ от 03.03.2016 г. № 08-334 «О примерной структуре рабочих программ учителя»;

- адаптированной основной образовательной программы основного общего образования ГКОУ РО Азовской школы №7;

- учебного плана ГКОУ РО Азовской школы №7;

- годового календарного учебного плана-графика работы ГКОУ РО Азовской школы №7;

- положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) педагогов ГКОУ РО Азовской школы №7.

В соответствии с «Конвенцией о правах ребенка» (1989 г.) и «Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей» (1993 г.), каждому ребенку должно быть гаран­тировано право на развитие, воспитание и образование в соответ­ствии с его индивидуальными возможностями. Положения, отра­женные в этих документах, распространяются на всех детей, в том числе и на детей с умеренной и тяжелой умственной отстало­стью.

На современном этапе развития коррекционной педагогики экспериментально и практически установлено, что включение детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в систему коррекционно-развивающей работы приводит к тому, что они мо­гут овладеть элементарными способами общения, специфиче­скими для человека видами элементарной бытовой и предметно-практической деятельности, свойственными только человеку формами поведения. При этом меняется их личностный облик.

В настоящее время в системе социального обеспечения и образования используются отдельные формы оказания коррекционной помощи лицам с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Они реализуются исходя из современных тенденций в условиях специальных школ, в которых открываются классы для названной категории учащихся. В то же время значительное количество детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью воспитывается в учреждениях социального обеспечения: в психоневрологических интернатах, в различных социальных центрах. Место пребывания лиц с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, статус учреждения, которое они посещают, не должны являться препятствием для оказания им образовательных услуг, которые определяются их индивидуально-типологическими особенностями. Таким образом, потребности образования лиц с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, с одной стороны, факторы и пока­затели их интеллектуального, физического, речевого и эмоцио­нального развития, с другой стороны, требуют определения целей и задач их образования, методов и принципов их обучения.

Поскольку умственная отсталость – необратимое явление, дети с нарушением интеллекта не могут в полном объеме освоить общеобразовательную программу, в связи с чем, они получают не цензовое образование. В целом образовательные перспективы этих детей во многом определяются глубиной имеющегося недоразвития, его структурой, своевременностью начатой коррекционно-педагогической работы.

При разработке адаптированной программы по предмету «Тактильная стимуляция» учитывались индивидуальные психофизиологические особенности учеников. Дети способны лишь к элементарным действиям. Двигательные реакции их хаотичны, стереотипны. Отмечаются значительные трудности в сосредоточении взгляда на предметах. Грубые нарушения зрительно-моторной координации. Слабый интереса к предметам или отсутствие его указывают на то, что дети плохо владеют целенаправленными действиями, не стремятся к какому-либо результату своих действий. Не всегда реакции детей соответствуют силе раздражителя. Эмоциональный фон спокойный.

Коррекционная направленность реализации программы обеспечивается через использование в образовательном процессе специальных методов и приемов, создание специальных условий.


Цели учебного предмета

Включение детей с тяжелой (глубокой) умственной отсталостью в специально организованную образовательно-развивающую среду, организация своевременного квалифицированного обучения детей, учитывающего их психофизические и возрастные особенности и направленного на преодоление дефектов развития, адекватное включение их в окружающую социальную среду.

Создание комфортных коррекционно-развивающих условий, способствующих коррекции и развитию познавательных процессов и личностных особенностей учащихся. Создание атмосферы принятия и взаимопонимания в детском коллективе. Создание предпосылок для развития рук.

Задачи программы

Диагностировать и развивать наглядно-действенное мышление, память. Создать условия для формирования элементарных обще учебных умений и навыков. Создать условия для формирования реагирования на безопасные тактильные раздражители. Сформировать условия для знакомства с элементарными способами обследования фактуры предметов. Создать условия для коррекции и развития эмоционально-волевой сферы детей.

Объём программы (суммарно в год) и количество часов в неделю

Рабочая программа в соответствии с учебным планом ГКОУ РО Азовской школы №7 на 2016-2017 учебный год рассчитана на 68 часов (исходя из 34 учебных недель в году), 2 часа в неделю. Согласно годовому календарному учебному плану-графику получается 67 часов.

Место и роль учебного курса, предмета в достижении учащимися планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы школы

Коррекционная направленность реализации программы «Тактильная стимуляция» обеспечивается через использование в образовательном процессе специальных методов и приемов, создание специальных условий освоения программы:

- Учит развивать восприятие окружающего мира и служит предпосылкой для усвоения сенсорных эталонов.

- Стимулирует развития адекватной чувствительности тела с помощью специальных упражнений.

- Побуждает обучающегося к выражению тактильных предпочтений, к адекватному реагированию на безопасные тактильные раздражители как вербальные, так и не вербальные. - Развивает понимания свойств исследуемых предметов и совершаемых с ними действий на основе речи.







































Содержание учебного предмета


Обучающиеся с тяжелой и глубокой умственной отсталостью поисковыми способами ориентировки овладевают на примитивном уровне, поэтому обучение восприятию тактильных раздражителей имеет специфические особенности. Необходимым условием организации и проведения тактильных упражнений является их пошаговое освоение. Не всегда ответные реакции детей (двигательные, кожные, эмоциональные) соответствуют силе раздражителя. В связи с этим сначала организуется спокойное, медленное освоение пассивного способа обследования (рукой взрослого - совместные обследовательские действия взрослого с обучающимся ребенком). При нормализации тактильных ощущений соотношение пассивных, пассивно-активных и активных движений изменяется в пользу последних.

Тактильная стимуляция учит развивать восприятие окружающего мира и служит предпосылкой для усвоения сенсорных эталонов. Развитие понимания свойств исследуемых предметов и совершаемых с ними действий на основе речи:

  • мягкий — твердый, пушистый — гладкий, горячий — холодный, мокрый — сухой, маленький — большой;

  • возьми, положи, сложи, брось, достань, дай, передай, шлепай, поставь, кати, катай и др.

Обогащает и развивает сенсорный опыт с помощью игровых действий и разнообразных видов детского творчества:

  • игры с водой, снегом;

игрушками из материалов с различной фактурой.
























Учебно-тематическое планирование

Содержательные линии

Кол-во часов

Коррекционно-развивающие задачи

Основные виды учебной деятельности

1.

Диагностика тактильного восприятия.

2

Создание условий для стимуляции реакции учащихся на прикосновения.

Создание условий для развития тактильных ощущений обучающихся, стимулируя их реакции на соприкосновение.


Вербальный и не вербальный контакт для отслеживания реакций ребенка при:

  • держании за руку при общении с ребенком,

  • пении педагогом спокойных песен,

  • нежном поглаживании ребенка по голове, рукам и др.

2.

Стимуляция тактильных ощущений обучающихся с помощью прикосновений.

30

Приучение обучающихся к адекватному реагированию на безопасные тактильные раздражители. Стимулирование длительного эмоционально окрашенного взаимодействия обучающихся с учителем с помощью различных тактильных раздражителей: прикосновение, поглаживания, ласковые щекотания.

Создание условий для развития зрительного, слухового, тактильного восприятия, наглядно-действенного мышления, сенсорных ощущений.

Создание условий для развития адекватной реакции при контакте с другими людьми.

Отслеживание эмоциональных реакций на прикосновения, сопровождаемые словами, напеванием песенок, проговаривание потешек, слушания в записи классической и духовной музыки, как релаксирующего фона.

Развитие тактильной чувствительность тела, кистей рук.

Вырабатывание «Прослеживающего взгляда» (концентрация взгляда на неподвижном предмете, прослеживание взглядом за движущимся предметом).

Развитие способности произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.

Развитие тонкой моторики пальцев рук.

3.

Стимуляция тактильных ощущений обучающихся при соприкосновении с различными материалами.


35

Создание условий для развития тактильной стимуляции при соприкосновении с материалами различной фактуры, температуры, плотности.

Создание условий для активизации тактильных ощущений в ходе вибрационной стимуляции.


Выражение эмоциональных реакций на соприкосновения с различными материалами:

  • с материалами различной температуры (холодный, тёплый);

  • соприкосновении с ватным мягким тампоном, перышком, кисточками разной жесткости;

  • предметов округлой и продолговатой формы;

  • предметами с различными поверхностями;

  • в ходе вибрационной стимуляции и др.


Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема урока

Дата проведения

Планируемые результаты

план

факт

Диагностика тактильного восприятия (2)

1

1.Знакомство. Стимулирование первичных тактильных ощущений при общении с педагогом.

1.09


Установить тактильный контакта с ребенком

2

2.Стимулирование первичных тактильных ощущений при общении с педагогом.

6.09


Установить тактильный контакта с ребенком

Стимуляция тактильных ощущений обучающихся с помощью прикосновений (30)

3

1. Поглаживание ребенка по голове, лицу и руке во время звучания приятной музыки.

8.09


Развивать тактильные ощущения на поглаживание

4

2. Держание за руку при общении с ребенком.

13.09


Развивать тактильные ощущения на держание за руку

5

3. Поглаживание ребенка по голове, лицу и руке во время звучания приятной музыки.

15.09


Развивать тактильные ощущения на поглаживание

6

4. Игровое упражнение «Кто у нас хороший?», «Это я?».

20.09


Развивать тактильное восприятие и мелкую моторику пальцев рук

7

5.Поглаживание головы шеи, рук, ног, легкий вибромассаж во время звучания приятной расслабляющей музыки.

22.09


Реагировать на поглаживание и вибромассаж

8

6.Поглаживание головы шеи, рук, ног, легкий вибромассаж во время звучания приятной расслабляющей музыки.

27.09


Реагировать на поглаживание и вибромассаж

9

7. Игровые упражнения « Сорока ворона», «Это я?».

29.09


Развивать тактильное восприятие и мелкую моторику пальцев рук

10

8. Ощупывание и массирование рук и ног детей.

4.10


Реагировать на ощупывание и массирование

11

9. Ощупывание и массирование рук и ног детей.

6.10


Реагировать на ощупывание и массирование

12

10.Игровое упражнение «Маленькие ножки бегут по дорожке», «Это я?».

11.10


Развивать тактильное восприятие и мелкую моторику

13

11.Поглаживание ребёнка с проговариванием потешек, детских четверостиший.

13.10


Реагировать на поглаживание

14

12.Поглаживание ребёнка с проговариванием потешек, детских четверостиший.

18.10


Реагировать на поглаживание

15

13.Поглаживание ребёнка с проговариванием потешек, детских четверостиший.

20.10


Реагировать на поглаживание

16

14. Повторение пройденного материала в сочетании с музыкотерапией.

25.10


Реагировать на ощупывание, массирование, поглаживание и музыку

17

15.Поглаживание ребёнка с небольшим давлением с проговариванием потешек, детских четверостиший.

27.10


Реагировать на поглаживание

18

16.Поглаживание ребёнка с небольшим давлением с проговариванием потешек, детских четверостиший.

8.11


Реагировать на поглаживание

19

17.Поглаживание ребёнка с небольшим давлением с проговариванием потешек, детских четверостиший.

10.11


Реагировать на поглаживание

20

18.Поглаживание ребёнка с небольшим давлением с проговариванием потешек, детских четверостиший.

15.11


Реагировать на поглаживание

21

19.Повторение пройденного материала в сочетании с музыкотерапией.

17.11


Реагировать на поглаживание и музыку

22

20.Растирание, поглаживание, похлопывание ребенка.

22.11


Реагировать на поглаживание, растирание, похлопывание

23

21.Растирание, поглаживание, похлопывание ребенка.

24.11


Реагировать на поглаживание, растирание, похлопывание

24

22.Игровое упражнение «Жили у бабуси два веселых гуся…»,

« Это я?».

29.11


Развивать тактильное восприятие и мелкую моторику пальцев рук

25

23.Разминание мышц ребёнка.

1.12


Реагировать на разминание мышц

26

24.Разминание мышц ребёнка.

6.12


Реагировать на разминание мышц

27

25.Разминание мышц ребёнка.

8.12


Реагировать на разминание мышц

28

26.Растирание, поглаживание, похлопывание ребенка.

13.12


Реагировать на поглаживание, растирание, похлопывание

29

27.Растирание, поглаживание, похлопывание ребенка.

15.12


Реагировать на поглаживание, растирание, похлопывание

30

28.Игровое упражнение «Ладушки»

20.12


Развивать тактильное восприятие и мелкую моторику пальцев рук

31

29. Игровые упражнения между учителем и детьми.

23.12


Развивать тактильное восприятие и мелкую моторику пальцев рук

32

30. Игровые упражнения между учителем и детьми.

27.12


Развивать тактильное восприятие и мелкую моторику пальцев рук

Стимуляция тактильных ощущений обучающихся при соприкосновении с различными материалами (35).

33

1.Стимулирование тактильных ощущений при соприкосновении с материалами различной температуры (холодный, тёплый).

12.01


Реагировать на соприкосновении с материалами различной температуры

34

2.Стимулирование тактильных ощущений при соприкосновении с материалами различной температуры (холодный, тёплый).

17.01


Реагировать на соприкосновении с материалами различной температуры

35

3.Игровые упражнения с металлическими колокольчиками, деревянными шариками, упражнения на поочередное вкладывание в руку игрушек.

19.01


Реагировать на соприкосновении с игрушками

36

4.Игровые упражнения с металлическими колокольчиками, деревянными шариками, упражнения на поочередное вкладывание в руку игрушек.

24.01


Реагировать на соприкосновении с игрушками

37

5.Повторение пройденного материала в сочетании с сеансом музыкотерапии.

26.01


Реагировать на соприкосновении с игрушками и музыку

38

6. Игра с ваткой, перышком. Игры « Этот пальчик гриб нашел…», «Наши ручки».

31.01


Реагировать на соприкосновении с мягкими поверхностями: ваткой, перышком, кисточками и др.

39

7.Соприкосновение с ватным мягким тампоном, перышком, кисточками разной жесткости.

2.02


Реагировать на соприкосновении с мягкими поверхностями: ваткой, перышком, кисточками и др.

40

8. Соприкосновение с ватным мягким тампоном, перышком, кисточками разной жесткости. Игра с ваткой, перышком.

7.02


Реагировать на соприкосновении с мягкими поверхностями: ваткой, перышком, кисточками и др.

41

9. Соприкосновение с ватным мягким тампоном, перышком, кисточками разной жесткости. Игра с ваткой, перышком.

9.02


Реагировать на соприкосновении с мягкими поверхностями: ваткой, перышком, кисточками и др.

42

10. Игровые упражнения « Этот пальчик гриб нашел…», «Наши ручки».

14.02


Развивать тактильное восприятие и мелкую моторику пальцев рук

43

11. Игровые упражнения « Этот пальчик гриб нашел…», «Наши ручки».

16.02


Развивать тактильное восприятие и мелкую моторику пальцев рук

44

12.Повторение пройденного материала в сочетании с сеансом музыкотерапии.

21.02


Реагировать на соприкосновении с мягкими поверхностями и музыку

45

13. Соприкосновение с предметами округлой и продолговатой формы (резиновый мячик – гладкий, теннисный мячик – мохнатый, массажный мячик – колючий и др.).

28.02


Реагировать на соприкосновении с предметами округлой и продолговатой формы

46

14. Соприкосновение с предметами округлой и продолговатой формы (резиновый мячик – гладкий, теннисный мячик – мохнатый, массажный мячик – колючий и др.).

2.03


Реагировать на соприкосновении с предметами округлой и продолговатой формы

47

15.Игровые упражнения с использованием предметов округлой формы.

7.03


Реагировать на соприкосновении с предметами округлой и продолговатой формы

48

16.Игровые упражнения с использованием предметов округлой формы.

9.03


Реагировать на соприкосновении с предметами округлой и продолговатой формы

49

17.Повторение пройденного материала в сочетании с сеансом музыкотерапии.

14.03


Реагировать на соприкосновении с предметами округлой и продолговатой формы и музыку

50

18. Соприкосновении с предметами с различными поверхностями (деревянная палочка гладкая и рифлёная, колючая шишка, ветка от дерева, гладкий камень).

16.03


Реагировать на соприкосновении с предметами с различными поверхностями

51

19. Соприкосновении с предметами с различными поверхностями (деревянная палочка гладкая и рифлёная, колючая шишка, ветка от дерева, гладкий камень).

21.03


Реагировать на соприкосновении с предметами с различными поверхностями

52

20. Игровые упражнения с использованием предметов с различными поверхностями (деревянная палочка гладкая и рифлёная, колючая шишка, ветка от дерева, гладкий камень).

23.03


Реагировать на соприкосновении с предметами с различными поверхностями

53

21. Игровые упражнения «Коза рогатая», «Маленькие ножки …», «Это я?»

4.04


Развивать тактильное восприятие и мелкую моторику пальцев рук

54

22.Повторение пройденного материала в сочетании с сеансом музыкотерапии.

6.04


Реагировать на соприкосновении с предметами с различными поверхностями и музыку

55

23. Активизация тактильных ощущений с помощью распыления воды из пульверизатора (спрэя) комнатной температуры.

11.04


Реагировать на распыления воды из пульверизатора

56

24. Игровые упражнения с применением расслабляющего вибрационного массажа.

13.04


Реагировать на расслабляющий вибрационный массаж

57

25. Игровые упражнения « Море волнуется раз…» и др.

18.04


Развивать тактильное восприятие и мелкую моторику пальцев рук

58

26.Массирование тела воздушным шариком, мехом, шерстяным лоскутом, щеткой, звучащей игрушкой.

20.04


Реагировать на массаж различными предметами

59

27.Игровые упражнения « Наша птичка», «Рельсы. Рельсы…» и др.

25.04


Развивать тактильное восприятие и мелкую моторику пальцев рук

60

28.Разминание (движения, позволяющие растирать мышцы и группы мышц)

27.04


Реагировать на разминание мышц

61

29.Массирование тела воздушным шариком, мехом, шерстяным лоскутом, щеткой, звучащей игрушкой.

2.05


Реагировать на массаж различными предметами

62

30.Массирование рук, ног теплыми предметами с проговаривание потешек, детских четверостиший и др.

4.05


Реагировать на массаж различными предметами

63

31.Массирование рук, ног теплыми предметами с проговаривание потешек, детских четверостиший и др.

11.05


Реагировать на массаж различными предметами

64

32.Массирование рук, ног теплыми предметами с проговаривание потешек, детских четверостиший и др.

16.05


Реагировать на массаж различными предметами

65

33. Игровые упражнения.

18.05


Развивать тактильное восприятие и мелкую моторику пальцев рук

66

44.Диагностика тактильного восприятия.

23.05


Реагировать на прикосновение и различные соприкосновения

67

35. Диагностика тактильного восприятия.

25.05


Реагировать на прикосновение и различные соприкосновения


Учебно-методические средства обучения

Материально-техническое оснащение образовательного процесса


Приложение 1

  1. Предметы округлой формы: воздушные шарики, мячи и др.

  2. Звучащие игрушки.

  3. Мягкие, пушистые, гладкие, жесткие поверхности, например кусочки меха.

  4. Различные по фактуре кусочки ткани, лоскутки.

  5. Природный материал (снег, лед, вода).

  6. Различные поверхности: влажная, сухая, мягкая, твердая.

  7. Вафельное и махровое полотенца.

  8. Щётки.

  9. CD-диски, магнитофон и др.


Приложение 2

Литературный материал

Игры:

- «Кто я»,

- «Кто у нас хороший?»,

- «Коза рогатая»,

- «Наши ручки»,

- «Маленькие ножки …»,

- «Это я?»

- « Море волнуется раз…»

- «Ладушки» и др.