СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коспект урока чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Коспект урока чтения»

БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«МЕЗЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»






Технологическая карта пробного урока русского языка,

проведённого студенткой 42 группы

специальности 44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании»

во 2 «А» классе школы № 12 г. Орла

по теме: «Перенос слова»

Белолипецкой Марией Александровной





Методист:__________________/Карелина Ю.Л./

Учитель:___________________/Анохина Л.И./

Дата проведения: 16.10.18

Оценка:____________


Орёл, 2018



Технологическая карта

Предмет Чтение Класс

Базовый УМК «Школа России»

Тема урока Познавательный характер произведения Берестова «Хитрые грибы», «Грибы».

Цель урока  Создание условий для формирования умения выявлять различия между стихотворным художественным и прозаическим научным текстом, через знакомство учащихся со стихотворением В. Берестова «Хитрые грибы» и научной статьёй о грибах

Тип урока ОНЗ

Планируемые результаты:

Познавательные УУД:

- умение извлекать нужную информацию из текста, иллюстраций, дополнительных источников;

- умение ориентироваться в учебнике;

- умение находить вопросы в тексте;

- умение сравнивать, классифицировать, делать выводы;

- умение делать предположения и обосновывать их, выбирать критерии для обоснования своего суждения;

- умение выделять, формулировать познавательные цели, проблемы

Коммуникативные УУД:

- умение слушать и понимать других;

- умение правильно оформлять свои мысли;

- умение грамотно строить речевые высказывания;

- умение работать в паре;

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные УУД:

-умение прогнозировать работу;

-умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Личностные УУД:

- умение высказывать своё отношение к событиям;

-умение выражать эмоции.

Ресурсы и оборудование Учебник для второго класса «Литературное чтение» Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий 2011, карточки, наглядный материал.


п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

1

Мотивация (самоопределение к учебной деятельности) (1-2 мин.)

Цель: основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Здравствуйте. Меня зовут Мария Александровна

-Прозвенел звонок. А это, значит начинается урок литературного чтения. Мы рады приветствовать гостей в нашем классе. Пусть всем нам сегодня здесь будет светло: Гостям - уютно, а нам - легко.

- Сегодняшний урок я хочу начать такими словами «Добрые люди день начинают работой»

-А к вам относятся эти слова?

Приветствуют учителя







 - Да, мы тоже – работаем – учимся, это тоже труд.

Познавательные УУД:

- умение делать предположения и обосновывать их, выбирать критерии для обоснования своего суждения;


2

Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии (5-6 мин).

Цель этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

-Произведения какого раздела учебника мы читаем?

- Какие произведения мы читали? Назовите.





- Чем хороша осень?

-Люблю природу русскую. Осень

-Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной»,

К.Бальмонт «Поспевает брусника…»,

А.Фет «Ласточки пропали», А.Плещеев «Осень наступила» и др.


- Деревья в разноцветном уборе, листопад, птицы стаями улетают в теплые края, созревают овощи, фрукты, в лесу много грибов











Познавательные УУД:

- Самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели, проблемы

Коммуникативные УУД:

- умение правильно оформлять свои мысли;

- умение грамотно строить речевые высказывания;

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Личностные УУД:

- развивать познавательные интересы, учебные мотивы;


3

Выявление места и причины затруднения (2 мин).

Цель - организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

-Сегодня на урок я вам принесла что-то интересное… (На доске прикреплены грибы с листами, на которых записаны загадки)

Золотистые ... -

Очень дружные сестрички.

Ходят в рыженьких беретах,

Осень в лес приносят летом.

Лисички

Он в лесу стоял,

Никто его не брал,

В красной шапке модной,

Никуда не годный.

Мухомор

Нет грибов дружней, чем эти, -

Знают взрослые и дети -

На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу.

Опята

Не спорю - не белый,

Я, братцы, попроще.

Расту я обычно

В берёзовой роще.

Подберезовик

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту -

Зовусь я - …

Подосиновик








Отгадывают загадки

Коммуникативные УУД:

- умение правильно оформлять свои мысли;

- умение грамотно строить речевые высказывания;


4

Построение проекта выхода из затруднения (постановка цели) (1—2 мин).

Цель - постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.

-Как вы думаете, зачем нам на уроке чтения грибы?

- Как считаете, с чем познакомимся сегодня на уроке?

А чему будем учиться на уроке чтения?


Высказывают предположения

Ставят учебные задачи


Личностные УУД:

- развивать познавательные интересы, учебные мотивы;

- интерес к изучению предмета

Регулятивные УУД:

-умение прогнозировать работу;

5

Реализация построенного проекта (10-15 мин)

Цель - построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

Работа с текстом «Грибы», с.77

- Скажите, а грибы - это растение или нет?

- Чтобы ответить на этот вопрос, прочитаем текст в учебнике на с.77

Первичное чтение,(с.77)



Беседа

– Так что же такое грибы?





Повторное чтение текста вслух

- Прочитаем текст самостоятельно, запоминая о каких грибах говорится в этом тексте?

-Дети, а кто является автором этого текста?

– Кто знает, что такое энциклопедия?

-Где мы можем найти точный ответ?

Давайте посмотрим в толковом словаре Ожегова.

-Есть разные энциклопедии …

(Учитель демонстрирует энциклопедии.)




Предположения детей


Читает ученик


-Это особое царство природы, которое так и называется грибы



-В тексте говорится о подберезовиках, подосиновиках, белом грибе, мухоморе






Автора нет. Написано, что текст взят из энциклопедии.)

Предположения детей

-Спросить у взрослых, посмотреть в словаре, в интернете

Читает ученик


Коммуникатив

ные УУД:

- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

Познавательные УУД:

- умение сравнивать, делать выводы;

- умение делать предположения и обосновывать их, выбирать критерии для обоснования своего суждения;

Личностные УУД:

-развивать познавательные интересы, учебные мотивы;



Физкультминутка

Свежий воздух мы вдохнём –
За грибами все пойдём:
Друг за другом по тропинке,
А в руках у нас корзинки.
Вот болотце впереди
Как же нам его пройти?
Встанем на носочки, 
Прыгнем мы на кочку.
На полянке у реки
Мы увидели грибы.
Их в корзинку соберём
И в обратный путь пойдём



6

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Основной целью этапа первичного закрепления с проговариванием во внешней речи является усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

Работа над произведением В.Берестова «Хитрые грибы».

Подготовка к восприятию.

-Кому из вас приходилось собирать грибы? Расскажите.

–А сейчас мы узнаем, какой случай произошел с писателем Валентином Дмитриевичем Берестовым, отправившимся в лес за грибами .

( Поэт родился в 1928 г. в городе Мещовка Калужской области. Свою любовь к детской литературе будущий писатель и поэт принес из раннего детства, в 4 года он уже научился хорошо читать. Свои стихи начал писать с детства )

-Прочтите название стихотворения В. Берестова,.

-Как вы думаете, о чем пойдет речь в этом стихотворении, почему автор называет грибы « хитрыми »?

Первичное восприятие текста (аудиозапись)

Беседа.

- Верны ли были ваши предположения? Почему автор назвал грибы « хитрыми »?

-Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?

Чтение стихотворение про себя.

-Прочитайте стихотворение, обращая внимание на знаки препинания, найдите слова, значение которых вам непонятно

Чтение вслух

Словарная работа(картинки)

Лукошко- небольшая корзинка для грибов из прутьев

-Подберите синоним к этому слову

Кочка -бугорок на сырой или заболоченной земле. (картинка)

Беседа по содержанию в сочетании с выборочным чтением.

-Прочтите строки, в которых говорится, где искал автор грибы.


-Прочтите строки, которые вызвали у вас улыбку.


-Нравятся ли автору «хитрые грибы»? Докажите словами из текста.( грибочки)

-Как вы думаете, мог ли автор на самом деле перепугать грибы большой корзиной?

Работа над выразительным чтением стихотворения.

- Будем учиться читать стихотворение выразительно.

-Найдите в тексте восклицательное предложение.

Давайте прочитаем его с правильной интонацией.(2-3 человека)

-Прочтите вопросительное предложение.


-Какое слово надо выделить голосом?

-Прочтите выразительно это предложение.

Несколько детей читают стихотворения целиком.

-Чьё чтение вам понравилось больше? Почему?








Предположения детей





Ответы детей


Ответы детей








Чтение стихотворения











-Я заглядывал под кочки, под берёзовые пни…

-Видно я большой корзиной все грибы перепугал..

-Грибочки


Предположения детей





-Ох и хитрые грибочки!



-Где же спрятались они?

-Где




Ответы детей



Познавательные УУД:

- умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить высказывания

Регулятивные УУД:

- контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения


7

. Самоконтроль с самопроверкой по эталону (4-5 мин).

Цель - интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях.

Работа в парах

-Сейчас вы прочитаете новую информацию о грибах. Будьте внимательны.

Определите, какая информация, по вашему мнению, просто интересная, а какая –важная (важная- напишем «!», интересная – «+»).

-Ребята, а зачем мы отмечали важную и интересную информацию?


У многих грибников есть свои заветные места — опушки, поляны, где они каждый год собирают богатый грибной урожай. А ведь грибочки хитрые! Любят, как говорят в народе, «за нос водить». То спрячутся под густой темной елью, то схоронятся в высоких травах возле мшистого пенька, то укроются упавшим листочком. Пройдешь мимо и не заметишь!


Многие грибники знают, что если стоят сухие знойные дни, грибы дружно прячутся под кустами, а после дождей весело разбегаются по полянкам и опушкам.


Знаете ли вы, ребята, как правильно срезать грибы? Можно ли вырывать грибы с корнем?


Верно! Грибы нельзя вырывать из земли вместе с грибницей! Погубив грибницу, вы не найдете больше на этом месте грибов. А ведь грибницы некоторых грибов живут сотни лет!


Если вы нашли лесной клад — молодой свежий гриб, его нужно срезать ножом, а грибницу слегка присыпать землей, прикрыть палой листвой или веточкой хвои и крепко прижать ладонью, чтобы на следующий год здесь снова вырос гриб.

Отмечают знаками информацию

Коммуникативные УУД: Формировать умение учебного сотрудничества,

коллективного обсуждения проблем, предположений


8

Включение в систему знаний и повторение (10-15 мин).

Основной целью этапа включения в систему знаний и повторения является повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний, повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

Сравнение художественного текста и научного.

– Сравните два текста, которые мы сегодня изучали.

- Какой из этих текстов написал учёный, а какой-поэт?

– Можно сказать, что у них есть что-то общее?

– А чем они отличаются?

– Как вы думаете, чем еще отличается стихотворение от статьи?

– Да, поэты видят красоту природы в любое время года, и они передают свои впечатления, чувства, настроение с помощью слов. Мы – читатели – эти чувства ощущаем. В стихотворении есть созвучные строки – рифмы, которые делают речь музыкальной и ритмичной.

– А в статье ученый на конкретных примерах объясняет, что происходит вокруг, описывает факты, события, научные сведения.

Предположения детей

-Да, у них одна тема – грибы.

-Одно произведение – стихотворение, а другое –проза, научная статья. Стихотворение написал поэт, а статью – ученый.)

-Когда мы слушали стихи, то мы чувствовали радость или печаль, нам было смешно или грустно, перед нами оживали описываемые картины природы, мы представляли, как прячутся от большой корзины “хитрые” грибы. Когда мы слушали научную статью о грибах, то мы просто узнали, что такое грибы и какие есть грибы.)

Познавательные УУД:

- умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить высказывания

Регулятивные УУД:

- контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

-формировать умение контролировать процесс и результаты своей деятельности

Личностные УУД:

- умение высказывать своё отношение к событиям;

-умение выражать эмоции.


9

Рефлексия учебной деятельности (3 мин).

Цель - самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

-Ребята, что мы запланировали на уроке, всё ли нам удалось?

Какой вывод мы получили?

-Где в жизни вам могут пригодиться полученные на уроке знания?

-Оцените свою работу на уроке и своё отношение к материалу урока

Раскрасьте шляпу гриба

жёлтый - у меня всё получилось на уроке, я хорошо читал, думал,

зелёный - я не совсем понял материал, иногда испытывал трудности, читал не очень хорошо;

красный- у меня ничего не получилось, было трудно.)

- Наши грибочки мы поместим в корзинку и посмотрим, какой урожай грибов набрали.


Высказывания детей





Самооценка на при помощи цвета




Личностные УУД:

- оценка, самооценка

собственной деятельности на уроке

Коммуникативные УУД:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли