СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Краеведение Донбасса

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Туризм и краеведение - предметы, связанные между собой, постигать которые начал первобытный человек, путешествовавший по Земле. меняя места стоянок. обогащая свои знания и умения на основе имеющихся, тех, которые знали и умели его предки. Традиции, обычаи, совершенствование своей жизнедеятельности, ведёт к развитию человеческого разума, к изменению мировозрения.

Просмотр содержимого документа
«Краеведение Донбасса»

«Утверждаю»

Директор ДОЛ «Ласточка»

Рязанцева Т. Э.




КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


ТУРИСТСКО - КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ


ПО ПРЕДМЕТУ «ТУРИЗМ И КРАЕВЕДЕНИЕ»


ОБЪЕДИНЕНИЯ « ТУРИЗМ И КРАЕВЕДЕНИЕ» (1-го года обучения)




Составитель:

Малеев Иван Николаевич инструктор по туризму

ДОЛ « Ласточка»




Брусино - 2016.





Пояснительная записка.


Туризм и краеведение – предметы, связанные между собой, постигать которые начал первобытный человек, путешествовавший по Земле, меняя места стоянок, обогащая свои знания и умения на основе имеющихся, тех, которые знали и умели его предки. Традиции, обычаи, совершенствование своей жизнедеятельности, ведет к развитию человеческого разума, к изменению мировоззрения.

Пешеходный туризм – самый массовый и самый доступный вид туризма. На пешеходные маршруты по стране ежегодно выходят миллионы людей. Туристический поход сочетает активный, здоровый отдых, познание и освоение окружающего мира. Туризм учит коллективизму, дружбе, дисциплинированности, самостоятельности, инициативе, трудолюбию, взаимопомощи. Участие в походах воспитывает находчивость, мужество и умение выходить из сложных ситуаций.

Цель программы Создание условий для развития физически и нравственно полноценной личности средствами туризма и краеведения, самореализации, социальной адаптации, оздоровления, мотивационного творческого развития и профессионального самоопределения личности.

Программа реализуется через решение следующих задач:


  • удовлетворение потребности учащихся в познании окружающего мира своего родного края;

  • создание условий для формирования разновозрастного детско-юношеского коллектива;

  • усвоения обучающимися туристко - краеведческих знаний и умений, приобретения опыта коммуникативной, эмоциональной, физической и трудовой деятельности, развития потенциальных способностей ребенка;

  • привитие интереса к занятиям по туризму;

  • укрепление здоровья обучающихся;

  • расширение кругозора в области географии, геологии, биологии, картоведения;

  • воспитание бережного отношения к природе и окружающей среде, интереса к родному краю;

  • воспитание целеустремленности, упорства в достижении цели, трудолюбия через различные виды клубной деятельности;

  • подготовка обучающихся к спортивным походам и экспедициям;

  • развитие организаторских способностей;

  • профессиональное самоопределение обучающихся.

Реализация цели и задач данной программы направлены на организацию образовательной и оздоровительной деятельности обучающихся в творческом объединении, на организацию воспитательной работы в объединении, на сплочение детей в единый коллектив.

Данная программа разноуровневая, рассчитана на подготовку обучающихся 5-9 классов. Программа рассчитана на 2 года обучения

Режим работы - занятия проводятся в соответствии с возрастными способностями детей 1 раз по 1 часу соответственно. Объединение юных туристов, обучающихся по этой программе, формируется из воспитанников в количестве не более 15 человек. Прямыми критериями результата усвоения программы служат: рост спортивных достижений, участие в районных и областных туристических соревнованиях школьников.


Ожидаемый результат 1 года обучения:

Должны знать:

Особенности природы родного края, его историю, исторические места, достопримечательности, климат, растительный и животный мир, реки, озера, правила поведения в походе.

Должны уметь:

Ориентироваться по компасу, находить азимут по карте, пользоваться топографическими картами и топографическими знаками, уметь ориентироваться в лесу, разжигать костер в любых условиях, развёртывать и свёртывать бивак, устанавливать и разбирать палатки, определять стороны горизонта по Солнцу, звёздам, местным признакам, оказывать первую доврачебную помощь.

Учебно-тематический план

1 года обучения.


Наименование темы

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Введение в образовательную программу.

1

-----

1

2.

Природа Верхнекамского района. Краеведческая работа в походе.

1

1

2

3.

Организация и подготовка похода.

1

3

4

4.

Организация и проведение похода. Обеспечение безопасности.


2

3

5

5.

Подведение итогов похода.

2

2

3

6.

Ориентирование.

2

3

8

7.

Топографическая подготовка.




8.

Физическая подготовка.

1

3

4

9.

Туристическое снаряжение.

1

1

2

10.

Туристский быт.

1

2

3

11.

Гигиена туриста. Первая доврачебная помощь.

2

1

3

12.

Техника преодоления препятствия.

1

1

2


Итого

21

15

36


Содержание программы 1 года обучения.



Название тем

Количество часов

теория

практика

всего

1

2

3

4

Тема №1

Введение в образовательную программу.

Теоретические занятия:

- Беседа о туризме и о работе кружка.

- Виды туризма: по характеру путешествия: горный, сухопутно-равнинный, подземный (пещерный), подводный, комбинированный; по способу передвижения путешественников: пешеходный, горно-пешеходный, лыжный, велосипедный, шлюпочный, парусный, автомоторный, конный, их особенности.

- Разнообразие форм и содержание туристской деятельности: прогулка, экскурсия, экспедиция, поход (однодневный, походы выходного дня.) по масштабу района: местные и дальние путешествия; по форме организации путешествий: плановый и самодеятельный туризм; в зависимости от целей: походы познавательные, оздоровительные, агитационно-массовые.

- Туристские законы.

- План мероприятий на год.


1


---


1

Тема №2

Природа Верхнекамского района. Краеведческая работа в походе.

Теоретические занятия:

- Физико-географическое положение района. Рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые, внутренние воды, памятники природы, заповедные территории.

- Климат, растительный и животный мир района.

-Охрана природы и окружающей среды.

Практические занятия:

- Составление путевого дневника, описание отдельных участков пути.

- фотографирование в походе.

- Оформление отчетов путешествий, альбомов , уголков туристов.

- Сбор краеведческих материалов.


1















1


2

Тема №3

Организация и подготовка похода.

Теоретические занятия:

- Инструкция по организации и проведению туристских походов, путешествий и экскурсий с учащимися общеобразовательных школ.

- Подбор группы. Определение цели и района похода. Туристские должности в группе, постоянные и временные. Командир группы, заведующий питанием, заведующий снаряжением, штурман, краевед, санитар, фотограф, видеооператор. Дублеры по постоянным должностям.

- Сбор сведений о районе похода (изучение литературы, картографического материала, встреча с людьми, побывавшими в этих местах, просмотр видеоматериалов и т. д.).

- Разработка маршрута, составление плана подготовки похода, плана графика похода, сметы расходов.

- Подбор и подготовка группового и личного снаряжения. Межсезонье и требования, которые оно предъявляет к снаряжению.

- Культура поведения туриста и взаимоотношения с местными жителями. Значение дисциплины в походах.

- Оформление походной документации. Получение разрешения на выход в поход.

- Укладка рюкзака. Типичные ошибки при укладке рюкзака.

Практические занятия:

- Установка палатки, укладка рюкзака.

- Закупка, расфасовка, укладка продуктов.

- Подготовка походной документации. Подготовка группового и специального снаряжения.


1































3


4

Тема №4

Организация и проведение похода. Обеспечение безопасности.

Теоретические занятия:

- Движение по маршруту. Нормы переходов. Строй, темп, режим. - Движение в лесу через кустарники и завалы.

- Меры предосторожности. Страховка и самостраховка.

Обеспечение безопасности — главное требование к каждому туристу похода.

- Основные причины возникновения опасности: дисциплина туристов, плохая подготовка похода, климатические условия.


Практические занятия:

- Поход выходного дня.

- Однодневные походы.

-Движение цепочкой, правила и режим пешего движения, выполнение общественных поручений и заданий.

-Преодоление естественных препятствий: подъемы, спуски по различным склонам, движение по густому подлеску- Страховка и самостраховка.

- Развертывание и свертывание бивуака.

- Работа с картами и компасами. Ведение группы по заданному азимуту.

-Ориентирование по компасу, карте, небесным светилам,

- Ведение дневниковых записей.

Фотографирование на заданную тему. Сбор экспонатов.


2























3


5

Тема № 5

Подведение итогов похода.

Теоретические занятия:

-Обсуждение похода. Просмотр походных фотографий,.

-Составление отчета о походе. Оформление фотостендов, фотоальбомов.

Практические занятия:

-Оформление туристского уголка, альбома

-Обсуждение похода и подведение итогов. Разбор похода.


1


2


3

Тема № 6

Ориентирование и топографическая подготовка

Теоретические занятия:

-Устройство и типы компасов Цена деления лимба и точность определения углов с их помощью. Пользование компасом в походе.

-Азимут. Определение азимута как угла на местности и карте, Определение азимута на ориентир, движение по заданному азимуту.

-Масштаб. Виды масштабов, масштабы топографических и географических карт.

-Определение расстояния по карте.

-Определение сторон горизонта по солнцу, звездам, местным предметам.

-Основные элементы топографии. Топографическая карта и условные топографические знаки.

Измерение на местности.

Практические занятия:

-Ориентирование по сторонам горизонта, по местным предметам.

-Ориентирование карты по компасу. Упражнения по определению сторон горизонта с помощью компаса. Определение расстояния по карте.

-Зарисовка топографических знаков.

-Чтение топографических карт.

-Топографический диктант. Разбор диктанта.


2




3




7



Тема № 7

Физическая подготовка.

Теоретические занятия:

-Значение физической подготовки для туриста.

-Закаливание, комплекс упражнений зарядки.

Практические занятия:

-Сдача нормативов по физической подготовке.

-Спортивные, подвижные игры.

-Атлетическая подготовка.

-Силовые, беговые, прыжковые упражнения.


1


3


4

Тема № 8

Туристическое снаряжение.

Теоретические занятия:

-Туристское снаряжение: групповое, личное, специальное. Теплоизоляционные коврики.

-Требования к снаряжению: легкость, прочность, удобство в пользовании.

-Типы рюкзаков, спальных мешков, их достоинства и недостатки. Правила укладки рюкзака.

-Варочная посуда и костровые приспособления.

-Типы палаток, их достоинства и недостатки. Стойки и колышки для палаток.

Практические занятия:

-Подготовка к походу. Получение и распределение снаряжения.

-Укладка рюкзака. Проведение игры «Что мы возьмем с собой в поход?».

- Установка палатки.

- Различные типы карабинов, работа с ними.


1


1


2

Тема № 9

Туристский быт.

Теоретические занятия:

-Выбор места для дневного привала, для ночлега, для дневки.

-Требования к месту привала: дрова, вода, сухая поляна, безопасность, жизнеобеспечение, комфортность.

- Охрана природы.

-Планирование лагеря. Распределение обязанностей на бивуаке между участниками похода.

-Противопожарные меры.. Костровое оборудование.

- Сушка обуви и одежды.

- Свертывание бивуака. Уборка места лагеря перед уходом группы.

-Примерный набор продуктов питания.

Практические занятия:

-Зарисовка схем правильной разбивки бивуака с учетом требований, предъявляемых к месту привала.

-Организация полевого бивуака.

-Сушка обуви и одежды.

-Питание в походе.



1


2


3

Тема № 10

Гигиена туриста. Первая доврачебная помощь.

Теоретические занятия:

-Личная гигиена туриста: обувь, уход за ногами и обувью во время похода.

-Примерный состав походной медицинской аптечки.

-Первая доврачебная помощь при травмах.

-Первая доврачебная помощь при заболеваниях.

-Самоконтроль туриста.

Практические занятия:

-Оказание доврачебной помощи при различных заданных травмах.

-Транспортировка пострадавшего различными способами.


2


1


3

Тема № 11

Техника преодоления препятствия.

Теоретические занятия:

-Основные понятия техники туризма.

-Меры безопасности при преодолении естественных препятствий.

-Отработка в помещении и на местности различных технических приемов преодоления всевозможных препятствий.

-Узлы, назначение, способы вязания.

Практические занятия:

-Отработка в помещении и на местности различных технических приемов преодоления всевозможных препятствий.

-Вязка узлов.


1















1


2

ИТОГО

21

15

36








Методическое обеспечение

образовательной программы.


Для реализации поставленных в программе задач и достижения планируемых целевых ориентиров педагог использует методы обучения и воспитания, соответствующие поставленным задачам и уровню подготовки воспитанников. В условиях занятий коллективные действия по приобретению умений, при организованной добровольной взаимопомощи, позволяют всем обучающимся овладеть объемом знаний и умений, определенными в программе.


При реализации образовательного процесса используются следующие формы организации педагогического процесса:

- теоретическое и практическое занятие;

- поход, экскурсия;

- спортивные игры;

- учебно-тренировочное занятие, учебно-тренировочный поход.

-туристические слеты.

Используются следующие методы формирования сознания, организации, мотивации и стимулирования деятельности воспитанников:

- словестные методы (рассказ, беседа, лекция.)

- формирования ответственности и долга к учению

- формирования интереса к учению

- наглядные методы (атласы, карты, иллюстрации.)

- практические методы (практические упражнения, задания)

- методы самоуправления учебными действиями (самостоятельная работа с

литературой, объектами труда.)

- гностические методы (мыслительные операции)

- репродуктивные методы (инструктаж, объяснение)

- методы обучения по уровню познавательной активности учащихся:

- объяснительно - иллюстративный;

- частично – поисковые;

- исследовательские.

- репродуктивный;

-проблемного изложения;

-логические методы (дедуктивные и индуктивные)


Используются следующие методы контроля:

- устный, письменный опрос;

- тестирование;

- топографический диктант;

- наблюдение.

Средства контроля (карточки- задания)


Формы контроля:

- тестирование уровня развития физических качеств;

- зачет по теоретическим вопросам;

- зачет по технике и тактике преодоления комплекса препятствий;

- соревнование;

- контрольный поход;

- итоговый поход;

- туристический слет.


Формы работы:

- учебное занятие;

- практическая работа;

- экскурсии;

- встречи с интересными людьми;

- походы;

- туристические слеты.



Материально-техническое

обеспечение программы.


  1. Помещение, оборудованное для теоретических и практических занятий.

  2. Фотографии, плакаты, рисунки, видеофильмы.

  3. Спортивный зал для проведения тренировок.

  4. Спортивная площадка для проведения практических занятий на местности.

  5. Туристское снаряжение и оборудование.











ЛИТЕРАТУРА



Для педагога:

  1. Методические рекомендации в помощь руководителям туристских кружков и секций: г.Киров, 1985.

  2. Инструкция по организации и проведению экскурсий с учащимися общеобразовательных школ:. Кировский областной совет по туризму и экскурсиям.

  3. Топографическая карта Кировской области: г. Москва, 1989.

  4. № В.В. Титова. Туристско - краеведчесие кружки в школе. Москва, 1988. ( ДДТ)

  5. Е. Ворончихина. По Вятскому краю. Киров, 2000.

  6. История Кировской области. Киров, 1975.

  7. И. Шернин. Природа Кировской области. Киров, 1967.

  8. № Питание в туристическом путешествии. Москва: «Профиздат», 1986.(В ДДТ)

  9. А.А. Коструб. Медицинский справочник туриста. М. «Профиздат», 1986 .

10.М.И. Гоголев. Методическое пособие по медико-санитарной подготовке. Москва.Просвещение» 1985г.

11.П.А.Курцева. Медико-санитарная подготовка учащихся. Москва. «Просвещение» 1984г.

12.А.М.Куприн. С картой и компасом. Москва,1981г. (В ДДТ)

13.А.Н.Иванов Ориентирование и следопытство «Армпресс» Москва 2002г. (В ДДТ)

14 .В.А.Шкенев.Спортивно-прикладно туризм «Учитель» Волгоград2009г.

15 М.И.Гоголева Основы медицинских знаний «Просвещение» Москва 1991г. (В ДДТ)

16 . Д.Д.Лавров. Туристические маршруты Кировсой области.Киров. 1976г В ДДТ)

Для родителей:

  1. В.А. Уваров. В поход пешком. Москва, 1989 г.

  2. № П.С. Пасечный. Путешествуй на здоровье!. Москва: «Знание», 1988. (В ДДТ)

Для детей:

  1. А.Н. Стриженов. Туристу о природе. Москва: «Профиздат», 1986.

  2. П.С. Пасечный. Путешествуй на здоровье!. Москва: «Знание», 1988.

  3. А.Н. Соловьев. Сокровища Вятской природы. Киров, 1986.

  4. В.А. Уваров. В поход пешком. Москва, 1989.

5. А.М.Куприн Занимательно об ориентировании Москва «Просвещение» 1980г (В ДДТ)















































КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Заня-тия


Тема занятий

Дата

Количество часов

Оборудование


Примечание

Всего

Тео-рия

Прак-тика

1

Техника безопасности на занятиях туристического кружка. Вводное занятие. Туризм, значение туризма.


1

1


Письменные принадлежности.


2

Виды туризма: по характеру путешествия: горный, сухопутно-равнинный, подземный (пещерный), подводный, комбинированный; по способу передвижения путешественников: пешеходный, горно-пешеходный, лыжный, велосипедный, шлюпочный, парусный, автомоторный, конный, их особенности.



1

1


Письменные принадлежности,

плакаты.


3

Инструкция по организации и проведению туристских походов, путешествий и экскурсий с учащимися общеобразовательных школ.



1

1



Письменные принадлежности.


4

- Подбор группы. Определение цели и района похода. Туристские должности в группе, постоянные и временные. Командир группы, заведующий питанием, заведующий снаряжением, штурман, краевед, санитар, фотограф, видеооператор.



1

1


Письменные принадлежности.


5

Устройство и типы компасов Цена деления лимба и точность определения углов с их помощью. Пользование компасом в походе. Азимут. Определение азимута как угла на местности и карте.

-


1

1


Карта, линейка, компас карандаш.


6

Определение азимута на ориентир, движение по заданному азимуту Ориентирование карты по компасу.


1

0,5

0,5

Карта, линейка, компас карандаш.


7

Масштаб. Виды масштабов, масштабы топографических и географических карт


1

1


Тетрадь, ручка, карта, линейка, карандаш


8

Ориентирование по местным приметам. Определение расстояния по карте. Упражнения по ориентированию


1

0,5

0,5

Карта, линейка, карандаш.


9-10

. Условные топографические знаки. Зарисовка, значение.


2

2


Письменные принадлежности.


11

Личная гигиена туриста: обувь, уход за ногами и обувью во время похода. Примерный состав походной медицинской аптечки.



1

1


Письменные принадлежности, плакаты. Аптечка


12

Примерный состав походной медицинской аптечки. Назначение. Самоконтроль туриста.



1

1


Письменные принадлежности.


13

Движение по маршруту. Нормы переходов. Строй, темп, режим. Движение по равнине, по сильно пересеченной местности. Движение в лесу через кустарники и завалы. Сложность движения в густом лесу.



1

1


Письменные принадлежности, веревка. репшнур.


14-15

Узлы, назначение, способы вязания.



2


2

Веревка. репшнур.


16

Физическая подготовка, ОРУ, спортивные и подвижные игры.


1


1

.Мячи, скакалки, секундомер.


17

Первая доврачебная помощь при порезах, ушибах, вывихах. переломах,


1

1


Лекарственные препараты, шины


18

Первая доврачебная помощь при тепловом и солнечном ударе, обморожениях. Лекарственные растения.



1

1


Письменные принадлежности, плакаты.


19

Туристическое снаряжение. Личное, групповое специальное. Требования к снаряжению: легкость, прочность, удобство в пользовании. .


1

1


Письменные принадлежности.


20

Физическая подготовка, ОРУ, спортивные и подвижные игры. Самоконтроль туриста.


1


1

Мячи, скакалки, секундомер.


21

Выбор места для дневного привала, для ночлега, для дневки. Требования к месту привала: дрова, вода, сухая поляна, безопасность, жизнеобеспечение, комфортность.



1

1


Письменные принадлежности, плакаты.


22

Противопожарные меры, типы костров.

Назначение. Костровое оборудование.



1

1


Костровое оборудование.


23-24

Упражнения по ориентированию, топографии (тесты).


2

2


Письменные принадлежности,


25

Типы рюкзаков, спальных мешков, их достоинства и недостатки. Правила укладки рюкзака. Типы палаток, их достоинства и недостатки. Стойки и колышки для палаток.



1

1


Рюкзак, снаряжение.


26-34

Однодневный поход.


8


8

Туриснаряжение

р.Вятка

35-36

Обсуждение похода, подведение итогов.

Составление отчета о походе. Оформление документации



2

1

1

Письменные принадлежности, фотоматерллы.


35-36

Итого:


36

21

15