«Утверждаю»
Директор ДОЛ «Ласточка»
Рязанцева Т. Э.
КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ТУРИСТСКО - КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
ПО ПРЕДМЕТУ «ТУРИЗМ И КРАЕВЕДЕНИЕ»
ОБЪЕДИНЕНИЯ « ТУРИЗМ И КРАЕВЕДЕНИЕ» (1-го года обучения)
Составитель:
Малеев Иван Николаевич инструктор по туризму
ДОЛ « Ласточка»
Брусино - 2016.
Пояснительная записка.
Туризм и краеведение – предметы, связанные между собой, постигать которые начал первобытный человек, путешествовавший по Земле, меняя места стоянок, обогащая свои знания и умения на основе имеющихся, тех, которые знали и умели его предки. Традиции, обычаи, совершенствование своей жизнедеятельности, ведет к развитию человеческого разума, к изменению мировоззрения.
Пешеходный туризм – самый массовый и самый доступный вид туризма. На пешеходные маршруты по стране ежегодно выходят миллионы людей. Туристический поход сочетает активный, здоровый отдых, познание и освоение окружающего мира. Туризм учит коллективизму, дружбе, дисциплинированности, самостоятельности, инициативе, трудолюбию, взаимопомощи. Участие в походах воспитывает находчивость, мужество и умение выходить из сложных ситуаций.
Цель программы Создание условий для развития физически и нравственно полноценной личности средствами туризма и краеведения, самореализации, социальной адаптации, оздоровления, мотивационного творческого развития и профессионального самоопределения личности.
Программа реализуется через решение следующих задач:
удовлетворение потребности учащихся в познании окружающего мира своего родного края;
создание условий для формирования разновозрастного детско-юношеского коллектива;
усвоения обучающимися туристко - краеведческих знаний и умений, приобретения опыта коммуникативной, эмоциональной, физической и трудовой деятельности, развития потенциальных способностей ребенка;
привитие интереса к занятиям по туризму;
укрепление здоровья обучающихся;
расширение кругозора в области географии, геологии, биологии, картоведения;
воспитание бережного отношения к природе и окружающей среде, интереса к родному краю;
воспитание целеустремленности, упорства в достижении цели, трудолюбия через различные виды клубной деятельности;
подготовка обучающихся к спортивным походам и экспедициям;
развитие организаторских способностей;
профессиональное самоопределение обучающихся.
Реализация цели и задач данной программы направлены на организацию образовательной и оздоровительной деятельности обучающихся в творческом объединении, на организацию воспитательной работы в объединении, на сплочение детей в единый коллектив.
Данная программа разноуровневая, рассчитана на подготовку обучающихся 5-9 классов. Программа рассчитана на 2 года обучения
Режим работы - занятия проводятся в соответствии с возрастными способностями детей 1 раз по 1 часу соответственно. Объединение юных туристов, обучающихся по этой программе, формируется из воспитанников в количестве не более 15 человек. Прямыми критериями результата усвоения программы служат: рост спортивных достижений, участие в районных и областных туристических соревнованиях школьников.
Ожидаемый результат 1 года обучения:
Должны знать:
Особенности природы родного края, его историю, исторические места, достопримечательности, климат, растительный и животный мир, реки, озера, правила поведения в походе.
Должны уметь:
Ориентироваться по компасу, находить азимут по карте, пользоваться топографическими картами и топографическими знаками, уметь ориентироваться в лесу, разжигать костер в любых условиях, развёртывать и свёртывать бивак, устанавливать и разбирать палатки, определять стороны горизонта по Солнцу, звёздам, местным признакам, оказывать первую доврачебную помощь.
Учебно-тематический план
1 года обучения.
№ | Наименование темы | Количество часов |
теория | практика | всего |
1. | Введение в образовательную программу. | 1 | ----- | 1 |
2. | Природа Верхнекамского района. Краеведческая работа в походе. | 1 | 1 | 2 |
3. | Организация и подготовка похода. | 1 | 3 | 4 |
4. | Организация и проведение похода. Обеспечение безопасности. | 2 | 3 | 5 |
5. | Подведение итогов похода. | 2 | 2 | 3 |
6. | Ориентирование. | 2 | 3 | 8 |
7. | Топографическая подготовка. | | | |
8. | Физическая подготовка. | 1 | 3 | 4 |
9. | Туристическое снаряжение. | 1 | 1 | 2 |
10. | Туристский быт. | 1 | 2 | 3 |
11. | Гигиена туриста. Первая доврачебная помощь. | 2 | 1 | 3 |
12. | Техника преодоления препятствия. | 1 | 1 | 2 |
| Итого | 21 | 15 | 36 |
Содержание программы 1 года обучения.
Название тем | Количество часов |
теория | практика | всего |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема №1 Введение в образовательную программу. Теоретические занятия: - Беседа о туризме и о работе кружка. - Виды туризма: по характеру путешествия: горный, сухопутно-равнинный, подземный (пещерный), подводный, комбинированный; по способу передвижения путешественников: пешеходный, горно-пешеходный, лыжный, велосипедный, шлюпочный, парусный, автомоторный, конный, их особенности. - Разнообразие форм и содержание туристской деятельности: прогулка, экскурсия, экспедиция, поход (однодневный, походы выходного дня.) по масштабу района: местные и дальние путешествия; по форме организации путешествий: плановый и самодеятельный туризм; в зависимости от целей: походы познавательные, оздоровительные, агитационно-массовые. - Туристские законы. - План мероприятий на год. | 1 | --- | 1 |
Тема №2 Природа Верхнекамского района. Краеведческая работа в походе. Теоретические занятия: - Физико-географическое положение района. Рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые, внутренние воды, памятники природы, заповедные территории. - Климат, растительный и животный мир района. -Охрана природы и окружающей среды. Практические занятия: - Составление путевого дневника, описание отдельных участков пути. - фотографирование в походе. - Оформление отчетов путешествий, альбомов , уголков туристов. - Сбор краеведческих материалов. | 1 | 1 | 2 |
Тема №3 Организация и подготовка похода. Теоретические занятия: - Инструкция по организации и проведению туристских походов, путешествий и экскурсий с учащимися общеобразовательных школ. - Подбор группы. Определение цели и района похода. Туристские должности в группе, постоянные и временные. Командир группы, заведующий питанием, заведующий снаряжением, штурман, краевед, санитар, фотограф, видеооператор. Дублеры по постоянным должностям. - Сбор сведений о районе похода (изучение литературы, картографического материала, встреча с людьми, побывавшими в этих местах, просмотр видеоматериалов и т. д.). - Разработка маршрута, составление плана подготовки похода, плана графика похода, сметы расходов. - Подбор и подготовка группового и личного снаряжения. Межсезонье и требования, которые оно предъявляет к снаряжению. - Культура поведения туриста и взаимоотношения с местными жителями. Значение дисциплины в походах. - Оформление походной документации. Получение разрешения на выход в поход. - Укладка рюкзака. Типичные ошибки при укладке рюкзака. Практические занятия: - Установка палатки, укладка рюкзака. - Закупка, расфасовка, укладка продуктов. - Подготовка походной документации. Подготовка группового и специального снаряжения. | 1 | 3 | 4 |
Тема №4 Организация и проведение похода. Обеспечение безопасности. Теоретические занятия: - Движение по маршруту. Нормы переходов. Строй, темп, режим. - Движение в лесу через кустарники и завалы. - Меры предосторожности. Страховка и самостраховка. Обеспечение безопасности — главное требование к каждому туристу похода. - Основные причины возникновения опасности: дисциплина туристов, плохая подготовка похода, климатические условия. Практические занятия: - Поход выходного дня. - Однодневные походы. -Движение цепочкой, правила и режим пешего движения, выполнение общественных поручений и заданий. -Преодоление естественных препятствий: подъемы, спуски по различным склонам, движение по густому подлеску- Страховка и самостраховка. - Развертывание и свертывание бивуака. - Работа с картами и компасами. Ведение группы по заданному азимуту. -Ориентирование по компасу, карте, небесным светилам, - Ведение дневниковых записей. Фотографирование на заданную тему. Сбор экспонатов. | 2 | 3 | 5 |
Тема № 5 Подведение итогов похода. Теоретические занятия: -Обсуждение похода. Просмотр походных фотографий,. -Составление отчета о походе. Оформление фотостендов, фотоальбомов. Практические занятия: -Оформление туристского уголка, альбома -Обсуждение похода и подведение итогов. Разбор похода. | 1 | 2 | 3 |
Тема № 6 Ориентирование и топографическая подготовка Теоретические занятия: -Устройство и типы компасов Цена деления лимба и точность определения углов с их помощью. Пользование компасом в походе. -Азимут. Определение азимута как угла на местности и карте, Определение азимута на ориентир, движение по заданному азимуту. -Масштаб. Виды масштабов, масштабы топографических и географических карт. -Определение расстояния по карте. -Определение сторон горизонта по солнцу, звездам, местным предметам. -Основные элементы топографии. Топографическая карта и условные топографические знаки. Измерение на местности. Практические занятия: -Ориентирование по сторонам горизонта, по местным предметам. -Ориентирование карты по компасу. Упражнения по определению сторон горизонта с помощью компаса. Определение расстояния по карте. -Зарисовка топографических знаков. -Чтение топографических карт. -Топографический диктант. Разбор диктанта. | 2 | 3 | 7 |
Тема № 7 Физическая подготовка. Теоретические занятия: -Значение физической подготовки для туриста. -Закаливание, комплекс упражнений зарядки. Практические занятия: -Сдача нормативов по физической подготовке. -Спортивные, подвижные игры. -Атлетическая подготовка. -Силовые, беговые, прыжковые упражнения. | 1 | 3 | 4 |
Тема № 8 Туристическое снаряжение. Теоретические занятия: -Туристское снаряжение: групповое, личное, специальное. Теплоизоляционные коврики. -Требования к снаряжению: легкость, прочность, удобство в пользовании. -Типы рюкзаков, спальных мешков, их достоинства и недостатки. Правила укладки рюкзака. -Варочная посуда и костровые приспособления. -Типы палаток, их достоинства и недостатки. Стойки и колышки для палаток. Практические занятия: -Подготовка к походу. Получение и распределение снаряжения. -Укладка рюкзака. Проведение игры «Что мы возьмем с собой в поход?». - Установка палатки. - Различные типы карабинов, работа с ними. | 1 | 1 | 2 |
Тема № 9 Туристский быт. Теоретические занятия: -Выбор места для дневного привала, для ночлега, для дневки. -Требования к месту привала: дрова, вода, сухая поляна, безопасность, жизнеобеспечение, комфортность. - Охрана природы. -Планирование лагеря. Распределение обязанностей на бивуаке между участниками похода. -Противопожарные меры.. Костровое оборудование. - Сушка обуви и одежды. - Свертывание бивуака. Уборка места лагеря перед уходом группы. -Примерный набор продуктов питания. Практические занятия: -Зарисовка схем правильной разбивки бивуака с учетом требований, предъявляемых к месту привала. -Организация полевого бивуака. -Сушка обуви и одежды. -Питание в походе. | 1 | 2 | 3 |
Тема № 10 Гигиена туриста. Первая доврачебная помощь. Теоретические занятия: -Личная гигиена туриста: обувь, уход за ногами и обувью во время похода. -Примерный состав походной медицинской аптечки. -Первая доврачебная помощь при травмах. -Первая доврачебная помощь при заболеваниях. -Самоконтроль туриста. Практические занятия: -Оказание доврачебной помощи при различных заданных травмах. -Транспортировка пострадавшего различными способами. | 2 | 1 | 3 |
Тема № 11 Техника преодоления препятствия. Теоретические занятия: -Основные понятия техники туризма. -Меры безопасности при преодолении естественных препятствий. -Отработка в помещении и на местности различных технических приемов преодоления всевозможных препятствий. -Узлы, назначение, способы вязания. Практические занятия: -Отработка в помещении и на местности различных технических приемов преодоления всевозможных препятствий. -Вязка узлов. | 1 | 1 | 2 |
ИТОГО | 21 | 15 | 36 |
Методическое обеспечение
образовательной программы.
Для реализации поставленных в программе задач и достижения планируемых целевых ориентиров педагог использует методы обучения и воспитания, соответствующие поставленным задачам и уровню подготовки воспитанников. В условиях занятий коллективные действия по приобретению умений, при организованной добровольной взаимопомощи, позволяют всем обучающимся овладеть объемом знаний и умений, определенными в программе.
При реализации образовательного процесса используются следующие формы организации педагогического процесса:
- теоретическое и практическое занятие;
- поход, экскурсия;
- спортивные игры;
- учебно-тренировочное занятие, учебно-тренировочный поход.
-туристические слеты.
Используются следующие методы формирования сознания, организации, мотивации и стимулирования деятельности воспитанников:
- словестные методы (рассказ, беседа, лекция.)
- формирования ответственности и долга к учению
- формирования интереса к учению
- наглядные методы (атласы, карты, иллюстрации.)
- практические методы (практические упражнения, задания)
- методы самоуправления учебными действиями (самостоятельная работа с
литературой, объектами труда.)
- гностические методы (мыслительные операции)
- репродуктивные методы (инструктаж, объяснение)
- методы обучения по уровню познавательной активности учащихся:
- объяснительно - иллюстративный;
- частично – поисковые;
- исследовательские.
- репродуктивный;
-проблемного изложения;
-логические методы (дедуктивные и индуктивные)
Используются следующие методы контроля:
- устный, письменный опрос;
- тестирование;
- топографический диктант;
- наблюдение.
Средства контроля (карточки- задания)
Формы контроля:
- тестирование уровня развития физических качеств;
- зачет по теоретическим вопросам;
- зачет по технике и тактике преодоления комплекса препятствий;
- соревнование;
- контрольный поход;
- итоговый поход;
- туристический слет.
Формы работы:
- учебное занятие;
- практическая работа;
- экскурсии;
- встречи с интересными людьми;
- походы;
- туристические слеты.
Материально-техническое
обеспечение программы.
Помещение, оборудованное для теоретических и практических занятий.
Фотографии, плакаты, рисунки, видеофильмы.
Спортивный зал для проведения тренировок.
Спортивная площадка для проведения практических занятий на местности.
Туристское снаряжение и оборудование.
ЛИТЕРАТУРА
Для педагога:
Методические рекомендации в помощь руководителям туристских кружков и секций: г.Киров, 1985.
Инструкция по организации и проведению экскурсий с учащимися общеобразовательных школ:. Кировский областной совет по туризму и экскурсиям.
Топографическая карта Кировской области: г. Москва, 1989.
№ В.В. Титова. Туристско - краеведчесие кружки в школе. Москва, 1988. ( ДДТ)
Е. Ворончихина. По Вятскому краю. Киров, 2000.
История Кировской области. Киров, 1975.
И. Шернин. Природа Кировской области. Киров, 1967.
№ Питание в туристическом путешествии. Москва: «Профиздат», 1986.(В ДДТ)
А.А. Коструб. Медицинский справочник туриста. М. «Профиздат», 1986 .
10.М.И. Гоголев. Методическое пособие по медико-санитарной подготовке. Москва.Просвещение» 1985г.
11.П.А.Курцева. Медико-санитарная подготовка учащихся. Москва. «Просвещение» 1984г.
12.А.М.Куприн. С картой и компасом. Москва,1981г. (В ДДТ)
13.А.Н.Иванов Ориентирование и следопытство «Армпресс» Москва 2002г. (В ДДТ)
14 .В.А.Шкенев.Спортивно-прикладно туризм «Учитель» Волгоград2009г.
15 М.И.Гоголева Основы медицинских знаний «Просвещение» Москва 1991г. (В ДДТ)
16 . Д.Д.Лавров. Туристические маршруты Кировсой области.Киров. 1976г В ДДТ)
Для родителей:
В.А. Уваров. В поход пешком. Москва, 1989 г.
№ П.С. Пасечный. Путешествуй на здоровье!. Москва: «Знание», 1988. (В ДДТ)
Для детей:
А.Н. Стриженов. Туристу о природе. Москва: «Профиздат», 1986.
П.С. Пасечный. Путешествуй на здоровье!. Москва: «Знание», 1988.
А.Н. Соловьев. Сокровища Вятской природы. Киров, 1986.
В.А. Уваров. В поход пешком. Москва, 1989.
5. А.М.Куприн Занимательно об ориентировании Москва «Просвещение» 1980г (В ДДТ)
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Заня-тия | Тема занятий | Дата | Количество часов | Оборудование | Примечание |
Всего | Тео-рия | Прак-тика |
1 | Техника безопасности на занятиях туристического кружка. Вводное занятие. Туризм, значение туризма. | | 1 | 1 | | Письменные принадлежности. | |
2 | Виды туризма: по характеру путешествия: горный, сухопутно-равнинный, подземный (пещерный), подводный, комбинированный; по способу передвижения путешественников: пешеходный, горно-пешеходный, лыжный, велосипедный, шлюпочный, парусный, автомоторный, конный, их особенности. | | 1 | 1 | | Письменные принадлежности, плакаты. | |
3 | Инструкция по организации и проведению туристских походов, путешествий и экскурсий с учащимися общеобразовательных школ. | | 1 | 1 | | Письменные принадлежности. | |
4 | - Подбор группы. Определение цели и района похода. Туристские должности в группе, постоянные и временные. Командир группы, заведующий питанием, заведующий снаряжением, штурман, краевед, санитар, фотограф, видеооператор. | | 1 | 1 | | Письменные принадлежности. | |
5 | Устройство и типы компасов Цена деления лимба и точность определения углов с их помощью. Пользование компасом в походе. Азимут. Определение азимута как угла на местности и карте. - | | 1 | 1 | | Карта, линейка, компас карандаш. | |
6 | Определение азимута на ориентир, движение по заданному азимуту Ориентирование карты по компасу. | | 1 | 0,5 | 0,5 | Карта, линейка, компас карандаш. | |
7 | Масштаб. Виды масштабов, масштабы топографических и географических карт | | 1 | 1 | | Тетрадь, ручка, карта, линейка, карандаш | |
8 | Ориентирование по местным приметам. Определение расстояния по карте. Упражнения по ориентированию | | 1 | 0,5 | 0,5 | Карта, линейка, карандаш. | |
9-10 | . Условные топографические знаки. Зарисовка, значение. | | 2 | 2 | | Письменные принадлежности. | |
11 | Личная гигиена туриста: обувь, уход за ногами и обувью во время похода. Примерный состав походной медицинской аптечки. | | 1 | 1 | | Письменные принадлежности, плакаты. Аптечка | |
12 | Примерный состав походной медицинской аптечки. Назначение. Самоконтроль туриста. | | 1 | 1 | | Письменные принадлежности. | |
13 | Движение по маршруту. Нормы переходов. Строй, темп, режим. Движение по равнине, по сильно пересеченной местности. Движение в лесу через кустарники и завалы. Сложность движения в густом лесу. | | 1 | 1 | | Письменные принадлежности, веревка. репшнур. | |
14-15 | Узлы, назначение, способы вязания. | | 2 | | 2 | Веревка. репшнур. | |
16 | Физическая подготовка, ОРУ, спортивные и подвижные игры. | | 1 | | 1 | .Мячи, скакалки, секундомер. | |
17 | Первая доврачебная помощь при порезах, ушибах, вывихах. переломах, | | 1 | 1 | | Лекарственные препараты, шины | |
18 | Первая доврачебная помощь при тепловом и солнечном ударе, обморожениях. Лекарственные растения. | | 1 | 1 | | Письменные принадлежности, плакаты. | |
19 | Туристическое снаряжение. Личное, групповое специальное. Требования к снаряжению: легкость, прочность, удобство в пользовании. . | | 1 | 1 | | Письменные принадлежности. | |
20 | Физическая подготовка, ОРУ, спортивные и подвижные игры. Самоконтроль туриста. | | 1 | | 1 | Мячи, скакалки, секундомер. | |
21 | Выбор места для дневного привала, для ночлега, для дневки. Требования к месту привала: дрова, вода, сухая поляна, безопасность, жизнеобеспечение, комфортность. | | 1 | 1 | | Письменные принадлежности, плакаты. | |
22 | Противопожарные меры, типы костров. Назначение. Костровое оборудование. | | 1 | 1 | | Костровое оборудование. | |
23-24 | Упражнения по ориентированию, топографии (тесты). | | 2 | 2 | | Письменные принадлежности, | |
25 | Типы рюкзаков, спальных мешков, их достоинства и недостатки. Правила укладки рюкзака. Типы палаток, их достоинства и недостатки. Стойки и колышки для палаток. | | 1 | 1 | | Рюкзак, снаряжение. | |
26-34 | Однодневный поход. | | 8 | | 8 | Туриснаряжение | р.Вятка |
35-36 | Обсуждение похода, подведение итогов. Составление отчета о походе. Оформление документации | | 2 | 1 | 1 | Письменные принадлежности, фотоматерллы. | |
35-36 | Итого: | | 36 | 21 | 15 | | |