СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Краткие и полные страдательные причастия

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Краткие и полные страдательные причастия»

План-конспект урока русского языка



Тема урока. Краткие и полные страдательные причастия



Класс: 7









Подготовила и правила учитель первой квалификационной категории Шахэмирова Л.Д

















Тип урока: урок сообщения нового материала

Цели урока.

Создать условия для обобщения и систематизации знаний обучающихся о причастии, причастном обороте, о действительных и страдательных причастиях, о страдательных причастиях, полных и кратких.

Ход урока



I. Проверка домашнего задания

1. Вопросы на усвоение материала.

- Что обозначают действительные причастия?

- Что обозначают страдательные причастия?

- Чем отличаются суффиксы страдательных причастий от суф­фиксов действительных?

III. Изучение нового материала. (14 мин)

— Какие причастия могут иметь полную и краткую форму? Как изменяются краткие страдательные причастия? Какова их синтаксическая роль в предложении?



— Что общего и в чем разница между краткими страдательными причастиями и краткими прилагательными? Что общего между полными и краткими причастиями? Какая между ними разница?



В ходе ответов на вопросы учащиеся должны отметить, что в полных прилагательных и причастиях окончания могут состоять из двух или даже трех букв (стол — стола, забор — забора), а в кратких — из одной буквы или быть нулевым ( , ); полные прилагательные и причастия склоняются, краткие изменяются по числам и родам; полные прилагательные отвечают на вопросы какая? какой?, краткие прилагательные — каков? какова? каково? Краткие причастия — каков? и что сделано с предметом? (Трава скошена, дуб спилен, стаканы вымыты.) Общее между кратким прилагательным и причастием — в предложении выступают в роли сказуемого.

Перед вами текст.



«Мы вошли в лес, который был освещен лучами осеннего солнца. Расчищенная дорожка вела к морю. Мы часто останавливались, пораженные яркой красотой необыкновенного леса. На пожелтевшей траве лежали опавшие листья. Березы как будто окутаны золотистой листвой, сверкавшей на солнце. Очень красивы клены, одетые в багряную листву. Часто мы видим позолоченные солнцем осенние листья, тихо падающие на землю. Дорожки пустынны, но на них листья, печально шуршащие под ногами».



- Как можно озаглавить?



- Определите тип речи, стиль речи. Докажите своё суждение.



-Обсудите предстоящую работу.



Кто быстрее и качественнее выполнит своё задание, тот победил.



После выполнения упражнения: для чего автор использует в тексте так много прилагательных и причастий?



Тип речи: описание.



Стиль речи: художественный.

1. Практическая работа с языковым материалом



Замените полные причастия краткими, выделяя в них суффиксы. Образец: потерянное время — время потеряно.



Составьте с выделенным причастием два словосочетания «причастие + существительное».

Обещ..нный отдых, засе..нное поле, сожж..нное письмо, застреленная птица, услыш..нный ответ, нарисов..нный портрет, отправленная корреспонденция, собр..ный урожай, скош..нная трава, выращенный колхозниками, задерж..нный пограничниками, накормл..нный ребёнок, получ..нный ответ, воплощ..нный замысел, запрещ..нный приём, освещ..нный зал, развеш..нная мука, взвеш..нные картины.

2. Работа с упражнениями учебника



Упражнение 296 (устно), упражнения 297, 298 (письменно).





VI. Рефлексия. Подведение итогов урока



Беседа



• Какие формы могут иметь страдательные причастия?



• Как изменяются краткие страдательные причастия?



• Какие суффиксы присущи кратким страдательным причастиям?





VII. Домашнее задание



1. Выучить теоретический материал учебника (С. 113—114).



2. Выполнить упражнение 300 (письменно).

.