№ п/п | № урока в теме | Тема урока | Дата | Примечания |
По плану | По факту |
Введение |
1 | 1 | Введение. Роль книги в жизни человека. Книга и ее компоненты. Учебник литературы. | | | |
Устное народное творчество |
2 | 1 | Устное народное творчество. Понятие о фольклоре. Детский фольклор: жанры, жанровые особенности. | | | |
3 | 2 | Малые жанры фольклора | | | |
4 | 3 | Сказка как вид народной прозы. «Царевна-лягушка» как волшебная сказка. | | | |
5 | 4 | Образы Василисы Премудрой и Ивана-царевича. | | | |
6 | 5 | Р.Р. Устный пересказ отрывков из сказки«Царевна-лягушка» от 1-го лица | | | |
7 | 6 | «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» как волшебная сказка героического содержания. Тема труда и защиты Родины | | | |
8 | 7 | Образ главного героя сказки, его моральные качества. | | | |
9 | 8 | Сказки о животных. «Журавль и цапля». Народное представление о справедливости в сказках о животных. | | | |
10 | 9 | Бытовые сказки. «Солдатская шинель». Народное представление о справедливости в бытовых сказках. | | | |
11 | 10 | Контрольная работа «Народные сказки» | | | |
12 | 11 | ЛИТЕРАТУРА РОДНОГО КРАЯ. Владимир Иванович Даль. Жизнь и творчество Казака Луганского. «Русские сказки. Пяток первый». | | | |
| | Древнерусская литература | | | |
13 | 1 | Древнерусская литература. Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. | | | |
14 | 2 | Из «Повести временных лет»: «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания и их подвиги во имя мира. | | | |
Из литературы XVIII века |
15 | 1 | М.В. Ломоносов – учёный, поэт, художник, гражданин. Краткий рассказ о жизни писателя (детство, годы учения, начало литературной, научной и общественной деятельности). | | | |
16 | 2 | М.В. Ломоносов. «Случились вместе два Астронома в пиру…» как юмористическое нравоучение. | | | |
Из русской литературы XIX века |
17 | 1 | Вн. чт. Истоки басенного жанра. Басни Эзопа, Лафонтена, Сумарокова, Дмитриева. Т.л. Басня, мораль, аллегория.. | | | |
18 | 2 | Личность И. А. Крылова. Обличение в его баснях человеческих пороков («Ворона и лисица», «Свинья под дубом»). | | | |
19 | 3 | Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. («Волк на псарне»). Басня в актёрском исполнении. | | | |
20 | 4 | Р.р.Конкурс инсценированной басни «Мои любимые басни Крылова». Выразительное чтение | | | |
21 | 5 | Контрольная работа «Древнерусская литература. Литература 18-19 вв.» | | | |
22 | 6 | В.А. Жуковский - сказочник. «Спящая царевна» как литературная сказка. Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Особенности сюжета. | | | |
23 | 7 | Благородство и жестокость в балладе В.А. Жуковского «Кубок». Герои баллады. Понятие о балладе. | | | |
24 | 8 | Из зарубежной литературы. Роберт Льюис Стивенсон Краткий рассказ о писателе. «Вересковый мёд». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков. | | | |
25 | 9 | Детские и лицейские годы жизни А.С.Пушкина. Поэтизация образа няни поэта Арины Родионовны. Мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями | | | |
26 | 10 | А.С. Пушкин. «Руслан и Людмила» (пролог) как собирательная картина народных сказок. Обучение выразительному чтению. | | | |
27 | 11 | А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»: события и герои. Истоки рождения сюжета. Противостояние добрых и злых сил. Фольклорная основа сказки. Иллюстраторы сказки. | | | |
28 | 12 | Центральные образы сказки. Система образов сказки. Поэтика произведения | | | |
29 | 13 | Сходство и различия литературной и народной сказок. Сказка А. С. Пушкина и сказка В. А. Жуковского. | | | |
30 | 14 | Р.р. Подготовка к сочинению по сказкам А. С. Пушкина. (Письменная классная работа). | | | |
31 | 15 | Вн. чт. А.С. Пушкин. Сказки. Художественный мир пушкинских сказок. Иллюстраторы сказок Пушкина. | | | |
32 | 16 | Р.р. Контрольное сочинение №1 по творчеству И.А. Крылова, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина. | | | |
33 | 17 | Р.р.Контрольное сочинение №1 по творчеству И.А. Крылова, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина (продолжение) | | | |
34 | 18 | А. Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители» как литературная сказка. Краткий рассказ о писателе и прототипе главного героя сказки. | | | |
35 | 19 | Вн. чт. П.П. Ершов. «Конёк горбунок». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. | | | |
36 | 20 | Вн. чт. В.М. Гаршин. «Attalea Princeps». Краткий рассказ о писателе и прототипе главного героя сказки. Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. | | | |
37 | 21 | ЛИТЕРАТУРА РОДНОГО КРАЯ. Всеволод Михайлович Гаршин. Сведения о жизни писателя. «Сказка о жабе и розе». Красивое и безобразное, доброе и злое в жизни каждого. | | | |
38 | 22 | ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе. «Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке Андерсена. | | | |
39 | 23 | Г.Х. Андерсен. Рассказ о писателе. «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда. | | | |
40 | 24 | «Снежная королева» Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.). | | | |
41 | 24 | «Снежная королева». Снежная королева и Герда - противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы. | | | |
42 | 25 | Вн. чт. Сказки Андерсена. Победа добра, любви, дружбы над злом. Подготовка к письменному ответу. | | | |
43 | 26 | Р.р. Сказки Х.-К. Андерсена. Устный и письменный ответ на один из проблемных вопросов. | | | |
44 | 27 | М. Ю. Лермонтов. Рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России). «Бородино». Патриотический пафос стихотворения. Историческая основа стихотворения. Стихотворение в актёрском исполнении. | | | |
45 | 28 | «Бородино»: проблематика и поэтика. Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения. Обучение выразительному чтению. «Два великана». | | | |
46 | 29 | Вн. чт. «Ашик-Кериб» как литературная сказка. Добро и зло в сказке. Мотивы любви и коварства. Близость сказки к восточному фольклору. | | | |
47 | 30 | Н. В. Гоголь. Рассказ о писателе. «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического. Фольклорные традиции в создании образов. | | | |
48 | 31 | «Заколдованное место»: реальность и фантастика в повести. Сказочный характер фантастики в повести. | | | |
49 | 32 | Вн. чт. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация картин народной жизни. Герои повестей. Фольклорные мотивы в создании образов. Изображение конфликта тёмных и светлых сил. Актёрское исполнение фрагментов. | | | |
50 | 33 | Н.А. Некрасов. Рассказ о поэте «Крестьянские дети». Труд и забавы крестьянских детей. Язык стихотворения. Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы. Приобщение к труду взрослых. Речевые характеристики персонажей. Анализ языка стихотворения. Авторская речь. | | | |
51 | 34 | Н.А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины. Актёрское чтение фрагментов поэмы. Понятие об эпитете. Обучение выразительному чтению. | | | |
52 | 35 | Вн. чт. Н.А. Некрасов. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа. | | | |
53 | 36 | И.С. Тургенев. Рассказ о писателе. «Муму» как повесть о крепостном праве. Реальная основа повести. Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня. | | | |
54 | 37 | Превосходство Герасима над челядью барыни. Герасим и Муму. Протест против крепостничества в рассказе. Смысл названия повести. Немота главного героя как символ немого протеста крепостного против рабства. | | | |
55 | 38 | Р.р.Тургенев – мастер портрета и пейзажа (по рассказу «Муму»). Анализ портретных и пейзажных фрагментов повести. | | | |
56 | 39 | Р.р.Урок 31. Классное контрольное сочинение №2 по рассказу «Муму». | | | |
57 | 40 | А.А. Фет. Лирика. Краткий рассказ о поэте. Красота природы в стихотворениях поэта «Весенний дождь», «Чудная картина», «Задрожали листы, облетая…» | | | |
58 | 41 | Л.Н. Толстой. Рассказ о писателе. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы. Историческая основа и сюжет рассказа. | | | |
59 | 42 | Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике героев. Смысл названия рассказа. | | | |
60 | 43 | Р.р. Контрольное сочинение №3 по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого. | | | |
61 | 44 | Контрольное сочинение №3 по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого (продолжение) | | | |
62 | 45 | А.П. Чехов. Рассказ о писателе. «Хирургия». Юмористический рассказ. Осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики и способ создания комической ситуации. «Размазня», «Пересолил» многогранность комического в рассказах А.П. Чехова | | | |
63 | 46 | Р.р. «Хирургия». Рассказ в актёрском исполнении. Составление киносценария по рассказу. | | | |
64 | 47 | Вн. чт. Ранние юмористические рассказы Антоши Чехонте. Юмор в рассказах Чехова. | | | |
65 | 48 | Ф.И. Тютчев. Краткий рассказ о поэте. Образ родины в пейзажной лирике поэта. Стихотворения в актёрском исполнении. | | | |
66 | 49 | Русские поэты о Родине и о родной природе (обзор). А.Н. Майков («Ласточки»), А.Н. Плещеев («Весна» (отрывок)), И.С. Никитин («Утро», «Зимняя ночь в деревне»). Анализ лирического произведения. Обсуждение стихотворений. | | | |
67 | 50 | Русские поэты о Родине и о родной природе (обзор). Ф.И. Тютчев («Зима недаром злится…», «Весенние воды», «Есть в осени первоначальной…», «Как весел грохот летних бурь…», И.З. Суриков «Зима» (отрывок) | | | |
Из русской литературы XX века |
68 | 1 | И. А. Бунин. Рассказ о писателе. «Косцы». Человек и природа в рассказе. | | | |
69 | 2 | Вн. чт. И.А. Бунин. «Подснежник». Тема исторического прошлого России. Смысл названия рассказа. | | | |
70 | 3 | В.Г. Короленко. Рассказ о писателе. «В дурном обществе». Вася и его отец. | | | |
71 | 4 | «В дурном обществе». Жизнь семьи Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей. | | | |
72 | 5 | «В дурном обществе»: «дурное общество» и «дурные дела». Изображение города и его обитателей в рассказе. Сравнение как способ изображения героев. Обучение сочинению. | | | |
73 | 6 | Р.р.«В дурном обществе». Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос. | | | |
74 | 7 | Контрольная работа. Письменный ответ на проблемный вопрос. | | | |
75 | 8 | С.А. Есенин. Краткий рассказ о поэте. Поэтизация картин малой родины как источник художественного образа. Особенности поэтического языка Есенина. Стихотворения в актёрском исполнении. | | | |
76 | 9 | П.П. Бажов. Рассказ о писателе. «Медной горы Хозяйка»: образы Степана и Хозяйки Медной горы. Реальность и фантастика в сказе. | | | |
77 | 10 | «Медной горы Хозяйка»: сказ как жанр литературы. Своеобразие языка, интонации сказа. Сказ и сказка. Иллюстраторы сказов Бажова. | | | |
78 | 11 | К.Г. Паустовский. «Тёплый хлеб»: герои сказки и их поступки. Краткий рассказ о писателе. Нравственные проблемы сказки. Тема коллективного труда. | | | |
79 | 12 | «Тёплый хлеб»: язык сказки. Реальное и фантастическое в сказке. Фольклорные образы. Роль пейзажных картин в сказке. Языковое мастерство писателя. | | | |
80 | 13 | Вн. чт.«Заячьи лапы» и другие рассказы. Природа и человек в сказках К.Г. Паустовского. Нравственные проблемы произведений о природе и о животных. | | | |
81 | 14 | Вн. чт. С.Я. Маршак. Рассказ о писателе. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Пьесы-сказки. Их герои и нравственный смысл. | | | |
82 | 15 | Положительные и отрицательные герои. Традиции народных сказок в пьесе-сказке «Двенадцать месяцев». Нравственные проблемы сказки. | | | |
72 | 16 | «Двенадцать месяцев»: пьеса-сказка и её народная основа. | | | |
83 | 17 | А.П. Платонов. Рассказ о писателе. «Никита»: человек и природа. Душевный мир главного героя. | | | |
84 | 18 | «Никита»: быль и фантастика. Особенность мировосприятия главного героя. | | | |
85 | 19 | Контрольная работа | | | |
86 | 20 | ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Даниель Дефо Краткий рассказ о писателе. Роман «Робинзон Крузо» - один из самых читаемых в мировой литературе. | | | |
87 | 21 | В.П. Астафьев. Рассказ о писателе. «Васюткино озеро»: юный герой в экстремальной ситуации. Черты характера героя и его поведение в лесу. Картины сибирской природы и их нравственный смысл. | | | |
88 | 22 | «Открытие» Васюткой нового озера. Автобиографичность произведения. Становление характера главного героя. | | | |
89 | 23 | Р.р.Классное контрольное сочинение №4. Сочинение «Мой сверстник в русской литературе 19-20 вв». | | | |
90 | 24 | ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ . Дж. Лондон. Рассказ о писателе. «Сказание о Кише». - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. | | | |
91 | 25 | Поэты о Великой отечественной войне. К.М. Симонов. Рассказ о писателе. «Майор привез мальчишку на лафете...». Дети и война. | | | |
92 | 26 | А.Т. Твардовский. Рассказ о поэте. «Рассказ танкиста». Дети и война. Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны. | | | |
93 | 27 | Русские поэты 20 в. о Родине и родной природе (И.А. Бунин, А. Блок, С. Есенин и др.). | | | |
94 | 28 | Д. Кедрин «Алёнушка», А. Прокофьев «Алёнушка», Н. Рубцов «Родная деревня». Образ родины в стихотворениях о природе. | | | |
95 | 29 | ЛРК. М.Л. Матусовский. Сведения о поэте-песеннике. Детская тема в стихотворениях «Крестики-нолики», «Вместе весело шагать», «Школьный вальс». | | | |
96 | 30 | Саша Чёрный. Краткий рассказ о поэте. «Кавказский пленник». Образы детей в рассказе. Образы и сюжеты литературной классики в рассказе. | | | |
97 | 31 | Саша Чёрный. «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики. Юмор и его роль в рассказе. | | | |
98 | 32 | Итоговая контрольная работа. Выявление уровня литературного развития учащихся. | | | |
Повторение (4 ч.) |
99 | 1 | Повторение изученного. Анализ контрольных работ | | | |
100 | 2 | Р.р. Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса». | | | |
101-102 | 3-4 | Итоги учебного года. Задания для летнего чтения. | | | |
________ Туманова Л.М.