ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по литературе разработана для 6 класса в соответствии с нормативно-правовыми и инструктивно – методическими документами:
• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
• Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утверждённый постановлением Правительства РФ
• Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
• Приказ Минобрнауки РФ "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2016/2017 учебный год"
• Программа по литературе для 5-9-х классов общеобразовательных учреждений Б.А. Ланина, Л.Ю.Устиновой Вентана-Граф, 2013
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Цели и задачи изучения учебного предмета:
В системе школьного образования литература является не только предметом изучения, но и средством обучения, определяющим успешность в овладении всеми школьными предметами и качество образования в целом.
Основные цели изучения литературы в школе:
Воспитывать у учащихся любовь и привычку к чтению, приобщать учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, развивать их способности воспринимать и оценивать явления художественной литературы и на этой основе формировать духовно–нравственные качества, эстетические вкусы современных читателей и потребность в творческом самовыражении.
обогащение словарного запаса учащихся, овладение культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами и способами использования языка в разных условиях общения;
овладение важнейшими общепредметными умениями и универсальными способами деятельности (извлечение информации из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; информационная переработка текста).
Указанные цели реализуются на основе личностно ориентированного и деятельностного подходов к обучению и воспитанию в процессе развития мыслительной и речевой деятельности школьника, формирования лингвистической, языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенций.
Задачи:
• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским сознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст.
Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной и авторской программами:
Рабочая программа включает резервные уроки для защиты проектов и проведения мониторинга образовательного процесса.
Технологии и методики обучения
1. Личностно-ориентированные технологии обучения
1. Технология обучения как учебного исследования
2. Технология критического мышления через чтение и письмо
3. Технология эвристического обучения
4. Метод проектов
2. Предметно-ориентированные технологии обучения - это технологии, обеспечивающие высокий уровень предметных знаний, умений и навыков, они являются составной частью так называемой «знаньевой» педагогики, альтернативой которой является личностно-ориентированная педагогика
1. Технология постановки цели
2. Технология полного усвоения (по материалам М. В. Кларина)
3. Модульное обучение.
4. Интерактивные технологии
5. Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
6. Технология проведения дискуссий
7. Технология «Дебаты»
8. Технология дифференцированного обучения
1. Внешняя дифференциация – создание на основе определенных принципов (интересов, склонностей, способностей, достигнутых результатов, проектируемой профессии)
2. Внутренняя (уровневая) дифференциация – совокупность методов, форм и средств обучения, применяемых с учетом индивидуальных особенностей учеников на основе выделения разных уровней учебных требований
Особенности организации учебного процесса:
Образовательные технологии | Формы организации учебной деятельности | Методы и приёмы обучения |
| Фронтальная Групповая Индивидуальная | Словесные; наглядные; метод проекта |
Содержание стандарта может быть реализовано следующими видами усложняющейся учебной деятельности:
- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);
- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);
- продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;
- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;
- исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.
использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа,
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов,
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера,
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно),
- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в т.ч. от противного); объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута),
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями,
- владение навыками редактирования текста, создания собственного текста (сочинения различных жанров),
- определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды,
Формы контроля: входной, текущий, промежуточный, итоговый
- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного, составление сравнительной характеристики по заданным критериям, викторины, игры, конкурсы, сочинение синквейнов;
Уровень контроля | Вид контроля |
Контрольные сочинения | Классные сочинения | Домашние сочинения |
Урочный | 1 | 3 | 2 |
Административный | | 1 | |
Всего | 1 | 4 | 2 |
Тематическое планирование
6 класс (102 часа)
Тема | Количество часов |
Раздел I. Повторение | 2 |
Раздел II. Фольклор | 11 |
Раздел III. Развитие фольклорных жанров в литературе | 18 |
Литературная сказка | из них 7 |
Литературная песня | 1 |
Раздел IV. Воображение и мечта в литературе: путешествия, приключения, детектив | 10 |
Раздел V. Наедине с поэтом. Стихи о природе и о природе творчества | 14 |
Раздел VI. Страницы классики | 18 |
Раздел VII. Среди ровесников | 27 |
Повторение и обобщение изученного в 6 классе | 1 |
Итого | 102 |
Из них - уроков развития речи | 14 |
- уроков внеклассного чтения | 10 |
Технические средства обучения
• Компьютер
• Интерактивная доска
• Программное обеспечение интерактивной доски
Примеры работ при использовании компьютера:
• редактирование (взаиморедактирование);
• создание текста, его коллективное обсуждение;
• создание мультимедийных презентаций (текстов с рисунками, фотографиями и т.д.), в том числе для представления результатов проектной деятельности;
• различные виды анализа текста
• просмотр и прослушивание отрывков художественных произведений в актерском исполнениии др.
При использовании компьютера учащиеся применяют полученные на уроках информатики инструментальные знания (например, умения работать с текстовыми, графическими редакторами и т.д.), тем самым у них формируется готовность и привычка к практическому применению новых
II. Общая характеристика учебного предмета
Содержание курса литературы в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
информационных технологий.
В программу заложены следующие взаимосвязанные компоненты литературного образования: образовательный, просветительский, воспитательный.
- образовательный – чтобы понять произведение, нужно знать ( в самых общих чертах), как оно «сделано» и как оно функционирует;
- просветительский – биографические сведения о писателях и те сведения о внетекстовой, внехудожественной реальности, которая связана с литературным текстом (отражается в нем или им открытвается);
- воспитательный – литературными текстами, жизнью самого писателя, «воспитывает не прямо, а чаще всего подсознательно – и тем глубже. Она учит понимать Другого, вступать равноправным собеседником в диалог с другой Личностью и другой Эпохой» (В.Г.Белинский).
Таким образом, рабочая программа, созданная основе программы по литературе Б.А.Ланина и Л.Ю. Устиновой и линии учебников под редакцией Б.А. Ланина, должна реализовывать следующие идеи ФГОС второго поколения.
Ориентация на системно-деятельностный подход
Внимание к личностному развитию школьников
Достижение метапредметных результатов, в числе которых – умение работать с информацией, организация самостоятельной деятельности, определение сферы интересов, социализация учащихся
Отражение различных видов деятельности (особенно чтения) при изучении той или иной темы
Воспитание привычки к чтению и развитие литературного вкуса
Использование интернет-ресурсов и новых информационных технологий, особенно в проектной деятельности учащихся
Развитие творческой самостоятельности школьников, в том числе с помощью системы уроков развития речи
Мотивация к изучению литературы как учебного предмета и воспитание квалифицированного современного читателя, творческой, развивающейся личности
Подготовка к государственной итоговой аттестации.
Концепция (основная идея программы).
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XXвеков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – внимание к книге.
Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Обоснованность (актуальность, новизна, значимость).
В «Пояснительной записке» раскрываются особенности каждого раздела программы, преемственность ее содержания с важнейшими нормативными документами и содержанием программы для начального образования; дается общая характеристика курса литературы, его места в базисном учебном плане. Особое внимание уделяется целям изучения курса литературы, его вкладу в решение основных педагогических задач в системе основного общего образования, а также раскрытию результатов освоения обучаемыми программы по литературе на ступени основного общего образования.
Ведущая тема.
6 кл. – От истоков литературы – к литературным жанрам.
Предполагаемые результаты.
В результате изучения литературы ученик должен знать:
содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
основные теоретико-литературные понятия.
В результате изучения литературы ученик должен уметь:
работать с книгой;
определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
Общая характеристика учебного предмета, курса.
Программа по литературе для 6 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, а также в соответствии с рекомендациями Примернойпрограммы (Серия «Стандарты второго поколения».
Содержание учебников полностью соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта по литературе. Курс литературы в УМК под ред. Б.А. Ланина направлен на включение обучающихся в литературно-творческую и читательскую деятельность с использованием системы методов и приёмов работы с ресурсами Интернета. Интернет используется не только как источник информации, но и как стимул к изучению литературы. Новые информационные технологии позволяют каждому желающему ученику увидеть свои тексты опубликованными. Стратегия программы также даёт возможность школьникам не только научиться выражать своё отношение к прочитанным литературным произведениям, но и сверять своё мнение с оценками других: сверстников, учителей, литературных критиков, писателей.
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты:
в познавательно сфере:
- уметь воспринимать художественное произведение и анализировать его: знать героев, сюжет, проблематику и идею.
в коммуникативное сфере:
- выразительно читать изученные произведения, в том числе наизусть;
- составлять план;
- писать сочинения на литературные и свободные темы.
В эстетической сфере:
- понимать образную природу литературы, роль изобразительно-выразительных средств;
- развивать художественный вкус.
Диагностический, итоговый и текущий контроль уровня литературного образования
Групповая и индивидуальная диагностика уровня литературного развития учащихся в начале года и выявление его последующей динамики
Проверка усвоения навыков выразительного чтения, развития элементов исполнительской интерпретации литературного произведения в чтении наизусть, по ролям, инсценировании текста
Различные формы пересказа как средство выявления навыков разговорной монологической речи и понимания сюжета произведения, характеров героев
Письменное монологическое высказывание как форма диагностики уровня письменной речи и понимания основных аспектов содержания произведения
Уроки-консультации по руководству проектной деятельностью; зачеты, семинары и др. формы развивающего контроля качества литературного образования и развития учащихся
Критерии и нормы оценки знаний.
Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках литературы проверяются:
1) знание полученных сведений о языке;
2) орфографические и пунктуационные навыки;
3) речевые умения.
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:
1) полнота и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Оценка | Критерии |
«5» | Ученик 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка. |
«4» | Ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого. |
«3» | Ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого. |
«2» | Ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом. |
«1» | Ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала. |
Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ, но также и за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл).
III. Оценка сочинений и изложений
Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
С помощью сочинений и изложений проверяются:
1) умение раскрывать тему;
2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
В 6 классе примерный объём текста для подробного изложения составляет 150-200 слов, примерный объём сочинений - 1,5-2 страницы.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе. Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
разнообразие словаря и грамматического строя речи;
стилевое единство и выразительность речи;
число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматических.
Оценка | Содержание и речь ( 0 недочёт в содержании – 0 речевой недочёт) | Грамотность орф. ош.– пункт. ош. – гр.ош. |
«5» | 1. Содержание работы полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют. 3. Содержание излагается последовательно. 4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается: 1 недочёт в содержании и— 1-2 речевых недочёта | Допускается: 1 – 0 – 0 или 0 – 1 – 0 или 0 – 0 – 1 |
«4» | 1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается: 2 недочета в содержании—3-4 речевых недочетов | Допускается: 2 – 2 – 0 или 1 – 3 – 0 или 0 – 4 – 2 |
«3» | 1. В работе допущены существенные отклонения от темы. 2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. 4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается: 4 недочета в содержании—5 речевых недочетов | Допускается: 4 – 4 – 0 или 3 – 5 – 0 или 0 – 7 – 4 в 6 классе: 5 – 4 – 4 |
«2» | 1. Работа не соответствует теме. 2.Допущено много фактических неточностей. 3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабовыраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 5. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено: 6 недочетов в содержании — до7 речевых недочетов | Допускаются: 7 – 7 – 0 или 6 – 8 – 0 или 5 – 9 – 0 или 8 – 6 – 0 а также 7 грамматических ошибок |
«1» | В работе допущено: 7 недочетов в содержании — 8 речевых недочетов | имеется более 7 – 7 – 7 |
IV. Оценка тестовых работ.
Выполнено верно
100-90% - «5»
89-75% - «4»
74-60% - «3»
59% и ниже - «2»
Дидактическое обеспечение учебного процесса включает:
учебники и учебные пособия; учебные материалы иллюстративного характера (опорные конспекты, схемы, таблицы, диаграммы, модели и др.);
учебные материалы инструктивного характера (инструкции по организации самостоятельной работы учащихся); инструментарий диагностики уровня обученности учащихся (средства текущего, тематического и итогового контроля усвоения учащимися содержания филологического образования); варианты разноуровневых и творческих домашних заданий; материалы внеклассной и научно-исследовательской работы по предмету (перечень тем рефератов и исследований по учебной дисциплине, требования к НИР, рекомендуемая литература).
В сети Интернет также есть ресурсы, содержащие информацию и методическое сопровождение предмета, которые могут быть использованы в процессе преподавания и изучения литературы:
http://lit.1september.ru Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы»
http://litera.edu.ru Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала
http://metlit.nm.ru Методика преподавания литературы
http://pisatel.org/old/ Древнерусская литература
http://profile-edu.ru/ профильное обучение в старшей школе
http://rifma.com.ru/ Рифма. Теория и словари рифм. Словарь разновидностей рифмы. Всѐ по стихосложению. Поэтический словарь в примерах. Сотни терминов, цитат и пояснений.
http://slova.org.ru Слова: поэзия Серебряного века
http://som.fio.ru/ сетевое объединение методистов
http://www.9151394.ru/ Информационные и коммуникационные технологии в обучении
http://www.feb-web.ru Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»
http://www.foxdesign.ru/legend/ Мифология Греции, Рима, Египта и Индии: иллюстрированная энциклопедия
http://www.likt590.ru/project/museum/ Виртуальный музей литературных героев
http://www.ug.ru/ «Учительская газета
http://likhachev.lfond.spb.ru Академик Дмитрий Сереевич Лихачев http://www.aleksandrpushkin.net.ru Пушкин Александр Сергеевич http://www.antonchehov.org.ru Чехов Антон Павлович
http://www.belinskiy.net.ru Белинский Виссарион Григорьевич
http://www.bulgakov.ru Булгаковская энциклопедия http://www.chernishevskiy.net.ru Чернышевский Николай Гаврилович http://www.dobrolyubov.net.ru Добролюбов Николай Александрович
http://www.dostoevskiy.net.ru Достоевский Федор Михайлович http://www.fonvisin.net.ru Фонвизин Денис Иванович
http://www.gercen.net.ru Герцен Александр Иванович
http://www.goncharov.spb.ru Иван Александрович
http://www.griboedow.net.ru Грибоедов Александр Сергеевич http://www.karamzin.net.ru Карамзин Николай Михайлович http://www.krylov.net.ru Крылов Иван Андреевич http://www.kuprin.org.ru Куприн Александр Иванович http://www.lermontow.org.ru Лермонтов Михаил Юрьевич http://www.levtolstoy.org.ru Толстой Лев Николаевич http://www.nekrasow.org.ru Некрасов Николай Алексеевич http://www.nikolaygogol.org.ru Гоголь Николай Васильевич http://www.ostrovskiy.org.ru Островский Александр Николаевич http://www.saltykov.net.ru Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович http://www.tolstoy.ru Лев Толстой и «Ясная Поляна» http://www.turgenev.org.ru Тургенев Иван Сергеевич http://www.tutchev.net.ru Тютчев Федор Иванович http://www.zhukovskiy.net.ru Жуковский Василий Андреевич
Учебно-методический комплект:
1.Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шапчикова В.М. и др. под ред. Ланина Б.А.Литература 6 класс. В двух частях.Москва«Вентана-Граф», 2016 г.
2. Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шапчикова В.М. Литература. Рабочая тетрадь. В двух частях.Москва «Вентана-Граф», 2016 г.
Дополнительная учебная литература
Агафонова М.И. Литература. Тесты 5 – 8 классы. – Москва: Дрофа, 2000.
Бельская Л.Л. Литературные викторины. – М.: Просвещение, 2005.
Егорова Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. - Москва: ВАКО, 2004.
Егорова Н.В. Поурочные разработки 6 класс. - М.: Вако, 2007.
Зинина Е.А. Сборник заданий для проведения экзамена в 5 классе. - Просвещение, 2006.
Итоговые работы по литературе 5 – 11 класс. Н.В.Охременко, О.В.Федина. Москва, «Аквариум», 1997.
Колганова Т.А. Литература. Сборник упражнений: 6 класс. – М.: Радиус, 1999.
Мордес Е.М. Искать, пробовать, обучать… Нетрадиционные уроки по русскому и литературе. 5 – 11 классы. - Волгоград: Учитель, 2002.
Обернихина Г.А. Как написать сочинение в 6 классе? 5 – М.: Наука, 2003.
Семенова А.Н. Русская литература в вопросах и заданиях. – М.: ВЛАДОС, 2006.
Справочные пособия
Грубер Е.И. Этимологический словарь русского языка. – Москва: Локид-Пресс, 2007.
Истрин В.А. 1100 лет славянской азбуки. - М., 1963.
Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М.: Просвещение, 1998.
Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. – М.: Просвещение, 1997.
Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.
Михайлова О.А. Орфоэпический словарь русского языка. - Екатеринбург: Фактория, 2006.
Срезневский И.И. Словарь древнерусского языка. - М.: Книга, 1989.
Чернец Л.В. Школьный словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 2005.
Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4-х томах. – М.: Астрель. АСТ, 2004.
Шанский Н.М. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Дрофа, 2007
Календарно-тематическое планирование
по литературе
6 класс
(102 ч. в год, 3 ч. в неделю)
№ урока (год) | Тема урока | Элементы содержания урока | Планируемые результаты обучения (в соответствии с ФГОС) | Вид контроля | дата |
УУД | план | факт |
Введение |
1-2 | Введение. От истоков литературы – к литературным жанрам | Художественное произведение. Диагностика уровня литературного развития учащихся | приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. знать и понимать цели и задачи предмета, структуру учебника-хрестоматии, формы проявления авторской позиции в произведениях различных родов литературы, умение решать тесты | текущий | 4.09 6.09 | 4.09 6.09 |
Фольклор. 11часов. Из них: |
3 | Героический эпос. | Былинные богатыри как выразители народного идеала, их сила и скромность. | развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народа умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания жанров фольклора, использование их в устных и письменных высказываниях; устно рецензировать выразительное чтение одноклассников, исполнения актеров. Письменный ответ на проблемную тему | текущий | 9.09 | |
4-5 | Былина «Илья Муромец и Соловей –Разбойник» | Былинные богатыри как выразители народного идеала, их сила и скромность. | | 11.09 13.09 | |
6-7 | Героическое сказание. Героический эпос народов России. | Сила, доблесть и мужество богатыря Бадыноко, его честность и благородство. Авторская характеристика героя. | текущий | 16.09 18.09 | |
8-9 | Рыцарская героическая поэма. Песнь о Роланде (фрагмент) | Представление об идеальном герое: образы Роланда и Оливье. | текущий | 20.09 23.09 | |
10-12 | Русские народные песни. | Исповедальность лирической песни. Еѐ диалогичность. Напевность и мелодичность песни. 1. В чѐм связь русских народных песен с былинами? | текущий | 25.09 27.09 30.09 | |
13 | Контрольная работа по теме «Фольклор» | | итоговый | 2.10 | |
Развитие фольклорных жанров в литературе (18 ч.) |
14-15 | Баллада. В. А. Жуковский. Лесной царь | Фантастический сюжет. Романтика ужасов в балладе. Диалогичность произведения. Тема для обсуждения: Баллада Жуковского – перевод или оригинальное произведение? | воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, уметь работать с разными источниками информации знать жанры древнерусской литературы, видеть нравственные аспекты летописи, уметь характеризовать стиль произведения, подбирать цитатные примеры для характеристики образов и приемов изображения человека, составлять устные и письменные ответы на вопросы с использованием цитирования, участвовать в коллективном диалоге | текущий | 4.10 7.10 | |
16-18 | А. С. Пушкин. Песнь о вещем Олеге | Исторический сюжет. Образ кудесника, его свободный правдивый дар, равный дару поэта. воспитание | текущий | 9.10 11.10 14.10 | |
19-21 | Литературная сказка А.Н. Островский «Снегурочка» | Преданность героини и тема предательства в сказке. Фольклорные корни образа Снегурочки. | формирование ответственного отношения к учению. принятие решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. уметь характеризовать стиль произведения, работать со словарем лингвистических терминов, знать отличие литературной сказки от русско-народной. | текущий | 16.10 18.10 21.10 | |
22-23 | В. М. Гаршин | Стремление к свободе главной героини. Дружба пальмы и маленькой травки. Нетрадиционност ь сказочного финала. | текущий | 23.10 25.10 | |
24-25 | В. А. Каверин. «Лёгкие шаги» | Две Снегурочки. Сходство Насти с фольклорной Снегурочкой и отличия от неѐ. | текущий | 6.11 8.11 | |
26-29 | А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» | Особенности рассказывания. Афористичность сказки. Аллегорическая основа произведения. | текущий | 11.11 13.11 15.11 18.11 | |
30 | Контрольная работа по теме «Литературная сказка» | | контроль знаний учащихся | итоговый | 20.11 | |
31 | Анализ контрольной работы. | | контроль знаний учащихся | | 22.11 | |
32 | Литературная песня. А. В. Кольцов. « Косарь», «Кольцо», «Не шуми ты рожь…» | Фольклорные традиции в стихотворениях Кольцова. Картины природы, их роль в создании образов главного героя и героини. | развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. освоение социальных норм, правил поведения, развивать мотивы интересы своей познавательной деятельности. выразительно читать наизусть, презентовать и защищать собственные иллюстрации к песни, составлять план ответа на проблемный вопрос. | текущий | 25.11 | |
Воображение и мечта в литературе: путешествия, приключения, детектив (10 ч.) |
33-37 | Д. Дефо «Робинзон Крузо» | Расширение пространственно-географических представлений. Главы по выбору учителя. Образ путешественника в литературе. Человек на необитаемом острове: его мужество и умение противостоять жизненным невзгодам. | приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. уметь определять жанр произведения; | текущий | 27.11 29.11 2.12 4.12 6.12 9.12 | |
38-40 | А. С. Грин «Алые паруса» | Алые паруса как образ мечты. Дружная скромная жизнь Ассоль и Лонгрена. | текущий | 11.12 13.12 | |
41 | А. С. Грин «Алые паруса» Самостоятельная работа. | Встреча с «волшебством» - знак судьбы. | промежуточный | 16.12 | |
42-43 | Э. По. «Золотой жук». | Литературные истоки детективного жанра. Поиски сокровищ капитана Кидда. Приключенческий рассказ и детектив. | текущий | 18.12 20.12 | |
Стихи о природе и о природе творчества 14ч |
44-45 | А. С. Пушкин «Узник», «Зимняя дорога», «Туча» | Воспитание любви к природе. | развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности; выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы Расширить знание жанров лирики, поэтических средств художественной выразительности, подбирать цитаты, иллюстрирующие понятие «антитеза», особенности жанра дружеского послания, о роли пейзажа в стихотворении, работать со словарем литературоведческих терминов | текущий | 23.12 25.12 | |
46-47 | Е. А. Баратынский «Водопад» | Авторское мироощущение и читательские впечатления. Автор и пейзаж в лирическом стихотворении, особенности пейзажа в стихотворениях разных авторов. | текущий | 27.12 30.12 | |
48-49 | М. Ю. Лермонтов «Три пальмы» | текущий | 13.01 15.01 | |
50-51 | С. А. Есенин «В зимний вечер по задворкам», «Сыплет черёмуха снегом» | текущий | 17.01 20.01 | |
52-53 | Б. Л. Пастернак «Снег идёт»Д. С. Самойлов « Перед снегом», Е. А. Евтушенко « Идут белые снеги» | текущий | 22.01 24.01 | |
54-55 | В. В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче» | Образ поэта в лирике. Самоирония и провозглашение ценности поэтического творчества. | текущий | 27.01 29.01 | |
56-57 | М Цветаева « Моим стихам…» | текущий | 31.01 3.02 | |
Страницы классики.18 часов. |
58 | А.С. Пушкин. Из биографии поэта. | Иллюстрировать понятия «антитеза» примерами из повести | формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. выделять этапы развития сюжета, различать образы рассказчика и автора-повествователя, | текущий | 5.02 | |
59 | А.С. Пушкин «Метель». | Картины офицерского быта. Сильвио и его обидчики. Тайная мысль героя: месть или попытка отстоять своѐ достоинство. | текущий | 7.02 | |
60 | Метель как образ Судьбы, вмешивающейся в жизнь героев. | текущий | 10.02 | |
61 | Авантюрный сюжет в повести. | текущий | 12.02 | |
62 | Роль рассказчика в повести, его отношение к героям. Тест | текущий | 14.02 | |
63 | Развитие речи. Подготовка к сочинению по творчеству А.С. Пушкина | Письменный ответ на проблемные вопросы: - роль детали в повести «Метель» - человек в противостоянии своей судьбе | формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию. Умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. Владеть навыком письменного развернутого ответа на проблемный вопрос, владеть начальными навыками литературоведческого анализа. | промежуточный | 17.02 | |
64 | Развитие речи. Сочинение по творчеству А.С. Пушкина | Письменный ответ на проблемные вопросы: - роль детали в повести «Метель» - человек в противостоянии своей судьбе | Умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. | контроль знаний | 19.02 | |
65-67 | М.Ю. Лермонтов «Бородино» | Историческая основа стихотворения. Героизм русского народа, патриотический пафос стихотворения. | развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия Умение работать со словарем литературоведческих терминов, со справочной литературой и ресурсами Интернета с целью поиска материалов о биографии и творчестве поэта (под руководством учителя) Выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка поэта, определять их художественные функции в произведении, определять виды рифм и способов рифмовки | текущий | 21.02 24.02 26.02 | |
68-70 | Н. В. Гоголь « Вечера на хуторе близ Диканьки» | Из биографии писателя. Фольклорные мотивы в повести. Поэтизация казачьей вольности и чувства любви в ранних произведениях Н. В. Гоголя. Комическое у Гоголя. | формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию Умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. Владеть навыком письменного развернутого ответа на проблемный вопрос, владеть начальными навыками литературоведческого анализа. | текущий | 28.02 2.03 | |
71 | Н.В. Гоголь Самостоятельная работа. | Умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. | промежуточный | 4.03 | |
72 | Развитие речи. Письменный ответ на вопрос. | промежуточный | 6.03 | |
73-76 | И. С. Тургенев. « Муму» | Образ Герасима. Герасим и собачка Муму: раскрытие душевных качеств главного героя. Картины крепостного быта. Образ своенравной барыни. Трагическая развязка рассказа. Смысл концовки. | формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; знать изученные теоретико-литературные понятия. Образ положительного героя в русской классической литературе. | текущий | 9.03 11.03 13.03 16.03 | |
77 | Контрольная работа по теме «Страницы классики» | | Умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. Владеть навыком письменного развернутого ответа на проблемный вопрос, владеть начальными навыками литературоведческого анализа. | итоговый | 18.03 | |
Среди ровесников. 27часов. |
78-79 | С. Т. Аксаков. « Детские годы Багрова-внука» | Тема становления человеческого характера в повести. Особенности повествования. Автобиографический герой | Смысловое чтение умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения. Развивать представление о портретной характеристике персонажей, определять роль пейзажа в литературном произведении, выразительно читать фрагменты ( в том числе по ролям), участвовать в коллективном диалоге, различать образ рассказчика и автора-повествователя | текущий | 20.03 1.04 | |
80-83 | Л Н. Толстой «Детство» | Развитие представлений о портретной характеристике персонажей, образ Николеньки Иртеньева. Тема воспитания и становления характера. | развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народа. Смысловое чтение умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения. Развивать представление о портретной характеристике персонажей, определять роль пейзажа в литературном произведении, выразительно читать фрагменты ( в том числе по ролям), участвовать в коллективном диалоге, различать образ рассказчика и автора-повествователя | текущий | 3.04 6.04 8.04 10.04 | |
84-87 | М. Горький. «Детство». | Кто рассказывает о детстве. Взросление маленького человека, борьба за своѐ достоинство. Картины природы в повести. | развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия. умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности Знать особенности построения произведения, уметь при чтении выражать тему, идею произведения, чувства автора, свое видение, выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка писателя | текущий | 13.04 15.04 17.04 20.04 | |
88-89 | Ю. Я. Яковлев. «Багульник» | Милосердие и воспитание человеческой души в рассказе. Образ багульника, его роль в раскрытие характера героя. | развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия. умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности Знать особенности построения произведения, уметь при чтении выражать тему, идею произведения, чувства автора, свое видение | текущий | 22.04 24.04 | |
90-91 | А. Г Алексин. «Мой брат играет на кларнете» | Составление плана сообщения . Ребѐнок в мире взрослых и «взросление» отношений между детьми. Нравственное изменение героев в ходе развития сюжетного действия. | развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народа уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов Знать особенности построения произведения, уметь при чтении выражать тему, идею произведения, чувства автора, свое видение. Выразительное чтение отрывков произведения. | текущий | 27.04 29.04 | |
92-94 | В. К. Железников «Чучело» | Человек в коллективе. Личность в противостоянии агрессивной и несправедливой толпе. Равнодушие взрослых. Предательство Димки Сомова. Достоинство и самоуважение главной героини повести. | развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия. умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности Знать изученные теоретико-литературные понятия | текущий | 4.05 6.05 8.05 | |
95-96 | РР Подготовка к сочинению по произведению Железникова «Чучело» Сочинение по произведению Железникова «Чучело» | | Умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. Владеть навыком письменного развернутого ответа на проблемный вопрос, владеть начальными навыками литературоведческого анализа. | итоговый | 11.05 13.05 | |
97-98 | Ю. П. Мориц «Всадник Алёша» | Скорое взросление и трудный выбор Алѐши. Поездка Алѐши к отцу и брату. Символика названия. | приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации. Развить понятие о рассказе, владеть понятием “сюжет”, уметь охарактеризовать литературного героя, сопоставлять поступки героев рассказа, делать выводы, рассуждать, формулировать свои впечатления от рассказа | текущий | 15.05 18.05 | |
99 | Контрольная работа по теме «Среди ровесников» | | формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию. уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов Владеть навыком письменного развернутого ответа на проблемный вопрос. | итоговый | 20.05 | |
100-101 | Повторение и обобщение изученного в 6 классе | Приобщение к духовно нравственным ценностям русской литературы и культуры. Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия . | формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию. | текущий | 22.05 27.05 | |
102 | Заключительный урок. Рекомендации на лето. | | | | 29.05 | |
13