№ п\п | Наименование разделов, тем. | Дата План Факт | Формы контроля |
Введение (1 час) |
1 | Введение. О талантливом читателе. Роль книги в жизни человека. | | Работа с учебником (худож. произвед., статьи об авторе) |
Из греческой мифологии (3 часа) |
2 | Мифы о героях: отражение представлений о героизме «Миф о Прометее» . Подвиг Прометея. | | Подробный пересказ. |
3 | Герои мифов «Яблоки Гесперид» | | Чтение и различные виды пересказа. Анализ мифа. |
4 Вн. чт. | Библейские сказания. | | Индивид. сообщения . |
Из устного народного творчества (4 часа) |
5 | Художественная идея легенды «Солдат и смерть» | | Чтение легенды. |
6 | Из эпоса народов России. «Как Бадыноко победил одноглазого великана» | | Различные виды пересказа, простой план. |
7 | Сказки. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Братья в дороге. | | Художественный пересказ. |
8 | Добро и зло в «Сказке о молодильных яблоках и живой воде» Художественные особенности произведения. | | Ответы на вопросы, составление плана, сообщения, чтение отрывка. |
Из древнерусской литературы (3 часа) |
9 | Особенности древнерусской литературы, тематика и жанровое разнообразие. « Сказание о белгородских колодцах». | | Выразительное чтение. |
10 | Нравственная проблема «Повести о разорении Рязани Батыем». | | Фронтальный опрос |
11 | «Поучение» Владимира Мономаха .Особенность жанра. Поучительный характер и нравственная проблематика. | | Работа с текстом |
Из литературы XVIII века (2 часа) |
13 | М.В. Ломоносов – гениальный учёный, теоретик литературы, поэт. | | Работа с текстом, заполнение таблицы. |
14 | Отражение позиций ученого и гражданина в поэзии: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф». | | Выразительное чтение. |
Из литературы XIX века (49 часов) |
15 | В.А. Жуковский. Краткие сведения о писателе. Жанр элегии и баллады в творчестве поэта | | Фронтальный опрос. |
16-17 | Художественное своеобразие баллады В.А. Жуковского «Светлана». Фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа. Новое явление в русской поэзии | | Выразительное чтение |
18 Вн. чт. | Благородство, рыцарство и жестокость героев баллады Жуковского «Кубок» | | Дискуссия. |
19 | А.С. Пушкин. Лицей в жизни и творчестве поэта | | Проверка усвоения навыков выразительного чтения. |
20 | Тема «барства дикого» в стихотворении А.С. Пушкина «Деревня». | | Выразительное чтение. |
21 | Тема природы в лирике А.С. Пушкина. «Редеет облаков летучая гряда», «Зимнее утро», «Зимний вечер». | | Выразительное чтение, сообщения учащихся. |
22 | Двусложные размеры стиха. Проверочная работа по определению размера стихотворения. | | Проверочная работа. |
23 | Роман А.С. Пушкина «Дубровский»: историческая правда и художественный вымысел. Сравнительная характеристика Троекурова и Дубровского (1 глава). | | Работа с текстом. |
24 | Суд и последняя встреча Троекурова и Дубровского. | | Чтение в лицах. |
25 | Владимир Дубровский – доблестный офицер, необыкновенный учитель и благородный разбойник. | | Проблемные задания. |
26 | Взаимоотношения Марьи Кирилловны и Дубровского. | | Подробный пересказ. |
27 Рр | Мастерская творческого письма. Продолжение романа А.С. Пушкина «Дубровский» | | Устный рассказ. |
28-29Рр | Сочинение по повести «Дубровский» | | Сочинение. |
30 | Тестирование по повести. | | Тестирование. |
31 | М.Ю. Лермонтов. Личность и судьба поэта. | | Подготовка доклада. |
32 | М.Ю. Лермонтов «Тучи», «Парус», «Листок». Многозначность художественного образа. | | Выразительное чтение. |
33 | Трагическая непреодолимость одиночества в стихотворении М.Ю. Лермонтова «На севере диком…». | | Выразительное чтение стихотворения наизусть. |
34 | Двусложные размеры стиха. Проверочная работа по определению размера стихотворения. | | Тест. |
35 | Н.В. Гоголь. Слово о писателе. | | Составление тезисного плана статьи учебника. |
36 | Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»: историческая основа и основные образы. | | Ответы на вопросы, составление плана, сообщения, чтение отрывка. |
37 | «Бранное трудное время…». Степь как образ Родины в повести. | | Лексическая работа. |
38 | Запорожская Сечь как оплот товарищества, воинской школы для казаков, защитников родины. | | Работа с книгой. |
39 | Битва под Дубно. Предательство и смерть Андрия. | | Работа с книгой. |
40 | Андрий и Остап (сравнительная характеристика героев). | | Дискуссия. |
41 | Тарас Бульба – народный герой. | | План образа Тараса. |
42 Рр | Сочинение-повествование по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» | | Проблемные задания. |
43 | И.С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции. | | Пересказ эпизода. |
44 | Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк» Общечеловеческое в рассказе: милосердие, порядочность, доброта. | | Исследовательская работа с текстом. Отбор материала. |
45 | Тема любви в лирике И.С. Тургенева. Стихотворение «В дороге». | | Выразительное чтение. |
46Вн чт. | «Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции. «Бурмистр». | | Сообщение учащихся. |
47 | Гражданская позиция Н.А. Некрасова в 60—70-е годы. | | Чтение стихотворения наизусть. |
48 | Темы народного труда и «долюшки женской» — основные в творчестве поэта. «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! у каждых дверей...». | | Выразительное чтение стихотворения. |
49 | Трёхсложные размеры стиха. | | Тест. |
50 | Л.Н. Толстой в 30-50-е гг. XIX века. | | Рассказ по плану. Сообщение учащихся. |
51-52 | Л.Н. Толстой «Детство» (главы из повести): «Мамаn», «Что за человек был мой отец?», «Детство» и др. по выбору. | | Анализ глав. Исследовательская работа с текстом. |
53 | Уроки доброты Л.Н. Толстого. Рассказ «Бедные люди». | | Подробный пересказ. |
54Рр | Сочинение «Спешите делать добрые дела». | | Сочинение. |
55 | Повесть В.Г. Короленко «В дурном обществе»: тематика, проблематика. | | Сообщение учащихся. |
56 | Знакомство и общение Васи с Валеком и Марусей. | | Пересказ эпизода. |
57-58 | Дети и взрослые в повести «В дурном обществе». | | Ответы на вопросы. |
59 Рр | Письменный отзыв об эпизоде. | | Сочинение-миниатюра |
60 Вн. чт. | Трагическая судьба ребенка в повести Д. Григоровича «Гуттаперчевый мальчик» | | Индивидуальные сообщения, ответы на вопросы. |
61 | А.П. Чехов. Литературный портрет писателя. Повесть «Степь». Сатирические и юмористические рассказы. «Шутка». | | Фронтальный опрос |
62 | А.П. Чехов «Толстый и тонкий»: социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. | | Работа с учебником, заполнение таблицы. |
63Рр | Мастерская творческого письма. Сочинение-повествование на тему «Смешной случай из жизни». | | Сочинение. |
Из литературы XX века (22 часа) |
64 | И.А. Бунин Мир природы и человека в стихотворении «Не видно птиц...». | | Фронтальный опрос |
65 | Душа крестьянина в рассказе И.А. Бунина «Лапти». | | Ответы на вопросы. |
66-67 | А.И. Куприн. Детские годы писателя. Рассказ «Белый пудель»: сюжет и основные образы | | Фронтальный опрос. |
68 | А.И. Куприн «Тапёр». Основная тема и характеристика образов. Дети и взрослые в рассказе. | | Фронтальный опрос |
69-70 | С.А.Есенин. Краткие сведения о поэте. «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано...». Пафос и тема стихотворения. Одухотворенная природа — один из основных образов С.А. Есенина. | | Выразительное чтение, сообщения учащихся. |
71 | М.М. Пришвин «Кладовая солнца»: главные герои повести. | | Фронтальный опрос. |
72 | Настя и Митраша. | | Сравнительная характеристика. |
73 | Трудный путь человека к правде. | | Дискуссия. |
74 | Быть счастливым - делать добро. | | Подробный пересказ отрывка. |
75Рр | Изображение родной природы в повести «Кладовая солнца». Олицетворение | | Фронтальный устный опрос. |
76Рр | Сочинение «Если бы животные могли говорить…». | | Сочинение. |
77Вн. чт. | Произведение С.Н. Сергеева-Ценского «Хитрая девочка»-рассказ о нравственном воспитании юной героини в годы войны. | | Выразительное чтение наизусть |
78-79 | Проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине в стихотворениях А.А. Ахматовой: «Мужество», «Победа», Родная земля», «Перед весной бывают дни такие…» | | Фронтальный устный опрос, выразительное чтение. |
80-81 | Стихи о Великой Отечественной войне: проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, любви к Родине. (Исаковский, Орлов, Симонов, Самойлов, Гамзатов). | | Выразительное чтение наизусть |
82-83 | Виктор Петрович Астафьев. Нравственные проблемы рассказа «Конь с розовой гривой» | | Фронтальный устный опрос. |
84 | Бабушка Екатерина Петровна, ее роль в рассказе. Герой рассказа Санька Леонтьев. | | Сообщение о герое. |
85 | Н.М. Рубцов. Слово о поэте. Человек и природа в поэзии Рубцова. Стихотворение «Звезда полей» | | Ответы на вопросы, составление плана. |
86 | Неразрывная связь героя с Родиной в стихотворении Н.М. Рубцова «Тихая моя родина» | | Подобрать иллюстрации к строчке стихотворения. |
Из зарубежной литературы (9 часов) |
87 | Восточные сказки. Разнообразие тем и сюжетов сказок из книги «Тысяча и одна ночь». | | Художественный пересказ эпизодов. |
88 | «Сказка о Синдбаде-мореходе». История создания, тематика, проблематика. | | Пересказ. |
89 | Краткие сведения о братьях Гримм. Идейное богатство сказки «Снегурочка». | | План статьи учебника о братьях Гримм. |
90 | Сходство и различия народных и литературных сказок. Сказка братьев Гримм «Снегурочка» и «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина. | | Проиллюстрировать любой эпизод сказки братьев Гримм «Снегурочка», подготовить художественный пересказ эпизода, изображенного на иллюстрации |
91 | Краткие сведения об О. Генри. | | Сообщение «Герои произведений О. Генри». |
92 | Утверждение душевной красоты «маленьких людей» в новелле «Дары волхвов». | | Художественный пересказ новеллы «Дары волхвов» с цитированием наиболее важных для понимания идеи новеллы эпизодов. |
93 | Просмотр фильма «Вождь краснокожих». Обсуждение фильма. | | Обсуждение фильма. |
95 | Д. Лондон «Любовь к жизни». Сюжет и основные образы. Смысл названия. | | Выписать из текста словосочетания, характеризующие место действия. Начертить маршрут героя, восстановить хронологию событий. |
96 | Д. Лондон «Любовь к жизни»: изображение силы человеческого духа, беспредельности возможностей человека. | | Фронтальный опрос. |
97 | Итоговый урок. Рекомендации для летнего чтения. | | |
98-102 | Резервные уроки. | | |