№ п/п | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Количество часов | Виды самостоятельной работы | Дата проведения занятия |
Планируемая | Фактическая |
| I. Введение. Книга в жизни человека (1) | 1 час (Вн.чт. – 1ч.) | | | |
1 | Вн/чт. Введение. Книга в жизни человека. | Урок внеклассного чтения | 1 | Анализ прочитанных книг летом. Составление устного монологического высказывания по прочитанной книге | | |
| II. Устное народное творчество (5+4 рр) | 9 часов (РР – 4 ч.) | | | |
2 | Устное народно е творчество. Малые жанры фольклора. Загадки. | Урок «открытия» нового знания | 1 | Беседа по вопросам. Пересказ | | |
3 | Р/р. Обучение сочинению частушек, приговорок, скороговорок, колыбельных песен. | Урок развивающего контроля | 1 | Выявление особенностей малых жанров фольклора (сочинение произведений малых жанров) | | |
4,5 | Русская народная сказка. Виды сказок. «Царевна-лягушка». Высокий нравственный облик Василисы Премудрой. Народная мораль в сказке. | Урок общеметодологической направленности | 1 | Составление плана. Художественный пересказ. Составление кластера | | |
6,7 | Волшебная сказка героического содержания. «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Система образов сказки. Образ главного героя. Особенности сюжета сказки. | Урок общеметодологической направленности | 2 | Творческий пересказ | | |
8 | Сказки о животных. «Журавль и цапля». Бытовые сказки. «Солдатская шинель». Народное представление о справедливости. | Урок общеметодологической направленности | 1 | Чтение в лицах. Художественный пересказ | | |
9 | Вн. Чт.. Мои любимые русские народные сказки. | Урок развивающего контроля | 1 | Написание сказки собственного сочинения. Проект «Художники – иллюстраторы сказок». | | |
10 | Р/р. Домашнее сочинение: написание сказки собственного сочинения. | Урок творчества | 2 | Написание сказки собственного сочинения. | | |
| III. Древнерусская литература (1) | 1 час | | | |
11 | Возникновение древнерусской литературы. «Повесть временных лет» как древнерусский памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» | Урок «открытия» нового знания | 1 | Письменное оформление тезисов по теме урока | | |
| IV. Из литературы XVIII века (2+1вн.чт) | 3 часа (Вн.чт. ̶ 1ч.) | | | |
12 | Из русской литературы 18 века. М.В.Ломоносов - учёный, поэт, художник. «Случилось вместе два астронома в пиру» как юмористическое нравоучение. | Урок общеметодологической направленности | 1 | Пересказ статьи учебника. Конспект статьи. Анализ текста | | |
13 | Роды и жанры литературы. Басня, аллегория, эзопов язык. | Урок «открытия» нового знания | 1 | Заполнение таблицы по теории литературы своими примерами. Словарная работа. | | |
14 | Вн/чт. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). | Урок внеклассного чтения | 1 | Выразительное чтение и анализ басен Эзопа и Лафонтена | | |
| V. Из русской литературы XIX века (37+8рр+6 вн.чт) | 51 час (РР – 8 ч; Вн.чт – 6 ч.) | | | |
15 | Басня как литературный жанр. И.А. Крылов. Слово о баснописце. «Волк на псарне». Отражение исторических событий. Патриотическая позиция. | Урок общеметодологической направленности | 1 | Чтение статьи учебника. Работа по вопросам. Работа с текстом басни | | |
16 | И.А. Крылов. «Свинья под Дубом», «Ворона и Лисица». Осмеяние пороков: жадности, невежества, неблагодарности, хитрости, глупости. Повествование и мораль в басне. | Урок общеметодологической направленности | 1 | Чтение наизусть. Сопоставительный анализ басен | | |
17 | Вн/чт Басни И.А. Крылова. | Урок внеклассного чтения | 1 | Чтение басен в лицах | | |
18, 19 | В.А. Жуковский. Жуковский – сказочник. Слово о поэте. Сказка «Спящая царевна». Герои литературной сказки, особенности сюжета. | Урок «открытия» нового знания | 2 | Творческий пересказ | | |
20 | Баллада В. А. Жуковского «Кубок». Благородство и жестокость героев баллады. | Урок общеметодологической направленности | 1 | Работа с текстом баллады, анализ эпизодов | | |
21 | Контрольный урок (тестирование) по творчеству И.А. Крылова и В.А. Жуковского. | Урок развивающего контроля | 1 | Тестирование по вариантам | | |
22, 23 | Детство А.С. Пушкина. Годы учения. Стихотворение «Няне». | Урок «открытия» нового знания | 2 | Рассказ о поэте, чтение по учебнику | | |
24, 25 | Пролог к поэме «Руслан и Людмила» – собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок. | Урок «открытия» нового знания | 2 | Чтение наизусть отрывка поэмы | | |
26, 27 | А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета. Система образов. Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна (мачеха и падчерица). Поэтичность и музыкальность сказки | Урок общеметодологической направленности | 2 | Чтение в лицах. Анализ лирического произведения | | |
28 | Вн/чт. Мои любимые сказки А.С. Пушкина. | Урок внеклассного чтения | 1 | Викторина. Мультипликационный фильм | | |
29, 30 | Р/р. Рифма и ритм. Стихотворная и прозаическая речь. Практикум по определению рифмы | Урок развивающего контроля | 2 | Анализ стихотворения. | | |
31, 32 | Понятие о русской литературной сказке. А. Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители» как литературная сказка. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки. | Урок общеметодологической направленности | 2 | Запись теоретических понятий. Чтение эпизодов сказки вслух. Работа по вопросам | | |
33, 34 | В.М. Гаршин. «Attalea princes». Героическое и обыденное в сказке. | Урок общеметодологической направленности | 2 | Выразительное чтение эпизода по ролям. Развёрнутые ответы по рубрике «Поразмышляем над прочитанным» | | |
35, 36 | М.Ю. Лермонтов: детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России. «Бородино». Историческая основа стихотворения. Мастерство М. Ю. Лермонтова в создании батальных сцен. | Урок общеметодологической направленности | 2 | Заполнение таблицы. Чтение вслух. Работа по учебнику | | |
37, 38 | М.Ю. Лермонтов. «Бородино» — отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения. Образ старого солдата — участника сражения. | Урок общеметодологической направленности | 2 | Чтение наизусть. Ответы на вопросы | | |
39 | Вн.ч. М.Ю. Лермонтов «Ашик-кериб» как литературная сказка | | | | | |
40, 41 | Н.В. Гоголь. Слово о писателе. «Заколдованное место» — повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий. | Урок общеметодологической направленности | 2 | Конспектирование дополнительных сведений по биографии. Выразительное чтение. Пересказ. Тестирование | | |
42 | Сочетание комического и трагического, светлого и мрачного, реального и фантастического в повести «Вечера на хуторе близ Диканьки». Кинозал | Урок общеметодологической направленности | 1 | Устный отзыв | | |
43 | Н.А. Некрасов. Слово о поэте. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа. | Урок общеметодологической направленности | 1 | Выразительное чтение, пересказ биографии, анализ отрывка | | |
44, 45 | Вн/чт. Н.А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях...» — отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской крестьянки. | Урок общеметодологической направленности | 2 | Чтение наизусть. Речевая характеристика персонажей в группах | | |
46 | Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». Речевая характеристика персонажей. | Урок общеметодологической направленности | 1 | Выразительное чтение, речевая характеристика персонажей в группах | | |
47, 48 | И.С. Тургенев: детство, начало литературной деятельности. «Муму». Историко-культурный контекст рассказа. Портрет Герасима. | Урок общеметодологической направленности | 2 | Анализ эпизодов рассказа. Художественный пересказ. Описание портрета и пейзажа | | |
49, 50 | История отношений Герасима и Татьяны. Герасим и Муму. | Урок общеметодологической направленности | 2 | Составление характеристики героя. Сопоставительный анализ героев. Сбор материала | | |
51 | Р/р. И.С.Тургенев – мастер портрета и пейзажа. | Урок исследование | 1 | Анализ эпизодов рассказа | | |
52, 53 | Р/р. Классное сочинение-отзыв о прочитанном произведении И.С.Тургенева «Муму». | Урок развивающего контроля | 2 | Работа по плану. Создание монологического высказывания | | |
54 | Контрольный урок (тестирование) по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева. | Урок развивающего контроля | 1 | Тестирование по вариантам | | |
55, 56 | Лирика А.А. Фета. Страницы биографии А. Фета. Стихотворения «Чудная картина...», «Весенний дождь», «Задрожали листы, облетая...». | Урок общеметодологической направленности | 2 | Выразительное чтение, анализ стихотворения по схеме | | |
57 | Л.Н. Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. | Урок общеметодологической направленности | 1 | Работа с текстом, выразительное чтение. Работа с учебником | | |
58 | Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы. | Урок общеметодологической направленности | 1 | Составление сравнительной характеристики | | |
59 | Жилин и татары. Жилин и Дина. Картины природы в рассказе. | Урок развивающего контроля | 1 | Составление сравнительной характеристики. Тестирование | | |
60 | Р.Р Сочинение-сравнительная характеристика «Жилин и Костылн : два характера, две судьбы» | Урок развития речи | 1 | | | |
61 | А.П. Чехов. Слово о писателе. «Хирургия». Осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор. | Урок общеметодологической направленности | 1 | Творческий пересказ | | |
62 | Вн/чт. Рассказы Антоши Чехонте | Урок внеклассного чтения | 1 | Творческий пересказ, поиск элементов юмористического | | |
63,64 | Русские поэты 19 века о Родине, родной природе и о себе (поэзия Ф.И. Тютчева, А.Н. Плещеева, И.С. Никитина). | Урок общеметодологической направленности | 2 | Доклад. Взаиморецензирование. Чтение наизусть. Анализ стихотворений по плану | | |
| VI. Из русской литературы XX века (20+7 рр+3 вн.чт) | 30 часов (РР – 7 ч; Вн.чт – 4 ч.) | | | |
66 | Вн/чт. И.А. Бунин: страницы биографии. Очерк «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. | Урок внеклассного чтения | 1 | Составление характеристики литературного героя. | | |
67, 68 | В.Г. Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». Характеристика героев повести. Судья и его дети. Семья Тыбурция | Урок общеметодологической направленности | 2 | Составление характеристики литературного героя. Выразительное чтение эпизодов | | |
69, 70, 71 | Р/р. Обучение домашнему сочинению по повести В.Короленко «В дурном обществе»: «Маруся и Соня: два детства». | Урок развивающего контроля | 3 | Работа по плану. Письменное оформление сочинения- рассуждения | | |
71 | С.А. Есенин: особенности поэзии Сергея Есенина, страницы биографии. Понятие об эпитете. Стихотворение «С добрым утром!» | Урок общеметодологической направленности | 1 | Комплексный анализ стихотворения по плану. | | |
72, 73 | П.П. Бажов. Слово о писателе. «Медной горы Хозяйка». Отличие сказа от сказки. | Урок общеметодологической направленности | 2 | Творческий пересказ. Конспектирование статьи | | |
74 | Р/р. Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. | Урок развивающего контроля | 1 | Анализ эпизодов сказа Характеристика литературного героя. | | |
75 | К.Г. Паустовский: страницы биографии. Нравственные уроки сказки К. Г. Паустовского «Теплый хлеб». Реальные и фантастические события и персонажи сказки. Сравнения и эпитеты в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб». | Урок общеметодологической направленности | 1 | Творческий пересказ. Поиск и анализ изобразительно-выразительных средств | | |
76 | К.Г. Паустовский. «Заячьи лапы». Сюжет и композиция рассказа. Мысль автора об ответственности человека перед природой. | Урок общеметодологической направленности | 1 | Заполнение таблицы | | |
77, 78 | С.Я. Маршак: краткий рассказ о писателе. Драма как род литературы. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Положительные и отрицательные герои. | Урок общеметодологической направленности | 2 | Выразительное чтение, беседа по прочитанному. Чтение по ролям | | |
79 | Художественные особенности пьесы-сказки. Юмор в сказке. | Урок общеметодологической направленности | 1 | Поиск и анализ изобразительно-выразительных средств | | |
80, 81 | А.П. Платонов. Слово о писателе. Рассказ «Никита». Главный герой рассказа. Одухотворение природы в воображении героя. | Урок общеметодологической направленности | 2 | Работа с учебником. Составление характеристики литературного героя | | |
82 | В.П. Астафьев. Слово о писателе. Автобиографичность произведений. Рассказ «Васюткино озеро». | Урок общеметодологической направленности | 1 | Работа с учебником. Составление характеристики литературного героя | | |
83, 84 | В.П. Астафьев. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу. Открытие нового озера. Становление характера Васютки через преодоление испытаний, сложных жизненных ситуаций. | Урок общеметодологической направленности | 2 | Выразительное и комментированное чтение. Беседа по вопросам на восприятие рассказа | | |
85, 86 | Р/р. Классное сочинение-рассуждение: «Какие поступки сверстников вызывают мое восхищение и почему?» (по произведениям К.Паустовского, А.Платонова, В.Астафьева). | Урок развивающего контроля | 2 | Написание творческой работы | | |
87, 88 | Вн/чт. Поэты о Великой Отечественной войне. Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. | Урок внеклассного чтения | 2 | Выразительное чтение стихотворений. Выявление художественных особенностей | | |
89 | Писатели и поэты 20 века о Родине и родной природе. | Урок общеметодологической направленности | 1 | Чтение наизусть. Анализ текстов | | |
90, 91 | Р/р. Обучение целостному анализу лирического произведения (на материале стихотворений русских поэтов XX века). | Урок развивающего контроля | 2 | Анализ текстов | | |
92 | Саша Черный. Слово о писателе. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь – Робинзон». Юмор в его рассказах. | Урок общеметодологической направленности | 1 | Творческий пересказ | | |
93 | Саша Черный. «Игорь – Робинзон». Юмор в его рассказах. | Урок общеметодологической направленности | 1 | Творческий пересказ | | |
94 | К. Симонов. Слово о поэте. Война и дети. | Урок общеметодологической направленности | 1 | Работа с учебником. Контрольный опрос | | |
95 | А. Твардовский. «Рассказ танкиста». | Урок общеметодологической направленности | 1 | Работа с учебником. Контрольный опрос | | |
| VII. Из зарубежной литературы (6 вн.чт) | 6 часов (Вн.чт – 6 ч.) | | | |
96 | Вн/чт. Р.Л. Стивенсон: жизнь и творчество. «Вересковый мед». Бережное отношение к традициям предков. Развитие понятие о балладе. Ее драматический характер. | Урок общеметодологической направленности | 1 | Работа по учебнику. Устное монологическое высказывание | | |
97 | Вн/чт. Д. Дефо. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». Смелость, мужество, находчивость главного героя. | Урок общеметодологической направленности | 1 | Беседа по вопросам. Творческий пересказ | | |
98 | Вн/чт. X.К. Андерсен: страницы биографии. «Снежная королева». Реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда. | Урок внеклассного чтения | 1 | Беседа по вопросам. Творческий пересказ | | |
99 | Вн/чт. Ж.Санд: страницы биографии. «О чем говорят цветы». | Урок внеклассного чтения | 1 | Беседа по вопросам. Выразительное чтение | | |
100 | Вн/чт. М. Твен: страницы биографии. «Приключения Тома Сойера». Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. | Урок внеклассного чтения | 1 | Беседа, чтение отдельных глав | | |
101 | Вн/чт. Дж. Лондон: страницы биографии. «Сказание о Кише». Изображение жизни северного народа в творчестве писателя. | Урок внеклассного чтения | 1 | Выразительное чтение. Анализ эпизодов. Работа в тетрадях | | |
| VIII. Обобщение изученного материала по литературе за курс 5 класса (1) | 1 часа | | | |
102 | Урок-праздник: «Путешествие по стране Литературии 5 класса». Задания для летнего чтения. | Урок общеметодологической направленности | 1 | Составление списка литературы для летнего чтения | | |
| Итого: | 102 | | | |