| РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ | на заседании ШМО учителей русского языка и литературы | Заместитель директора по УВР | Директор МБОУ СШ № 19 им.И.П.Мытарева | _______________Сафиуллина Г.В. | _____________ Волкова Е.С. | ______________ Дегтярева Н.А. | Протокол № 1 от « » августа 2021 г. | «___» _________________ 2021 г. | Приказ от № | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 19 имени Героя Советского Союза Ивана Петровича Мытарева города Димитровграда Ульяновской области» Рабочая программа Наименование учебного предмета: Литература Класс: 7 Уровень основного общего образования Учитель: Калашникова М.Н. Срок реализации программы, учебный год: 2021-2022 учебный год Количество часов по учебному плану: всего 68 часов в год; в неделю 2 часа Планирование составлено на основе: Федерального государственного стандарта основного общего образования, ООП ООО МБОУ СШ № 19 им. И.П. Мытарева Рабочей программы по литературе для 5-9 кл. под редакцией В.Я.Коровиной.Издательство «Просвещение», 2014. Учебник « Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В.Я Коровина. В 2 Ч Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва «Просвещение», 2017 Рабочую программу составила: ___________/Калашникова М.Н./ 2021г | Планируемые результаты изучения предмета «Литература» в 7 классе Личностными результатами изучения предмета «Литература» являются следующие умения и качества: чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия; ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение; эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность; потребность в самовыражении через слово; устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении. Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения. Метапредметными результатами изучения курса «Литература» является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей; самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; самостоятельно составлять план решения учебной проблемы; работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные УУД: самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух; пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным); перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно; пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения. Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения. Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы; уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека; оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра; оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать: образную природу словесного искусства; содержание изученных литературных произведений; основные факты жизни и творчества писателей- классиков 18, 19-20 вв.; основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений; понимать героя, сюжет, композицию художественного произведения; основные теоретико-литературные понятия, изучаемые в 7 классе. В результате изучения литературы ученик должен уметь: воспроизводить содержание литературного произведения; определять род и жанр произведения; писать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение; писать развернутый ответ на вопрос; писать рассказ-характеристику; свободно владеть письменной речью; сравнивать и сопоставлять; уметь различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома; самостоятельно выполнять различные творческие работы; устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде; осознанно бегло читать, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); владеть монологической и диалогической речью, уметь перефразировать мысль, выбрать и использовать выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей; составлять план, тезис, конспект; подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной или письменной форме результаты своей деятельности; использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных; видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров; различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических, драматических и лирических произведениях; видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения; объяснять чувства, возникающие при чтении лирических произведений, находить аналог в собственном жизненном опыте; видеть обстановку действия в той или иной сцене пьесы. Рисовать словами представляющийся портрет персонажа в определенной ситуации, определять смену интонаций в речи героев пьесы; передавать динамику чувств в выразительном чтении лирического стихотворения, монологов героя пьесы, пейзажа и описания в эпическом произведении; - аргументировать оценку героев и событий всем строем художественного произведения – от отдельного тропа до композиции – и целостно воспринимать позицию писателя в пределах произведения; выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать его развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы; сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода; оценивать игру актеров в пределах законченного эпизода; стилистически сопоставлять текст произведения и иллюстрации художников к нему; написать басню, былину, письмо или дневник литературного героя. В результате изучения литературы ученик должен иметь возможность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка; участия в диалоге или дискуссии; определения своего круга чтения и оценки литературных произведений. | |
| | |
| | |
| | |
Содержание тем учебного предмета «Литература» в 7 классе
Введение
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.
Устное народное творчество
Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Петр и плотник».
Эпос народов мира. Былины. «Вольга и Микула Селянинович», «Садко», «Калевала», «Песнь о Роланде».
«Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула – носитель лучших человеческих качеств.
Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства – основные черты характера Ильи Муромца. (Одна былина по выбору).(Для внеклассного чтения).
Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения).
Карело-финский мифологический эпос - «Калевала». Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен. (Для внеклассного чтения).
«Песнь о Роланде» (фрагменты). Французский средневековый героический эпос. Историческая основа сюжета песни о Роланде. Обобщенное общечеловеческое и национальное в эпосе народов мира. Роль гиперболы в создании образа героя.
Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.
Теория литературы. Устная народная проза. Предания. Афористические жанры фольклора. Гипербола. Былина. Руны, логический эпос. Героический эпос. Общечеловеческое и национальное в искусстве. Пословицы, поговорки.
Из древнерусской литературы
«Поучение Владимира Мономаха» (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности. Народно-поэтические мотивы в повести.
Теория литературы. Поучение (начальные представления). Житие (начальные представления).
«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.
Теория литературы. Летопись (развитие представлений).
Из русской литературы 18 века
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об учёном и поэте.
«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы ЕлисаветыПетровны 1747 года» (отрывок).
Г.Р. Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи…», «На птичку», «Признание».
Теория литературы. Ода (начальное представления).
Из русской литературы 19 века
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.
«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление), «Песнь о вещем Олеге».
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
«Борис Годунов».
«Станционный смотритель».
Теория литературы. Повесть (развитие представлений).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта 16 века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.
Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.
«Когда волнуется желтеющая нива…», «Ангел», «Молитва». Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» - готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.
Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию. Смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести.
Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос. Литературный герой.
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Характер главного героя. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.
Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственные и человеческие взаимоотношения.
Теория литературы. Стихотворения в прозе. Лирическая миниатюра.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Н.А. Некрасова.
«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для внеклассного чтения и обсуждения).
Теория литературы. Поэма. Трехсложные размеры стиха. Историческая поэма как разновидность лироэпического жанра.
Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте.
Исторические баллады. «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.
Теория литературы. Историческая баллада.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести…».
«Дикий помещик».(Для самостоятельного чтения.)
Теория литературы. Гротеск. Ирония.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Маман» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.
Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение. Герой-повествователь.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.
«Злоумышленник». Многогранность комического в рассказах А.П. Чехова. (Для чтения и обсуждения).
Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического.
«Край ты мой, родимый край…» (обзор)
Стихотворения русских поэтов 19 века о родной природе.
В.Жуковский «Приход весны»; И.А. Бунин «Родина»; А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край…», «Благовест».
Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения.
Произведения русских писателей 20 века
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.
«Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.
Алексей Максимович Горький. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни». (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.
«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»), «Челкаш». (Для внеклассного чтения).
Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения. Портрет как средство характеристики героя.
Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.
Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.
«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.
Теория литературы. Лирический герой. Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающего героя людей. Юшка – незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.
«В прекрасном и яростном мире». Автобиографичность рассказа.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.
«Июль», «Никого не будет в доме…». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.
Теория литературы. Сравнение. Метафора.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.
«Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…», «На дне моей жизни…».
Теория литературы. Лирический герой.
На дорогах войны (внеклассное чтение)
Интервью с поэтом-участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов: А.А. Ахматовой, К.М. Симонова, А.А. Суркова, А.Т. Твардовского, Н.С. Тихонова и других. (Для внеклассного чтения). Ритмы и образы военной лирики.
Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики.
Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.
Теория литературы. Литературные традиции.
Евгений Иванович Носов.Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.
Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о поэте.
«Тихое утро». Взаимоотношение детей, взаимопомощь и взаимовыручка. Особенности характера героев – сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.
Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.
Теория литературы. Публицистика. Мемуары как публицистический жанр.
Писатели улыбаются
Михаила Зощенко. Слово о писателе.
Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.
«Тихая моя родина…» (обзор)
Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В.Я. Брюсов, Ф.К. Сологуб, С.А. Есенин, Н.А. Заболоцкий, Н.М. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.
Песни на стихи поэтов 20 века
Расул Гамзатов. Краткий рассказ об аварском поэте.
«Опять за спиною родная земля…», «Я вновь пришел сюда и сам не верю…», «О моей Родине».
Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности аварского поэта.
Из зарубежной литературы
Роберт Бернс. Особенности творчества.
«Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.
Джорж Гордон Байрон «Ты кончил жизни путь, герой!..». Своеобразие романтической поэзииДж.Г. Байрона. Дж.Г. Байрон и русская литература.
Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя стихами.
Теория литературы. Особенности жанра хокку.
О. Генри «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе «Дары волхвов».
Теория литературы. Рождественский рассказ (развитие представлений).
Рей Дуглас Брэдбери «Каникулы». Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.
Теория литературы. Фантастика в художественной литературе.
Урок контроля
Учебно – тематический план
№ | Наименование разделов | Количество часов в рабочей программе | Количество часов в программе В. Я Коровиной |
| Введение | 1 | 1 |
| Устное народное творчество. Эпос народов мира | 6 | 6 |
| Из древнерусской литературы | 2 | 2 |
| Из русской литературы 18 века | 2 | 2 |
| Из русской литературы 19 века | 28 | 27 |
| Произведения русских писателей 20 века | 22 | 24 |
| Из литературы народов России | 1 | 1 |
| Из зарубежной литературы | 6 | 6 |
| | | |
| Итого | 68 | 70 |
В соответствии с Учебным планом МБОУ СШ № 19, утверждённым на 2021-2022 учебный год, рабочая программа составлена из расчёта 34 учебных недель, 2 часа в неделю, т.е. на 68 часов в год.
Практическая часть
| Р.р. | Изложения | Сочинения | Вн.чт. | Контрольная работа |
| | | Классное | Домашнее | | |
1 триместр | 3 | | | | 4 | |
2 триместр | 4 | | | | 4 | 2 |
3 триместр | 2 | | 1 | | 1 | 1 |
итого | 9 | | 1 | | 9 | 3 |
Сроки проведения контрольных и практических работ могут быть изменены в случае отмены занятий в связи с погодными условиями, карантином и праздничными днями.
Календарно-тематическое планирование по литературе
7 класс 2021-2022 учебный год 68 часов
№ п/п | Количество часов | Дата | Тема | Примечание |
план | факт | | Виды и формы контроля, самостоятельная работа обучающихся |
1 | 1 | | | Введение. Изображение человека как важнейшей идейно-нравственной проблемы литературы | | |
Устное народное творчество (6 часов) | |
2 | 1 | | | Устное народное творчество.предания. | | |
3 | 1 | | | Эпос народов мира.Былины. «Вольга и Микула Селянинович» | | |
4 | 1 | | | Русские былины Киевского и Новгородского циклов.Былина «Садко»(урок внеклассного чтения) | | |
5 | 1 | | | «Калевала»– карело-финский мифологический эпос (урок внеклассного чтения ) | | |
6 | 1 | | | Поэма»Песнь о Роланде»(фрагменты) | | |
7 | 1 | | | Пословицы и поговорки(урок развития речи) | | |
Из древнерусской литературы (2 часа) | |
8 | 1 | | | Русские летописи.»Повесть временных лет».Отрывок из «Похвалы князю Ярославу и книгам», «Поучение Владимира Мономаха»(отрывок) | | |
9 | 1 | | | «Повесть о Петре и Февронии Муромских» | | |
Из русской литературы XVIII века (2 часа) |
10 | 1 | | | М.В.Ломоносов «К статуе Петра Великого» | | |
11 | 1 | | | Г.Р.Державин. «Признание» | | |
Из русской литературы XIX века (28 часов) |
12 | 1 | | | А.С.Пушкин.Поэма «Полтава»(отрывок) | | |
13 | 1 | | | А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге» | | |
14 | 1 | | | А.С.Пушкин. Драма «Борис Годунов»:сцена в Чудовом монастыре | | |
15 | 1 | | | А.С.Пушкин в Михайловском(урок внеклассного чтения) | | |
16 | 1 | | | А.С.Пушкин.Повесть «Станционный смотритель»: изображение маленького человека | | |
17 | 1 | | | А.С.Пушкин Повесть «Станционный смотритель» :автор и герои(урок развития речи) | | |
18 | 1 | | | «Медный всадник».Вступление «На берегу пустынных волн…» | | |
19 | 1 | | | М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича…»:конфликт и система образов | | |
20 | 1 | | | М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича…»:проблематика и поэтика (урок развития речи) | | |
21 | 1 | | | М.Ю.Лермонтов Стихотворения «Молитва», «Ангел», «Когда волнуется желтеющая нива» | | |
22 | 1 | | | Н.В.Гоголь Повесть «Тарас Бульба».Образ Тараса Бульбы | | |
23 | 1 | | | Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Остап и Андрий | | |
24 | 1 | | | Н.В.Гоголь «Тарас Бульба».Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос(урок контроля) | | |
25 | 1 | | | И.С.Тургенев Рассказ «Бирюк»:автор и герой.Поэтика рассказа(урок развития речи) | | |
26 | 1 | | | И.С.Тургенев Стихотворения в прозе «Русский язык»,»Близнецы»,»Два богача» | | |
27 | 1 | | | Н.А.Некрасов Поэма «Русские женщины»:княгиня Трубецкая | | |
28 | 1 | | | Н.А.Некрасов.»Размышления у парадного подъезда» и другие стихотворения(урок внеклассного чтения) | | |
29 | 1 | | | А.А.Фет «Шёпот,робкое дыханье»…»Как беден наш язык..» | | |
30 | 1 | | | А.К.Толстой «Василий Шибанов»и «Князь Михайло Репин»как исторические баллады | | |
31 | 1 | | | М.Е.Салтыков-Щедрин «Повесть о том,как один мужик двух генералов прокормил» | | |
32 | 1 | | | М.Е.Салтыков-Щедрин «Дикий помещик» (урок внеклассного чтения) | | |
33 | 1 | | | Л.Н.Толстой «Детство»(главы).Автобиографический характер повести | | |
34 | 1 | | | Л.Н.Толстой.Главный герой повести и его духовный мир(урок развития речи) | | |
35 | 1 | | | Литературный ринг(урок контроля) | | |
36 | 1 | | | А.П.Чехов. «Хамелеон».Проблематика рассказа | | |
37 | 1 | | | А.П.Чехов.»Хамелеон».Поэтика рассказа(урок развития речи) | | |
38 | 1 | | | А.П.Чехов Рассказ «Злоумышленик»,»Тоска»,»Размазня»(урок внеклассного чтения) | | |
39 | 1 | | | «Край ты мой,родимый край..»(обзор)Жуковский «Приход весны»,Бунин «Родина»,А.К.Толстой «Край ты мой…»(урок развития речи) | | |
Из русской литературы XX века(19 часов) |
40 | 1 | | | М.Горький. «Детство»(главы):тёмные стороны жизни | | |
41 | 1 | | | М.Горький «Детство»(главы):светлые стороны жизни(урок развития речи) | | |
42 | 1 | | | М.Горький «Старуха Изергиль»( «Легенда о Данко») урок внеклассного чтения | | |
43 | 1 | | | В.В.Маяковский «Необыкновенное приключение бывшее….» | | |
44 | 1 | | | В.В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям» | | |
45 | 1 | | | А.П.Платонов «Юшка»:незаметный герой с большим сердцем | | |
46 | 1 | | | А.П.Платонов «Юшка»:нравственные проблемы рассказа(урок развития речи) | | |
47 | 1 | | | А.П.Платонов «В прекрасном и яростном мире»(урок внеклассного чтения) | | |
48 | 1 | | | Классное контрольное сочинение | | |
49 | 1 | | | Б.Л.Пастернак «Июль» «Никого не будет в доме» | | |
50 | 1 | | | Час мужества.Интервью с участником Великой Отечественной войны Разумовским о военной поэзии.Стихотворения Ахматовой,Симонова,Суркова,Твардовского | | |
51 | 1 | | | А.Т.Твардовский « Снега потемнеют синие»,»Июль-макушка лета».. | | |
52 | 1 | | | Е.А.Евтушенко «Хотят ли русские войны?» | | |
53 | 1 | | | Ф.А.Абрамов «О чём плачут лошади» | | |
54 | 1 | | | Е.И.Носов «Кукла»(«Акимыч») | | |
55 | 1 | | | Е.И.Носов «Кукла» («Радуга») урок развития речи | | |
56 | 1 | | | Ю.П.Казаков «Тихое утро» | | |
57 | 1 | | | Д.С.Лихачёв «Земля родная»(главы) | | |
58 | 1 | | | Г.И.Горин «Почему повязка на ноге?» | | |
59 | 1 | | | «Тихая моя Родина» Стихи Брюсова,Сологуба,Есенина,Рубцова и др | | |
60 61 | 1 1 | | | Песни на слова русских поэтов 20в Контрольная работа | | |
Из литературы народов России (1 час) | |
62 | 1 | | | Р. Гамзатов «Опять за спиною родная земля…» и др. | | |
Из зарубежной литературы (6 часов) | |
63 | 1 | | | Р. Бёрнс «Честная бедность» и другие стихи | | |
64 | 1 | | | Д. Г. Байрон «Ты кончил жизни путь, герой!..» «Душа моя мрачна» | | |
65 | 1 | | | Японские трёхстишья( хокку) | | |
66 | 1 | | | О. Генри «Дары волхвов | | |
67 | 1 | | | Р.Д. Брэдбери «Каникулы». | | |
68 | 1 | | | А.К.Дойл «Голубой карбункул» Итоговый урок | | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной / Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, Н.В. Беляева. – 3 –е изд., - М. «Просвещение», 2016 .
Литература. 7 кл. Учеб. Для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. /авт.-сост. В.Я. Коровина (и др.). – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2016.
Демиденко, Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 кл. / Е.Л. Демиденко. – 3-е изд., стереопит. – М.: Дрофа, 2010.
Агапова И. А., Давыдова М. А. Литературные композиции. 5-11 классы / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. – Волгоград: Учитель, 2008.
Королева Н.С., Мошенская Г.Н. Открытые уроки литературы: 5-9 классы. – М.: ВАКО. 2010. (Мастерская учителя-словесника).
Литература. 5-6 классы: конспекты уроков (для работы по всем образовательным программам) / авт.-сост. Т.М. Амбушева и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
Литература. 7 класс: поурочные планы по учебнику-хрестоматии В.Я. Коровиной / авт.-сост. Н.Я. Крутова, С.Б. Шадрина. – Волгоград: Учитель, 2007.
Литература. Поурочные планы. Программа под редакцией В.Я. Коровиной. 5-7 классы. Электронное пособие. Издательство «Учитель».
Уроки литературы в 7 классе пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Н.Е. Кутейникова. – М.: Просвещение, 2009.
Уроки литературы 7-8 класс. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия