№ урока | Тема урока, Тип урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Дата План | Дата факт |
Освоение предметных знаний (базовые понятия) Вид контроля | Универсальные учебные действия (личностные и метапредметные результаты) |
Раздел 1. Введение (1 ч.) |
1. | Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека. Урок актуализации знаний и умений | 1 | Литература как искусство слова. Роль литературы в духовной жизни человека. Национальная самобытность русской литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся. | Научиться определять свой уровень литературного развития Беседа | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника; определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе. Личностные: формирование «стартовой» мотивации к обучению, самосовершенствованию | 02.09- 06.09 | |
Раздел 2. Древнерусская литература (3 ч.) |
2. | Самобытный характер древнерусской литературы. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. Урок усвоения новых знаний. | 1 | Обзорная характеристика древнерусской литературы, ее жанровое разнообразие. Основные черты древнерусской литературы (исторический характер, этикетность). «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. История рукописи. | Научиться определять тематическое многообразие «Слова...» План лекции Беседа | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия. Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи.Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи Личностные: формирование целостного представления об историческом прошлом Руси | 02.09- 06.09 | |
3. | Русская история в «Слове…» Урок комплексного применения знаний и умений | 1 | Исторические справки о князьях-героях «Слова…» и описываемых событиях. Тема, идея, жанр произведения. Образ автора. | Научиться определять жанровое и тематическое своеобразие произведения; давать характеристику героев произведения Беседа. Тест. | Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, планировать и регулировать свою деятельность. Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью Личностные: формирование устойчивой мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности | 02.09- 06.09 | |
4. | Р.Р.Художественные особенности «Слова…». Урок комплексного применения знаний и умений | 1 | Тема, идея, жанр произведения. Исторические справки о князьях-героях «Слова…». | Научиться проектировать и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах Чтение наизусть эпизода «Плач Ярославны». Домашнее сочинение | Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, планировать и регулировать свою деятельность. Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию. Личностные: формирование навыков индивидуального выполнения диагностических заданий по алгоритму решения литературоведческой задачи | 09.09.-13.09. | |
Раздел 3. Литература XVIII века (6 ч.) |
5. | Классицизм в русском и мировом искусстве. Урок усвоения новых знаний. | 1 | Понятие о классицизме. Истоки классицизма, его характерные черты. Классицизм в русской и мировой литературе. Иерархия жанров классицизма. Развитие сентиментализма. Творчество Н.М.Карамзина. Значение русской литературы XVIII века | Научиться участвовать в коллективном диалоге Лекция Вопросы | Познавательные: уметь узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием (формировать умение работать по алгоритму). Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: формировать навыки коллективного взаимодействия при самодиагностике. Личностные: формирование устойчивой мотивации к активной деятельности в составе пары, группы | 09.09.-13.09. | |
6. | М.В.Ломоносов – поэт, ученый, гражданин. Ода «Вечернее размышление…». Прославление Родины, науки и просвещения в произведениях М.В.Ломоносова. Урок усвоения новых знаний. | 1 | Слово о поэте и ученом М.В. Ломоносове – реформаторе русского языка и системы стихосложения. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Особенности содержания и форма произведения | Научиться определять жанровые, языковые и выразительные особенности произведений М.В. Ломоносова Практикум Чтение наизусть. | Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления аргументированного ответа. Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала. Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания Личностные: формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | 09.09.-13.09. | |
7 | Тема поэта и поэзии в лирике Державина. Урок комплексного применения знаний и умений | 1 | Обращение к античной поэзии в стихотворении «Памятник». Тема поэта и поэзии. Оценка собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта. | Научиться участвовать в коллективном диалоге Практикум. Чтение наизусть . | Познавательные: уметь узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием (формировать умение работать по алгоритму). Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: формировать навыки коллективного взаимодействия при самодиагностике. Личностные: формирование устойчивой мотивации к активной деятельности в составе пары, группы | 16.09.-20.09 | |
8 | Сентиментализм. Повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» - начало русской прозы. Урок усвоения новых знаний. | 1 | Слово о Н.М.Карамзине - писателе и историке. Убеждения и взгляды писателя, его реформа литературного языка. Понятие о сентиментализме. «Осень» как произведение сентиментализма. «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей. | Научиться участвовать в коллективном диалоге План лекции | Познавательные: уметь узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием (формировать умение работать по алгоритму). Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: формировать навыки коллективного взаимодействия при самодиагностике. Личностные: формирование устойчивой мотивации к активной деятельности в составе пары, группы | 23.09.-27.09. | |
9-10 | «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина как образец русского сентиментализма. Стихотворение «Осень» Урок комплексного применения знаний и умений | 1 | Сюжет и герои повести «Бедная Лиза». Образ повествователя. Значение произведения: воспитание сердца, душевной тонкости, призыв к состраданию, облагораживанию жизни | Научиться понимать смысл повести Н.М. Карамзина Устное тестирование | Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста; узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием. Регулятивные: уметь анализировать текст; формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т. е. формировать операциональный опыт. Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач. Личностные: формирование навыков самоанализа и самоконтроля; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | 23.09.-27.09. | |
Раздел 4. Литература XIX века (54 ч.) |
11. | Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме. Романтическая лирика начала века (К.Н.Батюшков, Н.М.Языков, Е.А.Баратынский, К.Ф.Рылеев, Д.В.Давыдов, П.А.Вяземский). Комбинированный урок | 1 | Поэзия, проза, драматургия XIX века. Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме. Поэзия, проза и драматургия XIX века. Русская критика, публицистика, мемуарная литература. | Научиться правильно и четко давать ответы на поставленные вопросы Составление конспекта или плана лекции. | Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа на проблемный вопрос. Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала. Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания. Личностные: формирование навыков самоанализа и самоконтроля | 30.09-04.10 | |
12. | Романтическая лирика начала XIX века. «Его стихов пленительная сладость…» В.А.Жуковский. Урок усвоения новых знаний. | 1 | Слово о В.А.Жуковском – великом поэте и переводчике. В.А.Жуковский – зачинатель русского романтизма. «Море». «Невыразимое». Границы выразимого в слове и чувстве. Возможности поэтического языка. Отношение романтика к слову. Обучение анализу лирического стихотворения | Научиться правильно и четко давать ответы на поставленные вопросы Составление конспекта или плана лекции. | Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа на проблемный вопрос. Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала. Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания. Личностные: формирование навыков самоанализа и самоконтроля | 30.09-04.10 | |
13. | Нравственный мир героини баллады В.А.Жуковского «Светлана». Урок усвоения новых знаний. | 1 | Баллады в творчестве В.А.Жуковского. Новаторство поэта. Создание национальной баллады. Пространство и время в балладе «Светлана». Особенности жанра баллады. Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы. | Научиться аргументировать свою точку зрения Анализ поэмы. Выразительное чтение. | Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления аргументированного ответа. Регулятивные: уметь определять меру усвоения изученного материала. Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания. Личностные: формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | 30.09-04.10 | |
14. | А.С.Грибоедов: личность и судьба драматурга. Урок усвоения новых знаний. | 1 | Слово об А.С. Грибоедове – поэте и драматурге. Разносторонняя одаренность, талантливость натуры писателя. | Научиться понимать, выразительно читать текст комедии; производить самостоятельный и групповой анализ фрагментов текста План лекции. | Познавательные: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т. е. формировать операциональный опыт. Коммуникативные: уметь читать вслух, понимать прочитанное, аргументировать свою точку зрения. Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению и самосовершенствованию | 07.10- 11.10 | |
15. | Знакомство с героями комедии «Горе от ума». Анализ первого действия. Урок усвоения новых знаний. | 1 | Обзор содержания комедии «Горе от ума». Комментированное чтение ключевых сцен комедии. Особенности сюжета, жанра и композиции произведения. | Научиться анализировать текст комедии с позиции ее идейно-тематической направленности Чтение и анализ ключевых сцен комедии. Тест. | Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест). Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста); планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно. Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач. Личностные: формирование навыков анализа, самоанализа и самоконтроля | 07.10- 11.10 | |
16. | Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума». Анализ второго действия. Урок усвоения новых знаний. | 1 | Фамусов, его представления и убеждения. Гости Фамусова – общее и различное. Фамусовская Москва: единомыслие, круговая порука, приверженность старому укладу, сплетни, косность, приспособленчество, чинопочитание, угодничество, низкопоклонство, невежество, боязнь просвещения | Научиться выявлять особенности развития комедийной интриги Чтение и анализ ключевых сцен комедии. | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника; определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации. Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе; устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы Личностные: формирование навыков исследовательской деятельности;готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | 07.10- 11.10 | |
17. | Проблема ума и безумия в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Анализ третьего и четвертого действий. Урок обобщения и систематизации знаний и умений | 1 | Чацкий в системе образов комедии. Характеристика героя: ум, благородство, чувствительность, честность, образованность, остроумие, независимость, свобода духа, патриотизм. Конфликт Чацкого с обществом. Чацкий и Софья. Чацкий и Молчалин | Научиться сопоставлять литературных героев с их прототипами Беседа. Монологический ответ учащихся. Чтение наизусть. | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия. Регулятивные: выполнять учебные действия в громко-речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи. Личностные: формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | 14.10-18.10 | |
18. | Язык комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Урок комплексного применения знаний и умений | 1 | Богатство, образность, меткость, остроумие, афористичность языка комедии. Развитие традиций «высокой» комедии, преодоление канонов классицизма | Научиться определять роль средств выразительности в раскрытии замысла автора; производить самостоятельный и групповой анализ фрагментов текста Анализ эпизода драматического произведения | Познавательные: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т. е. формировать операциональный опыт. Коммуникативные: уметь читать вслух, понимать прочитанное, аргументировать свою точку зрения. Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению и самосовершенствованию | 14.10-18.10 | |
19. | Комедия «Горе от ума» в оценке критики. Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума». Урок усвоения новых знаний. | 1 | А.С.Пушкин и В.Г.Белинский о комедии А.С.Грибоедова. Составление тезисного плана и конспекта статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний». | Научиться анализировать текст комедии с позиции ее идейно-тематической направленности Конспект статьи. | Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест). Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста); планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно. Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач. Личностные: формирование навыков анализа, самоанализа и самоконтроля | 14.10-18.10 | |
20. | А.С.Пушкин: жизнь и творчество. Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкина Урок усвоения новых знаний. | 1 | Слово об А.С.Пушкине (сообщения учащихся). Михайловское в судьбе поэта. Обзор творчества А.С.Пушкина. Лицейская лирика. Друзья и дружба в лирике поэта. | Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыками анализа поэтического текста Беседа. Выразительное чтение стихотворений. Анализ стихотворений. | Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Личностные: формирование навыков исследовательской деятельности; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | 21.10-25.10 | |
21. | Лирика петербургского периода. Проблема свободы, служения Родине в лирике Пушкина. Урок усвоения новых знаний. | 1 | Лирика А.С.Пушкина петербургского периода. Сочетание личной и гражданской тем в дружеском послании «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Отчизне. Стихотворение «К морю». Образ моря как символ свободы. Трагические противоречия бытия и общества в стихотворении «Анчар». Осуждение деспотизма, бесчеловечности. | Научиться выявлять характерные художественные средства и приемы лирики А. С Пушкина Анализ лирики. | Познавательные: уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме. Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики. Коммуникативные: уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач. Личностные: формирование навыков самодиагностики по результатам исследовательской деятельности | 21.10-25.10 | |
22. | Любовь как гармония душ в любовной лирике А.С.Пушкина. Урок усвоения новых знаний. | 1 | Обзор любовной лирики А.С.Пушкина. Адресаты любовной лирики поэта. Искренность, непосредственность, чистота, глубина чувства, выраженные в лирических стихотворениях. («На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил…» | Научиться давать характеристику лирических произведений Анализ любовной лирики. Чтение наизусть. | Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа. Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения. Личностные: формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя | 21.10-25.10 | |
23. | Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. Урок усвоения новых знаний. | 1 | Стихотворение «Пророк» - программное произведение А.С.Пушкина. Служение поэзии, родственное служению Пророка. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» | Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыками устной и письменной монологической речи Чтение и анализ стихотворений. Выразительное чтение наизусть. | Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации Личностные: формирование навыков исследовательской деятельности; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | 04.11- 08.11 | |
24. | Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы». Обучение анализу одного стихотворения. Урок комплексного применения знаний и умений | 1 | Размышления о смысле жизни, назначении поэта, сути поэзии. | Научиться выявлять характерные художественные средства и приемы лирики А. С Пушкина Чтение и анализ стихотворений. Выразительное чтение наизусть. | Познавательные: уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме. Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики. Коммуникативные: уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач. Личностные: формирование навыков самодиагностики по результатам исследовательской деятельности | 04.11- 08.11 | |
25. | Контрольная работа по романтической лирике начала XIX века, лирике А.С.Пушкина. Урок контроля знаний и умений. | 1 | Обучение анализу стихотворения. Общественно-философский и исторический смысл стихотворения «Бесы». Роль образа дороги в композиции стихотворения. Тема заблудшего человека в произведении. | Научиться проектировать и реа-лизовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах Письменный анализ стихотворений. | Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, планировать и регулировать свою деятельность. Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию. Личностные: формирование навыков индивидуального выполнения диагностических заданий по алгоритму решения литературоведческой задачи | 04.11- 08.11 | |
26. | ВЧ А.С.Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. Индивидуалистический характер Алеко Комбинированный урок | 1 | «Цыганы» как романтическая поэма. Обобщенный характер молодого человека начала XIX века. Герои поэмы. Темы свободы и любви в произведении. | Научиться производить самостоятельный и групповой анализ фрагментов текста Чтение и анализ. | Познавательные: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т. е. формировать операциональный опыт. Коммуникативные: уметь читать вслух, понимать прочитанное, аргументировать свою точку зрения. Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению и самосовершенствованию | 11.11-15.11 | |
27. | «Даль свободного романа» (История создания романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»). Комментированное чтение 1 главы. Урок усвоения новых знаний. | 1 | Понятие о реализме. История создания романа «Евгений Онегин». Замысел и композиция романа. Сюжет и жанр. Особенности романа в стихах. Онегинская строфа. Система образов романа. | Научиться аргументировать свою точку зрения Лекция. Комментированное чтение | Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления аргументированного ответа. Регулятивные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания. Коммуникативные: уметь определять меры усвоения изученного материала. Личностные: формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | 11.11-15.11 | |
28. | «Они сошлись. Вода и камень…» ( Онегин и Ленский) Комбинированный урок. | 1 | Типическое и индивидуальное в образах Евгения Онегина и Владимира Ленского. Юность героев. «Русская хандра» Онегина. Противоречивость образа Ленского. Вера Ленского в идеалы. Любовь Онегина и любовь Ленского. Роль эпизода дуэли в романе. | Научиться характеризовать героев романа Монологический ответ. Цитирование. Сравнительная характеристика. | Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, планировать и регулировать свою деятельность. Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию Личностные: формирование навыков индивидуального выполнения диагностических заданий по алгоритму решения литературоведческой задачи | 11.11-15.11 | |
29. | «Татьяна, милая Татьяна!» Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга. Урок усвоения новых знаний. | 1 | Татьяна – «милый идеал» А.С.Пушкина. «Русская душа» Татьяны, ее естественность, близость к природе. Роль фольклорных образов. Роль образа няни. Соединение в образе Татьяны народной традиции с высокой дворянской культурой. Сопоставительная характеристика Татьяны и Ольги. | Научиться определять авторское отношение к героям, идейно-эмоциональное содержание романа Беседа. | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах. Регулятивные: уметь осознавать усвоенный материал, качество и уровень усвоения. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения Личностные: формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | 18.11-22.11 | |
30-31 | «А счастье было так возможно…» Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Комбинированный урок | 2 | Анализ писем Татьяны к Онегину и Онегина к Татьяне. Значение писем в раскрытии внутреннего мира героев. Непосредственность чувств в письме Татьяны. | Научиться понимать смысл произведения и видеть главное Чтение наизусть. Беседа | Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста. Регулятивные: уметь анализировать стихотворный текст. Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач. Личностные: формирование навыков самостоятельной работы по алгоритму выполнения задачи | 18.11-22.11 18.11-22.11 | |
32. | «Там некогда гулял и я…» Автор как идейно-композиционный центр романа. Комбинированный урок | 1 | Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Язык романа. Простота языка, искренность и глубина чувств и мыслей в лирических отступлениях. Роль лирических отступлений в придании повествованию достоверности. | Научиться выполнять индивидуальное задание в проектной деятельности группы Беседа. | Познавательные: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т. е. формировать операциональный опыт. Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач. Личностные: формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию | 25.11-29.11 | |
33. | «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Урок обобщения и систематизации знаний и умений | 1 | Отражение исторической эпохи в романе «Евгений Онегин». Своеобразие романа (необычность композиции, отсутствие романных штампов, реализм, саморазвитие характеров). Реальное и условное пространство романов. | Обобщить и систематизировать полученные знания, закрепить умения и навыки проведения анализа текста Составление цитатного или тезисного плана | Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест). Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста); планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно. Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач. Личностные: формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию | 25.11-29.11 | |
34. | Р.Р.«Здесь его чувства, понятия, идеалы…» Пушкинский роман в зеркале критики. Подготовка к сочинению по роману А.Пушкина «Евгений Онегин». Урок контроля знаний и умений. | 1 | Цели и задачи критической литературы. Статья В.Г.Белинского «Сочинения Александра Пушкина». В.Г.Белинский, Д.И.Писарев, Ф.М.Достоевский, Роман А.С.Пушкина и опера П.И.Чайковского. | Научиться выявлять художественные особенности романа Конспект критической статьи. Сочинение. | Познавательные: уметь узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием (формировать умение работать по алгоритмам). Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия Личностные: формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | 25.11-29.11 | |
35. | ВЧ Проблема «гения и злодейства» в трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери». Комбинированный урок | 1 | «Маленькие трагедии» А.С.Пушкина. Условность образов Моцарта и Сальери. Противопоставление образов героев: «сын гармонии» Моцарт и «чадо праха» Сальери. Проблема «гения и злодейства». | Научиться определять жанрово-компо-зиционные особенности трагедии Беседа | Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест). Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста); планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно. Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач Личностные: формирование устойчивой мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности | 02.12-06.12 | |
36. | Мотив вольности и одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова («Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва», «Парус», «И скучно и грустно»). Урок усвоения новых знаний. | 1 | Слово о М.Ю.Лермонтове. Конфликт поэта с миропорядком, Мотивы вольности и одиночества в стихотворениях «Парус», «И скучно, и грустно…», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва» | Научиться составлять развернутый цитатный план для обзора материала Лекция. Анализ и выразительное чтение стихотворений. | Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа. Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев. Личностные: формирование навыков исследовательской деятельности; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | 02.12-06.12 | |
37. | Образ поэта-пророка в лирике поэта. «Смерть поэта», «Пророк», «Я жить хочу…» Урок усвоения новых знаний. | 1 | Конфликт поэта с окружающим миром в стихотворении «Смерть поэта». Образ поэта-пророка в стихотворении «Пророк» | Научиться определять идейно-эмоциональное содержание стихотворений М.Ю. Лермонтова Чтение стихотворения наизусть. | Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, планировать и регулировать свою деятельность. Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию. Личностные: формирование навыков самодиагностики по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя. | 02.12-06.12 | |
38. | Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова («Дума», Предсказание», «Родина»). Урок усвоения новых знаний. | 1 | Тема России и ее своеобразие. Характер лирического героя и его поэзии. «Странная» любовь к Отчизне в стихотворении «Родина». | Научиться определять идейно-эмоциональное содержание стихотворений М.Ю. Лермонтова Анализ и выразительное чтение стихотворений. | Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено. Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности. Личностные: формирование устойчивой мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности | 09.12-13.12 | |
39. | «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Урок усвоения новых знаний. | 1 | «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Обзор содержания романа. Особенности жанра романа. Традиции романтической повести. Своеобразие композиции, ее роль в раскрытии характера Печорина. Незаурядная личность героя | Научиться выстраивать внутреннюю монологическую речь Чтение стихотворения наизусть. | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах. Регулятивные: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа. Коммуникативные: уметь определять общую цель и пути ее достижения. Личностные: формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию | 09.12-13.12 | |
40. | Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч». Урок усвоения новых знаний. | 1 | Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч». Отношение горцев к Печорину. Значение образов Казбича, Азамата, Бэлы. Неискушенный взгляд на Печорина Максимы Максимыча. Образ странствующего офицера | Научиться составлять характеристику героя (ев) Выборочное комментированное чтение. Беседа | Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Личностные: формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | 09.12-13.12 | |
41. | «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. Урок усвоения новых знаний. | 1 | Печорин как представитель «портрета поколения». «Журнал Печорина» как средство раскрытия характера героя. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист». | Научиться аргументировать свои ответы Выборочное комментированное чтение. Беседа. | Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено. Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности. Личностные: формирование устойчивой мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности | 16.12-20.12 | |
42-43 | Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина Урок усвоения новых знаний. | 2 | Значение дружбы в жизни человека. Печорин о дружбе. Отношения Печорина с Максимом Максимычем, Грушницким, доктором Вернером. Неспособность Печорина к дружбе | Научиться выстраивать внутреннюю монологическую речь Выборочное комментированное чтение. Беседа | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах. Регулятивные: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа. Коммуникативные: уметь определять общую цель и пути ее достижения. Личностные: формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию | 16.12-20.12 16.12-20.12 | |
44-45 | Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина Урок усвоения новых знаний. | 2 | Значение любви в жизни человека. Печорин и его взаимоотношения с ближними. Любовь-приключение (девушка-контрабандистка), любовь-игра (Мери), любовь-надежда (Бэла). Неспособность Печорина к любви | Научиться выполнять индивидуальное задание в коллективной проектной деятельности Выборочное комментированное чтение. Беседа | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах. Регулятивные: уметь осознавать усвоенный материал, качество и уровень усвоения. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. Личностные: формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | 23.12-27.12 23.12-27.12 | |
46 | «Душа Печорина не каменистая почва…» Урок обобщения и систематизации знаний и умений | 1 | Основные черты личности Печорина. Идейно-композиционные особенности романа, способствующие пониманию образа Печорина. | Научиться составлять портрет героя Выборочное комментированное чтение. Беседа | Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста. Регулятивные: уметь анализировать текст. Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач. Личностные: формирование навыков исследовательской деятельности; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | 23.12-27.12 | |
47. | Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». Урок комплексного применения знаний и умений | 1 | Потрет и пейзаж как средства раскрытия психологии личности. Изобразительно-выразительные средства, их роль в романе. Черты романтизма и реализма в произведении. В.Г.Белинский, Н.А.Добролюбов о романе (сопоставление мнений критиков) | Научиться выполнять индивидуальное задание в проектной деятельности группы Конспект критической статьи | Познавательные: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т. е. формировать операциональный опыт. Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач. Личностные: формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию | 13.01-17.01 | |
48 | Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова. Урок контроля знаний и умений. | 1 | Основные мотивы лирики М.Ю.Лермонтова. Значение романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» | Научиться проектировать и реа-лизовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах Контрольная работа | Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, планировать и регулировать свою деятельность. Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию. Личностные: формирование навыков индивидуального выполнения диагностических заданий по алгоритму решения литературоведческой задачи | 13.01-17.01 | |
49. | «Хочется… показать хотя с одного боку всю Русь…» Слово о Н.В.Гоголе. Замысел «Мертвых душ». Урок усвоения новых знаний. | 1 | Слово о Н.В.Гоголе. Проблематика и поэтика первых сборников Н.В.Гоголя. Замысел и история создания поэмы «Мертвые души». Роль поэмы в судьбе Н.В.Гоголя. | Научиться анализировать текст поэмы Конспект лекции. Сообщения. | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника; определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе. Личностные: формирование устойчивой мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности | 13.01-17.01 | |
50. | «Эти ничтожные люди». Образы помещиков в «Мертвых душах» Урок комплексного применения знаний и умений | 1 | Система образов поэмы «Мертвые души». Составление плана характеристики героев. Образы помещиков. Понятие о маниловщине. | Научиться определять роль героев в раскрытии темы и идеи произведения Характеристики героев. | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия. Регулятивные: выполнять учебные действия в громко-речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умением диалогической речи. Личностные: формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию | 20.01-24.01 | |
51. | «Мертвая жизнь». Образ города в поэме «Мертвые души». Урок комплексного применения знаний и умений | 1 | Городской пейзаж. «Толстые» и «тоненькие» чиновники губернского города. | Научиться производить самостоятельный и групповой анализ фрагментов текста «Заочная экскурсия» по губернскому городу N (гл. 1, 7—10). | Познавательные: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т. е. формировать операциональный опыт. Коммуникативные: уметь читать вслух, понимать прочитанное, аргументировать свою точку зрения. Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению и самосовершенствованию | 20.01-24.01 | |
52-53 | Пороки чиновничества Комбинированный урок | 2 | Разоблачение пороков чиновничества: чинопочитания, угодничества, беспринципности, безделья, взяточничества, казнокрадства, лживости, невежества | Научиться производить самостоятельный и групповой анализ фрагментов текста Тест. | Познавательные: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т. е. формировать операциональный опыт. Коммуникативные: уметь читать вслух, понимать прочитанное, аргументировать свою точку зрения. Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению и самосовершенствованию | 20.01-24.01 27.01-31.01 | |
54-55 | Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Комбинированный урок | 2 | Чичиков – герой новой, буржуазной эпохи, «приобретатель». Жизнеописание Чичикова, эволюция его образа в замысле поэмы. Заветы отца. | Научиться составлять характеристику героя произведения Задания по карточкам. | Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, планировать и регулировать свою деятельность. Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию Личностные: формирование навыков исследовательской деятельности;готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | 27.01-31.01 27.01-31.01 | |
56. | «Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души. Комбинированный урок | 1 | Образ автора в поэме, его эволюция. Поэма в оценке критики. «И как чудна она сама, эта дорога!» Образ дороги в «Мертвых душах». | Научиться аргументировать свой ответ Подготовка к сочинению. | Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено. Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности. Личностные: формирование навыков исследовательской деятельности; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | 03.02-07.02 | |
57. | Р.Р.Поэма в оценке критики. Подготовка к сочинению Урок контроля знаний и умений. | 1 | «Мертвые души» - поэма о величии России. Причины незавершенности поэмы. Соединение комического и лирического начал в поэме. Поэма в оценке критики. | Научиться конспектировать критический материал как опору для составления текста-рассуждения Чтение наизусть. | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах. Регулятивные: уметь осознавать усвоенный материал, качество и уровень усвоения. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. Личностные: формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | 03.02-07.02 | |
58. | ВЧ Патриархальный мир и угроза его распада в пьесе А.Н.Островского «Бедность не порок». Урок усвоения новых знаний. | 1 | Слово об А.Н.Островском – драматурге, создателе репертуара русского театра. Отражение в пьесах реальных общественных противоречий времени. Особенности сюжета пьесы «Бедность не порок» | Научиться определять идейно-тематическое своеобразие текста. План лекции. Беседа | Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест). Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно. Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач. Личностные: формирование устойчивой мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности | 03.02-07.02 | |
59. | Ф.М.Достоевский. Тип петербургского мечтателя в повести «Белые ночи». Урок усвоения новых знаний. | 1 | Слово о Ф.М.Достоевском. Обзор творчества писателя. Роман «Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя». Развития понятия о жанре романа. Внутренний мир мечтателя | Научиться составлять литературный портрет писателя Лекция. Аналитическое чтение. Беседа. | Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест). Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала. Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания. Личностные: формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | 10.02-14.02 | |
60. | Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». Комбинированный урок | 1 | Смена рассказчиков в романе. Время и пространство романа. Роль истории Настеньки в романе. Роль письма Настеньки в раскрытии авторского замысла. Символические образы в романе | Научиться определять идейно-тематическое своеобразие текста. Аналитическое чтение. Беседа. Сравнительный анализ произведений (домашнее задание) и аналитическое чтения текста. | Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест). Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно. Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач. Личностные: формирование устойчивой мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности | 10.02-14.02 | |
61. | Формирование личности героя повести, его духовный конфликт с окружающей средой в повести Л.Н.Толстого «Юность». Урок усвоения новых знаний. | 1 | Слово о Л.Н.Толстом. Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности героя. Стремление героя к совершенствованию. Нравственные испытания, разочарования, падения и взлеты. Роль внутреннего монолога в раскрытии души героя. | Научиться производить самостоятельный и групповой анализ фрагментов текста Конспект лекции. | Познавательные: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т. е. формировать операциональный опыт. Коммуникативные: уметь читать вслух, понимать прочитанное, аргументировать свою точку зрения. Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению и самосовершенствованию | 10.02-14.02 | |
62. | Эволюция образа главного героя в рассказе А.П.Чехова «Смерть чиновника». Урок усвоения новых знаний. | 1 | Слово об А.П.Чехове. Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века. Образ «маленького человека» в творчестве А..Чехова. Смысл названия рассказа. Соединение низкого и высокого, комического и трагического в рассказе | Научиться определять жанрово-стилистические черты произведения Конспект лекции. Аналитическое чтение. Беседа | Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа. Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения в соотнесении с позицией автора текста. Личностные: формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | 17.02-21.02 | |
63. | Тема одиночества человека в мире в рассказе А.П.Чехова «Тоска». Комбинированный урок | 1 | Тема одиночества человека в мире в рассказе «Тоска». Причина одиночества героя. Образ многолюдного города и его роль в рассказе | Научиться определять идейно-эмоциональное содержание рассказов А.П. Чехова Беседа | Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Личностные: формирование навыков исследовательской деятельности; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | 17.02-21.02 | |
64. | Р.Р.Подготовка к сочинению-ответу на проблемный вопрос «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века» Урок контроля знаний и умений. | 1 | Обсуждение темы сочинения «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века» (на примере произведений А.Н.Островского, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова). Составление плана, подбор материала | Научиться редактировать текст творческой работы по алгоритму выполнения задания Сочинение-рассуждение | Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено. Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее. Личностные: формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию | 17.02-21.02 | |
Раздел 5. Литература ХХ века (28 ч.) |
65. | Русская литература XX века: разнообразие жанров и направлений. История любви Надежды и Николая Алексеевича в рассказе И.А.Бунина «Темные аллеи». Урок усвоения новых знаний. | 1 | Исторические потрясения XX века и их отражение в литературе и искусстве. Влияние исторических событий на судьбы русских писателей. Эмиграция. Трагическое разделение русской литературы. Тема Великой Отечественной войны и ее переосмысление в 50-70-е гг. | Научиться определять идейно-художественное содержание произведений XX в. Конспект лекции. | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника; определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе. Личностные: формирование устойчивой мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности | 24.02-28.02 | |
66. | Поэзия и проза русской усадьбы в рассказе «Темные аллеи». Урок усвоения новых знаний. | 1 | Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Мастерство писателя в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования. Психологизм прозы писателя. Драматизм, лаконизм рассказа. Художественные средства создания образов. | Научиться составлять характеристику героя (ев) Беседа. | Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Личностные: формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | 24.02-28.02 | |
Русская поэзия Серебряного века |
67.-68 | Русская поэзия Серебряного века. Высокие идеалы и предчувствие перемен в лирике А.А.Блока. Урок усвоения новых знаний. | 2 | Многообразие направлений, новаторские идеи, богатство образных средств в поэзии Серебряного века. | Научиться выразительно читать текст по образцу из фонохрестоматии Лекция | Познавательные: уметь узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием (формировать умение работать по алгоритмам). Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия. Личностные: формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | 24.02-28.02 | |
69-70. | Тема Родины в лирике С.А.Есенина. Урок усвоения новых знаний. | 2 | Слово о С.А.Есенине. Россия – главная тема поэзии С.А.Есенина. Неразрывность судьбы поэта с родным домом. «Вот уж вечер», «Разбуди меня завтра рано…», «Край ты мой заброшенный…» | Научиться анализировать поэтический текст Чтение наизусть. Выразительное чтение стихотворений. Анализ стихотворений. | Познавательные: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т. е. формировать операциональный опыт. Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач. Личностные: формирование устойчивой мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности | 02.03-06.03 | |
71. | Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.Есенина. Комбинированный урок | 1 | Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.А.Есенина. Народно-песенная основа, напевность лирики С.А.Есенина. Элегическая грусть в стихотворении «Отговорила роща золотая…» Судьба поэта в эпоху исторических потрясений в стихотворении «Письмо к женщине». Ностальгические мотивы в стихотворении «Шаганэ ты моя, Шаганэ!» Народно-песенная основа лирика С.Есенина. | Научиться определять идейно-эмоциональное содержание стихотворений С.А. Есенина Выразительное чтение стихотворений. Анализ стихотворений. | Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, планировать и регулировать свою деятельность. Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию. Личностные: формирование навыков самодиагностики по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | 02.03-06.03 | |
72. | Слово о поэте. В.Маяковский. Урок усвоения новых знаний. | 1 | Слово о В.В.Маяковском. Понятие о футуризме. Новаторство поэзии В.В.Маяковского. «Послушайте», «А вы могли бы?», «Люблю». | Научиться выразительно читать текст по образцу из фонохрестоматии Чтение наизусть. Лекция | Познавательные: уметь узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием (формировать умение работать по алгоритмам). Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия. Личностные: формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | 02.03-06.03 | |
73. | Слово о поэте. В.Маяковский. «Послушайте», «А вы могли бы?», «Люблю». Своеобразие стиха. Урок усвоения новых знаний. | 1 | В.В.Маяковский о труде поэта. Своеобразие стиха, ритма, рифмы, интонаций | Научиться анализировать поэтический текст Чтение наизусть. Выразительное чтение стихотворений. Анализ стихотворений. | Познавательные: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т. е. формировать операциональный опыт. Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач Личностные: формирование устойчивой мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности | 09.03-13.03 | |
74-75 | М.А.Булгаков «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество Урок усвоения новых знаний. | 2 | Слово о М.А.Булгакове. История создания и судьба повести «Собачье сердце». «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. Идея переделки человеческой природы. Система образов повести | Научиться выполнять индивидуальное задание в проектной деятельности группы Беседа. Аналитическое чтение | Познавательные: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т. е. формировать операциональный опыт. Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач. Личностные: формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию | 09.03-13.03 09.03-13.03 | |
76. | М.И.Цветаева. Слово о поэте. Слово о поэзии, любви и жизни. Особенности поэзии Цветаевой Урок усвоения новых знаний. | 1 | Слово о М.И.Цветаевой. Мотивы и настроения лирики. Своеобразие стиха, ритма, рифмы, интонаций. Беспощадная искренность и свежесть чувства в стихотворениях. «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…». | Научиться анализировать поэтический текст Выразительное чтение стихотворений. Анализ стихотворений. | Познавательные: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т. е. формировать операциональный опыт. Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач Личностные: формирование устойчивой мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности | 16.03-20.03 | |
77. | Особенности поэзии А.А.Ахматовой. Комбинированный урок | 1 | Особенности поэтики А.А.Ахматовой. | Научиться выразительно читать текст по образцу из фонохрестоматии Чтение наизусть. Выразительное чтение стихотворений. Анализ стихотворений. | Познавательные: уметь узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием (формировать умение работать по алгоритмам). Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия. Личностные: формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | 16.03-20.03 | |
78. | Тема гармонии человека с природой, любви и смерти в лирике Н.А.Заболоцкого. Урок усвоения новых знаний. | 1 | Слово о Н.А.Заболоцком. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. Традиции русской поэзии в творчестве поэта. Философский характер, метафоричность лирики. | Научиться анализировать поэтический текст Выразительное чтение стихотворений. Анализ стихотворений. | Познавательные: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т. е. формировать операциональный опыт. Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач Личностные: формирование устойчивой мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности | 30.03-03.04 | |
79-80 | Судьба человека и судьба Родины в рассказе М.А.Шолохова. Урок усвоения новых знаний. | 2 | Слово о М.А.Шолохове. Смысл названия рассказа «Судьба человека». Судьба человека и судьба Родины. Тема народного подвига, непобедимости человека. Образ главного героя. Особенности национального характера | Научиться выстраивать внутреннюю монологическую речь Аналитическое чтение | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах. Регулятивные: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа. Коммуникативные: уметь определять общую цель и пути ее достижения. Личностные: формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию | 30.03-03.04 30.03-03.04 | |
81. | Автор и рассказчик в рассказе «Судьба человека». Комбинированный урок | 1 | Особенности композиции. Сказовая манера повествования. Противопоставление жизни и весны смерти и войне, добра и справедливости, жестокости и бесчеловечности. | Научиться определять идейно-тематическое своеобразие текста Аналитическое чтение | Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест). Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно. Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач. Личностные: формирование устойчивой мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности | 06.04-10.04 | |
82. | Вечность и современность в стихах Б.Л.Пастернака о любви и природе. Урок усвоения новых знаний. | 1 | Слово о Б.Л.Пастернаке. Многообразие талантов Б.Л.Пастернака. Вечность и современность в стихах о природе и любви. Стремление проникнуть в существо и тайны бытия в стихотворении «Во всем мне хочется дойти…» | Научиться выполнять индивидуальное задание в проектной деятельности группы Выразительное чтение стихотворений. Анализ стихотворений. | Познавательные: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т. е. формировать операциональный опыт. Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач. Личностные: формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию | 06.04-10.04 | |
83 | Раздумья о Родине в лирике А.Т.Твардовского. Урок усвоения новых знаний. | 1 | Слово об А.Т.Твардовском. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта. Одухотворение природы, ощущение радости бытия в стихотворениях «Урожай», «Весенние строчки». Философские размышления об истинных жизненных ценностях в стихотворении «О сущем». | Научиться анализировать поэтический текст Рассказ о поэте. Выразительное чтение стихотворений, их анализ. | Познавательные: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т. е. формировать операциональный опыт. Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач Личностные: формирование устойчивой мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности | 06.04-10.04 | |
84-85 | ВЧ «А зори здесь тихие» или В.В.Быков. «Сотников», «Обелиск». Комбинированный урок | 2 | «Лейтенантская» проза. Будни войны. Нравственный выбор героев. | Научиться выполнять индивидуальное задание в проектной деятельности группы Беседа | Познавательные: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т. е. формировать операциональный опыт. Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач. Личностные: формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию | 13.04-17.04 | |
86 | Развитие речи. Сочинение на один из вопросов Почему повесть М. А. Булгакова «Собачье сердце» называют социально-философской сатирой на современное общ3. В чём особенности композиции рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека»? В чём особенности композиции рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека» Тема ВОв в русской литературе. | 1 | | | | 13.04- | |
87. | Картины послевоенной деревни в рассказе А.И.Солженицына «Матренин двор». Урок усвоения новых знаний. | 1 | Слово об А.И.Солженицыне. Обзор творчества писателя. Картины послевоенной деревни. Разрушение советской деревни, деградация крестьянства. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе. Нравственная проблематика в рассказе | Научиться определять роль средств выразительности в раскрытии замысла автора; производить самостоятельный и групповой анализ фрагментов текста Аналитическое чтение рассказа. Беседа. | Познавательные: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т. е. формировать операциональный опыт. Коммуникативные: уметь читать вслух, понимать прочитанное, аргументировать свою точку зрения. Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению и самосовершенствованию | 17.04 | |
88. | Образ праведницы в рассказе «Матренин двор» Комбинированный урок. | 1 | Прототип образа Матрены – характерный народный тип русской крестьянки. Самоотверженность, подвижничество Матрены, трагизм ее судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи. Смысл финала рассказа. | Научиться определять роль средств выразительности в раскрытии замысла автора; производить самостоятельный и групповой анализ фрагментов текста Беседа. Тест. | Познавательные: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т. е. формировать операциональный опыт. Коммуникативные: уметь читать вслух, понимать прочитанное, аргументировать свою точку зрения. Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению и самосовершенствованию | 20.04-24.04 | |
89. | ВЧ Рассказы Ф.Абрамова («Пелагея», «Алька») или повесть В.Г.Распутина «Женский разговор». Комбинированный урок | 1 | Нравственный выбор героев. | Научиться производить самостоятельный и групповой анализ фрагментов текста Беседа | Познавательные: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т. е. формировать операциональный опыт. Коммуникативные: уметь читать вслух, понимать прочитанное, аргументировать свою точку зрения. Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению и самосовершенствованию | 20.04-24.04 | |
.90 91 | Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX-XX веков Урок комплексного применения знаний и умений | 2 | Понятие о жанре романса. История русского романса, его особенности. Поэтическая основа романса. Разновидности русского романса | Научиться анализировать поэтический текст Высказывание собственного мнения о прослушанном музыкальном произведении. | Познавательные: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т. е. формировать операциональный опыт. Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач Личностные: формирование устойчивой мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности | 20.04-24.04 | |
92. | Зачетное занятие по русской лирике XX века Урок контроля знаний и умений. | 1 | Русская лирика XX века. Устные ответы на вопросы, подготовленные учителем и учениками Развитие традиций русского романса | Научиться проектировать и реа-лизовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах Тест, сочинение-рассуждение. | Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, планировать и регулировать свою деятельность. Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию. Личностные: формирование навыков индивидуального выполнения диагностических заданий по алгоритму решения литературоведческой задачи | 27.04-01.05 | |
Раздел 6. Из зарубежной литературы (7 ч.) |
93. | Чувства и разум в любовной лирике Катулла. Урок усвоения новых знаний. | 1 | Понятие об античной лирике. Катулл. Слово о поэте. Чувства и разум в любовной лирике поэта. Искренность, лирическая сила, простота поэзии Катулла. | Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыками устной и письменной монологической речи Конспект статьи в учебнике. | Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Личностные: формирование навыков исследовательской деятельности;готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | 27.04-01.05 | |
94. | «Божественная комедия» Данте Алигьери. Урок усвоения новых знаний. | 1 | Слово о Данте Алигьери. Сочетание реального и аллегорического в произведении. Реальные, вымышленные, исторические персонажи поэмы. Моральное восхождение героя к высотам духа. | Научиться определять идейно-эмоциональное содержание поэмы Беседа. | Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, планировать и регулировать свою деятельность. Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию Личностные: формирование навыков самодиагностики по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | 27.04-01.05 | |
95. | Гуманизм эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром в трагедии У.Шекспира. Урок усвоения новых знаний. | 1 | Слово об У.Шекспире. Обзор творчества поэта и драматурга. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века» | Научиться определять идейно-этическую направленность трагедии У. Шекспира Беседа. | Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, планировать и регулировать свою деятельность. Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Личностные: формирование спектра этических чувств, чувства патриотизма, гордости за историческое прошлое Отечества | 04.05-08.05 | |
96 | Трагизм любви Гамлета и Офелии. Урок комплексного применения знаний и умений | 1 | Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы | Научиться аргументировать свою точку зрения Беседа. | Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления аргументированного ответа. Регулятивные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания. Коммуникативные: уметь определять меры усвоения изученного материала. Личностные: формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | 04.05-08.05 | |
97. | Трагедия И.В.Гете «Фауст». Урок усвоения новых знаний. | 1 | Слово об И.В.Гете. Трагедия «Фауст». Народная легенда о докторе Фаусте и ее интерпретация в трагедии И.В.Гете. | Научиться производить самостоятельный и групповой анализ фрагментов текста Обзор с чтением отдельных глав. | Познавательные: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т. е. формировать операциональный опыт. Коммуникативные: уметь читать вслух, понимать прочитанное, аргументировать свою точку зрения. Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению и самосовершенствованию | 11.05-15.05 | |
98-99. | Поиски справедливости и смысла жизни в философской трагедии И.В.Гете «Фауст». Трагизм любви Фауста и Гретхен. Комбинированный урок | 2 | История сделки с дьяволом как бродячий сюжет. | Научиться аргументировать свою точку зрения Беседа. | Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления аргументированного ответа. Регулятивные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания. Коммуникативные: уметь определять меры усвоения изученного материала. Личностные: формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | 11.05-15.05 | |
Раздел 7. Заключительные уроки (3 ч.) |
100-101. | Выявление уровня литературного развития учащихся. Урок контроля знаний и умений. | 2 | Обобщение изученного за год. Сквозные темы и гуманистические идеи русской литературы. Типы «лишних людей». Русская литература в мировом процессе. | Научиться проектировать и реа-лизовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах Итоговый тест по программе 9 класса. | Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, планировать и регулировать свою деятельность. Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию. Личностные: формирование навыков индивидуального выполнения диагностических заданий по алгоритму решения литературоведческой задачи | 18.05-22.05 | |
102. | Подведение итогов года. Литература для чтения летом. Комбинированный урок | 1 | Обобщение изученного за год. Сквозные темы и гуманистические идеи русской литературы. Русская литература в мировом процессе. Рекомендации для летнего чтения. | Научиться проектировать и реа-лизовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах Беседа. | Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, планировать и регулировать свою деятельность. Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию. Личностные: формирование навыков индивидуального выполнения диагностических заданий по алгоритму решения литературоведческой задачи | 18.05-22.05 | |