СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КТП по литературе 8 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование учебного материала по литературе для 8 класса

Просмотр содержимого документа
«КТП по литературе 8 класс»

ЛИТЕРАТУРА

Литература : 5-9 кл. : программа для общеобразоват. организаций с обуч. на рус.яз. / сост. Данилова И.Н., Король Г.Н., Зятьева И.А., Соловьева Л.Е., Горлатых Н.А., Маханько Г.В., Иванова Г.В. ; ДИППО. – Донецк: Истоки, 2015.

8 класс

Распределение учебных часов по разделам программы

Введение – 1 ч.

Устное народное творчество – 3 ч.

Из древнерусской литературы – 2 ч

Из средневековой поэзии Востока. – 4ч

«Вечные темы и образы» в литературе эпохи Возрождения – 4ч.

Разнообразие жанров в русской литературе XIХ столетия – 38 ч

Проблемы, волнующие человека мыслящего в литературе XX столетия – 27ч

Календарно-тематическое планирование

8 класс

(105 ч.: 3 часа в неделю)


I четверть (8н.)

II четверть (8н.)

III четверть (10 н.)

IV четверть (9 н.)

Всего

Развитие речи

2 (у+п)

2 (у+п)

2 (у+п)

2 (у+п)

8 (4у+4п)

Внеклассное чтение

1

1

1

1

4

ТКР

2

2

2

2

8

Сочинение

1

1

1

1

4

Литература родного края

1


1


2

Текстуальное изучение произведений

17

18

23

21

79

Всего

24

24

30

27

105





Тема №1 «Введение. Устное народное творчество. Из древнерусской литературы»

(6ч +1 ч (у) РСР+ Сочинение + 1ч Вн. чт. +1ч ЛРК +1ч ТКР)

урока

Дата проведения

Тема урока

Тип урока


Введение (1 ч )

1/1


Русская литература и история

Урок «открытия» нового знания

Устное народное творчество (3 ч)

2/2


В мире русской народной песни. «В темном лесе…», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

Урок общеметодологической направленности

3/3


Авторы и собиратели народных песен. Связь литературы с народными песнями. К. Паустовский «Колотый сахар». М. Горький «Вопленица»

Урок внеклассного чтения


4/4


Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек

Урок общеметодологической направленности


5/5


Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком…». Особенности содержания и формы народных преданий.

Урок общеметодологической направленности

6/6


Частушки и предания Донецкого края

Литература родного края

Из древнерусской литературы (2 ч )

7/7


Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития.

Урок «открытия» нового знания


8/8


Характеристика героя литературного произведения (у)

Урок развития речи №


9/9


Контрольное сочинение.

Сочинение-размышление «Сын земли Русской…»

Урок развивающего контроля


10/10


«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века.

Урок общеметодологической направленности

11/11


Контрольная работа № 1 по теме «Введение. Устное народное творчество. Из древнерусской литературы»

Урок развивающего контроля




Тема №2 «Из средневековой поэзии Востока. «Вечные темы и образы» в литературе эпохи Возрождения»

(8ч +1ч (п) РСР+1 ч ТКР)

Из средневековой поэзии Востока (4 ч). Омар Хайям (2 ч)

12/1


Краткие сведения об авторе. Размышления, жизненные наблюдения и их обобщение в творчестве Хайяма.

Урок «открытия» нового знания


13/2


Утверждение идеи права человека на счастье, стремление к удовольствию и радости жизни в творчестве О. Хайяма.

Урок рефлексии


Шота Руставели (2 ч)

14/3


Краткие сведения об авторе. Национальное своеобразие грузинской культуры (народные песни, архитектура, декоративно-прикладное искусство, обычаи).

Воспевание в поэме мужества и героизма, высоких человеческих качеств, дружбы и преданности.

Урок «открытия» нового знания


15/4


Национальный колорит произведения Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре»

Урок общеметодологической направленности

«Вечные темы и образы» в литературе эпохи Возрождения ( 4 ч). Вильям Шекспир (2 ч)

16/5


Краткая характеристика эпохи Возрождения. Основные сведения о Шекспире. «Вечная» тема любви в трагедии: утверждение величия красоты любви, ее способность преодолевать распри и вражду

Урок общеметодологической направленности


17/6


Трагическая судьба влюбленных в жестоком мире. «Вечные» образы Ромео и Джульетты

Урок общеметодологической направленности

Мигель де Сервантес Сааведра (2 ч)

18/7


Основные сведения о жизни писателя. «Вечный» сюжет о подвиге во имя прекрасной дамы. Нравственно-философская и социальная проблематика романа. Выбор жизненного идеала. Kонфликт иллюзии и действительности

Урок «открытия» нового знания


19/8


Самоотверженность главного героя. Противопоставление идеализма Дон Кихота трезвой расчетливости Санчо Пансы. Дон Кихот как «вечный» образ. Глубина и современность произведения. «Донкихотство» как социальное явление

Урок рефлексии


20/9


Письменный развернутый ответ на вопрос об отражении в «вечном» образе «вечных» противоречий жизни

Урок развития связной речи

21/10


Контрольная работа №2 по теме «Из средневековой поэзии Востока. «Вечные темы и образы» в литературе эпохи Возрождения»

Урок развивающего контроля




Тема №3 «Разнообразие жанров в русской литературе XIX столетия» (13ч+РСР(у) +Сочинение+1Вн.чт+ТКР).

Разнообразие жанров в русской литературе XIX столетия (38 ч). Иван Андреевич Крылов (1 ч)

22/1


Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.

«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз».

Урок «открытия» нового знания



Кондратий Федорович Рылеев (1 ч)

23/2


Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир.

Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.

«Смерть Ермака». Историческая тема думы.

Урок «открытия» нового знания


Александр Сергеевич Пушкин (11 ч)

24/3


Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе. Разно- плановость содержания стихотворения А. С. Пушкина «Туча».

Урок «открытия» нового знания


25/4


«Во глубине сибирских руд…».

Жанр послания и его место в лирике Пушкина.

Урок общеметодологической направленности

26/5


«19 октября 1825 года».

Яркость чувств и мыслей, преданность идеалам дружбы и «вольности святой» в лирических произведениях поэта.

Урок общеметодологической направленности

27/6


К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

Урок общеметодологической направленности

28/7


История Пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка А. С. Пушкина («История Пугачева», «Капитанская дочка»)

Урок общеметодологической направленности

29/8


Петр Гринев: жизненный путь, формирование его характера в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Урок рефлексии


30/9


Маша Миронова – нравственная красота героини повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Урок рефлексии

31/10


Швабрин – антигерой повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Урок «открытия» нового знания

32/11


Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина

Урок развития речи

33/12


Значение образа Савельича в романе

Урок рефлексии

34/13


Образ Пугачева

Урок рефлексии

35/14


Контрольное сочинение по произведению А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Урок развивающего контроля

36/15


«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина

Урок «открытия» нового знания

37/16


Пушкин-историк.

«Арап Петра Великого»

Урок внеклассного чтения

37/17


Контрольная работа № 3 по творчеству А. С. Пушкина

Урок развивающего контроля



Тема №4 «Разнообразие жанров в русской литературе XIX столетия. М. Ю. Лермонтов»(6ч+РСР(п) +ТКР).

Михаил Юрьевич Лермонтов (6 ч)

38/1


Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве

Урок «открытия» нового знания


39/2


М. Ю. Лермонтов «Тучи». Чувство одиночества, тоска изгнанника по родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации

Урок общеметодологической направленности


40/3


М. Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива». Проникновенные, трепетные строки о красоте и гармонии природы.

Урок общеметодологической направленности

41/4


«Песня про… удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы

Урок рефлексии

42/5


Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.

Урок рефлексии

43/6


Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества, оценка героев с позиции народа.

Урок общеметодологической направленности

44/7


Письменный ответ на один из проблемных вопросов

Развитие связной речи

45/8


Контрольная работа № 4 по творчеству М. Ю. Лермонтова

Урок развивающего контроля



Тема №5 «Разнообразие жанров в русской литературе XIX столетия. Н. В. Гоголь» (7ч+РСР(п) +ТКР).

Николай Васильевич Гоголь (7 ч)

46/1


Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении. «Ревизор». История создания и история постановки комедии. Комедия Гоголя «со злостью и солью».

Урок общеметодологической направленности

47/2


Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора – высмеять «все дурное в России»

Урок общеметодологической направленности

48/3


Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.

Урок общеметодологической направленности

49/4


Новизна финала, немой сцены. Своеобразие действия пьесы, которое «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко).

Урок рефлексии

50/5


Письменный ответ на вопрос проблемного характера с использованием цитирования. Составление плана анализа фрагмента драматического произведения

Урок развития речи


51/6


Н. В. Гоголь «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества.

Урок «открытия» нового знания


53/7


Петербург как символ вечного адского холода. Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Роль фантастики в художественном произведении.

Урок рефлексии

54/8


Роль фантастики в художественном произведении

Урок «открытия» нового знания

55/9


Контрольная работа № 5 по творчеству Н. В. Гоголя

Письменный анализ (или сопоставительный анализ) эпизода лиро-эпического (драматического) произведения, письменный ответ на вопрос. Выполнение тестов.

Урок развивающего контроля



Тема №6 «Разнообразие жанров в русской литературе XIX столетия.

М. Е. Салтыков-Щедрин. Н. С. Лесков. И. С. Тургенев. Л. Н. Толстой. А. П. Чехов»

(12ч+1РСР (у)+Вн. чт+ Сочинение+ТКР).

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1 ч)

56/1


Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки.

Урок «открытия» нового знания

Николай Семенович Лесков (2 ч)

57/2


Сатира на чиновничество в рассказе Н. С. Лескова «Старый гений»

Урок общеметодологической направленности

58/3


Нравственные проблемы рассказа Н. С. Лескова «Старый гений»

Урок общеметодологической направленности

Иван Сергеевич Тургенев (4 ч)

59/4


Основные сведения о жизни и творчестве писателя. «Стихотворения в прозе»

Урок общеметодологической направленности

60/5


Своеобразие лирического произведения в прозе. Многообразие их художественного содержания и формы: признание-раздумье, живописная зарисовка, бытовой рассказ. Особенности авторского мира «Стихотворений в прозе»

Урок рефлексии

61/6


«Ася». Проблема счастья в повести «Ася». Автор и рассказчик.

Урок общеметодологической направленности

62/7


Образ «тургеневской девушки». Самобытный, обаятельный образ героини.

Урок общеметодологической направленности

Лев Николаевич Толстой «После бала» (4 ч)

63/8


Основные сведения о жизни и творчестве писателя. «После бала». Реальная основа рассказа

Урок общеметодологической направленности

64/9


Особенности сюжета и композиции рассказа. Суровое осуждение жестокой действительности.

Урок общеметодологической направленности

65/10


Прием контраста в рассказе. Двойственность изображенных событий и поступков персонажей.

Урок «открытия» нового знания

66/11


Смысл названия рассказа

Урок рефлексии

67/12


Контрольное сочинение по творчеству М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. С. Лескова, Л. Н. Толстого

Урок развивающего контроля

Антон Павлович Чехов (1 ч)

68/13


Краткий рассказ о писателе. «О любви». История о любви и упущенном счастье

Урок общеметодологической направленности

69/14


Контрольная работа по теме № 6

Урок развивающего контроля

70/15


А. П. Чехов «Человек в футляре»

Урок внеклассного чтения



Тема №7 «Проблемы, волнующие человека мыслящего в литературе ХХ столетия»

(27 ч. + 2Вн.чт +2РР (у+п)+ 2ТКР + Сочинение+1ЛРК)

Иван Алексеевич Бунин (2 ч)

71/1


Краткий рассказ о писателе. «Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях.

Урок общеметодологической направленности

72/2


Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя

Урок рефлексии

Александр Иванович Куприн (2 ч)

73/3


Краткий рассказ о писателе. «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье

Урок общеметодологической направленности

74/4


Самоотверженность и находчивость главной героини рассказа А. И. Куприна «Куст сирени»

Урок рефлексии

75/5


Донецкий край в творчестве И. Бунина и А. И. Куприна

Литература родного края

Александр Александрович Блок (2 ч)

76/6


Краткий рассказ о поэте. «Россия». Историческая тема в стихотворении

Урок общеметодологической направленности

77/7


Современное звучание и смысл стихотворения А. Блока «Россия»

Урок рефлексии

Сергей Александрович Есенин (2 ч)

78/8


Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Пугачев». Поэма на историческую тему

Урок общеметодологической направленности

79/9


Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях

Урок общеметодологической направленности

Иван Сергеевич Шмелев (2 ч)

80/10


Краткий рассказ о писателе. «Как я стал писателем».

Урок «открытия» нового знания

81/11


«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники)

Урок «открытия» нового знания

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (1 ч)

82/12


Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом

Урок «открытия» нового знания

Антуан де Сент-Экзюпери (2 ч )

83/13


Основные сведения о жизни и творчестве французского писателя. «Маленький принц». Постановка «вечных» вопросов, идеал и реальность в философской повести-сказке

Урок «открытия» нового знания

84/14


Образы «взрослых» в произведении. Символическое значение образа маленького принца

Урок рефлексии

Михаил Александрович Шолохов (4 ч)

85/15


Краткие сведения о жизни и творчестве М. А. Шолохова – русского писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе. «Судьба человека»

Урок «открытия» нового знания

86/16


Осмысление войны как всеобщей человеческой трагедии (судьбы Андрея Соколова, Ванюшки). Война как суровое испытание человеческого характера

Урок общеметодологической направленности

87/17


Воплощение в образе Андрея Соколова мужественности, ответственности за судьбу Родины, победы доброты и человечности как источников несгибаемой силы народа

Урок рефлексии

88/18


Составление плана характеристики героя (п)

Урок развития речи №

89/19


Особенности композиции рассказа. Мастерство портретных и пейзажных зарисовок

Урок общеметодологической направленности

90/20


Контрольное сочинение по произведению М. Шолохова «Судьба человека»

Урок развивающего контроля

91/21


Контрольная работа по теме № 7

Урок развивающего контроля





Тема №8 «Проблемы, волнующие человека мыслящего в литературе ХХ столетия» (продолжение)

Александр Трифонович Твардовский (4 ч)

92/22


Краткий рассказ о писателе. «Я убит подо Ржевом», «Я знаю, никакой моей вины…» Мысли и чувства поэта о вечном долге перед павшими на полях сражений, невозможности забвения их. Особый лиризм стихотворений о войне.

Урок общеметодологической направленности

93/23


«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Тема служения Родине. Реалистическая правда о войне.

Урок «открытия» нового знания

94/24


Новаторский характер Василия Теркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны.

Урок «открытия» нового знания

95/25


Композиция и язык поэмы. Юмор. Связь фольклора и литературы

Урок «открытия» нового знания

96/26


Произведения современных авторов о войне. Э. Веркин «Облачный полк»

Урок внеклассного чтения

Андрей Платонович Платонов (2 ч)

97/27


Краткий рассказ о жизни писателя. «Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, героизма в душах солдат, вернувшихся с войны

Урок «открытия» нового знания

98/28


Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа

Урок рефлексии

Виктор Петрович Астафьев (2 ч)

99/29


Автобиографический характер рассказа В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет»

Урок рефлексии

100/30


Мечты и реальность военного детства в рассказе В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет»

Урок рефлексии

101/31


Подготовка к домашнему письменному ответу на проблемный вопрос

Урок развития речи

Сергей Васильевич Лукьяненко «Чужая боль» (2 ч)

102/32


Краткие сведения о жизни и творчестве современного писателя-фантаста. Фантастический мир в рассказе. Роль Игры для героев произведения Лукьяненко. Проблема отсутствия сострадания, нравственных ориентиров, преемственности опыта предыдущих поколений.

Урок общеметодологической направленности

103/33


Главный герой, как человек понявший истину: чтобы одержать победу, необходимо проиграть. Смысл названия рассказа.

Урок рефлексии

104/34


Контрольная работа по теме № 8

Урок развивающего контроля

105/35


Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе

Урок рефлексии



Для заучивания наизусть

  • Одну-две народные песни (по выбору учащихся).

  • О. Хайям. 2-3 рубаи (по выбору учащихся).

  • У. Шекспир «Ромео и Джульетта» (один монолог по выбору учащихся).

  • А.С. Пушкин. «Во глубине сибирских руд», «Я помню чудное мгновенье».

  • М.Ю. Лермонтов. Одно стихотворение (по выбору учащихся).

  • И.С. Тургенев. Одно стихотворение в прозе (по выбору учащихся).

  • А. Блок «Россия».

  • А. Твардовский «Я убит подо Ржевом», «Я знаю, никакой моей вины». Отрывок из «Василия Теркина» (по выбору учителя)



10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!