Просмотр содержимого документа
«КТП по литературе 8 класс»
ЛИТЕРАТУРА
Литература : 5-9 кл. : программа для общеобразоват. организаций с обуч. на рус.яз. / сост. Данилова И.Н., Король Г.Н., Зятьева И.А., Соловьева Л.Е., Горлатых Н.А., Маханько Г.В., Иванова Г.В. ; ДИППО. – Донецк: Истоки, 2015.
8 класс
Распределение учебных часов по разделам программы
Введение – 1 ч.
Устное народное творчество – 3 ч.
Из древнерусской литературы – 2 ч
Из средневековой поэзии Востока. – 4ч
«Вечные темы и образы» в литературе эпохи Возрождения – 4ч.
Разнообразие жанров в русской литературе XIХ столетия – 38 ч
Проблемы, волнующие человека мыслящего в литературе XX столетия – 27ч
Календарно-тематическое планирование
8 класс
(105 ч.: 3 часа в неделю)
| I четверть (8н.) | II четверть (8н.) | III четверть (10 н.) | IV четверть (9 н.) | Всего |
Развитие речи | 2 (у+п) | 2 (у+п) | 2 (у+п) | 2 (у+п) | 8 (4у+4п) |
Внеклассное чтение | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
ТКР | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 |
Сочинение | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Литература родного края | 1 | | 1 | | 2 |
Текстуальное изучение произведений | 17 | 18 | 23 | 21 | 79 |
Всего | 24 | 24 | 30 | 27 | 105 |
Тема №1 «Введение. Устное народное творчество. Из древнерусской литературы»
(6ч +1 ч (у) РСР+ Сочинение + 1ч Вн. чт. +1ч ЛРК +1ч ТКР)
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Тип урока |
Введение (1 ч ) |
1/1 | | Русская литература и история | Урок «открытия» нового знания |
Устное народное творчество (3 ч) |
2/2 | | В мире русской народной песни. «В темном лесе…», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». | Урок общеметодологической направленности |
3/3 | | Авторы и собиратели народных песен. Связь литературы с народными песнями. К. Паустовский «Колотый сахар». М. Горький «Вопленица» | Урок внеклассного чтения |
4/4 | | Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек | Урок общеметодологической направленности |
5/5 | | Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком…». Особенности содержания и формы народных преданий. | Урок общеметодологической направленности |
6/6 | | Частушки и предания Донецкого края | Литература родного края |
Из древнерусской литературы (2 ч ) |
7/7 | | Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития. | Урок «открытия» нового знания |
8/8 | | Характеристика героя литературного произведения (у) | Урок развития речи № |
9/9 | | Контрольное сочинение. Сочинение-размышление «Сын земли Русской…» | Урок развивающего контроля |
10/10 | | «Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века. | Урок общеметодологической направленности |
11/11 | | Контрольная работа № 1 по теме «Введение. Устное народное творчество. Из древнерусской литературы» | Урок развивающего контроля |
Тема №2 «Из средневековой поэзии Востока. «Вечные темы и образы» в литературе эпохи Возрождения»
(8ч +1ч (п) РСР+1 ч ТКР)
Из средневековой поэзии Востока (4 ч). Омар Хайям (2 ч) |
12/1 | | Краткие сведения об авторе. Размышления, жизненные наблюдения и их обобщение в творчестве Хайяма. | Урок «открытия» нового знания |
13/2 | | Утверждение идеи права человека на счастье, стремление к удовольствию и радости жизни в творчестве О. Хайяма. | Урок рефлексии |
Шота Руставели (2 ч) |
14/3 | | Краткие сведения об авторе. Национальное своеобразие грузинской культуры (народные песни, архитектура, декоративно-прикладное искусство, обычаи). Воспевание в поэме мужества и героизма, высоких человеческих качеств, дружбы и преданности. | Урок «открытия» нового знания |
15/4 | | Национальный колорит произведения Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре» | Урок общеметодологической направленности |
«Вечные темы и образы» в литературе эпохи Возрождения ( 4 ч). Вильям Шекспир (2 ч) |
16/5 | | Краткая характеристика эпохи Возрождения. Основные сведения о Шекспире. «Вечная» тема любви в трагедии: утверждение величия красоты любви, ее способность преодолевать распри и вражду | Урок общеметодологической направленности |
17/6 | | Трагическая судьба влюбленных в жестоком мире. «Вечные» образы Ромео и Джульетты | Урок общеметодологической направленности |
Мигель де Сервантес Сааведра (2 ч) |
18/7 | | Основные сведения о жизни писателя. «Вечный» сюжет о подвиге во имя прекрасной дамы. Нравственно-философская и социальная проблематика романа. Выбор жизненного идеала. Kонфликт иллюзии и действительности | Урок «открытия» нового знания |
19/8 | | Самоотверженность главного героя. Противопоставление идеализма Дон Кихота трезвой расчетливости Санчо Пансы. Дон Кихот как «вечный» образ. Глубина и современность произведения. «Донкихотство» как социальное явление | Урок рефлексии |
20/9 | | Письменный развернутый ответ на вопрос об отражении в «вечном» образе «вечных» противоречий жизни | Урок развития связной речи № |
21/10 | | Контрольная работа №2 по теме «Из средневековой поэзии Востока. «Вечные темы и образы» в литературе эпохи Возрождения» | Урок развивающего контроля |
Тема №3 «Разнообразие жанров в русской литературе XIX столетия» (13ч+РСР(у) +Сочинение+1Вн.чт+ТКР).
Разнообразие жанров в русской литературе XIX столетия (38 ч). Иван Андреевич Крылов (1 ч) |
22/1 | | Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе. «Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». | Урок «открытия» нового знания |
Кондратий Федорович Рылеев (1 ч) |
23/2 | | Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками. «Смерть Ермака». Историческая тема думы. | Урок «открытия» нового знания |
Александр Сергеевич Пушкин (11 ч) |
24/3 | | Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе. Разно- плановость содержания стихотворения А. С. Пушкина «Туча». | Урок «открытия» нового знания |
25/4 | | «Во глубине сибирских руд…». Жанр послания и его место в лирике Пушкина. | Урок общеметодологической направленности |
26/5 | | «19 октября 1825 года». Яркость чувств и мыслей, преданность идеалам дружбы и «вольности святой» в лирических произведениях поэта. | Урок общеметодологической направленности |
27/6 | | К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству. | Урок общеметодологической направленности |
28/7 | | История Пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка А. С. Пушкина («История Пугачева», «Капитанская дочка») | Урок общеметодологической направленности |
29/8 | | Петр Гринев: жизненный путь, формирование его характера в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» | Урок рефлексии |
30/9 | | Маша Миронова – нравственная красота героини повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» | Урок рефлексии |
31/10 | | Швабрин – антигерой повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» | Урок «открытия» нового знания |
32/11 | | Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина | Урок развития речи № |
33/12 | | Значение образа Савельича в романе | Урок рефлексии |
34/13 | | Образ Пугачева | Урок рефлексии |
35/14 | | Контрольное сочинение по произведению А. С. Пушкина «Капитанская дочка» | Урок развивающего контроля |
36/15 | | «Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина | Урок «открытия» нового знания |
37/16 | | Пушкин-историк. «Арап Петра Великого» | Урок внеклассного чтения |
37/17 | | Контрольная работа № 3 по творчеству А. С. Пушкина | Урок развивающего контроля |
Тема №4 «Разнообразие жанров в русской литературе XIX столетия. М. Ю. Лермонтов»(6ч+РСР(п) +ТКР).
Михаил Юрьевич Лермонтов (6 ч) |
38/1 | | Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве | Урок «открытия» нового знания |
39/2 | | М. Ю. Лермонтов «Тучи». Чувство одиночества, тоска изгнанника по родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации | Урок общеметодологической направленности |
40/3 | | М. Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива». Проникновенные, трепетные строки о красоте и гармонии природы. | Урок общеметодологической направленности |
41/4 | | «Песня про… удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы | Урок рефлексии |
42/5 | | Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. | Урок рефлексии |
43/6 | | Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества, оценка героев с позиции народа. | Урок общеметодологической направленности |
44/7 | | Письменный ответ на один из проблемных вопросов | Развитие связной речи № |
45/8 | | Контрольная работа № 4 по творчеству М. Ю. Лермонтова | Урок развивающего контроля |
Тема №5 «Разнообразие жанров в русской литературе XIX столетия. Н. В. Гоголь» (7ч+РСР(п) +ТКР).
Николай Васильевич Гоголь (7 ч) |
46/1 | | Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении. «Ревизор». История создания и история постановки комедии. Комедия Гоголя «со злостью и солью». | Урок общеметодологической направленности |
47/2 | | Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора – высмеять «все дурное в России» | Урок общеметодологической направленности |
48/3 | | Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление. | Урок общеметодологической направленности |
49/4 | | Новизна финала, немой сцены. Своеобразие действия пьесы, которое «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). | Урок рефлексии |
50/5 | | Письменный ответ на вопрос проблемного характера с использованием цитирования. Составление плана анализа фрагмента драматического произведения | Урок развития речи № |
51/6 | | Н. В. Гоголь «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. | Урок «открытия» нового знания |
53/7 | | Петербург как символ вечного адского холода. Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Роль фантастики в художественном произведении. | Урок рефлексии |
54/8 | | Роль фантастики в художественном произведении | Урок «открытия» нового знания |
55/9 | | Контрольная работа № 5 по творчеству Н. В. Гоголя Письменный анализ (или сопоставительный анализ) эпизода лиро-эпического (драматического) произведения, письменный ответ на вопрос. Выполнение тестов. | Урок развивающего контроля |
Тема №6 «Разнообразие жанров в русской литературе XIX столетия.
М. Е. Салтыков-Щедрин. Н. С. Лесков. И. С. Тургенев. Л. Н. Толстой. А. П. Чехов»
(12ч+1РСР (у)+Вн. чт+ Сочинение+ТКР).
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1 ч) |
56/1 | | Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. | Урок «открытия» нового знания |
Николай Семенович Лесков (2 ч) |
57/2 | | Сатира на чиновничество в рассказе Н. С. Лескова «Старый гений» | Урок общеметодологической направленности |
58/3 | | Нравственные проблемы рассказа Н. С. Лескова «Старый гений» | Урок общеметодологической направленности |
Иван Сергеевич Тургенев (4 ч) |
59/4 | | Основные сведения о жизни и творчестве писателя. «Стихотворения в прозе» | Урок общеметодологической направленности |
60/5 | | Своеобразие лирического произведения в прозе. Многообразие их художественного содержания и формы: признание-раздумье, живописная зарисовка, бытовой рассказ. Особенности авторского мира «Стихотворений в прозе» | Урок рефлексии |
61/6 | | «Ася». Проблема счастья в повести «Ася». Автор и рассказчик. | Урок общеметодологической направленности |
62/7 | | Образ «тургеневской девушки». Самобытный, обаятельный образ героини. | Урок общеметодологической направленности |
Лев Николаевич Толстой «После бала» (4 ч) |
63/8 | | Основные сведения о жизни и творчестве писателя. «После бала». Реальная основа рассказа | Урок общеметодологической направленности |
64/9 | | Особенности сюжета и композиции рассказа. Суровое осуждение жестокой действительности. | Урок общеметодологической направленности |
65/10 | | Прием контраста в рассказе. Двойственность изображенных событий и поступков персонажей. | Урок «открытия» нового знания |
66/11 | | Смысл названия рассказа | Урок рефлексии |
67/12 | | Контрольное сочинение по творчеству М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. С. Лескова, Л. Н. Толстого | Урок развивающего контроля |
Антон Павлович Чехов (1 ч) |
68/13 | | Краткий рассказ о писателе. «О любви». История о любви и упущенном счастье | Урок общеметодологической направленности |
69/14 | | Контрольная работа по теме № 6 | Урок развивающего контроля |
70/15 | | А. П. Чехов «Человек в футляре» | Урок внеклассного чтения |
Тема №7 «Проблемы, волнующие человека мыслящего в литературе ХХ столетия»
(27 ч. + 2Вн.чт +2РР (у+п)+ 2ТКР + Сочинение+1ЛРК)
Иван Алексеевич Бунин (2 ч) |
71/1 | | Краткий рассказ о писателе. «Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. | Урок общеметодологической направленности |
72/2 | | Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя | Урок рефлексии |
Александр Иванович Куприн (2 ч) |
73/3 | | Краткий рассказ о писателе. «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье | Урок общеметодологической направленности |
74/4 | | Самоотверженность и находчивость главной героини рассказа А. И. Куприна «Куст сирени» | Урок рефлексии |
75/5 | | Донецкий край в творчестве И. Бунина и А. И. Куприна | Литература родного края |
Александр Александрович Блок (2 ч) |
76/6 | | Краткий рассказ о поэте. «Россия». Историческая тема в стихотворении | Урок общеметодологической направленности |
77/7 | | Современное звучание и смысл стихотворения А. Блока «Россия» | Урок рефлексии |
Сергей Александрович Есенин (2 ч) |
78/8 | | Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Пугачев». Поэма на историческую тему | Урок общеметодологической направленности |
79/9 | | Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях | Урок общеметодологической направленности |
Иван Сергеевич Шмелев (2 ч) |
80/10 | | Краткий рассказ о писателе. «Как я стал писателем». | Урок «открытия» нового знания |
81/11 | | «Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники) | Урок «открытия» нового знания |
Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (1 ч) |
82/12 | | Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом | Урок «открытия» нового знания |
Антуан де Сент-Экзюпери (2 ч ) |
83/13 | | Основные сведения о жизни и творчестве французского писателя. «Маленький принц». Постановка «вечных» вопросов, идеал и реальность в философской повести-сказке | Урок «открытия» нового знания |
84/14 | | Образы «взрослых» в произведении. Символическое значение образа маленького принца | Урок рефлексии |
Михаил Александрович Шолохов (4 ч) |
85/15 | | Краткие сведения о жизни и творчестве М. А. Шолохова – русского писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе. «Судьба человека» | Урок «открытия» нового знания |
86/16 | | Осмысление войны как всеобщей человеческой трагедии (судьбы Андрея Соколова, Ванюшки). Война как суровое испытание человеческого характера | Урок общеметодологической направленности |
87/17 | | Воплощение в образе Андрея Соколова мужественности, ответственности за судьбу Родины, победы доброты и человечности как источников несгибаемой силы народа | Урок рефлексии |
88/18 | | Составление плана характеристики героя (п) | Урок развития речи № |
89/19 | | Особенности композиции рассказа. Мастерство портретных и пейзажных зарисовок | Урок общеметодологической направленности |
90/20 | | Контрольное сочинение по произведению М. Шолохова «Судьба человека» | Урок развивающего контроля |
91/21 | | Контрольная работа по теме № 7 | Урок развивающего контроля |
Тема №8 «Проблемы, волнующие человека мыслящего в литературе ХХ столетия» (продолжение)
Александр Трифонович Твардовский (4 ч) |
92/22 | | Краткий рассказ о писателе. «Я убит подо Ржевом», «Я знаю, никакой моей вины…» Мысли и чувства поэта о вечном долге перед павшими на полях сражений, невозможности забвения их. Особый лиризм стихотворений о войне. | Урок общеметодологической направленности |
93/23 | | «Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Тема служения Родине. Реалистическая правда о войне. | Урок «открытия» нового знания |
94/24 | | Новаторский характер Василия Теркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. | Урок «открытия» нового знания |
95/25 | | Композиция и язык поэмы. Юмор. Связь фольклора и литературы | Урок «открытия» нового знания |
96/26 | | Произведения современных авторов о войне. Э. Веркин «Облачный полк» | Урок внеклассного чтения |
Андрей Платонович Платонов (2 ч) |
97/27 | | Краткий рассказ о жизни писателя. «Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, героизма в душах солдат, вернувшихся с войны | Урок «открытия» нового знания |
98/28 | | Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа | Урок рефлексии |
Виктор Петрович Астафьев (2 ч) |
99/29 | | Автобиографический характер рассказа В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» | Урок рефлексии |
100/30 | | Мечты и реальность военного детства в рассказе В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» | Урок рефлексии |
101/31 | | Подготовка к домашнему письменному ответу на проблемный вопрос | Урок развития речи № |
Сергей Васильевич Лукьяненко «Чужая боль» (2 ч) |
102/32 | | Краткие сведения о жизни и творчестве современного писателя-фантаста. Фантастический мир в рассказе. Роль Игры для героев произведения Лукьяненко. Проблема отсутствия сострадания, нравственных ориентиров, преемственности опыта предыдущих поколений. | Урок общеметодологической направленности |
103/33 | | Главный герой, как человек понявший истину: чтобы одержать победу, необходимо проиграть. Смысл названия рассказа. | Урок рефлексии |
104/34 | | Контрольная работа по теме № 8 | Урок развивающего контроля |
105/35 | | Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе | Урок рефлексии |
Для заучивания наизусть
Одну-две народные песни (по выбору учащихся).
О. Хайям. 2-3 рубаи (по выбору учащихся).
У. Шекспир «Ромео и Джульетта» (один монолог по выбору учащихся).
А.С. Пушкин. «Во глубине сибирских руд», «Я помню чудное мгновенье».
М.Ю. Лермонтов. Одно стихотворение (по выбору учащихся).
И.С. Тургенев. Одно стихотворение в прозе (по выбору учащихся).
А. Блок «Россия».
А. Твардовский «Я убит подо Ржевом», «Я знаю, никакой моей вины». Отрывок из «Василия Теркина» (по выбору учителя)
10