Пояснительная записка
Программа курса составлена с учетом Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы Т.В. Петровой «Физическая культура 1-4 классы»
Направление: спортивно-оздоровительное
Актуальность программы.
подвижные игры являются важнейшим средством развития физической активности младших школьников, одним из самых любимых и полезных занятий детей данного возраста. В основе подвижных игр лежат физические упражнения, движения, в ходе выполнения которых участники преодолевают ряд препятствий, стремятся достигнуть определённой, заранее поставленной цели. Благодаря большому разнообразию содержания игровой деятельности, они всесторонне влияют на организм и личность, способствуя решению важнейших специальных задач физического воспитания. Программа актуальна в рамках реализации ФГОС.
Цели:
формирование физической культуры личности школьника посредством освоения основ содержания физкультурной деятельности с общеразвивающей направленностью. Курс
учебного предмета «Физическая культура» в начальной школе реализует познавательную и социокультурную цели. Познавательная цель предполагает формирование у обучающихся представлений о физической культуре как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о физической культуре. Социокультурная цель подразумевает формирование компетенции детей в области выполнения основных двигательных действий как показателя физической культуры человека.
Задачи:
■ формирование знании о физкультурной деятельности, отражающих её культурно-исторические, психолого-педагогические и медико-биологические основы;
■ формирование базовых двигательных навыков и умений, их вариативное использование в игровой деятельности и в самостоятельных занятиях;
■ расширение двигательного опыта посредством усложнения ранее освоенных двигательных действий и овладения новыми двигательными действиями с повышенной координационной сложностью;
■ формирование навыков и умений в выполнении физических упражнений различной педагогической направленности, связанных с укреплением здоровья, коррекцией телосложения, правильной осанкой и культурой движения;
■ расширение функциональных возможностей разных систем организма, повышение его адаптивных свойств за счёт направленного развития основных физических качеств и способностей;
■ формирование практических умений и навыков, необходимых в организации самостоятельных занятий физическими упражнениями в их оздоровительных и рекреативных формах, способствующих групповому взаимодействию в процессе использования подвижных игр и элементов соревнования.
Класс, возраст учащихся: учащиеся 1 класса в возрасте 6-7 лет
Срок реализации программы: 2020-2021 уч. г.
Общая характеристика курса
Данная программа разработана для реализации в начальной школе. Темы и разделы выбраны с учетом имеющейся материальной базы и местных климатических условий. Она предусматривает проведение теоретических занятий по каждому разделу, изучение и дальнейшее совершенствование специальных движений на практических занятиях.
Программа «Подвижные игры» составлена на основе материала, который дети изучают на уроках физической культуры в общеобразовательной школе, дополняя его с учетом интересов детей (в зависимости от возраста, пола, времен года и местных особенностей) к тем видам спорта, которые пользуются популярностью в повседневной жизни.
Особенности программы.
В классе обучаются учащиеся, занимающиеся по адаптированной ооп, вариант 9.1. Для них используются специальные методы и приемы, рекомендуемые ПМПК:
1. Приемы развития мыслительной активности.
2. Большой акцент на наглядные и практические методы.
3. Использование игровой формы предъявления нового материала.
4. Наблюдение за особенностями развития ребенка в динамике.
5. Метод «малых порций».
6. Демонстрация реальных объектов, изучаемых по программе.
Организация образовательного процесса.
Формы занятий:
• групповые и индивидуальные формы занятий - теоретические, практические, комбинированные. Комбинированная форма используется чаще и включает теоретическую: беседу, инструктаж, просмотр иллюстраций - и практическую части: ОФП и игры;
• занятия оздоровительной направленности;
• эстафеты.
Методы и приёмы учебно-воспитательного процесса: Эффективность реализации программы:
• информационно-познавательные (беседы, показ);
• творческие (развивающие игры);
• методы контроля и самоконтроля (самоанализ, тестирование, беседы).
Место курса в учебном плане
Федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает изучение физической культуры в начальной школе как составной части предметной области «Физическая культура».
Содержание программы составлено с учётом того, что в учебном плане общеобразовательных организаций Российской Федерации на изучение учебного предмета отводится 2 ч в неделю и 1 ч дополнительного времени по интересам и по индивидуальному плану (состоянию здоровья) -это программа внеурочной деятельности «Подвижные игры». 33 часа в год.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов |
Общее кол - во часов | Теория | Практика |
| Игры с бегом (общеразвивающие игры). | 6 ч. | 1 ч. | 5 ч. |
| Игры с мячом. | 5 ч. | 1 ч. | 4 ч. |
| Игра с прыжками (скакалки). | 5ч. | 1 ч. | 4 ч. |
| Игры малой подвижности (игры на развитие внимания; для подготовки к строю; с лазанием и перелазанием; правильной осанки). | 5ч. | 1 ч. | 4 ч. |
| Зимние забавы. | 4ч. | 1 ч. | 3 ч. |
| Эстафеты. | 4 ч. | 1 ч. | 3ч. |
| Народные игры | 4 ч. | 1 ч. | 3ч. |
Итого: | 33 ч. | 7 ч. | 26ч. |
№ П/П | Тема занятия | Дата |
план | факт |
| Правила безопасного поведения в местах проведения подвижных игр. Значение подвижных игр для здорового образа жизни. | | |
| Комплекс ОРУ на месте. Комплекс ОРУ с рифмованными строчками. Игра «Фигуры». Игра «Волки, зайцы, лисы». | | |
| Комплекс ОРУ в движении «Мишка на прогулке». Игра «Медведи и пчёлы». Игра «У медведя во бору». | | |
| Комплекс ОРУ в колонне по одному в движении. Игра «Второй лишний». Игра «Краски». | | |
| Комплекс ОРУ в движении. Игра ««Фигуры». Игра «Волки, зайцы, лисы». | | |
| Комплекс ОРУ с предметами. Игра» «Третий лишний». Игра «Шишки, жёлуди, орехи». | | |
| История возникновения игр с мячом. | | |
| Совершенствование координации движений. Перекаты мяча. Комплекс ОРУ с мячом «Мячик». Игра «Мяч по полу». | | |
| Развитие глазомера и чувства расстояния. Передача мяча. Метание мяча «Кто меткий?» Игра «Метко в цель». Игра «Бегуны и метатели». | | |
| Укрепление основных мышечных групп; мышц рук и плечевого пояса. Игра «Передача мяча в колоннах». Игра «Гонка мячей». | | |
| Обучение бросанию, метанию и ловле мяча в игре. Игра «Мяч соседу». Игра «Подвижная цель». | | |
| Профилактика детского травматизма. Знакомство с правилами дыхания во время прыжков. Последовательность обучения прыжкам. | | |
| Комплекс ОРУ «Скакалочка». Игра «Прыгающие воробышки». | | |
| Комплекс упражнений с длинной скакалкой «Верёвочка». Игра «Удочка». Игра «Лягушата и цапля». | | |
| Комплекс ОРУ с короткими скакалками «Солнышко». Игра «Зеркало». | | |
| Комплекс ОРУ со скакалкой «Лучики». Игра «Выше ножки от земли». | | |
| Правильная осанка и её значение для здоровья и хорошей учёбы. Упражнения для формирования правильной осанки, укрепления мышечного корсета. | | |
| Комплекс специальных упражнений «Ровная спина». Игра «Красный, зелёный». Игра «Альпинисты». | | |
| Комплекс упражнений с мешочками. Игра «Разведчики». Игра «Поезд». | | |
| Упражнения для исправления нарушений осанки и плоскостопия. Игра «Летает – не летает». Игра «Копна – тропинка – кочки». | | |
| Гимнастические построения, размыкания, фигурная маршировка. Игра «Построение в шеренгу». Игра «Кто быстрее встанет в круг». | | |
| Закаливание и его влияние на организм. Первая помощь при обморожении. | | |
| Игра «Скатывание шаров». Игра «Гонки снежных комов». | | |
| Игра «Клуб ледяных инженеров». Игра «Мяч из круга». | | |
| Игра «Гонка с шайбами». Игра «Черепахи». | | |
| Знакомство с правилами проведения эстафет. Профилактика детского травматизма. | | |
| Беговая эстафеты. | | |
| Эстафета с предметами (мячами, обручами, скакалками) | | |
| Эстафеты на развитие статистического и динамического равновесия | | |
| Народные игры – основа игровой культуры. Роль и место игры в жизни людей. | | |
| Разучивание народных игр. Игра «Калин – бан -ба» | | |
| Разучивание народных игр. Игра «Чижик» | | |
| Разучивание народных игр. Игра «Золотые ворота» | | |
Планируемые результаты.
Личностные результаты изучения курса «Подвижные игры» является формирование следующих умений:
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметные результаты изучения курса «Подвижные игры» является формирование следующих умений:
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
представлять игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью
взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Информационно-образовательный ресурс
- ФГОС НОО;
-Программа «Физическая культура 1-4 классы». УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Т.В. Петровой, Ю.А. Копылова, Н.В. Полянской, С.С. Петрова. М.: Вентана-Граф.
Учебно-методический комплект:
-учебник для учащихся общеобразовательных учреждений «Физическая культура. 1-2 классы» Авторы - Т.В. Петрова, Ю.А. Копылов, Н.В. Полянская, С.С.Петров. – М.: Вентана – Граф, ( Начальная школа ХХI века)
Лист внесения изменений
№Урока | Название темы | Причина | Дата проведения План/Факт |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
14