Пояснительная записка
Программа курса составлена с учетом Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы Т.В. Петровой «Физическая культура 1-4 классы»
Направление: спортивно-оздоровительное
Актуальность программы.
подвижные игры являются важнейшим средством развития физической активности младших школьников, одним из самых любимых и полезных занятий детей данного возраста. В основе подвижных игр лежат физические упражнения, движения, в ходе выполнения которых участники преодолевают ряд препятствий, стремятся достигнуть определённой, заранее поставленной цели. Благодаря большому разнообразию содержания игровой деятельности, они всесторонне влияют на организм и личность, способствуя решению важнейших специальных задач физического воспитания. Программа актуальна в рамках реализации ФГОС.
Цели:
формирование физической культуры личности школьника посредством освоения основ содержания физкультурной деятельности с общеразвивающей направленностью. Курс
учебного предмета «Физическая культура» в начальной школе реализует познавательную и социокультурную цели. Познавательная цель предполагает формирование у обучающихся представлений о физической культуре как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о физической культуре. Социокультурная цель подразумевает формирование компетенции детей в области выполнения основных двигательных действий как показателя физической культуры человека.
Задачи:
■ формирование знании о физкультурной деятельности, отражающих её культурно-исторические, психолого-педагогические и медико-биологические основы;
■ формирование базовых двигательных навыков и умений, их вариативное использование в игровой деятельности и в самостоятельных занятиях;
■ расширение двигательного опыта посредством усложнения ранее освоенных двигательных действий и овладения новыми двигательными действиями с повышенной координационной сложностью;
■ формирование навыков и умений в выполнении физических упражнений различной педагогической направленности, связанных с укреплением здоровья, коррекцией телосложения, правильной осанкой и культурой движения;
■ расширение функциональных возможностей разных систем организма, повышение его адаптивных свойств за счёт направленного развития основных физических качеств и способностей;
■ формирование практических умений и навыков, необходимых в организации самостоятельных занятий физическими упражнениями в их оздоровительных и рекреативных формах, способствующих групповому взаимодействию в процессе использования подвижных игр и элементов соревнования.
Класс, возраст учащихся: учащиеся 4 класса в возрасте 9-10 лет
Срок реализации программы: 2020-2021 уч. г.
Общая характеристика курса
Данная программа разработана для реализации в начальной школе. Темы и разделы выбраны с учетом имеющейся материальной базы и местных климатических условий. Она предусматривает проведение теоретических занятий по каждому разделу, изучение и дальнейшее совершенствование специальных движений на практических занятиях.
Программа «Подвижные игры» составлена на основе материала, который дети изучают на уроках физической культуры в общеобразовательной школе, дополняя его с учетом интересов детей (в зависимости от возраста, пола, времен года и местных особенностей) к тем видам спорта, которые пользуются популярностью в повседневной жизни.
Особенности программы.
В классе обучаются учащиеся, занимающиеся по адаптированной ооп, вариант 7.2. Для них используются специальные методы и приемы, рекомендуемые ПМПК:
1. Приемы развития мыслительной активности.
2. Большой акцент на наглядные и практические методы.
3. Использование игровой формы предъявления нового материала.
4. Наблюдение за особенностями развития ребенка в динамике.
5. Метод «малых порций».
6. Демонстрация реальных объектов, изучаемых по программе.
Организация образовательного процесса.
Формы занятий:
• групповые и индивидуальные формы занятий - теоретические, практические, комбинированные. Комбинированная форма используется чаще и включает теоретическую: беседу, инструктаж, просмотр иллюстраций - и практическую части: ОФП и игры;
• занятия оздоровительной направленности;
• эстафеты.
Методы и приёмы учебно-воспитательного процесса: Эффективность реализации программы:
• информационно-познавательные (беседы, показ);
• творческие (развивающие игры);
• методы контроля и самоконтроля (самоанализ, тестирование, беседы).
Место курса в учебном плане
Федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает изучение физической культуры в начальной школе как составной части предметной области «Физическая культура».
Содержание программы составлено с учётом того, что в учебном плане общеобразовательных организаций Российской Федерации на изучение учебного предмета отводится 2 ч в неделю и 1 ч дополнительного времени по интересам и по индивидуальному плану (состоянию здоровья) -это программа внеурочной деятельности «Подвижные игры». 34 часа в год.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов |
Общее кол - во часов | Теория | Практика |
1. | Игры с бегом (общеразвивающие игры). | 5ч. | 1 ч. | 4 ч. |
2. | Игры с мячом. | 5ч. | 1 ч. | 4 ч. |
3. | Игра с прыжками (скакалки). | 5 ч. | 1 ч. | 4 ч. |
4. | Игры малой подвижности (игры на развитие внимания; для подготовки к строю; с лазанием и перелазанием; правильной осанки). | 5ч. | 1 ч. | 4 ч. |
5. | Зимние забавы. | 4 ч. | 1 ч. | 3 ч. |
6. | Эстафеты. | 5 ч. | 1 ч. | 4 ч. |
7. | Народные игры | 5 ч. | 1 ч. | 4 ч. |
| Итого: | 34 ч. | 7 ч. | 27 ч. |
№ П/П | Тема занятия | Дата |
план | факт |
| Правила ТБ при проведении подвижных игр. Способы деления на команды. Повторение считалок. | | |
| Комплекс ОРУ в движении. Игра «Бег командами». Игра «Мешочек». | | |
| Комплекс ОРУ с предметами. Игра «Городок». Игра «Русская лапта | | |
| Комплекс ОРУ на месте. Игра «Лиса в курятнике». Игра «Ловкие ребята». | | |
| Комплекс ОРУ с предметами . Игра «Пятнашки в кругу».Игра «Караси и щуки». | | |
| Правила безопасного поведения с мячом в местах проведения подвижных игр. Инструктаж по ТБ.Способы передачи мяча; переброска мячей друг другу в шеренгах. | | |
| Комплекс ОРУ с малыми мячами. Игра «Мяч в центре». Игра «Мяч среднему». | | |
| Комплекс ОРУ с большими мячами. Игра «Мяч – соседу». Игра «Охотники». | | |
| Комплекс ОРУ с набивными мячами. Игра «Отгадай, кто бросил» Игра «Защищай ворота». | | |
| Комплекс ОРУ с мячами. Игра «Подвижная цель». Игра «Обгони мяч». Игра «Мяч в центре». | | |
| Правила безопасного поведения в местах проведения подвижных игр. Профилактика детского травматизма. Разучивание считалок. | | |
| Комплекс ОРУ. Игра «Туда- обратно». Игра «Зайцы в огороде». | | |
| Комплекс ОРУ. Игра «Шишки, жёлуди, орехи». Игра «белые медведи». | | |
| Комплекс ОРУ. Игра «Карусели». Игра «Тропка». | | |
| Комплекс ОРУ. Игра «Ловушка». Игра «Капканы». | | |
| Правила безопасного поведения в местах проведения подвижных игр. Инструктаж по ТБ. Разучивание рифм для проведения игр. | | |
| Комплекс ОРУ на месте. Игра «Кто дальше бросит?». Игра «Что изменилось?». Игра «Найди предмет». | | |
| Комплекс ОРУ на месте. Игра «Слушай сигнал». Игра «Угадай, кто это?». Игра «Точный телеграф». | | |
| Комплекс ОРУ на месте. Игра «Невидимки». Игра «Наблюдатели». Игра «Кто точнее». | | |
| Комплекс ОРУ на месте. Игра «Ориентирование без карты». Игра «Садовник». | | |
| Правила безопасного поведения при катании на лыжах, санках. Инструктаж по ТБ. Повторение попеременного двухшажного хода, поворота в движении и торможение. | | |
| Игра «Снежком по мячу». Игра «Пустое место». | | |
| Игра «Кто дальше» (на лыжах). | | |
| Игра «Быстрый лыжник». | | |
| Правила безопасного поведения при проведении эстафет. Инструктаж по ТБ. Способы деления на команды. Повторение считалок. | | |
| Эстафеты «Ходьба по начерченной линии», с доставанием подвижного мяча, «Кто первый?», эстафета парами. | | |
| Эстафета с лазанием и перелезанием, | | |
| Эстафета линейная с прыжками, с бегом вокруг гимнастической скамейки, «веревочка под ногами». | | |
| Эстафета с предметами (скакалки, мячи, обручи) | | |
| Традиционные народные праздники. Календарные народные праздники. Классификация народных игр. | | |
| Разучивание народных игр. Игра "Салки". | | |
| Разучивание народных игр. Игра "Малечина - колечина". | | |
| Разучивание народных игр. Игра "Коршун". | | |
| Разучивание народных игр. Игра "Бабки". | | |
Планируемые результаты.
Личностные результаты изучения курса «Подвижные игры» является формирование следующих умений:
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметные результаты изучения курса «Подвижные игры» является формирование следующих умений:
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
представлять игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях
Информационно-образовательный ресурс
- ФГОС НОО;
-Программа «Физическая культура 1-4 классы». УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Т.В. Петровой, Ю.А. Копылова, Н.В. Полянской, С.С. Петрова. М.: Вентана-Граф.
Учебно-методический комплект:
-учебник для учащихся общеобразовательных учреждений «Физическая культура. 3-4 классы» Авторы - Т.В. Петрова, Ю.А. Копылов, Н.В. Полянская, С.С.Петров. – М.: Вентана – Граф, ( Начальная школа ХХI века)
Лист внесения изменений
№Урока | Название темы | Причина | Дата проведения План/Факт |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
19