СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Личностно- ориентированные технологии на уроках биологии.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

        Что сделать, чтобы наши ученики были увлечены работой на уроке?

Как же их заинтересовать? Это очень сложно на первый взгляд, но оказывается, реально, если предложить разнообразные способы реализации учебной задачи, дать возможность выбора. Технологий очень много, я бы хотела сегодня поделиться опытом и рассказать о некоторых методах и приемах личностно- ориентированной технологии, о которой так много говорят сейчас. Как говорит название, эта технология ориентирована на личность ребенка, чтобы он пропустил это через себя.

Просмотр содержимого документа
«Личностно- ориентированные технологии на уроках биологии.»

Личностно- ориентированные технологии на уроках биологии.

Природа. Как часто мы слышим это слово, оно рождает у нас различные ассоциации и образы. Неудивительно, ведь мир природы многолик и неповторим. Для кого-то это волшебный мир цветка или бег волны, для других- таинственных лес, а в образах третьих- наша уникальная планета.

Так и у всех детей, разный уровень развития мышления, произвольного внимания, речи, памяти, воображения, важным обстоятельством является разный темп работы на уроке. Детям требуется разное время и для овладения учебными умениями и навыками.

Что сделать, чтобы наши ученики были увлечены работой на уроке?

Как же их заинтересовать? Это очень сложно на первый взгляд, но оказывается, реально, если предложить разнообразные способы реализации учебной задачи, дать возможность выбора. Технологий очень много, я бы хотела сегодня поделиться опытом и рассказать о некоторых методах и приемах личностно- ориентированной технологии, о которой так много говорят сейчас. Как говорит название, эта технология ориентирована на личность ребенка, чтобы он пропустил это через себя.

Запомните семь правил:

Личностно- ориентированного урока НЕ может быть без:

  1. Учета индивидуальных особенностей класса

  2. Использования субъективного опыта учащихся

  3. Самостоятельного целеполагания

  4. Ситуаций выбора на всех этапах, где это возможно

  5. Большого дидактического материала

  6. Создания ситуации успеха

  7. Рефлексии

Актуализация знаний необходима для того, чтобы вспомнить знания, которые будут необходимы для изучения новой темы. Мы привыкли на уроках проводить прямой опрос по прошлой теме с четкими вопросами, на личностно- ориентированном уроке актуализируется жизненный опыт и ему не следует давать оценок.

Вот, например. При изучении класса земноводных вы спрашиваете: «Дети, вы брали когда-нибудь в руки лягушку? Правда ли, что потом появляются бородавки? Какие ваши ощущения. Или у кого был вывих (растяжение связок, переломы), расскажите, что вы чувствовали и что вы делали до приезда врачей. Поверьте, они с таким интересом говорят об этом, пусть даже не весь класс, но несколько человек все равно расскажут.

Каждый урок должен быть обеспечен мотивом: без мотива нет деятельности (ученик, исходя из собственного желания, сделает намного больше, чем под прессом слова «надо»)

«Ученье с увлечением» - мне очень нравится этот лозунг С. Соловейчика.

Смогли бы вы целых 11 лет каждый день ходить на нелюбимую работу?

А если ученику не нравится учиться?

Это наша с вами задача мотивировать его на учебу.

Над мотивацией изучения биологии я работаю – это моя главная цель.

Мотив-это желание что-нибудь делать.

Мотивация - это побуждение к работе. При личностно - ориентированном обучении учитель должен создать условия, чтобы дети сами захотели узнать это и сами поставили цель.

Приемы мотивации:

  1. Парадоксальные факты

Например, при изучении работы сердца и автоматии, можно привести такой факт в начале урока: Известный врач А. Везалий проводил публичное вскрытие трупа. Когда он вскрыл грудную клетку. Зал ахнул. У трупа слабо билось сердце. Как объяснить этот факт? Везалий совершил ошибку и вскрыл живого человека? Интересно. Как вы думаете?

2.Создание проблемной ситуации

При изучении строения яйца и размножения птиц можно детей озадачить таким вопросом: Вы любите яичницу? Наверное, да, я тоже люблю. А вы не задумывались над тем, что мы едим, яйцо-это что? Как оно образуется внутри организма курицы? В ответ последуют многочисленные варианты, и вы с классом ставите цель- что такое яйцо и как оно образуется?

3.Анализ жизненной ситуации

При изучении витаминов: замечено, что в молоке коров, пасущихся на лугу, витамина Д значительно больше, чем в молоке коров, находящихся на стойловом содержании. Как это можно объяснить?

4.Использование произведений искусства

При изучении гормонов.

Каких вы знаете литературных героев маленького роста? (Дюймовочка, мальчик-с-пальчик, семь гномов, Карлсон, Незнайка, хоббиты и другие). Как вы думаете, с чем связан их маленький рост?***основы генетики.

5.Справедливы ли с биологической точки зрения поговорки?

- От худого семени не жди доброго племени (тема «Семя», «Влияние вредных привычек на репродуктивное здоровье»)

-Достанется тебе ухо от селедки (тема «Рыбы»)

6.Найди в тексте ошибку

(дается текст с ошибкой по определенной теме и в конце урока ошибку дети сами найдут)

7. Экскурсия в историю

При изучении фотосинтеза и дыхания растений: одна знатная дама , узнав об исследованиях учеными процесса фотосинтеза, приказала поставить в свою спальню много растений. Проснувшись на следующий день, она ощутила головную боль. В чем была ее ошибка?

8.Изречения знаменитых людей

-Сократ: «Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить» Вы с этим согласны?

-Гиппократ: «Наши пищевые вещества должны быть лечебными средствами, а наши лечебные средства должны быть пищевыми веществами»

9.Приём "Что бы это значило?"

Почему все увиденные существа мы можем назвать живыми? (Работа с творческими листами, выдвижение гипотез).

С позиций личностно- ориентированного обучения ученики должны сами сформулировать цель, а это они могут, можете чуть-чуть их подтолкнуть к этому (а вы хотите узнать…).

На личностно - ориентированном уроке учитель создает условия для усвоения образовательного стандарта. Дидактическая цель урока: не научить или познакомить, а создать условия, учитывая индивидуальные особенности учеников, а для развития познавательной активности оставляет «белые пятна» - по ходу изучения нового материала задает вопросы, на которые ученики самостоятельно найдут ответы, если захотят (ситуация выбора!)

В общеклассной работе у всех учеников вырабатывается один алгоритм работы – это неизбежно, чтобы развивать мыслительные операции у ученика, нужны индивидуальные задания:заданий таких должно быть очень много, чтобы ученик смог выбрать задание по душе, исходя из своих особенностей. Очень важно предоставить ученикам свободу выбора на всех этапах урока в соответствии с личностно значимыми целями. Субъектность – это не только активность и самостоятельность ученика, но и умение делать выбор и нести за него ответственность. Задания должны быть интересными, чтоб ученику захотелось их выполнять; за 30 лет работы в школе у меня набралась приличная копилка дидактических материалов: наборы различных заданий по всем темам биологии, а также межпредметные задания.

На этапе отработки умений и навыков для слабых и творческих учеников можно дать интересные (креативные задания), можно разработать много карточек-заданий, можно организовать задания на пару.

1.Метод образного видения.

Тема «Простейшие». Опишите амебу обыкновенную, используя только прилагательные (одноклеточная, крошечная, кляксовидная, симпатичная.)




2.Метод эмпатии (вживания.)

Представьте себе, что вы- эвглена зеленая. Опишите свои ощущения (я одноклеточная, мне очень одиноко и скучно, бывает и страшно, я очень маленькая- быстро устаю.)

3.Метод эвристических вопросов.

Составьте вопросы про инфузорию туфельку, используя слова «что», «кто», «зачем», «почему», «как», «чем», «когда» …

4.Метод ошибок.

Найдите в тексте биологические ошибки (ребенку предлагается текст с ошибками). Кстати, такие упражнения хорошо использовать, развивая слуховую память. Прочитав текст один раз верно, второй уже с ошибками, ребята должны найти ошибки, воспринимая текст на слух.

5. Метод сравнения.

Что здесь лишнее? Дайте по два разных ответа. Ответы обоснуйте.

А) Медведь, рысь, лиса, волк, дельфин, акула

Б) Капуста, морковь, свекла, огурец, земляника

6. Метод фактов

Узнайте по описанию «особо опасного преступника».

Внимание! Разыскивается опасный преступник! Его особые приметы: нет ног, длинный скользкий тип, вооружен до зубов, на ребрах ходит, у него есть капюшон, на нем - татуировка (змея кобра).

Объективным результатом урока служит отметка, а субъективным- рефлексия (осознание школьниками собственной деятельности и ее результатов).

- Что нового вы узнали?

-Интересно ли вам было на уроке? Что именно вам понравилось?

- Доволен ли ты своим результатом? Если нет, то укажи причины: мало занимался, не понял материал, не знал, что нужно было выучить, и др.

В. Гете сказал: «Человек должен верить, что непонятное можно понять…». Не секрет, что ученикам на уроке интересно тогда, когда понятно. Для того, чтобы учиться с интересом и увлечением, обучающиеся должны быть вовлечены в разнохарактерную деятельность на основе личного опыта. Помочь им в этом – задача всех учителей.

Чем разнообразнее формы и методы нашей с вами работы, тем больше шанс, что ребёнку на уроке не будет скучно, что каждый день принесёт ему радость пусть маленького, но открытия. Надеюсь, что открытие сегодня сделал и каждый из нас.

- Я желаю вам творческих успехов, неиссякаемого оптимизма, радости общения с детьми и коллегами, удовлетворённости от дела, которым нам выпало заниматься по жизни.!