Рабочая программа
по внеурочной деятельности «Моя малая Родина»
для обучающихся 1-4 классов
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка «Моя малая Родина» разработана на основе:
(Программы курсов внеурочной деятельности. 1 – 4 кл.: в 3 ч. Ч. 1 / под ред. проф. Р.Г. Чураковой. – М.: Академкнига/Учебник, 2017. – 112с. )
-
Захаров С.Г. Озера Челябинской области: учеб. пос. / С.Г. Захаров. – Челябинск: АБРИС, 2016. – 128с.
-
Челябинская область. Краткий географический справочник / авт.-сост. М.С. Гитис, С.Г. Захаров, А.П. Моисеев; Русское географическое общество, Челябинское региональное отделение. – Челябинск: АБРИС, 2014. – 176с.
-
Красноармейский район. Тетрадь юного краеведа / авт.-сост. А.П. Моисеев, Н.Б.Виноградов. – Челябинск: АБРИС, 2016. – 40с.
-
Капитонова Н.А. Литературное краеведение. Челябинская область. Третий выпуск / Н.А. Капитонова. – Челябинск: АБРИС, 2011. – 128с.
-
Строкова Н.П., Коровин С.Е. Мир удивительных растений. Челябинская область: учеб. пос. / Н.П. Строкова, С.Е. Коровин. – 2-е изд., испр. и доп. – Челябинск: АБРИС, 2013. – 152с.
-
Лагунов А.В. Насекомые Челябинской области (эколого-фаунистический очерк) / Ильменский государственный заповедник УрО РАН; А.В. Лагунов. – Челябинск: «Край Ра», 2013. – 114с.
-
Таранина Т.И., Зейферт А.А. Недра Челябинской области (учеб. пособие для учителей географии и краеведения) / Челяб. ин-т переподг. и повышения квалификации работников образования; Т.И. Таранина, А.А.Зейферт. – Челябинск: АБРИС, 2015. – 112с.
-
Хрестоматия по литературе родного края. 1-4 кл. / Сост. Горская А.Б., Капитонова Н.А. и др. – Челябинск: «Край Ра», 2014. – 352с.
Цель программы «Моя малая Родина» - воспитание патриота малой родины, знающего и любящего свой край, посёлок (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.
Задачи программы:
- формировать интерес к изучению природы родного края;
- воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и удивительное;
- углублять уже имеющихся знаний о родном крае;
- изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы;
- формировать представления о природных сообществах области;
- формировать представления об охраняемых территориях России и своей области.
Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребёнку по–новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру.
Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.
Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, образовательной программы с экологической направленностью для младших школьников. В начальной школе есть предмет «Окружающий мир», на уроках которого дети знакомятся с природой, причём знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы. При этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Дети часто не знают о тех растениях, грибах, рыбах, птицах, зверях, которые их окружают. Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края отличается новизной. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся.
Ценностные ориентиры:
• любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, закон и правопорядок, свобода
и ответственность, доверие к людям;
• долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и
младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность;
• родная земля, заповедная природа, планета Земля;
• красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное
творчество.
2.Место курса в учебном плане образовательной организации.
Программа “Моя малая Родина” предназначена для проведения кружков в общеобразовательной школе и разработана для учащихся начальной школы 1 – 4 классов. Количество часов в год: 1 класс – 33 часа, 2-4 класс – 34 учебных часа в год
3. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
- развитие морально-этического сознания;
- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым
ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Метапредметные результаты:
- овладение начальными формами исследовательской деятельности;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- формирование коммуникативных навыков.
Предметные результаты:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Ожидаемые результаты
В результате участия в данной программе школьники:
- приобретут знания о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры, к представителям других поколений;
- научатся самостоятельно искать, отбирать, использовать информацию в справочной литературе;
- приобретут опыт природо-сберегающей и природоохранной деятельности; опыт охраны памятников истории и культуры; опыт общения с представителями других поколений; опыт благотворительной деятельности; самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде.
У учащихся будут формироваться ценностные отношения к родному краю, к родной природе и культуре, к труду, к другим людям.
При оценке предметных результатов необходимо помнить, что в 1-м классе исключается система балльного (отметочного) оценивания. Недопустимо также использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку.
4. Содержание курса внеурочной деятельности
1 класс (33ч)
1. Я и моя семья (6ч)
Дом, где я родился. Моё имя и моя фамилия. Конкурс стихов «Я и моя семья». Мои обязанности в семье. Выходной день в моей семье. Традиции в моей семье.
2. Моя малая родина (5ч)
Мое село. Конкурс рисунков «Мое село». Дом и улица, где я живу. Стихи о родном крае. Предприятия нашего района.
3. Из истории родной школы (3ч)
Адрес школы. Самая безопасная дорога в школу. Наша красивая школа. Школьная библиотека.
4. Моя родная область (7ч)
Я живу в Челябинской области. Города и сёла Челябинской области. Народные праздники. Национальные костюмы. Творчество писателей нашего края для детей. Национальные блюда. Богатства нашего края.
5. Россия – Родина моя (3ч)
Москва-столица России. Символы российского государства. Дружественные народы России.
6. Мы – патриоты (4ч)
Пусть всегда будет солнце! Они сражались за Родину. Вечный огонь. Вечная память героям! Мы за мир на всей планете.
7. Сохраним природу для наших потомков (5ч)
Что такое природа? Акция – «Зелёное дерево». Дары леса. Акция – «Помоги птицам». Как прекрасен этот мир!
2 класс (34ч)
1. Введение (1ч)
Вводное занятие
2. Природа вокруг нас (15ч)
Природа в моем крае. Природа живая и неживая. Связи между неживой и живой природой Челябинской области. Растения моего края. Аппликация осеннего леса. Животные моего края. Рисунок моего любимого животного. Челябинский зоопарк (презентация). Царство грибов. Насекомые нашего края. Экологические проблемы нашей местности. «Мы экологи» (изготовление экологических знаков).
3. Красная книга. (4ч)
Животные Красной книги. Растения Красной книги.
4. Природные комплексы нашего края (5ч)
Природные комплексы и их охрана. Заповедники 21 века. Памятники природы края. Природа и человек.
5. Работа с картой и планом (2ч)
Работа с картой и планом Челябинской области
6. Народный календарь (7ч)
Народный календарь. Приметы, пословицы, поговорки народов Южного Урала. Сезонный труд южноуральцев. Праздники народов Южного Урала. Игры и фольклор народов Южного Урала.
3 класс (34ч)
Вводное занятие (1 ч)
Челябинская область на карте России
1.Растительный мир Челябинской области (17 ч) Сосновые боры. Сорняки. Растения, влияющие на здоровье человека. Комнатные растения. Растения Челябинской области. Лекарственные растения края, посёлка. Раннецветущие растения. Охрана растений. Красная книга Челябинской области.
2. Животные Челябинской области (8 ч)
Насекомые Челябинской области. Охраняемые насекомые Челябинской области. Экскурсия в краеведческий музей. Пернатые жители Челябинской области.
Звери лесов Челябинской области.
3. Водоемы Челябинской области (8ч)
Реки Челябинской области. Озера Челябинской области. Охрана рыбных богатств. Красная книга области. Водохранилища Челябинской области.
4класс (34 ч)
1. Наш край на карте (3 ч)
Карта Челябинской области. Соседи. Города Челябинской области. Красноармейский район на карте.
2. Формы поверхности Челябинской области (4 ч)
Формы поверхности Челябинской области. Горы Челябинской области.
3. Недра Челябинской области. (4ч)
Полезные ископаемые Челябинской области.
4. Промышленность Челябинской области. (5ч)
Виды промышленности Челябинской области.
5. Достопримечательности Челябинской области. (8)
Театры. Музеи. Старинные здания. Памятники с. Сугояк. Каслинское литье. Златоустовская гравюра.
6. Известные люди Челябинской области. (10ч)
Славные имена нашего края. Писатели Челябинской области. Писатели-фронтовики. |
В тылу. Писатели-дети войны. |
|
|
5.Тематическое планирование
1 класс
№пп | Название темы (раздела) | Всего часов | Из них: Теоретич. Практич. |
1 | Я и моя семья | 6ч | 6 | |
2 | Моя малая родина | 5ч | 3 | 2 |
3 | Из истории родной школы | 3ч | 2 | 1 |
4 | Моя родная область | 7ч | 7 | |
5 | Россия – Родина моя | 3ч | 3 | |
6 | Мы – патриоты | 4ч | 4 | |
7 | Сохраним природу для наших потомков | 5ч | 4 | 1 |
| Итого: | 33ч | 29ч | 4ч |
2 класс
№п/п | Название темы (раздела) | Всего часов | Из них |
Теоретических | Практических |
1 | Вводное занятие | 1ч | 1 | - |
2 | Природа вокруг нас | 15 ч | 12 | 3 |
3 | Красная книга. | 4 ч | 4 | |
4 | Природные комплексы нашего края | 5 ч | 5 | |
5 | Работа с картой и планом | 2 ч | 1 | 1 |
6 | Народный календарь | 7 ч | 5 | 2 |
| | 34 | 28 | 6 |
3класс
№пп | Название темы (раздела) | Всего часов | Из них: Теоретич. Прак. |
1 | Введение. | 1 | | |
2 | Растительность Челябинской области | 17 | 6 | 11 |
3 | Животные Челябинской области | 8 | 6 | 2 |
4 | Водоемы Челябинской области | 8 | 7 | 1 |
| Итого: | 34ч | 19ч | 14ч |
4класс
№пп | Название темы (раздела) | Всего часов | Из них: Теоретич. Прак. |
1 | Наш край на карте | 3 | 1 | 2 |
2 | Формы поверхности Челябинской области. | 4 | 4 | |
3 | Недра Челябинской области. | 4 | 3 | 1 |
4 | Промышленность Челябинской области. | 5 | 5 | |
5 | Достопримечательности Челябинской области. | 8 | 7 | 1 |
6 | Известные люди Челябинской области. | 10 | 10 | |
| Итого: | 34ч | 30ч | 4ч |
6. Календарно- тематическое планирование
1-й класс
№ | Дата | Тема занятия | Количество часов |
| | Я и моя семья 6 часов | |
1 | | Дом, где я родился. | 1 |
2 | | Моё имя и моя фамилия. | 1 |
3 | | Конкурс стихов «Я и моя семья» | 1 |
4 | | Мои обязанности в семье. | 1 |
5 | | Выходной день в моей семье. | 1 |
6 | | Традиции в моей семье. | 1 |
| | Моя малая родина 5 часов | |
7 | | Мое село. | 1 |
8 | | Конкурс рисунков «Мое село» | 1 |
9 | | Дом и улица, где я живу. | 1 |
10 | | Стихи о родном крае. | 1 |
11 | | Предприятия нашего района. | 1 |
| | Из истории родной школы 3 часа | |
12 | | Адрес школы. Самая безопасная дорога в школу. | 1 |
13 | | Наша красивая школа. | 1 |
14 | | Школьная библиотека. | 1 |
| | Моя родная область 7 часов | |
15 | | Я живу в Челябинской области. | 1 |
16 | | Города и сёла Челябинской области. | 1 |
17 | | Народные праздники. | 1 |
18 | | Национальные костюмы. | 1 |
19 | | Творчество писателей нашего края для детей. | 1 |
20 | | Национальные блюда. | 1 |
21 | | Богатства нашего края. | 1 |
| | Россия – Родина моя 3 часа | |
22 | | Москва-столица России. | 1 |
23 | | Символы российского государства. | 1 |
24 | | Дружественные народы России. | 1 |
| | Мы – патриоты 4 часа | |
25 | | Пусть всегда будет солнце! | 1 |
26 | | Они сражались за Родину. | 1 |
27 | | Вечный огонь. Вечная память героям! | 1 |
28 | | Мы за мир на всей планете. | 1 |
| | Сохраним природу для наших потомков 5 часов | |
29 | | Что такое природа? | 1 |
30 | | Акция – «Зелёное дерево». | 1 |
31 | | Дары леса. | 1 |
32 | | Акция – «Помоги птицам». | 1 |
33 | | Как прекрасен этот мир! | 1 |
Итого 33 часа |
2 класс
№ | Дата | Тема занятия | Количество часов |
Введение 1ч |
1 | | Вводное занятие | 1ч |
Природа вокруг нас 15 ч |
2 | | Природа в моем крае | 1ч |
3 | | Природа живая и неживая | 1ч |
4 | | Связи между неживой и живой природой Челябинской области | 1ч |
5-6 | | Растения моего края | 2 ч |
7 | | Аппликация осеннего леса | 1ч |
8-9 | | Животные моего края | 2ч |
10 | | Рисунок моего любимого животного | 1ч |
11 | | Челябинский зоопарк (презентация) | 1ч |
12 | | Царство грибов | 1 ч |
13-14 | | Насекомые нашего края | 2 ч |
15 | | Экологические проблемы нашей местности | 1 ч |
16 | | «Мы экологи» (изготовление экологических знаков) | 1 ч |
Красная книга. 4 ч |
17-18 | | Животные Красной книги | 2 ч |
19-20 | | Растения Красной книги | 2 ч |
Природные комплексы нашего края 5 ч |
21-22 | | Природные комплексы и их охрана | 2 ч |
23 | | Заповедники 21 века | 1 ч |
24 | | Памятники природы края | 1 ч |
25 | | Природа и человек | 1 ч |
Работа с картой и планом 2 ч |
26-27 | | Работа с картой и планом Челябинской области | 2 ч |
Народный календарь 7 ч |
28-30 | | Народный календарь. Приметы, пословицы, поговорки народов Южного Урала. | 3 ч |
31-32 | | Сезонный труд южноуральцев. Праздники народов Южного Урала | 2 ч |
33-34 | | Игры и фольклор народов Южного Урала. | 2 ч |
3-й класс
№ раз- дела | № за- нятия | Тема | Теория | Практика |
1 | 1 | Введение. Челябинская область на карте России | 1 | |
2 | | Растительность Челябинской области | 6 | 11 |
| 2-3 | Травы, кустарники, деревья. Сосновые боры. | 1 | 1 |
| 4 | Экскурсия «Где растут деревья». | | 1 |
| 5-6 | Осенние краски природы. Сбор листьев деревьев и создание гербария. | | 2 |
| 7-8 | Кустарники. Их роль в жизни человека. | 1 | 1 |
| 9-11 | Зелёная аптека Челябинской области. Сбор и оформление гербариев лекарственных трав посёлка | 1 | 2 |
| 12 | Растения – сорняки и вредители здоровья человека | 1 | |
| 13 | Растения лесов Челябинской области | | 1 |
| 14 | Викторина «Зелёный мир вокруг нас» | | 1 |
| 15-16 | Защита проектов «Редкие растения края» | | 2 |
| 17-18 | Заповедники и заказники Челябинской области. Создание экознаков. | 2 | |
3 | | Животные Челябинской области | 6 | 2 |
| 19 | Насекомые Челябинской области. | 1 | |
| 20 | Охраняемые насекомые Челябинской области. Экскурсия в краеведческий музей. | | 1 |
| 21-22 | Пернатые жители Челябинской области. | 2 | |
| 23-25 | Звери лесов Челябинской области. | 3 | |
| 26 | Проект «Красная книга Челябинской области» (доклад) | | 1 |
4 | | Водоемы Челябинской области | 7 | 1 |
| 27 | Реки Челябинской области | 1 | |
| 28 | У истоков сказочных рек. | 1 | |
| 29 | Озера Челябинской области. | 1 | |
| 30 | Жизнь в озерах. | 1 | |
| 31 | Охрана рыбных богатств. Красная книга области. | 1 | |
| 32 | Осколки древних морей. | 1 | |
| 33 | Водохранилища Челябинской области. | 1 | |
| 34 | Конкурс-игра «Золотая рыбка» | | 1 |
4-й класс
№ раз- дела | № заня- тия | Тема | Теория | Практика |
1 | | Наш край на карте | 1 | 2 |
| 1 | Карта Челябинской области. Соседи. | | 1 |
| 2 | Города Челябинской области. | 1 | |
| 3 | Красноармейский район на карте. | | 1 |
2 | | Формы поверхности Челябинской области. | 4 | |
| 4 | Формы поверхности Челябинской области. | 1 | |
| 5 | Горы Челябинской области. | 1 | |
| 6-7 | Горы, овеянные легендами. | 2 | |
3 | | Недра Челябинской области. | 4 | 1 |
| 8-9 | Группа полезных ископаемых. | 2 | |
| 10 | Практическая работа «Как узнать язык камня?». | | 1 |
| 11 | Что дает наш край стране. | 1 | |
4 | | Промышленность Челябинской области. | 5 | |
| 12 | Легкая промышленность. | 1 | |
| 13 | Угольная промышленность. | 1 | |
| 14 | Пищевая промышленность. | 1 | |
| 15 | Горнодобывающая промышленность. | 1 | |
| 16 | Машиностроение. | 1 | |
5 | | Достопримечательности Челябинской области. | 8 | 1 |
| 17-18 | Достопримечательности Челябинской области. | 2 | |
| 19 | Театры. | 1 | |
| 20 | Музеи. | 1 | |
| 21 | Старинные здания. | 1 | |
| 22 | Памятники с. Сугояк. | | 1 |
| 23 | Каслинское литье. | 1 | |
| 24 | Златоустовская гравюра. | 1 | |
6 | | Известные люди Челябинской области. | 10 | |
| 25 | Славные имена нашего края. | 1 | |
| 26-27 | Писатели Челябинской области. | 2 | |
| 28-29 | Писатели-фронтовики. | 2 | |
| 30-31 | В тылу. | 2 | |
| 32-33 | Писатели-дети войны. | 2 | |
| 34 | Обобщающий урок | 1 | |
.
10