ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами:
Закона Российской Федерации «Об образовании» № 271 от 29.12.2012 г.;
Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089) и Базисным учебным планом специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, утвержденного приказом Министерства образования от 10.04.2002 года №29/2065 - П «Об утверждении планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии (I-VIII вида)
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида : 5-9 кл. В 2 сб./ Под редакцией В.В. Воронковой.- М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2012. – Сб.1 (раздел «География» авторы: Лифанова Т.М., Соломина Е.Н.)
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта специального (коррекционного) образования.
Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности умственно отсталых детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно- следственные зависимости. Работа с картой учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся.
Изучение «Географии» (8 класс) позволяет учителю затронуть проблемы взаимоотношения и экономического сотрудничества с сопредельными с Россией государствами, входившими в состав бывшего СССР, государствами Европы и Северной Америки, странами Азиатско-Тихоокеанского региона. (взято из программы)
Цель обучения предмету в 8 классе: Формирование у учащихся представлений о материках и океанах.
Исходя из цели вытекают следующие задачи: формирование у учащихся представлений о мировом океане; познакомить учащихся с географическим положением, природой, населением, особенностями хозяйственной деятельности, бытом, культурой людей, отдельными государствами различных континентов; дать общий обзор природных условий материка, на котором мы живём; - развивать речь, память, зрительное восприятие, внимание, мышление средствами предмета «География»; дать знания о правилах поведения в природе
Программа составлена для учащихся с умственной отсталостью, обучающихся в классе.
Результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) программы оцениваются как итоговые на момент завершения общего образования. Освоение обучающимися программы предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения адаптированной программы включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностные результатам освоения относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения программы включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Адаптированная программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по варианту программы.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по отдельным учебным предметам на конец обучения.
Минимальный уровень:
иметь представления об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков и отдельных стран;
уметь выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
сравнивать географические объекты, факты, явления, события по заданным критериям;
уметь использовать географические знания в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Достаточный уровень:
уметь применять элементарные практические умения и приемы работы с географической картой для получения географической информации;
уметь вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, оценивать их изменения в результате природных и антропогенных воздействий;
уметь находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
уметь применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы;
уметь называть и показывать на иллюстрациях изученные культурные и исторические памятники своей области.
Планируемые результаты
Учащиеся должны знать:
Атлантический, Северный Ледовитый, Тихий, Индийский океаны и их хозяйственное значение;
особенности географического положения, очертания берегов и природные условия каждого материка;
государства, их положение на материке, основное население и столицы;
особенности географического положения государств ближнего зарубежья, природные условия, ресурсы, основное население и столицы этих государств.
Учащиеся должны уметь:
определять на карте полушарий географическое положение и очертания берегов каждого материка, давать элементарное описание их природных условий;
находить на политической карте изученные государства и столицы, переносить названия на контурную карту.
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
Узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы с помощью учителя. | Узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы самостоятельно. |
Знать географическое положение, столицы и характерные особенности изучаемых государств. | Самостоятельно находить на политической карте изучаемые государства, их столицы и дополнительную информацию к ним. |
Давать несложную характеристику природных условий и хозяйственных ресурсов изучаемых стран | Давать несложную характеристику природных условий и хозяйственных ресурсов изучаемых стна |
Использовать естественно-научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний с помощью учителя | Использовать естественно-научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний самостоятельно. |
Выполнять правила безопасного поведения в природной среде. | Осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного, безопасного поведения в школе и в быту и природной среде. |
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с помощью учителя. | Самостоятельно использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни |
Содержание программы
(34 часа, 1 ч в неделю)
Тема 1. Что изучают в курсе географии материков и океанов. (1 ч)
Материки и части света на глобусе и физической карте полушарий.
Тема 2. Мировой океан. (3 ч)
Атлантический океан. Хозяйственное значение. Судоходство. Северный Ледовитый океан. Хозяйственное значение. Судоходство. Тихий океан. Хозяйственное значение. Судоходство. Индийский океан. Хозяйственное значение. Судоходство. Современное изучение Мирового океана.
Практическая работа № 1 «Обозначение океанов на контурной карте полушарий»
Знать: Атлантический, Северный Ледовитый, Тихий, Индийский океаны; географическое положение и их хозяйственное значение;
Уметь: показывать на географической карте из приложения к учебнику океаны, давать им характеристику.
Тема 3. Африка. (7 ч)
Географическое положение. Очертания берегов, острова и полуострова. Разнообразие рельефа, климат, реки и озера. Природные зоны. Растительность тропических лесов. Животные тропических лесов. Растительность саванн. Животные саванн. Растительность и животные пустынь. Население и государства. Египет, Эфиопия, Танзания, ДР Конго, Нигерия, ЮАР. Обобщающий урок.
Практическая работа № 2 «Обозначение на контурной карте географических объектов, указанных в номенклатуре»
Знать: особенности географического положения, очертания берегов и природные условия материка, население и особенности размещения; названия изученных географических объектов (по атласу);
Уметь: определять на карте полушарий географическое положение и очертания берегов материка; давать элементарное описание природных условий материка, опираясь на карту и картины; находить в периодической печати сведения об изученных государствах и показывать их на политической карте;
Тема 4. Австралия. (4 ч)
Географическое положение. Разнообразие рельефа, климат. Реки и озера. Растительный мир. Животный мир. Население (коренное и пришлое). Австралийский Союз. Океания. Остров Новая Гвинея.
Практическая работа № 3 «Обозначение на контурной карте географических объектов, указанных в номенклатуре»
Знать: особенности географического положения, очертания берегов и природные условия материка, население и особенности размещения; названия изученных географических объектов (по атласу);
Уметь: определять на карте полушарий географическое положение и очертания берегов материка; давать элементарное описание природных условий материка, опираясь на карту и картины; находить в периодической печати сведения об изученных государствах и показывать их на политической карте;
Тема 5. Антарктида. (3 ч)
Географическое положение. Антарктика. Открытие Антарктиды русскими мореплавателями. Разнообразие рельефа, климат. Растительный и животный мир. Охрана природы. Современные исследования Антарктиды.
Практическая работа № 4 «Обозначение на контурной карте океанов, омывающих Антарктиду, Южного полюса»
Знать: особенности географического положения, очертания берегов и природные условия материка, население и особенности размещения; названия изученных географических объектов (по атласу);
Уметь: определять на карте полушарий географическое положение и очертания берегов материка; давать элементарное описание природных условий материка, опираясь на карту и картины; находить в периодической печати сведения об изученных государствах и показывать их на политической карте;
Тема 6. Северная Америка. (5 ч)
Открытие Америки. Географическое положение. Разнообразие рельефа, климат. Реки и озера. Растительный и животный мир. Население и государства. США. Канада. Мексика. Куба.
Знать: особенности географического положения, очертания берегов и природные условия материка, население и особенности размещения; названия изученных географических объектов (по атласу);
Уметь: определять на карте полушарий географическое положение и очертания берегов материка; давать элементарное описание природных условий материка, опираясь на карту и картины; находить в периодической печати сведения об изученных государствах и показывать их на политической карте;
Тема 7. Южная Америка. (5 ч)
Географическое положение. Разнообразие рельефа, климат. Реки и озера. Растительность тропических лесов. Животные тропического леса. Растительность пустынь, степей, саванн и горных районов. Животные саванн, степей, полупустынь, гор. Население и государства. Бразилия, Аргентина, Перу.
Знать: особенности географического положения, очертания берегов и природные условия материка, население и особенности размещения; названия изученных географических объектов (по атласу );
Уметь: определять на карте полушарий географическое положение и очертания берегов материка; давать элементарное описание природных условий материка, опираясь на карту и картины; находить в периодической печати сведения об изученных государствах и показывать их на политической карте;
Тема 8. Евразия. (6 ч)
Географическое положение. Очертания берегов. Моря Северного Ледовитого и Атлантического океанов. Острова и полуострова. Очертания берегов. Моря Тихого и Индийского океанов. Острова и полуострова. Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Европы. Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Азии. Климат Евразии. Реки и озера Европы. Реки и озера Азии. Растительный и животный мир Европы. Растительный и животный мир Азии. Население Евразии. Культура и быт народов Евразии. Обобщающий урок.
Практическая работа № 5 «Обозначение на контурной карте морей, заливов, островов, полуостровов, гор, рек, озер, обозначенных в номенклатуре»
Знать: особенности географического положения, очертания берегов и природные условия материка, население и особенности размещения; названия изученных географических объектов (по атласу);
Уметь: определять на карте полушарий географическое положение и очертания берегов материка; давать элементарное описание природных условий материка, опираясь на карту и картины; находить в периодической печати сведения об изученных государствах и показывать их на политической карте;
Учебно-методические средства обучения
Лифанова, Т. М., Соломина, Е. Н.. География. 8 класс. /Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы //Т. М. Лифанова, Е. Н. Соломина. – М.: Просвещение, 2021.
Формы промежуточной аттестации:
собеседование по биологии, географии, истории, основам социальной жизни;
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Максимальная нагрузка учащегося, ч. | Из них |
Теоретическое обучение, ч. | Лабораторные работы, ч. | Контрольная работа, ч. | Экскурсии, ч. | Проектная работа | Самостоятел работа, ч. |
1 | Тема 1. Что изучают в курсе географии материков и океанов. | 1 | 1 | | | | | |
2 | Тема 2. Мировой океан | 3 | 3 | | | | 1 | |
3 | Тема 3. Африка | 7 | 7 | | | | 1 | |
4 | Тема 4. Австралия | 4 | 4 | | | | 1 | |
5 | Тема 5. Антарктида | 3 | 3 | | | | 1 | |
6 | Тема 6. Северная Америка | 5 | 5 | | | | | |
7 | Тема 7. Южная Америка | 5 | 5 | | | | | |
8 | Тема 8. Евразия | 6 | 6 | | | | 1 | |
11 | Итого | 34 | 34 | | | | 5 | |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Раздел, тема | Кол-во час | Дата по плану | Дата по факту |
| Тема 1. Что изучают в курсе географии материков и океанов. | 1 | | |
1 | Материки и части света на глобусе карте | 1 | | |
| Тема 2. Мировой океан | 3 | | |
2 | 1. Атлантический океан. Северный Ледовитый океан | 1 | | |
3 | 2. Тихий океан. Индийский океан. | 1 | | |
4 | 3. Современное изучение Мирового океана. Практическая работа №1 «Обозначение океанов на контурной карте полушарий». | 1 | | |
| Тема 3. Африка | 7 | | |
5 | 1. Африка. Географическое положение. Практическая работа № 2 «Обозначение на контурной карте географических объектов, указанных в номенклатуре». Разнообразие рельефа, климат, реки и озера. | 1 | | |
6 | 2. Природные зоны Африки. Растительность тропических лесов. Животные тропических лесов Африки | 1 | | |
7 | 3. Растительность саванн Африки. Животные саванн Африки | 1 | | |
8 | 4. Растительность и животные пустынь Африки . | 1 | | |
9 | 5. Население и государства Африки. Египет. Эфиопия. | 1 | | |
10 | 6. Танзания. Демократическая республика Конго. | 1 | | |
11 | 7. Нигерия. Южно-Африканская республика (ЮАР) | 1 | | |
| Тема 4. Австралия | 4 | | |
12 | 1. Австралия. Географическое положение. Практическая работа № 3 «Обозначение на контурной карте географических объектов, указанных в номенклатуре». Разнообразие рельефа, климат, реки и озера | 1 | | |
13 | 2. Растительный мир. Животный мир. | 1 | | |
14 | 3. Население. Австралийский союз. Океания. Остров Новая Гвинея | 1 | | |
15 | 4. Обобщающий урок по теме «Австралия» | 1 | | |
| Тема 5. Антарктида | 3 | | |
16 | 1. Географическое положение. Антарктика. Практическая работа № 4 «Обозначение на контурной карте океанов, омывающих Антарктиду, Южного полюса». Открытие Антарктиды русскими мореплавателями | | | |
17 | 2. Разнообразие рельефа, климат. Растительный и животный мир. Охрана природы. | 2 | | |
18 | 3. Современные исследования Антарктиды | 1 | | |
| Тема 6. Северная Америка | 5 | | |
19 | 1. Открытие Америки/ Северная Америка. Географическое положение. | | | |
20 | 2. Разнообразие рельефа, климат. Реки и озера | 1 | | |
21 | 3. Растительный и животный мир Северной Америки. | 1 | | |
22 | 4. Население и государства Северной Америки. Соединенные Штаты Америки | 1 | | |
23 | 5. Канада. Мексика. Куба | 1 | | |
| Тема 7. Южная Америка | 5 | | |
24 | 1. Южная Америка. Географическое положение. Разнообразие рельефа, климат. Реки и озера Южной Америки | 1 | | |
25 | 2. Растительность тропических лесов Южной Америки. Животные тропического леса Южной Америки | 1 | | |
26 | 3. Растительность саванн, степей, пустынь и горных районов Южной Америки. Животные саванн, степей, полупустынь, гор Южной Америки | 1 | | |
27 | 4. Население и государства Южной Америки. Бразилия | 1 | | |
27 | 5. Аргентина. Перу | 1 | | |
| Тема 8. Евразия | 6 | | |
29 | 1. Евразия. Географическое положение. Практическая работа № 5 «Обозначение на контурной карте морей, заливов, островов, полуостровов, гор, рек, озер, обозначенных в номенклатуре». Очертания берегов. Моря Северного Ледовитого и Атлантического океанов, Тихого и Индийского океанов. Острова и полуострова | 1 | | |
30 | 2. Разнообразие рельефа, Полезные ископаемые Европы и Азии. | 1 | | |
31 | 3. Климат Евразии. Реки и озера Европы и Азии | 1 | | |
32 | 4. Растительный и животный мир Европы и Азии. | 1 | | |
33 | 5. Население Евразии. Культура и быт народов Евразии. | 1 | | |
34 | 6. Обобщающий урок «Материки и части света на глобусе и карте» | | | |
Лист изменений в тематическом планировании
№ записи | Дата | Изменения, внесенные в КТП | Причина | Согласование с зам. директора по УР |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Календарно-тематическое планирование(индивид-к Акимов Иван 8кл) 2021-22г
№ п/п | Раздел, тема | Дата по плану | Дата по факту |
| Тема 1. Что изучают в курсе географии материков и океанов.(1 ч) | | |
1 | Материки и части света на глобусе карте | | С.4-5 |
| Тема 2. Мировой океан (3 ч) | | |
2 | 1. Атлантический океан. Северный Ледовитый океан | | С.6-16 |
3 | 2. Тихий океан. Индийский океан. | | С.16-21 |
4 | 3. Современное изучение Мирового океана Практическая работа №1 «Обозначение океанов на контурной карте полушарий». | | С.21-23 |
| Тема 3. Африка (7 ч) | | |
5 | 1. Африка. Географическое положение. Практическая работа № 2 «Обозначение на контурной карте географических объектов, указанных в номенклатуре». Разнообразие рельефа, климат, реки и озера. | | С.24-29 |
6 | 2. Природные зоны Африки. Растительность тропических лесов. Животные тропических лесов Африки | | С.29-36 |
7 | 3. Растительность саванн Африки. Животные саванн Африки | | С.37-44 |
8 | 4. Растительность и животные пустынь Африки . | | С.45-48 |
9 | 5. Население и государства Африки. Египет. Эфиопия. | | С.48-57 |
10 | 6. Танзания. Демократическая республика Конго. | | С.58-63 |
11 | 7. Нигерия. Южно-Африканская республика (ЮАР) | | С.63-69 |
| Тема 4. Австралия (4 ч) | | |
12 | 1. Австралия. Географическое положение. Практическая работа № 3 «Обозначение на контурной карте географических объектов, указанных в номенклатуре». Разнообразие рельефа, климат, реки и озера | | С.70-75 |
13 | 2. Растительный мир. Животный мир. | | С.75-80 |
14 | 3. Население. Австралийский союз. Океания. Остров Новая Гвинея | | С.80-87 |
15 | 4. Обобщающий урок по теме «Австралия» | | |
| Тема 5. Антарктида (3 ч) | | |
16 | 1. Географическое положение. Антарктика. Практическая работа № 4 «Обозначение на контурной карте океанов, омывающих Антарктиду, Южного полюса». Открытие Антарктиды русскими мореплавателями | | С.8893- |
17 | 2. Разнообразие рельефа, климат. Растительный и животный мир. Охрана природы. | | С.93-97 |
18 | 3. Современные исследования Антарктиды | | С.98-100 |
| Тема 6. Северная Америка (5 ч) | | |
19 | 1. Открытие Америки/ Северная Америка. Географическое положение. | | c.101-107 |
20 | 2. Разнообразие рельефа, климат. Реки и озера | | С.107-112 |
21 | 3. Растительный и животный мир Северной Америки. | | С.113-118 |
22 | 4. Население и государства Северной Америки. Соединенные Штаты Америки | | С.118-124 |
23 | 5. Канада. Мексика. Куба | | С.125-132 |
| Тема 7. Южная Америка (5 ч) | | |
24 | 1. Южная Америка. Географическое положение. Разнообразие рельефа, климат. Реки и озера Южной Америки | | С.133-140 |
25 | 2. Растительность тропических лесов Южной Америки. Животные тропического леса Южной Америки | | С.140-146 |
26 | 3. Растительность саванн, степей, пустынь и горных районов Южной Америки. Животные саванн, степей, полупустынь, гор Южной Америки | | С.146-151 |
27 | 4. Население и государства Южной Америки. Бразилия | | С.152-158 |
27 | 5. Аргентина. Перу | | С.159-164 |
| Тема 8. Евразия (6 ч) | | |
29 | 1. Евразия. Географическое положение. Практическая работа № 5 «Обозначение на контурной карте морей, заливов, островов, полуостровов, гор, рек, озер, обозначенных в номенклатуре». Очертания берегов. Моря Северного Ледовитого и Атлантического океанов, Тихого и Индийского океанов. Острова и полуострова | | С.165-173 |
30 | 2. Разнообразие рельефа, Полезные ископаемые Европы и Азии. | | С.173-178 |
31 | 3. Климат Евразии. Реки и озера Европы и Азии | | С.179-185 |
32 | 4. Растительный и животный мир Европы и Азии. | | С.186-195 |
33 | 5. Население Евразии. Культура и быт народов Евразии. | | С.195-202 |
34 | 6. Обобщающий урок «Материки и части света на глобусе и карте» | | |