МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА № 30 ГОРОДА ЕНАКИЕВО»
РЕШЕНИЕ ЛОГАРИФМИЧЕСКИХ УРАВНЕНИЙ И НЕРАВЕНСТВ.
АЛГЕБРА И НАЧАЛА АНАЛИЗА 10 КЛАСС
Учитель Заховайко Вера Вячеславовна
2022 год
Тема урока: Решение логарифмических уравнений и неравенств
Цели урока:
Обучающие: систематизировать, обобщить знания
обучающихся о логарифмах, способах
решения логарифмических уравнений и
неравенств; закрепить умения и навыки
решения логарифмических уравнений и
неравенств;
Развивающие: способствовать развитию внимания,
логического мышления, способности к
самостоятельному мышлению, культуры
математической речи и записей;
Воспитательные: воспитывать сознательное отношение к
учебе, повышению интереса к математике,
исследовательской работе, чувство
ответственности и культуру общения.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний и умений.
Методы обучения: наглядные, практические, метод самостоятельной работы, мультимедиа.
Ход урока
I. Оргмомент
Проверка присутствующих. Знакомство с гостями урока.
II. Мотивация
Я надеюсь, что этот урок будет полезен для всех. Сегодня мы на уроке обобщим и систематизируем знания по теме «Логарифмические уравнения и неравенства», чтобы успешно написать контрольную работу.
III. Актуализация опорных знаний:
1. Проверка домашнего задания
Найти область определения функции
у= lg(x-1)
X-10; х1
х
Ответ: Д(у): хє (1;∞)
2.Решите уравнение:
log1/3(3х+4)= -2
ОДЗ: 3х+40; 3х-4; х -1,3…; хє (-1,3;+∞)
3х+4=(
)-2; 3х+4=9; 3х=5; х=
Ответ:
3. Решите неравенство
log0.9(x-4) ≥ log0.9(8-x)
ОДЗ: хє (4;8) х-4≤8-х;
2х ≤12;
х ≤ 6 с учетом ОДЗ хє (4;6)
2. Фронтальная беседа
1. Основная идея решения логарифмических уравнений (приведение обоих частей уравнения к одному основанию)
2.Какие способы решения уравнений вы знаете:
а) по определению;
б) потенцированием;
в) логарифмированием;
г) введением новой переменной;
д) используя свойства логарифмов;
е) графически.
IV Решение уравнений и неравенств:
а
)найдите ошибку Правильный ответ:
б)найдите ошибку
х
Правильный ответ:
т.к. основание 0,1
то 7х
х
Кроме того ОДЗ:
7х+30;
7х -3;
х -
хє (-
;1)
Что же мы должны помнить , решая логарифмические уравнения и неравенства.
ОДЗ
Ну что «вперед». Задания взяты из теста по логарифмическим уравнениям и неравенствам, задания В5из открытого банка заданий ЕГЭ (задания на карточках). Учащиеся получают карточки с заданиями
1) log2 (3x-5)=4; - по определению логарифма.
2) Потенцирование log2 (2x-4)=log2 (x-1) с проверкой
3) Применение свойств логарифмов
log5x=5log32-3log32
Во время выполнения задания остальные учащиеся устанавливают соответствие:
log3x=1 а) 6
logх81=2 б) 0
log64x=
в) 9
Log5x= log52+ log53 г)3
д) 8
Ответы: 1-г, 2-в, 3-д, 4-а
Проверьте уравнения решаемые на доске
К доске вызываются 4 ученика
1) Решить графически уравнение
Log2x=3-х
2) Итак, основная задача: провести к одному основанию
А) log
x+3log5x-4=0
Б) Log4x+ Log
x+ Log8X3=5
В) 2Log2(X2+ 5х-6)=4х
Решить неравенства
а) Log
(2х-1)-1
б) Log2(X2+х-2) ≤ Log2(2х+10)
Релаксация
Решить 1 уравнение и 1 неравенство. Взято из теста по логарифмическим уравнениям и неравенствам, задания В5из открытого банка заданий ЕГЭ
Во время выполнения самостоятельной работы некоторые ученики работают индивидуально.
Решить неравенства с неявным основанием логарифма
Logx-2(x2-8x+15)0
«Доказательство» неравенства 23
Рассмотрим неравенство
1/41/8
Затем сделаем следующее преобразование
(1/2)2(1/2)3
Большему числу соответствует больший логарифм, значит,
2lg 1/23lg1/2
После сокращения на lg 1/2 имеем: 23
В чем ошибка этого доказательства?
Итог урока
Итак, мы сегодня с вами решали логарифмические уравнения и неравенства. Давайте обобщим: какие методы решения уравнений мы применяли? Готовясь к ЕГЭ, никогда не думайте, что не справитесь с заданием, а, наоборот,- мысленно рисуйте себе картину успеха и тогда у вас всё получится!
Домашнее задание: повторить §15-20 Глава 4. Просмотреть задания, решенные на уроке. Учебник «Алгебра и начала математического анализа 10-11» Авторы: Ш.А.Алимов, Ю.М.Колягин и др.
Комментирование оценок.