Тема: Дифференциация звуков [с], [ш] в слогах, словах.
Цели:
1. закрепить произношение звуков [с], [ш] в слогах, словах
2. чтение слогов с заданными звуками
3. развивать фонематический слух, анализ и синтез 4. развивать навыки словоизменения и словообразования.
Описание работы: занятие спланировано для ученика 2 класса с диагнозом СНР 3 уровня у ребенка с дизартрией.
План:
Вводная часть
1. Орг. момент. Фоноритмика. (2-4 мин)
Основная часть
1. Сообщение темы (2 мин)
2. Самомассаж (5 мин)
3.Сравнение артикуляции звуков (2 мин)
4. Характеристика звуков (2 мин)
5. Лабиринты (на развитие фонематического слуха) (3 мин)
6. Игра «Новое слово» (словоизменение) (3 мин)
7. Физкультминутка (упражнение направлено на развитие общей моторики) (3 мин)
8. Игра «Доскажи словечко» (3 мин)
9. Собери и прочитай » (упражнение направлено на чтение слогов) (4 мин)
10. Массаж кистей и пальцев рук ( массажер Су джок) (5 мин)
11. Работа в тетради
Заключительная часть
Подведение итогов (2 мин)
Регламент занятия 40 минут.
Ход занятия:
Вводная часть
1. Орг. момент.
Логопед: «Представь, что нам нужно накачать шины. Взяли насос, повторяй за мной.
Упражнение «Машина»:
накачаем шины – с-с-с- воздух холодный, ш-ш-ш –воздух горячий
На машине едем к маме,
Мы не ели, мы не спали,
Целый день мы за рулем,
Все нам было нипочем.
(показ движений)
Логопед: «Устал, а теперь тихонечко сели».
Основная часть
1. Сообщение темы:
Логопед: «Как шумел насос от теплого ветерка»?
Ребенок: «Ш-ш-ш».
Логопед: «Как шумел от холодгного»?
Ребенок: «С-с-с».
Логопед: «Сегодня мы будем произносить звуки [с], [ш]».
2.Самомассаж
Логопед: Чтобы нам было легко произносить слова , наши мышцы работали мы сделаем себе массаж.
Самомассаж лица «Озорные мишки»
Взявшись за середину ушной раковины (а не за мочки), оттягивать её вперёд, а затем назад, считая медленно до 10. Делать 1 раз.
Оттяну вперёд я ушки,
А потом назад.
Словно плюшевые мишки
Детки в ряд сидят.
Раз, два, три - скажу, четыре,
Пять и шесть и семь.
Не забудь: массаж для ушек
Нужно делать всем.
Оттяну вперёд я ушки,
А потом назад.
Словно плюшевые мишки
Детки в ряд сидят.
Указательным и средним пальцами одновременно интенсивно «рисовать» круги на щеках. Делать 1 минуту.
А теперь по кругу щёчки
Дружно разотрём:
Так забывчивым мишуткам
Память разовьём.
Раз, два, три - скажу, четыре,
Пять и шесть и семь.
Не забудь: массаж для щёчек
Нужно делать всем.
Теми же двумя пальцами одновременно интенсивно «рисовать» круги на подбородке, считая до 30. Потом – круги по лбу, также, считая до 30 Делать по 1разу.
На подбородке круг черчу:
Мишке я помочь хочу
Чётко, быстро говорить,
Звуки все произносить.
Раз, два, три - скажу, четыре,
Пять и шесть и семь.
Не забудь: массаж такой
Нужно делать всем.
Чтобы думали получше
озорные мишки,
Мы погладим лобики
Плюшевым плутишкам.
Раз, два, три - скажу, четыре,
Пять и шесть и семь.
Не забудь: массаж такой
Нужно делать всем.
Массировать указательным и средним пальцами одновременно интенсивно верхние и нижние веки, не закрывая глаз. Делать 1 минуту.
Чтобы мишка лучше видел,
Стал внимательней, шустрей,
Мы волшебные очки
Нарисуем поскорей.
Раз, два, три - скажу, четыре,
Пять и шесть и семь.
Не забудь: массаж такой
Нужно делать всем.
Массаж носа. Подушечками указательных пальцев обеих рук нажимать на точки по обеим сторонам носа, начиная от его основания. На каждую точку необходимо нажать и держать, не отпуская, на счёт до 20. Делать 1 минуту.
Мы подушечками пальцев
В точки попадём:
Так курносому мишутке
Носик разомнём.
Раз, два, три - скажу, четыре,
Пять и шесть и семь.
Не забудь: массаж для носа
Нужно делать всем.
Открыть рот и нижней челюстью делать резкие движения слева направо и наоборот. По 10 раз.
Мишка, мишка, рот открой!
И налево двинь щекой…
Мишка, мишка, рот открой!
И направо двинь щекой…
Откинуться назад на спинку стула, сделать длительные вдох и выдох, руки свободно опущены вдоль туловища.
Ох, устали наши мишки,
Тихо в ряд сидят.
Знают: польза от массажа
Будет для ребят!
Самомассаж «Игра с ушками»
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем с вами мы играть.
Есть у ушка бугорок
Под названьем «козелок».
Напротив ушко мы помнём
И опять считать начнём.
Раз, два, три, четыре, пять –
Продолжаем мы играть.
Сверху в ушке ямка есть,
Нужно ямку растереть.
Раз, два, три, четыре, пять –
Продолжаем мы играть.
Ушкам отдыхать пора,
Вот и кончилась игра.
3. Сравнение артикуляции звуков:
Логопед: «Давай вспомним, как правильно произнести звук [с]. Нужно улыбнуться. Широкий кончик языка упереть в нижние зубы. Поднесите ладонь ко рту, должна выходить холодная струя воздуха».
Ребенок произносит звук [с].
Логопед: «А теперь произнесем звук [ш], для этого нужно открыть рот, округлить губки и слегка вытянуть их вперед, поднять широкий язычок и сделать «чашечку», произнести звук [ш]. Поднесите ладонь ко рту, должна выходить теплая струя воздуха».
Ребенок произносит звук [ш]
4. Характеристика звуков.
Логопед: «Давай вспомним звук [с] какой»?
Ребенок: «Он согласный, т.к. выдыхаемый воздух во рту встречает преграду; глухой, т.к. голосок не звенит; может быть твёрдым как орех и мягким как вата»
Логопед: «Молодец! А звук [ш]»?
Ребенок: «Он согласный, т.к. выдыхаемый воздух встречает во рту преграду; глухой, т.к. голосок не звенит; он всегда твёрдый как орех».
Делаем вывод.
-Что общего в звуках с-ш? Они согласные, глухие.
-Чем они отличаются?
-При произношении звука с губы улыбаются, кончик языка упирается в нижние зубы; воздушная струя холодная. При произношении звука ш губы выдвинуты вперёд трубочкой, язык поднят к нёбу чашечкой; выдыхаемая струя воздуха тёплая
5. Лабиринты (упражнение направлено на развитие фонематического слуха). Вставляются схемы [С] – [Ш] –
Логопед: «У тебяна столе лежат лабиринты со стрелочками. Сейчас мы поиграем со звуками [с], [ш]. Сначала нужно пройти по синим стрелочкам , на этой дорожке будет встречаться звук [ш], назови первый слог, а затем целое слово. Потом нужно пройти по красным стрелочкам , на этой дорожке будет встречаться звук[с], назови слово и скажи его во множественном числе, а затем определи где находится звук в слове. Слоги: ша, са, со, шу, со, аш. Слова: шапка, сани, сова, шуба итд.
Ребенок выполняет задание.
6. Игра «Новое слово» (словоизменение)
Логопед: «Смотри, какие красивые бусинки, на них написаны слоги, нужно собрать на ниточки бусинки одинакового цвета и прочитать слова. Если в слове слышится звук [с], замените его на [ш] и получится новое слово. Например: усы – уши».
Слова: «Сутки – шутки, каска – кашка, миска – мишка, крыса – крыша, мыс – мышь, басня – башня».
Логопед: «Молодец».
7. Физкультминутка (упражнение направлено на развитие общей моторики).
На полочке нашей смешные игрушки,
(стоя, руки на поясе)
Смешные ежи и смешные лягушки.
(ходьба на месте, прыжки на месте)
Смешные медведи, смешные олени,
(ходьба боком, руками показываем рога оленя)
Смешные моржи и смешные тюлени.
(прыжки в стороны).
8. Игра "Доскажи словечко".
Крыса всех зовет на пир
Раздобыла вкусный…… (сыр).
Собралась в саду семейка,
все уселась на….( скамейку).
Сверху смотрит голова
На сосне сидит …(сова).
Скачет Саня скок-поскок
Соскочил с ноги …..( носок).
В острых иглах вся она,
Это дерево ……(сосна).
Неуклюже ходят мишки
им шагать мешают …(шишки).
Весь из веток домик наш
Потому что он …(шалаш).
Я прошел не мало луж
И теперь мне нужен …(душ).
На доску вывешивается картинки с отгадками
9. Собери и прочитай (чтение слогов).
Логопед: «Решили звуки [с], [ш] постороить красивый мост . Мы будем им помогать и строить вместе с ними. Камешки для моста синего и красного цвета. Какие звуки красного цвета»? Какие звуки красного цвета»?
Ребенок: «Гласные, согласные».
Логопед: «Чтобы наш мост получился красивым, мы будем брать один синий один красный. Чтение слогов по схеме: са, со, су, ас, ос, ус, ша, шо, шу, аш, ош, уш.
10. Самомассаж кистей и пальцев рук (массажер Су джок).
Логопед: «А теперь возьмем в руки колючий шарик и покатаем его по ладоням, затем наденем колечки- пружинки на каждый палец по 4 раза.
11. Работа в тетради
На карточках напечатаны слова с пропущенными буквами С и Ш:
Задание: вписать пропущенные буквы.
Заключительная часть
Подведение итогов:
Логопед: «О каких звуках мы сегодня говорили? Дай характеристику этим звукам».
Ответы ребенка.