СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование и развитие речи обучающихся с ОВЗ

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация будет полезна логопедам при подготовке к педсоветам.

Просмотр содержимого документа
«Формирование и развитие речи обучающихся с ОВЗ»

Формирование и развитие речи  детей с ограниченными возможностями здоровья   Презентацию выполнила учитель-логопед ОКОУ «Курская школа» Коробецкая Р. Е.

Формирование и развитие речи детей с ограниченными возможностями здоровья

Презентацию выполнила

учитель-логопед ОКОУ «Курская школа»

Коробецкая Р. Е.

  Каждый ребенок талантлив! Обучение должно нести радость, пробуждать интерес к познанию и саморазвитию. Учитель должен любить учеников, любить свой предмет и лишь потом учить.

  Каждый ребенок талантлив! Обучение должно нести радость, пробуждать интерес к познанию и саморазвитию. Учитель должен любить учеников, любить свой предмет и лишь потом учить.

Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в разговор с окружающими, он может понятно выражать свои мысли, желания, задавать вопросы, делиться впечатлениями. И, наоборот, неясная речь ребёнка весьма затрудняет его взаимоотношения с окружающими. Поэтому необходимо, чтобы дети научились говорить правильно и внятно .

Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в разговор с окружающими, он может понятно выражать свои мысли, желания, задавать вопросы, делиться впечатлениями. И, наоборот, неясная речь ребёнка весьма затрудняет его взаимоотношения с окружающими. Поэтому необходимо, чтобы дети научились говорить правильно и внятно .

Нарушение речи – это отклонения от нормы, общепринятой в языковой среде. Недостатки речи часто отображаются на характере ребёнка – он чувствует себя неуверенно, становится застенчивым, молчаливым, мучительно переживает насмешки товарищей.

Нарушение речи – это отклонения от нормы, общепринятой в языковой среде.

Недостатки речи часто отображаются на характере ребёнка – он чувствует себя неуверенно, становится застенчивым, молчаливым, мучительно переживает насмешки товарищей.

 Речь не является врождённой способностью человека, она формируется у ребёнка с его ростом и развитием.  Невозможность полноценного речевого общения, бедный словарный запас и другие нарушения отражаются на формировании самосознания и самооценки ребёнка. У детей могут возникнуть замкнутость, неуверенность в себе, негативизм.

Речь не является врождённой способностью человека, она формируется у ребёнка с его ростом и развитием. Невозможность полноценного речевого общения, бедный словарный запас и другие нарушения отражаются на формировании самосознания и самооценки ребёнка. У детей могут возникнуть замкнутость, неуверенность в себе, негативизм.

 Содержание развития речи у детей с ОВЗ имеет свою специфику. Она состоит в том, что нарушения речи сочетаются с умственной недостаточностью. Это усложняет речевой дефект, делает его тяжёлым.

Содержание развития речи у детей с ОВЗ имеет свою специфику. Она состоит в том, что нарушения речи сочетаются с умственной недостаточностью. Это усложняет речевой дефект, делает его тяжёлым.

Если нормально развивающийся ребенок приходит в школу с развитой разговорно-бытовой речью и легко общается со взрослыми, то у ребёнка с ОВЗ к моменту поступления в школу практика речевого общения невелика (3—4 года), а разговорно-бытовая речь развита слабо. А в последнее время всё чаще в нашу школу поступают дети вообще с отсутствием речи.

Если нормально развивающийся ребенок приходит в школу с развитой разговорно-бытовой речью и легко общается со взрослыми, то у ребёнка с ОВЗ к моменту поступления в школу практика речевого общения невелика (3—4 года), а разговорно-бытовая речь развита слабо. А в последнее время всё чаще в нашу школу поступают дети вообще с отсутствием речи.

 Интеллектуальное недоразвитие ведёт к более позднему формированию фонематического слуха, звуко-буквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи. Нарушение усвоения значений слов отрицательно сказывается на развитии фонематического слуха и тем самым задерживает формирование речи. Общее моторное недоразвитие ребенка играет также определенную роль в замедленном развитии речи.

Интеллектуальное недоразвитие ведёт к более позднему формированию фонематического слуха, звуко-буквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи. Нарушение усвоения значений слов отрицательно сказывается на развитии фонематического слуха и тем самым задерживает формирование речи. Общее моторное недоразвитие ребенка играет также определенную роль в замедленном развитии речи.

Анализируя речевую деятельность учащихся с ОВЗ, следует отметить, что техникой чтения они овладевают долго и с трудом, читают медленно, вяло или торопливо, без пауз, не останавливаясь на знаках препинания. Длительное время отмечаются дефекты в слоговом чтении: несколько раз повторяют первый слог, пропускают звуки, слоги, переставляют их, читают по догадке. При беглом чтении неправильно преобразуют падежные окончания, ошибочно ставят ударения.

Анализируя речевую деятельность учащихся с ОВЗ, следует отметить, что техникой чтения они овладевают долго и с трудом, читают медленно, вяло или торопливо, без пауз, не останавливаясь на знаках препинания. Длительное время отмечаются дефекты в слоговом чтении: несколько раз повторяют первый слог, пропускают звуки, слоги, переставляют их, читают по догадке. При беглом чтении неправильно преобразуют падежные окончания, ошибочно ставят ударения.

Фонетические недостатки речи детей с ОВЗ затрудняют овладение грамотой, усугубляют нарушения интеллектуального и эмоционального развития, отрицательно влияют на все стороны личности ребенка, способствуют возникновению речевой замкнутости, нерешительности, излишней застенчивости, неуверенности в своих силах. В процессе учебной, логопедической и специально организованной коррекционно-воспитательной работы у учащихся значительно развиваются как отдельные функции, так и виды речи.

Фонетические недостатки речи детей с ОВЗ затрудняют овладение грамотой, усугубляют нарушения интеллектуального и эмоционального развития, отрицательно влияют на все стороны личности ребенка, способствуют возникновению речевой замкнутости, нерешительности, излишней застенчивости, неуверенности в своих силах. В процессе учебной, логопедической и специально организованной коррекционно-воспитательной работы у учащихся значительно развиваются как отдельные функции, так и виды речи.

Одним из важнейших направлений коррекционного обучения является дидактическая игра . Дидактическая игра занимает важное место на занятиях не только с логопедами  но и с педагогами , и с родителями.

Одним из важнейших направлений коррекционного обучения

является дидактическая игра . Дидактическая игра занимает важное место на занятиях не только с логопедами

но и с педагогами , и с родителями.

На основе речевого опыта ребёнка с помощью системы специальных упражнений создаются необходимые условия для углублённой работы над словом. Предполагаемая последовательность упражнений даёт возможность логопеду формировать у ребёнка ряд мыслительных операций над словом, развивать внимательное отношение к речи.

На основе речевого опыта ребёнка с помощью системы специальных упражнений создаются необходимые условия для углублённой работы над словом.

Предполагаемая последовательность упражнений даёт возможность логопеду формировать у ребёнка ряд мыслительных операций над словом, развивать внимательное отношение к речи.

Для развития речи и осмысленного чтения на своих занятиях я использую интересные короткие тексты, напечатанные крупным шрифтом. Это весёлые рассказы и истории о животных, людях, временах года, смешные небылицы. И не просто истории, а так называемые деформированные тексты с «хвостами», с «дырками», с «прятками». А к ним забавные картинки и необычные задания.

Для развития речи и осмысленного чтения на своих занятиях я использую интересные короткие тексты, напечатанные крупным шрифтом. Это весёлые рассказы и истории о животных, людях, временах года, смешные небылицы. И не просто истории, а так называемые деформированные тексты с «хвостами», с «дырками», с «прятками». А к ним забавные картинки и необычные задания.

При изучении частей речи активно использую речевые упражнения , а также различные развивающие речевые игры для обогащения словарного запаса учащихся.

При изучении частей речи активно использую речевые упражнения , а также различные развивающие речевые игры для обогащения словарного запаса учащихся.

В методах обучения учащихся грамоте подчёркивается особая важность работы, направленной на правильную артикуляцию звуков, умение выполнять звуковой и слоговой анализ слов, сливать звуки в слоги и слова.

В методах обучения учащихся грамоте подчёркивается особая важность работы, направленной на правильную артикуляцию звуков, умение выполнять звуковой и слоговой анализ слов, сливать звуки в слоги и слова.

Вся работа с учащимися должна быть построена так, чтобы на любом уроке развивать мыслительные и речевые способности детей.

Вся работа с учащимися должна быть построена так, чтобы на любом уроке развивать мыслительные и речевые способности детей.

Таким образом, под влиянием школьного обучения речь детей с ОВЗ начинает успешно развиваться. Увеличивается словарный запас, улучшается произношение, обогащается, становится всё более развернутым грамматический строй речи, увеличивается потребность в словесном общении. Дети слушают речь учителя, стремятся понять ее, беседуют друг с другом, стараются найти точные формулировки для того, чтобы успешнее ответить урок. Но все же нельзя забывать о том, что то орудие мышления, которое у здоровых детей оказывается сформировавшимся задолго до поступления в школу, у детей с ОВЗ возникает и совершенствуется лишь после поступления в школу.

Таким образом, под влиянием школьного обучения речь детей с ОВЗ начинает успешно развиваться. Увеличивается словарный запас, улучшается произношение, обогащается, становится всё более развернутым грамматический строй речи, увеличивается потребность в словесном общении. Дети слушают речь учителя, стремятся понять ее, беседуют друг с другом, стараются найти точные формулировки для того, чтобы успешнее ответить урок. Но все же нельзя забывать о том, что то орудие мышления, которое у здоровых детей оказывается сформировавшимся задолго до поступления в школу, у детей с ОВЗ возникает и совершенствуется лишь после поступления в школу.

Шалва Александрович Амонашвили (советский и российский педагог и психолог) «Учитель , будь солнцем , излучающим человеческое тепло , будь благодатной почвой для развития человеческих чувств и сей знания не только в памяти своих учеников , но и в их душах и сердцах!»

Шалва Александрович Амонашвили

(советский и российский педагог и психолог)

«Учитель , будь солнцем , излучающим человеческое тепло ,

будь благодатной почвой для развития человеческих чувств

и сей знания не только в памяти своих учеников ,

но и в их душах и сердцах!»

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!