КАРТОТЕКА МУЗЫКАЛЬНО - ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА Игры на развитие звуковысотного слуха: |
«Музыкальное лото» Игровой материал. Карточки по числу играющих, на каждой нарисованы пять линеек (нотный стан), кружочки-ноты, детские музыкальные инструменты (металлофон). Ход игры. Ребенок-ведущий играет мелодию на одном из инструментов вверх, вниз или на одном звуке. Дети должны на карточке выложить ноты-кружочки от первой линейки до пятой, или от пятой до первой, или на одной линейке. | «Ступеньки» Игровой материал. Лесенка из пяти ступенек, игрушки (матрёшка, мишка, зайчик), детские музыкальные инструменты (аккордеон, металлофон, губная гармошка). Ход игры. Ребёнок-ведущий исполняет на любом инструменте мелодию, другой ребёнок определяет движение мелодии вверх, вниз или на одном звуке и соответственно передвигает игрушку (например, зайчика) по ступенькам лесенки вверх, вниз или постукивает на одной ступеньке. Следующий ребёнок действует другой игрушкой. В игре участвует несколько детей. |
«Найди нужный колокольчик» Игровой материал. Колокольчики «Валдай» и металлофоны. Ход игры. В игре участвуют несколько детей, один из них ведущий. Он садится за небольшой ширмой или спиной к играющим и звенит то одним, то другим колокольчиком. Дети должны на металлофоне найти звук, соответствующий данному звучанию колокольчика и сыграть на нем. При повторении игры ведущим становится тот, кто правильно определял звучание каждого колокольчика. | «Угадай колокольчик» (металлофон) Игровой материал. Карточки по числу играющих, на каждой нарисованы три линейки; цветные кружочки (красный, желтый, зеленый), которые соответствуют высоким, средним и низким звукам; три музыкальных колокольчика (по типу «Валдай») различного звучания. Ход игры. Ребёнок-ведущий звенит поочередно то одним, то другим, то третьим колокольчиком, дети располагают кружки на соответствующей линейке: красный кружок — на нижней, если звенит большой колокольчик; жёлтый — на средней, если звенит средний колокольчик,; зелёный — на верхней, если звенит маленький колокольчик. Игру можно провести с металлофоном. Ведущий поочередно играет верхний, средний, нижний звуки. Дети располагают кружки-ноты на трёх линейках. |
«Повтори звуки» Игровой материал. Карточки (по числу играющих) с изображением трёх бубенчиков: красный, зелёный, жёлтый; маленькие карточки с изображением таких же бубенчиков (на каждой по одному); металлофон. Ход игры. Ведущий показывает детям большую карточку с бубенчиками: «Посмотрите, дети, на этой карточке нарисованы три бубенчика. Красный бубенчик звенит низко, мы назовём его «дан», он звучит так (поёт do первой октавы): дан-дан-дан. Зелёный бубенчик звенит немного выше, мы назовём его «дон», он звучит так (поёт ми первой октавы): дон-дон-дон. Желтый бубенчик звенит самым высоким звуком, мы назовем его «динь», и звучит он так (поет соль первой октавы): динь-динь - динь». Педагог просит детей спеть, как звучат бубенчики: низкий, средний, высокий. Затем всем детям раздают по одной большой карточке. Воспитатель показывает маленькую карточку, например, с жёлтым бубенчиком. Тот, кто знает, как звучит этот бубенчик, поёт «динь-динь-динь» (соль первой октавы). Воспитатель даёт ему карточку и ребёнок закрывает ею жёлтый бубенчик на большой карточке. Металлофон можно использовать для проверки ответов детей, а также в том случае, если ребёнок затрудняется спеть (он сам играет на металлофоне). В игре участвует любое количество детей (в зависимости от игрового материала). Но при этом надо помнить, что каждый участник получит маленькую карточку только тогда, когда споёт соответствующий звук или сыграет его на металлофоне. | |
Игры на развитие чувства ритма |
«Музыкальный квадрат» Ход игры: Игра проводится под любую мелодию. На «раз» - хлопнуть двумя руками по коленям, на «два» - хлопнуть в ладоши, на «три» - повернуть руки ладонями вверх, на «четыре» - повернуть руки ладонями вниз. | «Определи по ритму» Игровой материал. Карточки, на одной половине которых изображён ритмический рисунок знакомой детям песни, другая половина пустая; картинки, иллюстрирующие содержание песни; детские музыкальные инструменты — группа ударных (ложки, угольник, барабан, музыкальный молоточек и др.). Каждому дают по 2—3 карточки. Ход игры. Ребёнок-ведущий исполняет ритмический рисунок знакомой песни на одном из инструментов. Дети по ритму определяют песню и картинкой закрывают пустую половину карточки (картинку после правильного ответа дает ведущий). При повторении игры ведущим становится тот, кто ни разу не ошибся. Одному ребёнку можно дать большее число карточек (3-4). |
«Наше путешествие» Игровой материал. Металлофон, бубен, угольник, ложки, музыкальный молоточек, барабан. Ход игры. Воспитатель предлагает детям придумать небольшой рассказ о своём путешествии, которое можно изобразить на каком-либо музыкальном инструменте. «Послушайте, сначала я вам расскажу,— говорит воспитатель.— Оля вышла на улицу, спустилась по лестнице (играет на металлофоне). Увидела подружку, она очень хорошо прыгала через скакалку. Вот так (ритмично ударяет в барабан). Оле тоже захотелось прыгать, и она побежала домой за скакалками, перепрыгивая через ступеньки (играет на металлофоне). Мой рассказ вы можете продолжить или придумать, свой рассказ». Игра проводится во второй половине дня. | «Учитесь танцевать» Игровой материал. Большая матрёшка и маленькие (по числу играющих) Ход игры. Игра проводится с подгруппой детей. Все сидят вокруг стола. У воспитателя большая матрёшка, у детей маленькие. «Большая матрёшка учит танцевать маленьких»,— говорит воспитатель и отстукивает своей матрёшкой по столу несложный ритмический рисунок. Все дети одновременно повторяют этот ритм своими матрёшками. При повторении игры ведущим может стать ребёнок, правильно выполнивший задание. |
Игры на развитие тембрового слуха |
Угадай, на чем играю?» Игровой материал. Карточки (по числу играющих), на одной половине которых изображение детских музыкальных инструментов, другая половина пустая; фишки и детские музыкальные инструменты . Ход игры. Детям раздают по нескольку карточек (3—4). Ребенок - ведущий проигрывает мелодию или ритмический рисунок на каком-либо инструменте (перед ведущим небольшая ширма). Дети определяют звучание инструмента и закрывают фишкой вторую половину карточки. Игру можно провести по типу лото. | «Что звучит?» Игровой материал: металлофон, маракасы, бубен, барабан - все по два. Ход игры: Двое детей сидят спиной друг к другу. Перед ними на столах лежат одинаковые инструменты. Один из играющих исполняет на любом инструменте ритмический рисунок, другой повторяет его на таком же инструменте. Если ребёнок правильно выполняет музыкальное задание, то все дети хлопают. После правильного ответа играющий имеет право загадать следующую загадку. Если ребёнок ошибся, то он сам слушает задание. Игра проводится в свободное от занятий время. |
«Музыкальные загадки» Игровой материал. Металлофон, треугольник, бубенчики, бубен, арфа, цимбалы. Ход игры. Дети сидят полукругом перед ширмой, за которой на столе находятся музыкальные инструменты и игрушки. Ребенок - ведущий проигрывает мелодию или ритмический рисунок на каком-либо инструменте. Дети отгадывают. За правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется большее число фишек. | «Слушаем внимательно» Игровой материал. Перечень инструментальной музыки, знакомой детям; детские музыкальные инструменты (пианино, аккордеон, скрипка и т. д.). Ход игры. Дети сидят полукругом перед столом, на котором находятся детские инструменты. Им предлагают прослушать знакомое музыкальное произведение, определить, какие инструменты исполняют это произведение, и найти их на столе. Игра проводится на музыкальном занятии с целью закрепления пройденного материала по слушанию музыки, а также в часы досуга. |
Игры на развитие динамического слуха |
«Что делают в домике?» Игровой материал. На планшете изображен домик с открывающимися ставнями. В каждом окошке домика находятся рисунки, которые соответствуют музыке: танец, марш и колыбельная. Ход игры. Музыкальный руководитель играет на фортепиано и предлагает детям послушать музыку и угадать, что происходит в домике. Например, ребенок говорит: «В домике танцуют». Ребенок открывает ставни домика и ставит в окошко рисунок с изображением танцующих героев сказки. Музыкальный руководитель ещё раз играет на фортепиано, а ребёнок танцует. | |
Игры на развитие музыкальной памяти и детского творчества |
«Чья музыка?» Программное содержание: Развивать у детей представление о национальном характере музыки. Ход игры: Педагог знакомит детей с произведениями русского,крымско – татарского, белорусского, украинского фольклора, обращает внимание на отличительные особенности музыки разных народов, показывает при этом картинки, изображающие детей в национальных костюмах. Когда дети уже достаточно хорошо знакомы с народной музыкой, детям предлагают выбрать картинки, соответствующие по рациональным особенностям исполненной педагогом песне. И наоборот, педагог показывает детям картинку и просит исполнить песню того народа, национальный костюм которого изображен на картинке. | Кто из лесу вышел? Ход игры: Педагог говорит, что в гости в сад пришли гости, но они боятся к нам зайти в зал. Давайте мы узнаем, кто пришел? Звучит «Медведь» В. Ребикова, «Заинька» рус.нар.мелодия, «Лисичка» рус.нар.мелодия. По звучанию произведений дети отгадывают кто это и передают образ этого животного. |
Кто больше? Игровой материал. Файл программных произведений М. Глинки, П. Чайковского, А. Вивальди, Н.А. Римского – Корсакова, Д. Кабалевского. Ход игры. Воспитатель показывает детям портреты композиторов П. Чайковского, М. Глинки,А. Вивальди, Н.А. Римского – Корсакова, Д. Кабалевского и предлагает назвать знакомые произведения этих композиторов. За правильный ответ ребенок получает очко. Затем музыкальный руководитель проигрывает то или иное произведение (или звучит грамзапись). Вызванный ребенок должен назвать это произведение и рассказать о нем. За полный ответ ребенок получает два очка, Выигрывает тот, кто получит большее число очков. Игра проводится на занятии, а также может быть использована в качестве развлечения. | Песня, танец, марш. Ход игры: 1-вариант. Музыкальный руководитель исполняет (или дает прослушать) детям музыкальное произведение (или отрывок). Приглашает двух детей. Первый ребёнок выбирает карточку, которая соответствует жанру этого музыкального произведения. Вызванный ребенок берёт карточку и показывает её. Если произведение известно детям, то говорит его название и имя композитора. Второй ребенок показывает карточку, на которой изображен характер музыкального произведения, соответствующий характеру музыки (это может быть «смайлик», «лицо» - спящее, плачущее, весёлое) или пантомимой показывает настроение пьесы. 2-вариант. Перед каждым ребенком лежит карточка. Музыкальный руководитель исполняет произведение и дети, чьи карточки соответствуют или жанру, или характеру музыкального произведения поднимают их. |
| |