Конспект по литературному чтению 4 класс «Школа России»
Пушкин «Няня»
-Здравствуйте, ребята! Меня зовут … и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Проверим вашу готовность к уроку: на столах у вас должны лежать письменные принадлежности, учебник и рабочий лист под номером 1
-Посмотрите на слайд, кто автор всех этих книг? (Пушкин)
-А что вы знаете из биографии этого поэта?
-Рассказ биографии по презентации
-Ребята, а Пушкин писал только сказки? (нет)
-А что ещё? (стихотворения)
-Какие стихотворения Пушкина вы знаете?
Зимнее утро
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры…
-Сегодня мы с вами познакомимся с ещё одним стихотворением Александра Сергеевича Пушкина, которое он посвятил свой няне-Арине Родионовне Яковлевой.
-Как вы думаете, как оно может называться?
-Предлагаю вам его послушать. ( читает стихотворение)
- Какие чувства вложил поэт в эти строки? ( В произведении передано чувство вины перед няней за долгое отсутствие, страдание от разлуки, выражены нежность, забота.
Откройте словарь на странице 219 и найдите первое неизвестное вам слово, второе, третье…
- Какие чувства испытывает герой стихотворения к няне?
- Уже с первых строк стихотворения читатель видит искренние чувства, которые А.С.Пушкин испытывал к няне. Обращаясь к няне, поэт использует самые нежные и ласковые слова: подруга, голубка. Казалось бы, «голубка дряхлая моя»-некое обращение с насмешкой, но все же в этой фразе выразил поэт огромную нежность и благодарность, ведь именно няня была всегда рядом. Именно она ждет его «среди лесов сосновых».
Таким образом, произведение проникнуто заботой и добротой.
- Прочтите только те строчки, из которых видно, что герой не просто не забыл няню, но хорошо представляет себе её. Он уверен, что и она помнит его, думает о нём.
- Можно ли прийти к выводу, что герой остался самым близким человеком для няни?
-Почему вы так считаете?
- Как он называет её ? (Подруга, голубка.)
- На что похоже это стихотворение? (На письмо).
- Верно, жанровая разновидность этого стихотворения – послание т. е. стихотворение, адресованное кому-то. В данном случае – няне.
Физминутка
Встали! Руки вверх подняли! (Дети встают и поднимают руки)
Потянулись высоко (Дети подтягиваются) И вздохнули глубоко!
Теперь все дружно сели, посидели, поглядели.
Высоко опять мы встали, потянулись-улыбнулись! Опустили плавно руки. (Дети вздыхают и опускают руки «по швам»)
И за парты сели дружно. (Ученики рассаживаются по места)
Поработайте в парах. У вас на столах лежат рабочие листы под номером 1. Возьмите их и выполните задание. Свою готовность покажите правильной посадкой. Фронтальная проверка
Наш урок подходит к концу
-К творчеству какого поэта мы обращались сегодня на уроке?
- Какое стихотворение узнали?
- Кому посвящено это стихотворение?
- Как звали няню А. С. Пушкина?
- Как он относился к Арине Родионовне? (Пушкин очень любил свою няню и всю жизнь испытывал глубокое чувство благодарности.)
-Если у вас на уроке не возникло трудностей и урок был интересным, покажите большой палец вверх
-Если у вас остались вопросы и урок был неинтересным, покажите большой палец вниз.
-Вы большие молодцы, спасибо за урок!
РАБОЧИЙ ЛИСТ №1