Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Текст как речевое произведение" 7 класс»
Конспект урока русского языка в 7 классе
Тема: Текст как речевое произведение
Цель: Сформировать представление о тексте как целостном и связном речевом произведении, выявить его основные признаки.
Задачи:
Образовательные:
Обобщить и систематизировать знания о тексте.
Выделить основные признаки текста (тема, основная мысль, связность, цельность, завершенность).
Уметь анализировать предложенные отрывки с точки зрения их соответствия понятию "текст".
Развивающие:
Развивать умение определять тему и основную мысль текста.
Развивать умение устанавливать логические связи между предложениями в тексте.
Развивать навыки анализа текста.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к русскому языку и культуре.
Формировать умение внимательно относиться к слову.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Оборудование:
Учебник русского языка для 7 класса.
Раздаточный материал с текстами.
Мультимедийный проектор (желательно).
Ход урока:
I. Организационный момент (2 мин)
Приветствие.
Проверка готовности к уроку.
Определение темы и целей урока.
Учитель: "Сегодня мы поговорим о тексте. Что для вас значит слово 'текст'? Какие ассоциации оно вызывает?" (Запись ассоциаций на доске)
Учитель подводит к мысли о том, что текст - это не просто набор предложений, а нечто большее.
II. Актуализация знаний (5 мин)
Беседа по вопросам:
Что такое предложение?
Какие типы предложений вы знаете?
Как связываются предложения в речи?
Упражнение:
Учитель предлагает несколько отдельных предложений, не связанных между собой, и просит учащихся подумать, можно ли их назвать текстом.
Обсуждение результатов упражнения.
III. Изучение нового материала (20 мин)
Понятие текста.
Учитель объясняет, что текст – это два или более предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически.
Определение текста в учебнике (запись в тетрадь).
Признаки текста.
Работа с учебником/презентацией:
Тема текста: о чем говорится в тексте.
Основная мысль текста: что хотел сказать автор.
Связность текста: предложения объединены друг с другом с помощью различных средств (лексический повтор, синонимы, антонимы, местоимения, союзы и т.д.).
Цельность текста: все предложения подчинены одной теме и основной мысли.
Завершенность текста: наличие в тексте вступления, основной части и заключения (не всегда обязательно).
Учитель приводит примеры, иллюстрирующие каждый признак текста.
Пример: Предлагается отрывок из художественного произведения. Ученики должны определить тему, основную мысль и указать, какие средства связи используются между предложениями.
IV. Закрепление изученного материала (15 мин)
Работа в группах/парах:
Учащимся предлагаются карточки с различными отрывками текста.
Задание: Определить, является ли данный отрывок текстом. Если является, то:
Определить тему и основную мысль.
Указать средства связи между предложениями.
Оценить цельность и завершенность отрывка.
Обсуждение результатов работы групп/пар.
Упражнение из учебника (на определение признаков текста).
V. Подведение итогов урока (3 мин)
Обобщение основных понятий, изученных на уроке.
Вопросы учителя:
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Что вам показалось наиболее интересным?
Какие трудности у вас возникли?
Выставление оценок.
VI. Домашнее задание (2 мин)
Прочитать параграф в учебнике.
Найти в художественной литературе небольшой текст (5-7 предложений) и проанализировать его по признакам текста.
Пример раздаточного материала (карточки с отрывками):
Карточка 1:
"Солнце светило ярко. На улице было тепло. Я пошел гулять. Мне встретилась собака. Она была очень большая."
Карточка 2:
"Осень – это прекрасная пора. Листья на деревьях становятся желтыми, красными и оранжевыми. Птицы улетают в теплые края. Начинаются дожди."
Карточка 3:
"Текст. Книга. Компьютер. Стол."