СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конструирование заданий

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конструирование заданий»

Тема: Конструирование заданий, направленных на развитие предметных и метапредметных умений на уроках литературы.

Тема выступления выбрана не случайно. Многие учителя-практики столкнулись с проблемой несоответствия некоторых заданий новым стандартам или проблемой недостатка заданий, развивающих метапредметные умения у учащихся. Следовательно, у учителя возникает потребность в разработке данных заданий при подготовке к уроку.

В настоящее время существует несколько методик по конструированию заданий, развивающих предметные и метапредметные умения. На основании таксономии Б. Блума о классификации мыслительных умений Л.С. Илюшин, разработал конструктор задач, позволяющий создавать задания разного уровня сложности, в том числе задания, предполагающие привлечение знаний из нескольких учебных предметов. Данный конструктор представляет собой набор ключевых фраз, своеобразных клише заданий, а также перечень глаголов в сочетании с вариантами заданий, позволяющий существенно расширить «базу» создаваемых заданий. (Приложение 1).

На мой взгляд, данный конструктор очень удобен и прост в применении. Я использую его при разработке заданий по всем учебным предметам. Чаще всего у меня возникает потребность в составлении заданий к текстам букваря для учащихся первого класса, так как к данному учебнику не имеется рабочей тетради. После прочтения текста ребятам предлагаются рабочие листы с заданиями разных уровней сложности: ознакомление, понимание, применение, анализ, синтез, оценка. Учащиеся должны выполнять задания именно в такой последовательности, от простого к сложному, так как это учитывает логику работы над художественному произведением и уровень развития учеников. Количество заданий на ту или иную операцию зависит от типа информации, с которой будут работать учащиеся. Так, если поступает значительный объем новой информации, то больше будет заданий на ознакомление и понимание.



Представлю вашему вниманию задания, составленные мною с помощью конструктора Илюшина, к тексту сказки Г. Цыферова «Маленький Тигр». (Л. Е. Журова. Букварь: 1 класс 2 часть). (Приложение 2)



Задание 1(ознакомление). Прочитай предложения. Поставь напротив «+», если ты согласен с утверждением, и «-», если не согласен.

В сказке два героя: Тигр и Котёнок


В сказке три героя: Тигр, Котёнок и Щенок.


Котёнка в сказке назвали Маленьким Тигром.


Большой Тигр укладывал Маленького спать и мурлыкал ему песни.


Большой Тигр учил Маленького быть всегда добрым.


Маленький Тигр хотел ударить лапой щенка, но Большой Тигр его остановил.


Тигр, Котёнок и Щенок стали жить вместе.


Эта сказка об игре животных.


Эта сказка о дружбе и добре.




Задание 2(понимание). Прочитай последнее предложение. Объясни, почему автор считает, что трудно всегда быть добрым. Запиши свой ответ.

Трудно всегда быть добрым, потому что __________________________________________.

Задание 3 (понимание). Выпиши из текста предложение, соответствующее данной иллюстрации.


__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________



Задание 4 (понимание). Подчеркни заголовок, который точнее всего передаёт основную мысль сказки.

«Дружба животных», «Щенок – лучший друг», «Как Тигр научился добру», «Приключения Маленького и Большого Тигров».

Задание 5 (применение). Представь себя кем-нибудь из героев сказки «Маленький Тигр». Перескажи её от лица выбранного героя своему соседу по парте.

Задание 6 (применение). Подумай, какие события могли бы происходить с Большим Тигром, если бы он не встретил Котёнка. Придумай своё продолжение сказки (возможно выполнение в паре).

Задание 7 (анализ). Могли ли события, описанные в сказке, происходить в реальной жизни? Докажи.

Задание 8 (анализ). Рассмотри модель обложки, которую составила Катя. Есть ли ошибки в её работе? Составь свой вариант модели рядом с Катиной.

Маленький Тигр


К


Г. Цыферов




Задание 9 (синтез). Придумайте игру, которая сможет научить злого человека быть добрым (парное или групповое задание).

Задание 10 (синтез). По какому признаку Тигр решил, что Котёнок – это маленький тигр? Запиши ___________ .

Прочитай текст о тиграх и кошках (научно-познавательный). Расскажи, какие ещё сходства есть у этих животных.

Задание 11 (оценка). Подумай, на кого из героев сказки похоже твоё поведение в жизни: на Котёнка, который учил быть добрым или Тигра, которого Котёнок учил добру.

Задание 12 (оценка). Напиши мини-сочинение на тему «Я – добрый человек, потому что….»

Для лучшего восприятия информации задания представляются на слайдах, конструктор заданий раздаётся аудитории в печатном варианте.

После демонстрации заданий предлагаю присутствующим разделиться на группы и, используя конструктор, составить задания разного уровня. В целях экономии времени каждая группа конструирует задание одного из уровней, затем представляет результат.

Спасибо за внимание.