СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекция произносительной стороны речи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коррекция произносительной стороны речи.

Просмотр содержимого документа
«Коррекция произносительной стороны речи.»

Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. «КОРРЕКЦИЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ»

Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.

«КОРРЕКЦИЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ»

ПРОИЗНОСИТЕЛЬНАЯ СТОРОНА РЕЧИ ОБЪЕДИНЯЕТ СЛЕДУЮЩИЕ КОМПОНЕНТЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ; РЕЧЕВОЕ ДЫХАНИЕ; ГОЛОСОВЫЕ ФУНКЦИИ ПРОСОДИКУ (ТЕМП, РИТМ, МЕЛОДИКА И ИНТОНАЦИЯ РЕЧИ).

ПРОИЗНОСИТЕЛЬНАЯ СТОРОНА РЕЧИ ОБЪЕДИНЯЕТ СЛЕДУЮЩИЕ КОМПОНЕНТЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  • ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ;
  • РЕЧЕВОЕ ДЫХАНИЕ;
  • ГОЛОСОВЫЕ ФУНКЦИИ
  • ПРОСОДИКУ (ТЕМП, РИТМ, МЕЛОДИКА И ИНТОНАЦИЯ РЕЧИ).
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ - процесс образования речевых звуков, осуществляемый: энергетическим (дыхательным), генераторным (голосообразовательным), резонаторным (звукообразовательным) отделами речевого аппарата при регуляции со стороны центральной нервной системы

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ -

процесс образования речевых звуков, осуществляемый:

энергетическим (дыхательным), генераторным (голосообразовательным), резонаторным (звукообразовательным) отделами речевого аппарата при регуляции со стороны центральной нервной системы

В любом языке существует определенное количество звуков, которые создают звуковой облик слов. Звук вне речи не имеет значения, он приобретает его лишь в структуре слова, помогая отличать одно слово от другого (дом, ком, том, лом, сом). Такой звук - смыслоразличитель называется фонемой. Все звуки речи различаются на основе артикуляторных (разница в образовании) и акустических (разница в звучании) признаков. Звуки речи являются результатом сложной мускульной работы различных частей речевого аппарата. В их образовании принимают участие три отдела речевого аппарата.

В любом языке существует определенное количество звуков, которые создают звуковой облик слов. Звук вне речи не имеет значения, он приобретает его лишь в структуре слова, помогая отличать одно слово от другого (дом, ком, том, лом, сом). Такой звук - смыслоразличитель называется фонемой.

Все звуки речи различаются на основе артикуляторных (разница в образовании) и акустических (разница в звучании) признаков.

Звуки речи являются результатом сложной мускульной работы различных частей речевого аппарата. В их образовании принимают участие три отдела речевого аппарата.

 Периферический речевой аппарат включает три отдела:   Энергетический  – включает в себя грудную клетку с лёгкими, бронхами и трахеей. Выполняет роль подачи энергии в виде воздушной струи; осуществляет дозировку подачи воздушной струи. Дыхание включено в процесс речи, обслуживает речь, является основой голосообразования, речевой мелодики, образования звуков.

Периферический речевой аппарат включает три отдела:

  • Энергетический – включает в себя грудную клетку с лёгкими, бронхами и трахеей. Выполняет роль подачи энергии в виде воздушной струи; осуществляет дозировку подачи воздушной струи. Дыхание включено в процесс речи, обслуживает речь, является основой голосообразования, речевой мелодики, образования звуков.

Генераторный (голосообразующий) —состоит из гортани с находящимися в ней голосовыми складками. Резонаторный  отдел (звукообразующий) — полость рта и носа. Взаимосвязанная и координированная работа трех частей речевого аппарата возможна лишь благодаря центральному управлению процессами речи голосообразования, т. е. процессы дыхания, голосообразования и артикуляции регулируются деятельностью центральной нервной системы. Под ее влиянием осуществляются действия на периферии.
  • Генераторный (голосообразующий) —состоит из гортани с находящимися в ней голосовыми складками.
  • Резонаторный  отдел (звукообразующий) полость рта и носа.

Взаимосвязанная и координированная работа трех частей речевого аппарата возможна лишь благодаря центральному управлению процессами речи голосообразования, т. е. процессы дыхания, голосообразования и артикуляции регулируются деятельностью центральной нервной системы. Под ее влиянием осуществляются действия на периферии.

Так, работа дыхательного аппарата обеспечивает силу звучания голоса; работа гортани и голосовых связок — его высоту и тембр; работа ротовой полости обеспечивает образование гласных и согласных звуков и их дифференциацию по способу и месту артикуляции. Носовая полость выполняет резонаторную функцию — усиливает или ослабляет обертоны, придающие голосу звонкость и полётность.

Так, работа дыхательного аппарата обеспечивает силу звучания голоса;

работа гортани и голосовых связок — его высоту и тембр;

работа ротовой полости обеспечивает образование гласных и согласных звуков и их дифференциацию по способу и месту артикуляции.

Носовая полость выполняет резонаторную функцию — усиливает или ослабляет обертоны, придающие голосу звонкость и полётность.

В образовании звуков принимает участие весь речевой аппарат (губы, зубы, язык, нёбо, маленький язычок, надгортанник, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма). Источником образования звуков речи служит струя воздуха идущая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу.  В образовании многих звуков участвует голос. Струя воздуха, выходящая из трахеи, должна пройти через голосовые связки. Если они не напряжены, раздвинуты, то воздух проходит свободно, голосовые связки не вибрируют, и голос не образуется, а если связки напряжены, сближены, струя воздуха, проходя между ними, колеблет их, в результате чего образуется голос .  Звуки речи образуются в ротовой и носовой полостях. Эти полости разделяет нёбо, передняя часть которого — твердое нёбо, задняя часть — мягкое нёбо, заканчивающееся маленьким язычком.

В образовании звуков принимает участие весь речевой аппарат (губы, зубы, язык, нёбо, маленький язычок, надгортанник, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма).

Источником образования звуков речи служит струя воздуха идущая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу.

В образовании многих звуков участвует голос. Струя воздуха, выходящая из трахеи, должна пройти через голосовые связки. Если они не напряжены, раздвинуты, то воздух проходит свободно, голосовые связки не вибрируют, и голос не образуется, а если связки напряжены, сближены, струя воздуха, проходя между ними, колеблет их, в результате чего образуется голос .

Звуки речи образуются в ротовой и носовой полостях. Эти полости разделяет нёбо, передняя часть которого — твердое нёбо, задняя часть — мягкое нёбо, заканчивающееся маленьким язычком.

Наибольшую роль в образовании звуков играет ротовая полость, так как она может менять свою форму и объем благодаря наличию подвижных органов: губ, языка, мягкого нёба, маленького язычка Самыми активными, подвижными органами артикуляционного аппарата являются язык и губы, которые производят наиболее разнообразную работу и окончательно формируют каждый звук речи. Язык, состоит из мышц, идущих в различных направлениях. Он может изменять форму и производить разнообразные движения.

Наибольшую роль в образовании звуков играет ротовая полость, так как она может менять свою форму и объем благодаря наличию подвижных органов: губ, языка, мягкого нёба, маленького язычка Самыми активными, подвижными органами артикуляционного аппарата являются язык и губы, которые производят наиболее разнообразную работу и окончательно формируют каждый звук речи.

Язык, состоит из мышц, идущих в различных направлениях. Он может изменять форму и производить разнообразные движения.

В языке различают кончик, спинку (переднюю, среднюю и заднюю части спинки), боковые края и корень. Язык производит движения вверх-вниз, вперед-назад не только всем телом» но и отдельными частями. Так, кончик языка может лежать внизу, а передняя часть спинки подниматься к альвеолам (при звуке с); кончик, передняя, средняя части спинки языка могут быть опущены, а задняя — высоко подниматься вверх, (при звуке к); кончик языка может подниматься, а передняя и средняя части спинки вместе с боковыми краями — опускаться (при звуке л). Благодаря чрезвычайной гибкости, эластичности языка, он может создавать разнообразие артикуляций, дающих всевозможные акустические эффекты, воспринимаемые нами как различные звуки речи. Каждый отдельный звук характеризуется только ему присущей комбинацией различительных признаков, как артикуляционных, так и акустических. Знание этих признаков необходимо для правильной организации работы по формированию и исправлению звукопроизношения.

В языке различают кончик, спинку (переднюю, среднюю и заднюю части спинки), боковые края и корень. Язык производит движения вверх-вниз, вперед-назад не только всем телом» но и отдельными частями. Так, кончик языка может лежать внизу, а передняя часть спинки подниматься к альвеолам (при звуке с); кончик, передняя, средняя части спинки языка могут быть опущены, а задняя — высоко подниматься вверх, (при звуке к); кончик языка может подниматься, а передняя и средняя части спинки вместе с боковыми краями — опускаться (при звуке л). Благодаря чрезвычайной гибкости, эластичности языка, он может создавать разнообразие артикуляций, дающих всевозможные акустические эффекты, воспринимаемые нами как различные звуки речи.

Каждый отдельный звук характеризуется только ему присущей комбинацией различительных признаков, как артикуляционных, так и акустических. Знание этих признаков необходимо для правильной организации работы по формированию и исправлению звукопроизношения.

ВИДЫ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ПОЛНОЕ ОТСУТСТВИЕ ЗВУКА (в этом случае звук просто пропускается «ама» вместо «рама», «уна» вместо «луна») ЗАМЕНА ОТДНОГО ЗВУКА ДРУГИМ («вама» или «лама» вместо «рама», «колова» вместо «корова») ИСКАЖЕННОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ ЗВУКА

ВИДЫ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

  • ПОЛНОЕ ОТСУТСТВИЕ ЗВУКА (в этом случае звук просто пропускается «ама» вместо «рама», «уна» вместо «луна»)
  • ЗАМЕНА ОТДНОГО ЗВУКА ДРУГИМ («вама» или «лама» вместо «рама», «колова» вместо «корова»)
  • ИСКАЖЕННОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ ЗВУКА

СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ Всю систему коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения можно условно разделить на два этапа: I этап - подготовительный Цель этого этапа — подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звука. Основными его задачами являются: Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия; Формирование точных движений органов артикуляционного аппарата, направление воздушной струи, развитие мелкой моторики, отработки опорных звуков.

СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

Всю систему коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения можно условно разделить на два этапа:

I этап - подготовительный

Цель этого этапа — подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звука.

Основными его задачами являются:

  • Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия;
  • Формирование точных движений органов артикуляционного аппарата, направление воздушной струи, развитие мелкой моторики, отработки опорных звуков.

II этап – формирование произносительных умений и навыков. В задачи этого этапа входит: Устранение неправильного произношения; Развитие у детей умения дифференцировать в произношении звуки, сходные по артикуляции или по звучанию; Формирование произносительных умений и навыков в различных видах самостоятельной речи детей.

II этап – формирование произносительных умений и навыков.

В задачи этого этапа входит:

  • Устранение неправильного произношения;
  • Развитие у детей умения дифференцировать в произношении звуки, сходные по артикуляции или по звучанию;
  • Формирование произносительных умений и навыков в различных видах самостоятельной речи детей.

 Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия   Слуховое внимание - это умение сосредотачиваться на звуке, без которого невозможно слушать и понимать речь человека. Речевой слух включает в себя способность к слуховому вниманию и пониманию слов, умение воспринимать и различать разные качества речи: тембр, выразительность. Фонематический слух – способность к слуховому восприятию речи, фонем. Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка, на его основе формируется фонематическое восприятие. Фонематическое восприятие - это способность различать звуки речи и определять звуковой состав слова.

Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия

Слуховое внимание - это умение сосредотачиваться на звуке, без которого невозможно слушать и понимать речь человека.

Речевой слух включает в себя способность к слуховому вниманию и пониманию слов, умение воспринимать и различать разные качества речи: тембр, выразительность.

Фонематический слух – способность к слуховому восприятию речи, фонем. Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка, на его основе формируется фонематическое восприятие.

Фонематическое восприятие - это способность различать звуки речи и определять звуковой состав слова.

Развитие фонематического восприятия осуществляется с самых первых этапов коррекционной работы и проводится в игровой форме, на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях. Начинается работа на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи., входящие в звуковую систему данного языка (от звуков, уже освоенных детьми, до тех, которые только ещё становятся и вводятся в самостоятельную речь). Параллельно с самых первых занятий проводится работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти, что позволяет добиваться наиболее эффективных и ускоренных результатов развития фонематического восприятия.

Развитие фонематического восприятия осуществляется с самых первых этапов коррекционной работы и проводится в игровой форме, на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях. Начинается работа на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи., входящие в звуковую систему данного языка (от звуков, уже освоенных детьми, до тех, которые только ещё становятся и вводятся в самостоятельную речь).

Параллельно с самых первых занятий проводится работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти, что позволяет добиваться наиболее эффективных и ускоренных результатов развития фонематического восприятия.

Артикуляционная гимнастика  – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные - артикуляционные уклады различных фонем. Упражнения должны быть целенаправленными: важны не их количество, а правильный подбор и качество выполнения .

Артикуляционная гимнастика  – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные - артикуляционные уклады различных фонем.

Упражнения должны быть целенаправленными: важны не их количество, а правильный подбор и качество выполнения .

 II этап – формирование произносительных умений и навыков.    В задачи этого этапа входит: Устранение неправильного произношения; Развитие у детей умения дифференцировать в произношении звуки, сходные по артикуляции или по звучанию; Формирование произносительных умений и навыков в различных видах самостоятельной речи детей.

II этап – формирование произносительных умений и навыков.

В задачи этого этапа входит:

  • Устранение неправильного произношения;
  • Развитие у детей умения дифференцировать в произношении звуки, сходные по артикуляции или по звучанию;
  • Формирование произносительных умений и навыков в различных видах самостоятельной речи детей.
Воспитание правильного произношения Воспитание правильного произношения звуков и устранение дефектов произношения представляют значительные трудности, так как:  Эта работа требует точного знания положения и движения речевых органов при произнесении того или иного звука.  Кроме теоретических знаний нужно еще уметь наглядно показать ребенку упражнения для развития речевого дыхания, воздушной струи, артикуляционные и подготовительные упражнения языка и губ.

Воспитание правильного произношения

Воспитание правильного произношения звуков и устранение дефектов произношения представляют значительные трудности, так как:

  • Эта работа требует точного знания положения и движения речевых органов при произнесении того или иного звука.
  • Кроме теоретических знаний нужно еще уметь наглядно показать ребенку упражнения для развития речевого дыхания, воздушной струи, артикуляционные и подготовительные упражнения языка и губ.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА — это выработка у ребенка новых связей и затормаживание неправильно сформированных ранее. Чтобы избежать возврата старых связей, логопед на первых порах не говорит ребенку, какой звук хочет получить, а называет звукоподражание. Например, при постановке звука з педагог, создавая правильную артикуляционную базу, говорит ребенку: «Улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот, положи широкий язык за нижние зубы, чуть прикрой рот, сделай узенькую щель, пусти по языку длинный «ветерок» и дай голос». Если ребенок выполнял все инструкции правильно, у него получится чистый звук з. (Если звук искажается, надо уточнить, что делается не так, и помочь ребенку достичь нужного положения органов артикуляции.) Как только логопед услышит правильно произнесенный звук, он вводит соответствующее звукоподражание: «Слышишь, как у тебя звонко зазвенел звонок? Еще раз так по­звени». Когда звук будет поставлен, логопед соотносит звукоподражание с этим звуком. Он говорит ребенку: «Звонок звенит так же, как я произношу ззз. Скажи и ты длительно звук з: ззз».
  • ПОСТАНОВКА ЗВУКА — это выработка у ребенка новых связей и затормаживание неправильно сформированных ранее. Чтобы избежать возврата старых связей, логопед на первых порах не говорит ребенку, какой звук хочет получить, а называет звукоподражание. Например, при постановке звука з педагог, создавая правильную артикуляционную базу, говорит ребенку: «Улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот, положи широкий язык за нижние зубы, чуть прикрой рот, сделай узенькую щель, пусти по языку длинный «ветерок» и дай голос». Если ребенок выполнял все инструкции правильно, у него получится чистый звук з. (Если звук искажается, надо уточнить, что делается не так, и помочь ребенку достичь нужного положения органов артикуляции.) Как только логопед услышит правильно произнесенный звук, он вводит соответствующее звукоподражание: «Слышишь, как у тебя звонко зазвенел звонок? Еще раз так по­звени». Когда звук будет поставлен, логопед соотносит звукоподражание с этим звуком. Он говорит ребенку: «Звонок звенит так же, как я произношу ззз. Скажи и ты длительно звук з: ззз».
1 ПЕРВЫЙ СПОСОБ - ПО ПОДРАЖАНИЮ ПЕРВЫЙ СПОСОБ - ПО ПОДРАЖАНИЮ 2 С МЕХАНИЧЕСКОЙ ПОМОЩЬЮ.   С МЕХАНИЧЕСКОЙ ПОМОЩЬЮ.   3 СМЕШАННЫЙ СМЕШАННЫЙ Различают три основных способа постановки звука:

1

  • ПЕРВЫЙ СПОСОБ - ПО ПОДРАЖАНИЮ
  • ПЕРВЫЙ СПОСОБ - ПО ПОДРАЖАНИЮ

2

  • С МЕХАНИЧЕСКОЙ ПОМОЩЬЮ.
  • С МЕХАНИЧЕСКОЙ ПОМОЩЬЮ.

3

  • СМЕШАННЫЙ
  • СМЕШАННЫЙ

Различают три основных способа постановки звука:

Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются недостатки в общей моторике. Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому развитие мелкой моторики должно занять прочное место в занятиях с ребенком. У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. И как следствие - может развиться дисграфия (нарушение письма). Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.

Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить

  • У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются недостатки в общей моторике. Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому развитие мелкой моторики должно занять прочное место в занятиях с ребенком. У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. И как следствие - может развиться дисграфия (нарушение письма). Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.
Упражнения по развитию мелкой моторики активизируют моторику рук, вырабатывают умение управлять своими движениями, воспитывают координацию, помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, способствуют улучшению артикуляционной моторики и произношению многих звуков, снимают умственную усталость, способствуют развитию не только речевой функции, но и развитию интеллекта, подготавливают руку к письму и рисованию.

Упражнения по развитию мелкой моторики

  • активизируют моторику рук,
  • вырабатывают умение управлять своими движениями,
  • воспитывают координацию,
  • помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ,
  • способствуют улучшению артикуляционной моторики и произношению многих звуков,
  • снимают умственную усталость,
  • способствуют развитию не только речевой функции, но и развитию интеллекта,
  • подготавливают руку к письму и рисованию.
Упражнения по развитию пальчиковой моторики должны быть интересными, занимательными  посильными  регулярными  непродолжительными  понятными  доступными по темпу выполнения совместными   развивающими обе руки своевременными

Упражнения по развитию пальчиковой моторики должны быть

  • интересными, занимательными
  • посильными
  • регулярными
  • непродолжительными
  • понятными
  • доступными по темпу выполнения
  • совместными
  • развивающими обе руки
  • своевременными
Принципы построения  работы От простого к сложному; Игровая мотивация; Выполнение упражнений сначала ведущей рукой, затем изолированно другой рукой, затем одновременно синхронно; Учёт трёх составляющих движения: сжатия, растяжения и расслабления; Учёт индивидуального темпа детей; Задания на разных уровнях сложности: по подражанию, образцу, речевой инструкции; Использование аутокоманд (ребёнок проговаривает всё, что делает, в том числе помогает себе речевыми командами).

Принципы построения работы

  • От простого к сложному;
  • Игровая мотивация;
  • Выполнение упражнений сначала ведущей рукой, затем изолированно другой рукой, затем одновременно синхронно;
  • Учёт трёх составляющих движения: сжатия, растяжения и расслабления;
  • Учёт индивидуального темпа детей;
  • Задания на разных уровнях сложности: по подражанию, образцу, речевой инструкции;
  • Использование аутокоманд (ребёнок проговаривает всё, что делает, в том числе помогает себе речевыми командами).
Работа по развитию кистей рук проводится систематически по 3-5 минут ежедневно в детском саду и дома: а) упражнения для развития мелкой моторики включается в занятия логопеда и воспитателей; б) игры с пальчиками – в режимные моменты и прогулки; в) пальчиковая гимнастика проводится в комплексе с артикуляционной воспитателями в специально отведенное в режиме дня время, а также дома с родителями.

Работа по развитию кистей рук проводится систематически по 3-5 минут ежедневно в детском саду и дома:

  • а) упражнения для развития мелкой моторики включается в занятия логопеда и воспитателей;
  • б) игры с пальчиками – в режимные моменты и прогулки;
  • в) пальчиковая гимнастика проводится в комплексе с артикуляционной воспитателями в специально отведенное в режиме дня время, а также дома с родителями.
Средства развития мелкой моторики Нитки, верёвки, тесьма, шнурки, ткани  Массажеры Крупа, бусы, Пуговицы, марблс Природный материал  Вода Пластилин  Куклы  Песок Карандаши, счётные палочки, прищепки

Средства развития мелкой моторики

Нитки,

верёвки, тесьма, шнурки, ткани

Массажеры

Крупа, бусы,

Пуговицы, марблс

Природный

материал

Вода

Пластилин

Куклы

Песок

Карандаши,

счётные палочки, прищепки

Взаимодействие учителя-логопеда с педагогами Высокие результаты возможны только при слаженной работе всего коллектива ДОУ , а особенно зависят от взаимосвязи , преемственности в работе учителя-логопеда и воспитателей.

Взаимодействие учителя-логопеда с педагогами

  • Высокие результаты возможны только при слаженной работе всего коллектива ДОУ , а особенно зависят от взаимосвязи , преемственности в работе учителя-логопеда и воспитателей.
Основными идеями, определяющими содержание взаимодействия учителя-логопеда и педагогов группы считаем следующие : единство коррекционных, образовательных, воспитательных задач;  коррекционная направленность общеобразовательных занятий и режимных моментов; развивающий характер работы и формирование качеств личности ребёнка; максимальное выявление и использование резервов психического развития , воспитание у детей интереса к занятиям, познавательной активности и самостоятельности, опора на личный опыт детей;  достижение успеха на каждом занятии как важнейшее средство стимуляции познавательной деятельности детей; активизация мыслительной деятельности детей, развитие внимания и памяти последовательность в обучении и систематичность в закреплении сформированных умений и навыков; разнообразие и вариативность дидактического материала и приёмов коррекционной работы воспитателя и логопеда;  использование в логопедической работе продуктивной и игровой деятельности .

Основными идеями, определяющими содержание взаимодействия учителя-логопеда и педагогов группы считаем следующие :

  • единство коррекционных, образовательных, воспитательных задач;
  • коррекционная направленность общеобразовательных занятий и режимных моментов;
  • развивающий характер работы и формирование качеств личности ребёнка;
  • максимальное выявление и использование резервов психического развития ,
  • воспитание у детей интереса к занятиям, познавательной активности и самостоятельности, опора на личный опыт детей; достижение успеха на каждом занятии как важнейшее средство стимуляции познавательной деятельности детей;
  • активизация мыслительной деятельности детей, развитие внимания и памяти
  • последовательность в обучении и систематичность в закреплении сформированных умений и навыков;
  • разнообразие и вариативность дидактического материала и приёмов коррекционной работы воспитателя и логопеда; 
  • использование в логопедической работе продуктивной и игровой деятельности .
ИГРЫ С ПАЛЬЧИКАМИ Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка: способствует овладению навыками мелкой моторики; помогает развивать речь; повышает работоспособность головного мозга; развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение; развивает тактильную чувствительность; снимает тревожность. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.

ИГРЫ С ПАЛЬЧИКАМИ

Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:

  • способствует овладению навыками мелкой моторики;
  • помогает развивать речь;
  • повышает работоспособность головного мозга;
  • развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;
  • развивает тактильную чувствительность;
  • снимает тревожность.
  • Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.

Эпизодическая учебная деятельность (как на индивидуальных занятиях) не может дать заметного положительного эффекта. Для достижения желаемого результата возникает необходимость сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной, выделив для этого время на занятиях воспитателя. Если проводить пальчиковую гимнастику стоя, примерно в середине занятий воспитателя, такая гимнастика послужит сразу двум важным целям и не потребует дополнительного времени. Сочетание пальцевых упражнений с речевым сопровождением в стихотворной форме позволит достичь наибольшего обучающего эффекта, так как проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом  преимуществ : речь как бы ритмизируется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Проводя три раза в день по 2-5 минут пальчиковую гимнастику систематически, дети быстрее овладеют правильным произношением звуков, лучше будут рисовать, а также при обучении элементам письма будет лучше нажим и будут более «уверенные»линии.

Игры с предметами и материалом  предметами . Виды игр с мячом направлены на: развитие мелкой моторики; - развитие ориентировки в пространстве; - формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов; - обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи.

Игры с предметами и материалом предметами .

Виды игр с мячом направлены на:

развитие мелкой моторики;

- развитие ориентировки в пространстве;

- формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов;

- обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи.

Использование пальчиковых игр и упражнений с мячом помогают детям:   Развивать речь и улучшить произношение, а также обогатить лексику. Подготовить руку к письму. Развивать внимание, терпение. Стимулировать фантазию, проявлять творческие способности. Освоить начала геометрии, как на плоскости, так и в пространстве; Понять возможности несловесного общения;

Использование пальчиковых игр и упражнений с мячом помогают детям:

Развивать речь и улучшить произношение, а также обогатить лексику.

Подготовить руку к письму.

Развивать внимание, терпение.

Стимулировать фантазию, проявлять творческие способности.

Освоить начала геометрии, как на плоскости, так и в пространстве;

Понять возможности несловесного общения;

При использовании игр с мячом необходимо помнить три важных правила. Первое: пальцы левой и правой рук следует нагружать равномерно; Второе: после каждого упражнения нужно расслаблять пальцы (например, потрясти кистями рук); Третье: поскольку пальчиковая гимнастика оказывает комплексное воздействие, она должна использоваться на всех занятиях в ДОУ.

При использовании игр с мячом необходимо помнить три важных правила.

  • Первое: пальцы левой и правой рук следует нагружать равномерно;
  • Второе: после каждого упражнения нужно расслаблять пальцы (например, потрясти кистями рук);
  • Третье: поскольку пальчиковая гимнастика оказывает комплексное воздействие, она должна использоваться на всех занятиях в ДОУ.
Упражнения с шариком массажером Су – Джок:   1.Берём 2 массажные шарика и проводим ими по ладоням ребёнка (его руки лежат на коленях ладонями вверх), делая по одному движению на каждый ударный слог:   Гладь мои ладошки, ёж! Ты колючий, ну и что ж! Потом ребёнок гладит их ладошками со словами: Я хочу тебя погладить, Я хочу с тобой поладить. 2. Шла медведица спросонок, /шагать шариком по руке/ А за нею – медвежонок.       /шагать тихо шариком по руке/ А потом пришли детишки,   /шагать шариком по руке/ Принесли в портфелях книжки. Стали книжки открывать      /нажимать шариком на каждый палец/ И в тетрадочках писать.

Упражнения с шариком массажером Су – Джок:

1.Берём 2 массажные шарика и проводим ими по ладоням ребёнка (его руки лежат на коленях ладонями вверх), делая по одному движению на каждый ударный слог:  

Гладь мои ладошки, ёж!

Ты колючий, ну и что ж!

Потом ребёнок гладит их ладошками со словами:

Я хочу тебя погладить,

Я хочу с тобой поладить.

2. Шла медведица спросонок, /шагать шариком по руке/

А за нею – медвежонок.       /шагать тихо шариком по руке/

А потом пришли детишки,   /шагать шариком по руке/

Принесли в портфелях книжки.

Стали книжки открывать      /нажимать шариком на каждый палец/

И в тетрадочках писать.

Игры с прищепками, скрепками  Упражнения с речевым сопровождением. Бельевой прищепкой поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха: (Упражнение проводится с педагогами Сильно кусает котёнок-глупыш, Он думает, это не палец, а мышь.  (Смена рук) Но я же играю с тобою, малыш, А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш! ».  Гусь стоит, И всё гогочет. Ущипнуть тебя он хочет. Га – га – га!

Игры с прищепками, скрепками

Упражнения с речевым сопровождением.

Бельевой прищепкой поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги

(от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

(Упражнение проводится с педагогами

Сильно кусает котёнок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь.  (Смена рук)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш! ».

Гусь стоит,

И всё гогочет.

Ущипнуть тебя он хочет.

Га – га – га!

Использование камешков Марблс.    Камешки Марблс , являются замечательным средством  развития мышления ,  речи , общения, воображения детей разного возраста. Этот материал является настоящей находкой для  использования в работе с детьми , имеющими нарушения  речи , так как позволяет решить широкий спектр  задач : •  Развитие мелкой моторики • Упражнение в ориентировке на плоскости листа • Упражнение в согласовании прилагательных и числительных с существительными • Обогащение словарного запаса, упражнение в употреблении предлогов,  наречий , прилагательных, глаголов •  Развитие связной , фразовой  речи , эмоциональной лексики • Упражнение в звукобуквенном разборе слова, закрепление правильного образа буквы и многое другое.

Использование камешков Марблс. 

Камешки Марблс , являются замечательным средством  развития мышленияречи , общения, воображения детей разного возраста. Этот материал является настоящей находкой для  использования в работе с детьми , имеющими нарушения  речи , так как позволяет решить широкий спектр  задач :

  • •  Развитие мелкой моторики
  • • Упражнение в ориентировке на плоскости листа
  • • Упражнение в согласовании прилагательных и числительных с существительными
  • • Обогащение словарного запаса, упражнение в употреблении предлогов,  наречий , прилагательных, глаголов
  • •  Развитие связной , фразовой  речи , эмоциональной лексики
  • • Упражнение в звукобуквенном разборе слова, закрепление правильного образа буквы и многое другое.
Пальчиковый бассейн Для развития тактильной и кинестетической чувствительности пальцев и кистей рук весьма эффективен пальчиковый бассейн(перетирание содержимого между ладонями, нахождение игрушки, пересыпание и т.д.)

Пальчиковый бассейн

Для развития тактильной и кинестетической чувствительности пальцев и кистей рук весьма эффективен пальчиковый бассейн(перетирание содержимого между ладонями, нахождение игрушки, пересыпание и т.д.)

ИГРЫ С ВЕРЁВОЧКОЙ Вам понадобится средняя по толщине, достаточно мягкая веревочка. Это может быть шнурок от обуви, отделочная тесьма. Главное, чтобы веревочка могла принимать нужную форму. Также как и в предыдущих играх, сначала попросите ребенка выложить узоры по предложенным образцам, а затем - дайте волю его фантазии.

ИГРЫ С ВЕРЁВОЧКОЙ

Вам понадобится средняя по толщине, достаточно мягкая веревочка. Это может быть шнурок от обуви, отделочная тесьма. Главное, чтобы веревочка могла принимать нужную форму. Также как и в предыдущих играх, сначала попросите ребенка выложить узоры по предложенным образцам, а затем - дайте волю его фантазии.

ИГРЫ С ФАСОЛЬЮ И ГОРОХОМ Для начала ребёнок может попробовать выложить предложенные схемы. Затем попросите его придумать свои узоры, которые можно создать с помощью фасолинок и гороха. Поощряйте любые проявления фантазии ребенка. - Выложи из фасоли и гороха дорожки. - Укрась рисунки фасолью или горохом.

ИГРЫ С ФАСОЛЬЮ И ГОРОХОМ

Для начала ребёнок может попробовать выложить предложенные схемы. Затем попросите его придумать свои узоры, которые можно создать с помощью фасолинок и гороха. Поощряйте любые проявления фантазии ребенка.

- Выложи из фасоли и гороха дорожки.

- Укрась рисунки фасолью или горохом.

ИГРЫ С КРУПАМИ Возьмите яркий цветной поднос. Тонким слоем рассыпьте по нему крупу (манку, Пшено, рис и т.д.). Проведите пальчиком ребенка по крупе - получится контрастная линия. Позвольте ребёнку самому

ИГРЫ С КРУПАМИ

Возьмите яркий цветной поднос. Тонким слоем рассыпьте по нему крупу (манку, Пшено, рис и т.д.). Проведите пальчиком ребенка по крупе - получится контрастная линия. Позвольте ребёнку самому "нарисовать" на крупе все, что захочется. После этого приступите к рисованию узоров, предложенных ниже. На первом этапе может понадобится ваша помощь, которая заключается в манипулировании рукой ребенка. Но уже через некоторое время стоит проверить - быть может ребёнок справится с заданием самостоятельно.

corowina.ucoz.com

Шнурки, шнуровки. Идеальная игрушка для укрепления пальцев и всей кисти руки ребёнка, развития глазомера, воспитания внимания и усидчивости. Всё это создаёт оптимальные предпосылки для подготовки руки к письму. Шнурование как процесс вызывает естественный интерес у дошкольника. Мозаика. Цель этой игры – это составление из мелких деталей целого изображения. Ребёнок во время игры постоянно манипулирует деталями, много раз поворачивает и прикладывает их друг к другу, таким образом совершенствуя мелкую моторику. Волчки. Играя с разными видами волчков, ребёнок учится правильно засчитывать силу и точность движения пальцев и кисти.

Шнурки, шнуровки.

Идеальная игрушка для укрепления пальцев и всей кисти руки ребёнка, развития глазомера, воспитания внимания и усидчивости. Всё это создаёт оптимальные предпосылки для подготовки руки к письму. Шнурование как процесс вызывает естественный интерес у дошкольника.

Мозаика.

Цель этой игры – это составление из мелких деталей целого изображения. Ребёнок во время игры постоянно манипулирует деталями, много раз поворачивает и прикладывает их друг к другу, таким образом совершенствуя мелкую моторику.

Волчки.

Играя с разными видами волчков, ребёнок учится правильно засчитывать силу и точность движения пальцев и кисти.

Лепка с использованием  природного материала Занятия по лепке из природного материала – это кропотливый интересный труд, который развивает внимание, совершенствует сенсомоторику – согласованность в работе глаза и руки, координации движений и точность.

Лепка с использованием природного материала

Занятия по лепке из природного материала – это кропотливый интересный труд, который развивает внимание, совершенствует сенсомоторику – согласованность в работе глаза и руки, координации движений и точность.

Пескотерапия   Логопедические игры с песком считаю очень эффективным и современным решением в коррекционно-образовательной работе логопеда детского сада. Они вызывают положительные эмоции у детей, помогают раскрывать каждого ребёнка индивидуально. Удачно сочетаясь с другими видами коррекционной деятельности, такие игры позволяют осуществлять интеграцию в процессе обучения и развития.   У детей отмечается положительная динамика в процессе автоматизации корригирующих звуков. Так же отмечается расширение словарного запаса и умение более свободно использовать грамматические обороты языка. Дети более раскрепощены и непосредственны в общении. Важно отметить, что начал формироваться навык рефлексии и умения взаимодействовать в группе.  Перенос традиционных занятий в песочницу даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения, так как реализует главный вид деятельности дошкольников – игровой.

Пескотерапия

  • Логопедические игры с песком считаю очень эффективным и современным решением в коррекционно-образовательной работе логопеда детского сада. Они вызывают положительные эмоции у детей, помогают раскрывать каждого ребёнка индивидуально. Удачно сочетаясь с другими видами коррекционной деятельности, такие игры позволяют осуществлять интеграцию в процессе обучения и развития.  У детей отмечается положительная динамика в процессе автоматизации корригирующих звуков. Так же отмечается расширение словарного запаса и умение более свободно использовать грамматические обороты языка. Дети более раскрепощены и непосредственны в общении. Важно отметить, что начал формироваться навык рефлексии и умения взаимодействовать в группе. Перенос традиционных занятий в песочницу даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения, так как реализует главный вид деятельности дошкольников – игровой.
РИСУЕМ КАРАНДАШАМИ .    Как уже говорилось, рисовать карандашами не так просто, как может показаться на первый взгляд, поэтому помогайте ребёнку: контролируйте нажим карандаша на бумагу, при раскрашивании следите, чтобы он не выходил за контуры рисунка.  Задания, где требуется дорисовать картинки, достаточно сложные. Поэтому не огорчайтесь, если на ваш взгляд ребенок выполняет их недостаточно хорошо. В любом случае это очень полезно: малыш учится ориентироваться на листе бумаги, сопоставлять размеры.       Нарисуй веревочки от воздушных шариков по точкам. Раскрась шарики. У кого шариков больше? Заштрихуй картинки - проведи линии цветными карандашами

РИСУЕМ КАРАНДАШАМИ .

Как уже говорилось, рисовать карандашами не так просто, как может показаться на первый взгляд, поэтому помогайте ребёнку: контролируйте нажим карандаша на бумагу, при раскрашивании следите, чтобы он не выходил за контуры рисунка. Задания, где требуется дорисовать картинки, достаточно сложные. Поэтому не огорчайтесь, если на ваш взгляд ребенок выполняет их недостаточно хорошо. В любом случае это очень полезно: малыш учится ориентироваться на листе бумаги, сопоставлять размеры.

 

  • Нарисуй веревочки от воздушных шариков по точкам. Раскрась шарики. У кого шариков больше?
  • Заштрихуй картинки - проведи линии цветными карандашами
Работа в тетрадях, выполнение графических упражнений Рисование графических фигур – отличный способ разработки мелких мышц руки ребёнка, результаты которого сказываются на умение красиво писать и логически мыслить, умение владеть карандашом и ручкой, у ребёнка появляется устойчивое, сосредоточенное внимание, воспитывается трудолюбие, усидчивость Массаж и самомассаж рук    1.Простейший беспредметный массаж – это сгибание и разгибание пальцев.; 2.Массаж с предметами и приспособлениями: массаж с карандашами; массаж с грецкими орехами; массаж чётками- коррекционный эффект возникает от массажа активных точек и непрерывного монотонного движения; массажер «Каштан»; Иппликатор Кузнецова – приспособление для стимуляции нервных окончаний на ладонях и кончиках пальцев; Массаж деревянными катушками; Массаж шариком для пинпонга и др.

Работа в тетрадях, выполнение графических упражнений

Рисование графических фигур – отличный способ разработки мелких мышц руки ребёнка, результаты которого сказываются на умение красиво писать и логически мыслить, умение владеть карандашом и ручкой, у ребёнка появляется устойчивое, сосредоточенное внимание, воспитывается трудолюбие, усидчивость

Массаж и самомассаж рук

1.Простейший беспредметный массаж – это сгибание и разгибание пальцев.;

2.Массаж с предметами и приспособлениями:

  • массаж с карандашами;
  • массаж с грецкими орехами;
  • массаж чётками- коррекционный эффект возникает от массажа активных точек и непрерывного монотонного движения;
  • массажер «Каштан»;
  • Иппликатор Кузнецова – приспособление для стимуляции нервных окончаний на ладонях и кончиках пальцев;
  • Массаж деревянными катушками;
  • Массаж шариком для пинпонга и др.
Развитие мелкой моторики осуществляется в комплексе с массажем пальцев, тренировкой внимания, памяти, наблюдательности, логического мышления и взаимосвязано с тактильными ощущениями: чем больше разных материалов ребёнок трогает, тем чувствительнее подушечки пальцев. «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга»  И.П.Павлов

Развитие мелкой моторики осуществляется в комплексе с массажем пальцев, тренировкой внимания, памяти, наблюдательности, логического мышления и взаимосвязано с тактильными ощущениями: чем больше разных материалов ребёнок трогает, тем чувствительнее подушечки пальцев.

«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» И.П.Павлов