Адаптированная рабочая программа по предмету «Коммуникативная стимуляция» для 7 класса разработана на основе проекта программы «Сенсорная стимуляция детей и подростков с глубокой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой и Н.Н. Яковлевой, допущенной Министерством образования и науки РФ, в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании» и на основании следующих документов:
- приказа Минобразования Ростовской области «О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ» от 08.08.2014 г. № 24/4.1.1-4851/м;
- письма Минобрнауки РФ от 03.03.2016 г. № 08-334 «О примерной структуре рабочих программ учителя»;
- адаптированной основной образовательной программы основного общего образования ГКОУ РО Азовской школы №7;
- годового календарного учебного плана-графика работы ГКОУ РО Азовской школы №7;
- положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) педагогов ГКОУ РО Азовской школы №7.
В соответствии с «Конвенцией о правах ребенка» (1989 г.) и «Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей» (1993 г.), каждому ребенку должно быть гарантировано право на развитие, воспитание и образование в соответствии с его индивидуальными возможностями. Положения, отраженные в этих документах, распространяются на всех детей, в том числе и на детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
На современном этапе развития коррекционной педагогики экспериментально и практически установлено, что включение детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в систему коррекционно-развивающей работы приводит к тому, что они могут овладеть элементарными способами общения, специфическими для человека видами элементарной бытовой и предметно-практической деятельности, свойственными только человеку формами поведения. При этом меняется их личностный облик.
В настоящее время в системе социального обеспечения и образования используются отдельные формы оказания коррекционной помощи лицам с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Они реализуются исходя из современных тенденций в условиях специальных школ, в которых открываются классы для названной категории учащихся. В то же время значительное количество детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью воспитывается в учреждениях социального обеспечения: в психоневрологических интернатах, в различных социальных центрах. Место пребывания лиц с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, статус учреждения, которое они посещают, не должны являться препятствием для оказания им образовательных услуг, которые определяются их индивидуально-типологическими особенностями. Таким образом, потребности образования лиц с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, с одной стороны, факторы и показатели их интеллектуального, физического, речевого и эмоционального развития, с другой стороны, требуют определения целей и задач их образования, методов и принципов их обучения.
Поскольку умственная отсталость – необратимое явление, дети с нарушением интеллекта не могут в полном объеме освоить общеобразовательную программу, в связи с чем, они получают не цензовое образование. В целом образовательные перспективы этих детей во многом определяются глубиной имеющегося недоразвития, его структурой, своевременностью начатой коррекционно-педагогической работы.
При разработке адаптированной программы по предмету «Коммуникативная стимуляция» учитывались индивидуальные психофизиологические особенности учеников. Дети способны лишь к элементарным действиям и реакциям. Двигательные реакции их хаотичны, стереотипны. Отмечаются значительные трудности в сосредоточении взгляда на предметах. Грубые нарушения зрительно-моторной координации. Слабый интереса к предметам или отсутствие его указывают на то, что дети плохо владеют целенаправленными действиями, не стремятся к какому-либо результату своих действий. Не всегда реакции детей соответствуют силе раздражителя. Эмоциональный фон спокойный.
У учащихся с умственной интеллектуальной отсталостью необходимо развивать речевую коммуникацию, учить способности использовать вербальные и невербальные средства общения с окружающими людьми в разных ситуациях.
Основной задачей этого предмета является развитие коммуникативных навыков и мотивации к общению в доступных видах социальных отношений.
Дети с нарушениями интеллекта понимают в основном обиходную речь, не выходящую за рамки их жизненного опыта. Словарь их беден, в нем нет самых необходимых слов для обозначения предметов и действий в окружающей обстановке. На уроках дети учатся понимать и выполнять речевые инструкции, взаимодействовать друг с другом и с учителем в ходе выполнения заданий. Занятие включает в себя как познавательный материал, так и различные релаксационные упражнения, которые способствуют развитию у детей коммуникативных умений, обогащают эмоциональный опыт, стабилизируют эмоциональное состояние, формируют личностное развитие.
В программе предлагается максимально доступный материал. Для обучения характерны индивидуальный и дифференцированный подход, значительно сниженный темп обучения, структурная простота содержания знаний, многократная повторяемость материала. Используется ряд инновационных приемов, например следующие виды работ на занятии: включение ребенка в процесс взаимодействия с педагогом, используя метод «аттракции» (называние по имени).
Для реализации коммуникативных задач, для мотивации ребёнка к общению в группе сверстников, используются ритмически организованные, недлительные по времени занятия, эмоционально и сенсорно наполненные играми, направленные на стимуляцию активного участия ребенка в общей игре, на развитие его коммуникативных возможностей, эмоциональной сферы, возможностей саморегуляции, на формирование представлений об окружающем мире.
№ п/п | Тема урока | Дата проведения | Планируемые результаты |
план | факт |
Стимуляция на установку положительного эмоционального контакта (10) |
1 | 1.Упражнения на формирование у детей интерес к речевому общению и взаимодействию со взрослым. | 1.09 | | Установление эмоционального контакта с ребенком |
2 | 2.Упражнения на формирование у детей интерес к речевому общению и взаимодействию со взрослым. | 6.09 | | Установление эмоционального контакта с ребенком |
3 | 3.Упражнения на стимулирование реакции сосредоточения, появления улыбки при общении, вызывание голосовые реакции. | 6.09 | | Закрепление эмоционального контакта с ребенком, появление улыбки при общении |
4 | 4.Упражнения по развитию невербальных форм общения | 8.09 | | Фиксация взгляда на лице взрослого, понимание указательного и приглашающего жестов, выполнение жестового ритуала приветствия и прощания. |
5 | 5.Упражнения по развитию невербальных форм общения | 13.09 | | Фиксация взгляда на лице взрослого, понимание указательного и приглашающего жестов, выполнение жестового ритуала приветствия и прощания. |
6 | 6. Упражнения на установление визуального контакта с собеседником. | 13.09 | | Развитие визуально-эмоционального контакта с детьми |
7 | 7. Упражнения на различение понятий «я – ты». | 15.09 | | Формирования представления «я – ты». |
8 | 8. Упражнения на различение понятий «я – ты». | 20.09 | | Формирования представления «я – ты». |
9 | 9.Упражнения, направленные на развития зрительного внимания, умения выполнять прослеживание за движением предмета. | 20.09 | | Развитие сотрудничества: учим видеть и воспринимать предметы. |
10 | 10.Упражнения, направленные на развития зрительного внимания, умения выполнять прослеживание за движением предмета. | 22.09 | | Продолжаем развитие сотрудничества: учим видеть и воспринимать предметы. |
Стимуляция навыков общения (20) |
11 | 1.«Время года – осень». Знакомство с основными признаками, рассматривание сюжетных картинок. | 27.09 | | Учить описывать простыми словами и предложениями осень |
12 | 2.Упражнения, имитирующим природные явления «Солнышко и дождик». | 27.09 | | Учить детей воспринимать и выражать природные явления с помощью моторики рук. |
13 | 3.Чтение стихов и сказок об осени. | 29.09 | | Учить детей понимать образное содержание стихов и сказок |
14 | 4.Упражнения на развитие мимической мускулатуры: хмуриться, улыбаться и др. | 4.10 | | Учить детей воспринимать и выражать свои эмоции с помощью мимической мускулатуры |
15 | 5.«Время года – зима». Знакомство с основными признаками, рассматривание сюжетных картинок. | 4.10 | | Описывать простыми словами и предложениями зиму |
16 | 6.Упражнения, имитирующие природные явления «Снег, гололед». | 6.10 | | Учить детей воспринимать и выражать природные явления с помощью моторики рук и ног. |
17 | 7.Чтение стихов и сказок о зиме. | 11.10 | | Учить детей понимать образное содержание стихов и сказок |
18 | 8.Упражнения на развитие кинетической основы движений пальцев рук в процессе последовательно организованных движений: «Пальчики здороваются», «Замок». | 11.10 | | Развитие кинетической основы движений пальцев рук в процессе игры |
19 | 9.«Время года – весна». Знакомство с основными признаками, рассматривание сюжетных картинок. | 13.10 | | Описывать простыми словами и предложениями весну |
20 | 10.Чтение стихов и сказок о весне. | 18.10 | | Учить детей понимать образное содержание стихов и сказок |
21 | 11.Повторить упражнения, имитирующие природные явления «Солнышко и дождик». Упражнение «Капель». | 18.10 | | Учить детей воспринимать и выражать природные явления с помощью моторики рук. |
22 | 12.Виртуальная экскурсия на кухню: знакомство с продуктами питания. | 20.10 | | Описывать продукты питания: четко называть их внешний вид и основные вкусовые качества |
23 | 13.Беседы об овощах и фруктах. Знакомство с основными признаками, рассматривание сюжетных картинок. | 25.10 | | Описывать известные овощи и фрукты, узнавать их на картинках |
24 | 14.«Время года – лето». Знакомство с основными признаками, рассматривание сюжетных картинок. | 25.10 | | Описывать простыми словами и предложениями лето |
25 | 15. Чтение стихов и сказок о лете. | 27.10 | | Учить детей понимать образное содержание стихов и сказок |
26 | 16. Упражнения на определение характерного цвета лета. | 8.11 | | Описывать простыми словами своё восприятие лета |
27 | 17.Прослушивание сказки «Теремок». | 8.11 | | Учить детей понимать образное содержание сказок |
28 | 18. Упражнения на развитие слухового восприятия. | 10.11 | | Учить детей по основным звуковым признакам воспринимать времена года и природные явления |
29 | 19.Рассматривание сюжетных картинок с доступным содержанием «Времена года», «Покажи, что я назову». | 15.11 | | Учить осмысленному рассматриванию сюжетных картинок с доступным содержанием |
30 | 20.Учить работать с пиктограммами (дождь, солнце, ветер). | 15.11 | | Описывать по картинкам простыми словами природные явления |
Стимуляция ответной реакции на прикосновения, обращенную речь (22) |
31 | 1. Звуковая культура речи. | 17.11 | | Учить поддерживать диалог, задавать вопросы и отвечать на них |
32 | 2. Лексико-грамматические упражнения. | 22.11 | | Расширить словарный запаса детей: понятия цвет, форма и др. |
33 | 3. Для чего нужны стихи. | 22.11 | | Учить детей понимать образное содержание стихов |
34 | 4.Пересказ итальянской сказки « Как осел петь перестал». | 24.11 | | Научить пересказывать небольшую сказку, описывать персонажи |
35 | 5.Работа с сюжетной картиной. | 29.11 | | Учить детей составлять небольшой рассказ, описывающий картинку, по плану |
36 | 6.Беседа о А.С. Пушкине. | 29.11 | | Знакомить детей с писателем и его произведениями |
37 | 7.Чтение сказок А.С. Пушкина. | 1.12 | | Учить детей понимать образное содержание стихов и сказок |
38 | 8. Лексико-грамматические упражнения. | 6.12 | | Расширить словарный запаса детей: знание основных цветов. |
39 | 9. А.Фет «Ласточки пропали». | 6.12 | | Учить детей понимать образное содержание стихов |
40 | 10. Звуковая культура речи. | 8.12 | | Учить поддерживать диалог, задавать вопросы и отвечать на них |
41 | 11. Русские народные сказки. | 13.12 | | Учить детей понимать образное содержание сказок |
42 | 12. Русские народные сказки. | 13.12 | | Учить детей понимать образное содержание сказок |
43 | 13. Зимние мотивы. | 15.12 | | Учить детей образно воспринимать времена года |
44 | 14. Чтение сказки А.Ремизова «Хлебный голос». | 20.12 | | Учить детей понимать образное содержание сказок |
45 | 15. На лесной поляне. Работа с сюжетной картиной. | 20.12 | | Учить детей образно описывать картинку |
46 | 16. Небылицы - перевертыши. | 22.12 | | Развивать слуховое внимание, воображение и фантазию детей |
47 | 17. Новогодние встречи. | 27.12 | | Развивать воображение и фантазию детей |
48 | 18.Лексико-грамматические упражнения. | 27.12 | | Расширение и активизация словаря по теме «зима», развитие связной речи |
49 | 19.Лексическая тема «Зима». | 12.01 | | Учить детей образно описывать времена года |
50 | 20.Звуковая культура речи. Работа над предложением. | 17.01 | | Учить поддерживать диалог, задавать вопросы и отвечать на них |
51 | 21.Лексические игры и упражнения. | 17.01 | | Развивать у ребенка речевого внимания и понимания речи. |
52 | 22.Лексические игры и упражнения. | 19.01 | | Развивать у ребенка речевого внимания и понимания речи. |
Стимуляция игровых действий на различение частей тела (26) |
53 | 1. Чтение сказки С.Маршака «Двенадцать месяцев». | 24.01 | | Учить детей понимать образное содержание сказок |
54 | 2.Подводный мир. Как мы плаваем? | 24.01 | | Развивать слуховое внимание и воображение детей. |
55 | 3.Первый снег. Заучивание наизусть: «Мама, глянь-ка из окошка». | 26.01 | | Описывать природные явления, понимать образное содержание стихов |
56 | 4. Сопряженные игровые действия на формирование образа тела. | 31.01 | | Развивать у ребенка представления о себе в ходе игры |
57 | 5. Сопряженные игровые действия на формирование образа тела. | 31.01 | | Развивать у ребенка представления о себе в ходе игры |
58 | 6.Называние ребенка по имени с одновременным прикосновением. Выражение одобрения реакций ребенка на свое имя, прикосновения. | 2.02 | | Развивать у ребенка ответную реакции на просьбу, одобрение, похвалу, прикосновение |
59 | 7. Составление рассказа по серии картин «Тяпа и Топ сварили компот» | 7.02 | | Учить детей составлять небольшой рассказ, описывающий картинку, по плану |
60 | 8.Упражнения на изучение различных частей тела. | 7.02 | | Развивать у ребенка представления о себе |
61 | 9. Упражнения на изучение различных частей тела. | 9.02 | | Развивать у ребенка представления о себе |
62 | 10. Лексические игры и упражнения. | 14.02 | | Развитие у ребенка речевого внимания и понимания речи. |
63 | 11.Чтение произведений Н.Носова «Живая шляпа» | 14.02 | | Учить детей понимать образное содержание рассказов |
64 | 12. Упражнения на совместные прикосновения к различным частям тела, раскрашивание пальцев рук | 16.02 | | Выполнять инструкций, сопровождаемых жестом, речью. |
65 | 13.Лексико-грамматические упражнения. | 21.02 | | Развивать у ребенка речевого внимания и понимания речи. |
66 | 14.«До свидания зима. Весна идет, весне дорогу!» | 21.02 | | Учить детей образно описывать времена года |
67 | 15.Лексические игры и упражнения. | 28.02 | | Развивать у ребенка речевого внимания и понимания речи. |
68 | 16.Лексические игры и упражнения. | 28.02 | | Развивать у ребенка речевого внимания и понимания речи. |
69 | 17. Лексическая тема «Весна». | 2.03 | | Учить детей образно описывать времена года |
70 | 18.Упражнения на рассматривание себя в зеркале, сосредоточение взгляда на своем лице, узнавание себя в зеркале. | 7.03 | | Развивать представления о себе с помощью зеркала |
71 | 19.Работа по сюжетной картине. | 7.03 | | Учить детей образно описывать картинку |
72 | 20.Беседа о фильме и чтение былины «Илья Муромец и соловей разбойник» | 9.03 | | Учить детей понимать образное содержание фильмов |
73 | 21.Лексико-грамматические упражнения. | 14.03 | | Развивать у ребенка речевого внимания и понимания речи. |
74 | 22.Пересказ рассказа В.Бианки «Музыкант» | 14.03 | | Учить детей понимать образное содержание рассказа |
75 | 23. Сосредоточение взгляда на лице куклы, рассматривание куклы. | 16.03 | | Развивать представления о себе с помощью куклы |
76 | 24. Беседа о фильме и чтение былины «Алеша Попович и Тугарин Змей» | 21.03 | | Учить детей понимать образное содержание фильмов |
77 | 25.Упражнения, стимулирующие голосовые реакции. | 21.03 | | Развивать у ребенка эмоциональных реакций. |
78 | 26.Лексико-грамматические упражнения. | 23.03 | | Развивать у ребенка речевого внимания и понимания речи. |
Стимуляция понимания речевых сигналов, выполнения инструкций (22) |
79 | 1.Упражнения, стимулирующие выполнение инструкций: дай, возьми, положи. | 4.04 | | Развивать умение сотрудничать: учить слышать, понимать и выполнять инструкции |
80 | 2.Чтение и обсуждение стихотворения П.Соловьева «Ночь и день» | 4.04 | | Учить детей понимать образное содержание стихов |
81 | 3.Лексические игры и упражнения. | 6.04 | | Развивать у ребенка речевого внимания и понимания речи. |
82 | 4. Выполнение действий с использованием жестов, движений. | 11.04 | | Развивать умение сотрудничать: учим слышать, понимать и выполнять инструкции |
83 | 5.Звуковая культура речи. Работа над предложением. | 11.04 | | Уточнение и активизация предметного словаря ребенка |
84 | 6.Лексические игры и упражнения. | 13.04 | | Развивать у ребенка речевого внимания и понимания речи. |
85 | 7.Упражнения на выполнение элементарных инструкций, сопровождаемых жестом. | 18.04 | | Развивать умение сотрудничать: учим слышать, понимать и выполнять инструкции |
86 | 8. Лексические игры и упражнения. | 18.04 | | Развивать у ребенка речевого внимания и понимания речи. |
87 | 9. Совместные игровые действия с игрушками. | 20.04 | | Развивать умение сотрудничать: учим слышать, понимать и выполнять инструкции |
88 | 10. Лексические игры и упражнения. | 25.04 | | Развивать у ребенка речевого внимания и понимания речи. |
89 | 11.Игровые упражнения с куклой и (или) с машинками на выполнение инструкций, речевых сигналов. | 25.04 | | Развивать умение сотрудничать: учим слышать, понимать и выполнять инструкции |
90 | 12.Лексические игры и упражнения. | 27.04 | | Совершенствовать у ребенка речевого внимания и понимания речи. |
91 | 13.Упражнения на развитие умения выполнять элементарную инструкцию. Игровые упражнения: «Дай - на», «Лови – кати мячик». | 2.05 | | Совершенствовать понимание ребенком речевой инструкции в ходе игровых упражнений |
92 | 14.Лексические игры и упражнения. | 2.05 | | Совершенствовать у ребенка речевого внимания и понимания речи. |
93 | 15.Упражнения на развитие умения выполнять элементарную инструкцию. Игровые упражнения: «Найди такой же». | 4.05 | | Совершенствовать понимание ребенком речевой инструкции в ходе игровых упражнений |
94 | 16.Игровые упражнения, вызывающие реакции на речевое обращение к ребенку. | 11.05 | | Совершенствовать понимание ребенком речевой инструкции. |
95 | 17.Упражнения на развитие умения выполнять элементарную инструкцию. | 16.05 | | Совершенствовать понимание ребенком речевой инструкции. |
96 | 18.Лексические игры и упражнения. | 16.05 | | Совершенствовать у ребенка речевого внимания и понимания речи. |
97 | 19.Упражнения на развитие умения выполнять элементарную инструкцию. | 18.05 | | Совершенствовать понимание ребенком речевой инструкции. |
98 | 20.Упражнения, стимулирующие ответные реакции на просьбу, одобрение, похвалу. | 23.05 | | Развивать у ребенка ответную реакции на просьбу, одобрение, похвалу. |
99 | 21.Упражнения, стимулирующие ответные реакции на просьбу, одобрение, похвалу. | 23.05 | | Совершенствовать у ребенка ответную реакции на просьбу, одобрение, похвалу. |
100 | 22. Упражнения, стимулирующие ответные реакции на просьбу, одобрение, похвалу. | 25.05 | | Совершенствовать у ребенка ответную реакции на просьбу, одобрение, похвалу. |
- Игрушки: резиновые, бумажные, мягкие, пластмассовые, изображающие людей, животных, растения, птиц, транспорт.
- Игрушки музыкальные: погремушки, бубен, колокольчик, дудочки, барабан, звоночек, свистульки, деревянные ложки.
- Игрушки: заводные, автомобили, игрушки с подвижными частями на колесах, коробки, корзины, мисочки.
- Кубики, кольца, воздушные шары, мячи и др.
- Игрушки сборно-разборные: матрешки, пирамидки с одинаковыми и разными кольцами, брусками разных размеров, одноцветные и разноцветные (например, пирамидка ванька-встанька, игрушки животные и т.п.) и др.
- Канцелярские принадлежности: маркерная доска, тетради, альбомы, раскраски, краски, ручки, карандаши и др.
- Художественная литература, различные картинки, пиктограммы, аудио и видеоаппаратура.
- «Ручки-ручки закружились, а потом и опустились» и др.
- «Мишка ходит косолапый» и др.
- «Гули-гули-гули-гоп» и др.