Логопедическое занятия на тему «Звук и буква О»
Цель: познакомить детей с гласным звуком О и буквой О.
Задачи:
коррекционно-развивающие:
развивать пространственное представление:
фонематический слух, восприятие;
упражнять в определении место звука в словах;
мелкую моторику;
артикуляционный аппарат;
зрительное внимания, память, воображение.
совершенствовать наглядно-образное и словесно-логическое мышление;
образовательные:
дать понятие о гласных звуках;
познакомить с понятиями “звук”, “буква”;
учить точно произносить звук О;
закрепить характеристику звука О;
познакомить с графическим изображением звука О;
пополнять и активизировать словарный запас;
развивать коммуникативные умения;
воспитательные:
воспитывать интерес (мотивацию) к занятию;
самостоятельность; любознательность;
формировать активность, навыки сотрудничества, культуру общения;
выработать самоконтроль речи;
Оборудование: раздаточный материал для каждого ребенка; рабочая тетрадь; красный карандаш; символ [О]; ручка; зеркала для каждого; картинка ослика. Кот. Буратино.
I Организационный момент:
– Ребята посмотрите, все ли готовы к занятию? Всё ли лежит на своих местах?
– Сядет тот, кто назовёт слово, которое начинается на гласный звук А.
Дети, представьте, что мы с вами оказались в волшебном лесу.
Сначала удивились: О! Шли, шли по лесу и заблудились.
Мы очень огорчились: О – о –о!
Вдруг впереди увидели огонёк и избушку и очень обрадовались: О! В избушке живут животные, в названии есть звук о. (в начале, в середине, в конце) (ослик, кот, Буратино, собака)
Пальчиковая речевая игра
Шнуровкой выложить букву О.(у каждого на парте шнурок)
II Закрепление ранее полученных результатов коррекционной работы
– Давайте вспомним правило красивой речи.
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И звуки выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Артикуляционная гимнастика
А для этого выполним зарядку для язычка.
Язычок гулять собрался;
Он умылся, (пропустить язык сквозь губы)
Причесался, (пропустить язык сквозь зубы)
Выпил чашку молока, (делаем язычок «чашечкой»)
Съел варенья полведра, (делаем движение языком, как бы зачерпывая варенье из ведра)
Потом выбежал во двор,
Перелез через забор, (движение языка через зубы)
На качелях покачался, (движение языка вверх – вниз)
А теперь произнесем звук О. Обратите внимание на положение губ, языка при произношении звука о.
III Основная часть
Характеристика звука О
– Возьмите зеркала и произнесите звук О.
– Что происходит с губами, когда мы произносим звук О? (показ символа звука О)
Произнесите звук [о] и понаблюдайте, что происходит с вашим ртом. Ваши губы вытянулись в трубочку; рот сузился; звук произносится легко, свободно и проходит без преград. Его можно тянуть, петь. Никаких шумов вы не услышите, потому что образуется этот звук только с помощью голоса. А это значит, что звук – гласный.
Чаще всего мы произносим этот звук, когда удивляемся или когда нам больно. Этот звук помогает выражать нам чувства и эмоции.
Задание №1 «Поймай звук О»
– Я вам называю разные звуки, а вы хлопаете в ладошки кода услышите звук О.
Ох, ах, ух, ок, ак, ко, кА, со, ло, ли, во , ва, мА, мо.
Анализ и синтез слогов.
Логопед: Я произнесу 2 звука вместе, слитно, а вы произнесите раздельно 1 и 2 звуки. ОК, ОП , ОМ, ОТ, МО, ПО, ТО
Логопед: А теперь, наоборот, я буду произносить звуки раздельно, а вы произнесите их слитно.
Физкультминутка
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Качаем головой.
Мы ручки поднимаем,
Мы ручки опускаем,
Мы ручки подаём
И крутимся кругом.
Задание №2 «Определи место звука О»– Надо определить, где находится звук О в словах в начале, в конце или в середине слова. Закрасить квадратик красным цветом (Дети выполняют работу на индивидуальном раздаточном материале.) Окунь Морж Колобок Зонтик Молоко Ослик Роза Котик Гнездо
Логопед: Из этого можно сделать вывод, что звук [о] встречается в любой части слова – и в начале, и в середине, и в конце. Но чаще всего в слове бывает только один звук [о].
А теперь заглянем в наш домик. И вспомним, кто нас встречал(кот, ослик, Буратино). А вспомните, сказочных героев, в названии которых есть звук О. Составим Предложения по картинкам.
Вот Оле Лукойе с волшебным зонтиком (рис. 4).
Осёл из Бременских музыкантов (рис. 5).
Девочка Оля, которая попала в Королевство кривых зеркал и превратилась в Яло (рис. 6).
Храбрый Оловянный солдатик (рис. 7).
Если вы узнали не всех сказочных героев и кто-то вам еще не знаком, попросите взрослых прочитать вам сказку об этих героях.
Пальчиковая гимнастика.
(Дети катают в руках массажные шарики Су-джоки). Дружат в нашей группе Девочки и мальчики. Мы сейчас подружим. Маленькие пальчики. (Дети кладут шарики на стол. Соединяют пальцы обеих рук попарно). 1,2,3,4,5 Мы закончили играть.
Логопед: Проговорите скороговорку и определите на слух, сколько звуков [о] слышится.
Не далеко, а около
Катилось О и около. (ответы детей)
Изображение буквы О. На что она похожа? О – самая круглая буква в нашем алфавите (рис.
Если рассмотреть печатную большую О и маленькую о, то станет ясно, что они обе круглые и отличаются только размером.
В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы могла.
Е. Тарлапан Сложить букву О из счетных палочек.
Попробуйте отыскать букву О в предметах, которые видите.
Обруч, мяч и колесо
Вам напомнят букву О.
В старом дереве дупло
Ну совсем как буква О.
О – как обруч, захочу –
По дороге покачу!
Обруч на арене вспыхнет.
Тигр в огонь отважно прыгнет.
Г. Виеру
Вокруг нас очень много круглых предметов, похожих на букву О. Приведите свои примеры.
А чтобы букву О лучше запомнить, попробуйте её вылепить из пластилина или составить из каких-либо материалов. Это не трудно сделать, потому что буква ровная. Можно её составить, например, из пуговиц, бусинок, из листьев деревьев. Буква получится красивая. Букву О можно нарисовать по клеточками или придумать из неё забавный рисунок.
Прочитайте буквы О и определите, какие эмоции можно выразить с её помощью:
Рассмотрите письменные буквы Оо. Сравните их с печатными (рис. 20).
Отличаются печатные и письменные буквы формой.
Печатные буквы круглые:
А вот письменная буква имеет форму овала:
Печатная буква – это кружок, а письменная – овал.
Попробуйте написать букву в тетради сами, без ошибок. Помните о правильном положении тетради. Её надо положить наклонно так, чтобы нижний угол был направлен к середине груди. Держите правильно ручку.
Потренируйтесь писать заглавную и строчную буквы в тетради. И помните: чем больше вы пишете, тем лучше получается. Письмо буквы в рабочей тетради.
Сегодня на уроке вы познакомились с буквой О, звук которой очень любит прятаться в словах и не всегда произносится как[о], а иногда звучит как [а].
На уроках русского языка вы научитесь возвращать звук на своё место и правильно записывать букву. А пока научитесь букву О узнавать, читать и писать.
IV Итог занятия
Давайте вспомним, с каким звуком мы сегодня работали.
-Какой это звук- гласный или согласный?
V Рефлексия.
– Ребята, кому было трудно сегодня на занятии?
– А кому все легко и быстро удавалось?
– Вы сегодня очень хорошо занимались МОЛОДЦЫ! Спасибо за занятия.