СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Логопедическое занятие "Звук и буква О"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель занятия- познакомить детей с гласным звуком О и букой О. В ходе занятия даются задания, где ученики работают пальчиками, выкладывают букву.

Просмотр содержимого документа
«Логопедическое занятие "Звук и буква О"»

Логопедическое занятия на тему «Звук и буква О»

Цель:  познакомить детей с гласным звуком О и буквой О.

Задачи:

коррекционно-развивающие:

  • подготовка к усвоению звуко-слогового ряда путем уточнения пространственно-временных представлений:

  • развивать пространственное представление:

  • фонематический слух, восприятие;

  • упражнять в определении место звука в словах;

  • мелкую моторику;

  • артикуляционный аппарат;

  • зрительное внимания, память, воображение.

  • совершенствовать наглядно-образное и словесно-логическое мышление;

  • развитие графомоторных навыков;

образовательные:

  • дать понятие о гласных звуках;

  • познакомить с понятиями “звук”, “буква”;

  • учить точно произносить звук О;

  • закрепить характеристику звука О;

  • познакомить с графическим изображением звука О;

  • пополнять и активизировать словарный запас;

  • развивать коммуникативные умения;

воспитательные:

  • воспитывать интерес (мотивацию) к занятию;

  • самостоятельность; любознательность;

  • формировать активность, навыки сотрудничества, культуру общения;

  • выработать самоконтроль речи;

Оборудование: раздаточный материал для каждого ребенка; рабочая тетрадь; красный карандаш; символ [О]; ручка; зеркала для каждого; картинка ослика. Кот. Буратино.



I Организационный момент:

– Ребята посмотрите, все ли готовы к занятию? Всё ли лежит на своих местах?

– Сядет тот, кто назовёт слово, которое начинается на гласный звук А.

Дети, представьте, что мы с вами оказались в волшебном лесу.

Сначала удивились: О! Шли, шли по лесу и заблудились.

Мы очень огорчились: О – о –о!

Вдруг впереди увидели огонёк и избушку и очень обрадовались: О! В избушке живут животные, в названии есть звук о. (в начале, в середине, в конце) (ослик, кот, Буратино, собака)


Пальчиковая речевая игра 

Шнуровкой выложить букву О.(у каждого на парте шнурок)


II Закрепление ранее полученных результатов коррекционной работы

– Давайте вспомним правило красивой речи.

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать

И звуки выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Артикуляционная гимнастика

А для этого выполним зарядку для язычка.

  • Язычок гулять собрался;

  • Он умылся, (пропустить язык сквозь губы)

  • Причесался, (пропустить язык сквозь зубы)

  • Выпил чашку молока, (делаем язычок «чашечкой»)

  • Съел варенья полведра, (делаем движение языком, как бы зачерпывая варенье из ведра)

  • Потом выбежал во двор,

  • Перелез через забор, (движение языка через зубы)

  • На качелях покачался, (движение языка вверх – вниз)

  • На лошадке в лес умчался.

А теперь произнесем звук О. Обратите внимание на положение губ, языка при произношении звука о.

III Основная часть

 

 Характеристика звука О

– Возьмите зеркала и произнесите звук О.

– Что происходит с губами, когда мы произносим звук О? (показ символа звука О)

Про­из­не­си­те звук [о] и по­на­блю­дай­те, что про­ис­хо­дит с вашим ртом. Ваши губы вы­тя­ну­лись в тру­боч­ку; рот сузил­ся; звук про­из­но­сит­ся легко, сво­бод­но и про­хо­дит без пре­град. Его можно тя­нуть, петь. Ни­ка­ких шумов вы не услы­ши­те, по­то­му что об­ра­зу­ет­ся этот звук толь­ко с по­мо­щью го­ло­са. А это зна­чит, что звук – глас­ный.

Чаще всего мы про­из­но­сим этот звук, когда удив­ля­ем­ся или когда нам боль­но. Этот звук по­мо­га­ет вы­ра­жать нам чув­ства и эмо­ции.


 Задание №1 «Поймай звук О»

– Я вам называю разные звуки, а вы хлопаете в ладошки кода услышите звук О.

Ох, ах, ух, ок, ак, ко, кА, со, ло, ли, во , ва, мА, мо.


Анализ и синтез слогов.

Логопед: Я произнесу 2 звука вместе, слитно, а вы произнесите раздельно 1 и 2 звуки. ОК, ОП , ОМ, ОТ, МО, ПО, ТО

Логопед: А теперь, наоборот, я буду произносить звуки раздельно, а вы произнесите их слитно.

 Физкультминутка

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Качаем головой.

Мы ручки поднимаем,

Мы ручки опускаем,

Мы ручки подаём

И крутимся кругом.


Задание №2 «Определи место звука О»– Надо определить, где находится звук О в словах в начале, в конце или в середине слова. Закрасить квадратик красным цветом (Дети выполняют работу на индивидуальном раздаточном материале.) Окунь Морж Колобок Зонтик Молоко Ослик Роза Котик Гнездо


Логопед: Из этого можно сде­лать вывод, что звук [о] встре­ча­ет­ся в любой части слова – и в на­ча­ле, и в се­ре­дине, и в конце. Но чаще всего в слове бы­ва­ет толь­ко один звук [о].

 А те­перь за­гля­нем в наш домик. И вспомним, кто нас встречал(кот, ослик, Буратино). А вспомните, сказочных героев, в названии которых есть звук О. Составим Предложения по картинкам.

Вот Оле Лу­койе с вол­шеб­ным зон­ти­ком (рис. 4).

Осёл из Бре­мен­ских му­зы­кан­тов (рис. 5).

Де­воч­ка Оля, ко­то­рая по­па­ла в Ко­ро­лев­ство кри­вых зер­кал и пре­вра­ти­лась в Яло (рис. 6).

Храб­рый Оло­вян­ный сол­да­тик (рис. 7).

Если вы узна­ли не всех ска­зоч­ных ге­ро­ев и кто-то вам еще не зна­ком, по­про­си­те взрос­лых про­чи­тать вам  сказ­ку об этих ге­ро­ях.

Пальчиковая гимнастика.

(Дети катают в руках массажные шарики Су-джоки). Дружат в нашей группе Девочки и мальчики. Мы сейчас подружим. Маленькие пальчики. (Дети кладут шарики на стол. Соединяют пальцы обеих рук попарно). 1,2,3,4,5 Мы закончили играть.
Логопед: Про­го­во­ри­те ско­ро­го­вор­ку и опре­де­ли­те на слух, сколь­ко зву­ков [о] слы­шит­ся.

Не да­ле­ко, а около

Ка­ти­лось О и около. (ответы детей)

Изображение буквы О. На что она похожа?

О – самая круг­лая буква в нашем ал­фа­ви­те (рис.

Если рас­смот­реть пе­чат­ную боль­шую О и ма­лень­кую о, то ста­нет ясно, что они обе круг­лые и от­ли­ча­ют­ся толь­ко раз­ме­ром.

В этой букве нет угла,

От­то­го она круг­ла.

До того она круг­ла,

По­ка­тить­ся бы могла.

Е. Тар­ла­пан Сложить букву О из счетных палочек.

По­про­буй­те отыс­кать букву О в пред­ме­тах, ко­то­рые ви­ди­те.

Обруч, мяч и ко­ле­со

Вам на­пом­нят букву О.

 В ста­ром де­ре­ве дупло

Ну со­всем как буква О.

 О – как обруч, за­хо­чу –

По до­ро­ге по­ка­чу!

 Обруч на арене вспых­нет.

Тигр в огонь от­важ­но прыг­нет.

Г. Виеру

 Во­круг нас очень много круг­лых пред­ме­тов, по­хо­жих на букву О. При­ве­ди­те свои при­ме­ры.

А чтобы букву О лучше за­пом­нить, по­про­буй­те её вы­ле­пить из пла­сти­ли­на или со­ста­вить из ка­ких-ли­бо ма­те­ри­а­лов. Это не труд­но сде­лать, по­то­му что буква ров­ная. Можно её со­ста­вить, на­при­мер, из пу­го­виц, бу­си­нок, из ли­стьев де­ре­вьев. Буква по­лу­чит­ся кра­си­вая. Букву О можно на­ри­со­вать по кле­точ­ка­ми или при­ду­мать из неё за­бав­ный ри­су­нок.

Про­чи­тай­те буквы О и опре­де­ли­те, какие эмо­ции можно вы­ра­зить с её по­мо­щью:

Рас­смот­ри­те пись­мен­ные буквы Оо. Срав­ни­те их с пе­чат­ны­ми (рис. 20).

От­ли­ча­ют­ся пе­чат­ные и пись­мен­ные буквы фор­мой.  

Пе­чат­ные буквы круг­лые:

А вот пись­мен­ная буква имеет форму овала:

Пе­чат­ная буква – это кру­жок, а пись­мен­ная – овал.

По­про­буй­те на­пи­сать букву в тет­ра­ди сами, без оши­бок. Пом­ни­те о пра­виль­ном по­ло­же­нии тет­ра­ди. Её надо по­ло­жить на­клон­но так, чтобы ниж­ний угол был на­прав­лен к се­ре­дине груди. Дер­жи­те пра­виль­но ручку.

По­тре­ни­руй­тесь пи­сать за­глав­ную и строч­ную буквы в тет­ра­ди. И пом­ни­те: чем боль­ше вы пи­ше­те, тем лучше по­лу­ча­ет­ся. Письмо буквы в рабочей тетради.

Се­год­ня на уроке вы по­зна­ко­ми­лись с бук­вой О, звук ко­то­рой очень любит пря­тать­ся в сло­вах и не все­гда про­из­но­сит­ся как[о], а ино­гда зву­чит как [а].

На уро­ках рус­ско­го языка вы на­учи­тесь воз­вра­щать звук на своё место и пра­виль­но за­пи­сы­вать букву. А пока на­учи­тесь букву О узна­вать, чи­тать и пи­сать.

IV Итог занятия

Давайте вспомним, с каким звуком мы сегодня работали.

-Какой это звук- гласный или согласный?

 

V Рефлексия.

– Ребята, кому было трудно сегодня на занятии?

– А кому все легко и быстро удавалось?

– Вы сегодня очень хорошо занимались МОЛОДЦЫ! Спасибо за занятия.