Занятие 3
ЗВУКИ И БУКВЫ
Посмотри внимательно на картинки в течение минуты и постарайся их запомнить.
Нарисуй то, что ты запомнил.
Прослушай один раз слова и постарайся их запомнить. Повтори то, что ты запомнил.
Корова, стул, липа, сахар, мяч.
ll. Задание 1 . Продолжи предложения.
Звуки мы ...
Буквы мы ...
Звуки делятся на ...
При произнесении гласного звука .
При произнесении согласного звука .
Игра «Сказочные герои».
Цель. Упражнять в выделении гласного звука в начале слова.
Оборудование. Картинки со сказочными героями (Незнайка, Буратино, Винни-Пух, Карлсон, Чиполлино), картинки: арка, абрикос, аист, улитка, ухо, утюг, ослик, облако, окунь, иголка, игрушки, инструменты, экран, электричка, экскаватор.
Проведение игры. Педагог расставляет картинки на наборном полотне.
Затем говорит детям, что к ним в гости пришли сказочные герои. Они знают очень много слов, которые начинаются с гласных звуков А, У, О, И, Э.
Только эти слова все перепутались, и нужно помочь героям разобрать слова так, как они просят:
Незнайка: Назовите мне слова –
В начале слова гласный - А.
Буратино: Слов придумать не могу
В начале слова гласный – У.
Винни-Пух: Вспомнить слово не легко –
В начале слова гласный – О.
Карлсон: Слово быстро назови,
В начале слова гласный – И.
Чиполлино: Не в середине, не в конце,
В начале слова гласный – Э.
Дети по очереди выбирают нужные картинки и «отдают» их сказочным героям.
Игра «Сказочные герои».
Цель. Упражнять в выделении гласного звука в начале слова.
Оборудование. Картинки со сказочными героями (Незнайка, Буратино, Винни-Пух, Карлсон, Чиполлино), картинки: арка, абрикос, аист, улитка, ухо, утюг, ослик, облако, окунь, иголка, игрушки, инструменты, экран, электричка, экскаватор.
Проведение игры. Педагог расставляет картинки на наборном полотне.
Затем говорит детям, что к ним в гости пришли сказочные герои. Они знают очень много слов, которые начинаются с гласных звуков А, У, О, И, Э.
Только эти слова все перепутались, и нужно помочь героям разобрать слова так, как они просят:
Незнайка: Назовите мне слова –
В начале слова гласный - А.
Буратино: Слов придумать не могу
В начале слова гласный – У.
Винни-Пух: Вспомнить слово не легко –
В начале слова гласный – О.
Карлсон: Слово быстро назови,
В начале слова гласный – И.
Чиполлино: Не в середине, не в конце,
В начале слова гласный – Э.
Дети по очереди выбирают нужные картинки и «отдают» их сказочным героям.
Путешествие
Отправляемся в поход,
Сколько нас открытий ждёт, (повороты вправо-влево)
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом. (шаг на месте)
Крылья пестрые мелькают,
В поле бабочки порхают. (махи руками вверх и вниз)
Раз, два, три, четыре,
Полетели, закружили. (шаг на месте или с продвижением)
Видим, скачут по опушке
Две зеленые лягушки: (полуприседания)
Прыг-скок, прыг-скок,
Прыгать нужно на носок. (прыжки на двух ногах)
К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись (наклоны вправо влево)
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились. (потягивания)
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
Вместе раз, это брасс, (круги руками вперед и назад)
Одной, другой – это кроль (рывки руками)
Качаясь на волне,
Мы плывем на спине. (повороты с наклонами вправо-влево)
Вот так руками покрути и,
Как дельфин, плыви. («Мельница»)
Вышли на берег крутой,
Повертели головой,
Влево вправо посмотри, (повороты вправо-влево)
И домой быстрей беги. (бег на месте)
Игра «Гости».
Цель. Упражнять в выделении согласного звука в начале слова.
Оборудование. Картинки с изображением сороконожки, слона, пса, кита, жеребенка, крокодила, мотылька, ишака, хамелеона, жирафа; маленькие картинки: мошка, змей, шапка, волны, жаба, цапля, ласточка, рак, спящий ребенок, шкаф.
Проведение игры. Педагог просит детей вспомнить согласные звуки.
Говорит, что к ним придут гости и будут называть слова, нужно внимательно послушать слово и сказать, какой согласный звук стоит в начале слова.
Сороконожка.
Приползла сороконожка,
Принесла нам слово «мошка».
Слон.
Приходил огромный слон,
Слово «змей» оставил он.
Пёс.
Прибежал лохматый пес,
Слово «шапка» он принес.
Кит.
Полосатый кит приплыл,
Он со словом «волны» был.
Жеребенок.
Жеребенок прискакал,
Слово «жаба» он назвал.
Крокодил.
Появился крокодил,
Слово «цапля» сообщил.
Мотылёк.
Мотылёк к нам прилетал,
Слово «ласточка» сказал.
Ишак.
Побывал у нас ишак,
Предоставил слово «рак».
Хамелеон.
Навестил хамелеон.
Подсказал нам слово «сон».
Жираф.
Вдруг пожаловал жираф,
Произнес он слово «шкаф».
Задание 4. Назови картинки,
Произнеси первый звук и обозначь соответствующим кружком.
Итог.
Какие звуки речи учились различать? (Гласные и согласные.)
— Что такое звуки речи? (Это то, что мы произносим и слышим.)
— Чем отличается произнесение гласных звуков от произнесения согласных
звуков.
7