Технологическая карта урока
Класс: 4
Учитель:Яковлева Е.Н.
Предмет: литературное чтение
Тип урока: открытие новых знаний (ОНЗ)
Тема: М.М. Зощенко «Ёлка»
Цель урока:создание условий для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся через технологию продуктивного чтения
Обучающие задачи:
- познакомить с жизнью и творчеством М.М. Зощенко;
- обучать детей вдумчивому, аналитическому чтению;
- формировать навыки правильного, выразительного чтения
Развивающие задачи:
- развивать умения истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию;
- развивать умения извлекать информацию из текста.
Воспитывающие задачи:
- приобщать к чтению художественной литературы, ее нравственно-духовным и эстетическим ценностям
- воспитывать уважение к другим,ответственное отношение к своим поступкам.
Планируемые результаты.
Предметные:самостоятельно прогнозировать содержание произведения до чтения;составлять словесный портрет героев;
определять тему и главную мысль текста; осознанно, правильно, выразительно читать текст.
Метапредметные:
Регулятивные - формирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в собственной деятельности. Планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке;
Познавательные –ориентироваться в своей системе знаний:добывать новые знания, учиться ставить вопросы и находить ответы на них, использовать свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; перерабатывать полученную информацию; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные - уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, слушать и понимать речь других.
Личностные:формировать систему нравственно- этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, с которыми ученики сталкиваются в жизненной ситуации, давать оценку поступкам героев, оценивать себя в подобной ситуации.
.Формы организации познавательной деятельности:
- фронтальная работа, парная, индивидуальная, групповая.
Средства обучения:
у учителя – учебник «Литературное чтение», мультимедийный проектор, компьютер, авторская презентация, учебный диск;
у учащихся – учебник «Литературное чтение», раздаточный материал.
Ход урока
| Деятельность учителя | Деятельность уч-ся | ПОР |
I.Организационный момент I | Здравствуйте, ребята Прозвенел звонок. Начинается урок Назад повернемся, Гостям улыбнемся. Обратно вернемся Друг другу улыбнемся. Учитель: Чтоб книги открыли свои странички, Чтобы героев лица увидеть, Чтоб разобраться во всем и понять Нужно внимательно книги читать. | Стоят, слушают, приветствуют учителя. | Личностные: действие смыслообразования Регулятивные: волевая саморегуляция |
II.Проверка Д/з | 1.Проверяет домашнее задание: -Ребята, как называется сказочная, удивительная и прекрасная страна, по которой мы сейчас путешествуем? (Страна детства) - Вспомним, с какими произведениями и каких авторов мы уже познакомились? (Борис Степанович Житков «Как я ловил человечков», Константин Георгиевич Паустовский «Корзина с еловыми шишками») - С какими мыслями мы перевернем последнюю страницу произведения «Корзина с еловыми шишками - Кто главные герои в этом произведении? (Эдвард Григ, ДагниПедерсен) - Какое домашнее задание вам было задано? (составить синквейн) - Мы уже знакомы с порядком составлениясинквейна, вспомним. - Зачитайте, что у вас получилось? | Приятно получать подарки, а дарить ещё приятнее. Приятнее отдавать, чем брать. Нужно стараться жить не только для себя, но и для других. Почаще радовать других, чтобы жизнь была счастливее. Зачитывают получившиеся синквейны. | Познавательные умение представлять информацию в виде схемы (синквейна); умение обобщать. Регулятивные вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки. Коммуникативные формулировать собственное мнение и позицию. |
III.Актуализация знаний | 2.Проводит речевую разминку. -Прочитайте скороговорку . Сыплет снегопад с неба снег 1) в разном темпе (медленно, быстрее, очень быстро); 2) с разной интонацией (вопросительной, восклицательной); 3) с разной силой голоса (тихо, громко, очень громко). | Читают хором, рядами, затем в парах друг другу. – Четко, громко, внятно, чтобы было всем понятно | |
IV.Выявление места и причины затруднения 1) подготовительная работа; | Технология продуктивного чтения этап. Работа с текстом до чтения. - Сегодня мы продолжаем путешествовать по стране детства вместе с героями, которые нам уже давно знакомы. О ком идёт речь? Однажды они решили совершить кругосветное путешествие и даже отправились в него с мальчиком Стёпкой. А еще эти дети очень любили ужины, когда к родителям приходили гости, так как им нравилось узнавать забавные факты из жизни, ну и, конечно, лакомиться вкусными блюдами. - Так о ком идёт речь? - Что вы помните об этом писателе? - Я думаю, что вы помните также, что из мальчика Миньки впоследствии вышел замечательный писатель Михаил Михайлович Зощенко, а события и приключения, которые случились с ним в детстве, не прошли для него бесследно, многие он запомнил на всю жизнь, из многих извлек урок. - А как называется произведение, над которым мы сегодня поработаем, вы узнаете, отгадав загадку . Предлагает отгадать загадку Я прихожу с подарками, Блещу огнями яркими, Нарядная, забавная, На Новый год я главная. (Елка.) - Я вам сегодня на урок принесла ёлку.Почему? Какие ассоциации вызывает слово ёлка? | (Минька и Лёлька). Герои произведений какого автора? (М.М.Зощенко) (Герои рассказов - Леля и Минька. Автор рассказывает истории из своего детства. Такие рассказы называются автобиографическими. Его произведения написаны с юмором и очень поучительные. В них автор показывает недостатки людей, учит нас добру, помогает стать лучше) Мы будем читать рассказ, в котором говорится о ёлке и новогоднем празднике. Читают в учебниках название произведения, рассматривают иллюстрацию | Познавательные: постановка и формулирование проблемы. Регулятивные: прогнозирование. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстником, управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. Личностные: осознание ответственности за общее дело |
Построение проекта выхода из затруднения 2) формулировка темы и цели; | Просит сформулировать тему, задачи урока, используя приём незаконченных предложений. Цель: Познакомиться с … Задачи: Вспомнить биографию и творчество М.М. Зощенко Провести словарную работу, выяснить значение непонятных слов Проанализировать произведение и понять его основную мысль. Дать характеристику… формировать умение красиво, грамотно, выразительно читать | Формулируют тему урока. Тема: «Ёлка» Михаил Михайлович Зощенко Ставят задачи на урок. понять какой урок извлек автор; поработать с текстом; продолжить формировать умение красиво, грамотно, выразительно читать | Познавательные: словесное моделирование. Регулятивные: целеполагание, как постановка учебной задачи, планирование |
Реализация построенного проекта 3) работа до чтения; 4) прогнозирование (создание проблемной ситуации); 5) словарная работа; 6) первичное знакомство с произведением (беседа по содержанию); | Сообщение об авторе Выставка книг С 59 В какое время года происходят события? Почему вы так решили? - А какое настроение у ребят? Почему вы так решили? Чтение пословицы. Доска: Не было бы счастья, да несчастье помогло. - Как вы понимаете значение пословицы? - А теперь соотнесите название текста, иллюстрацию, пословицу и ПРЕДПОЛОЖИТЕ, о чем пойдет речь в произведении, учитывая особенности творчества автора? ( - Почему мнения разделились? Как узнать, кто был прав? -Как узнать правы ли мы? ( прочитать) -Но прежде проведём словарную работу. Словарно-лексическая работа Крымские яблоки – яблоки, привезённые с Крыма … Длинновязая – син. высокая, рослая. Пастилка – кондитерское изделие из фруктовой массы и сахара Не буду церемониться – не будустесняться Фарфоровая ручка – сделанная из высококачественной глины - мы пополнили словарный запас Технологии продуктивного чтения этап. Работа с текстом во время чтения. Первичное чтение – слушание диктора с использованием учебного диска « (с. 62 «Но вот наша мама взяла в руки то яблоко, которое я откусил, и сказала…» Чтение I части текста до слов "...и поглядим, что там делается" - От чьего лица идёт повествование? (автор-40 лет, о своём детстве) – Где и когда происходят события? (в доме семьи Зощенко, в канун праздника Нового года) - Кто главные герои? (Лёлька и Минька) - Как относились дети к этому празднику? Докажите словами из текста. (Ждали с нетерпением.Подглядывали в щелочку.) - Как дальше будут разворачиваться события? ЧтениеII части текста до слов "Много детей с их родителями" - Как праздновали Новый год в их семье? (наряжали елку, готовили для всех подарки и приглашали гостей) – Чем наряжали елку в то время? (Бусы, флаги, фонарики, золотые орехи, пастилки, крымские яблочки) - Что делали дети, оказавшись одни в праздничной комнате? (Лёля предложила съесть пастилку.Они испортили сладкие призы и подарки, приготовленные гостям) - Как оцениваете вы их поступок? Почему они так поступили, что их подтолкнуло к этому? (Они поступили некрасиво. Думали только о себе, забыли о гостях и не предполагали, какие будут последствия. Их подтолкнуло любопытство, жадность и зависть). - А как вы думаете, почему они так поступили? Что их подтолкнуло к этому? (Их подтолкнуло любопытство, жадность и зависть) - Как дальше будут разворачиваться события? Чтение III части текста до слов "Но вдруг в комнату вошёл наш папа" - Какой сюрприз приготовили родители для гостей? (Каждому ребёнку хотели подарить подарок и угощение) - Чем закончился праздник? И почему? (Праздник был испорчен, и хозяева остались одни. Дети и взрослые поссорились из-за испорченных подарков. Лёлька и Минька вели себя некрасиво с гостями, были невежливы и грубы, выгнали гостей, Минька ударил мальчика) - Как дальше будут разворачиваться события? Чтение IV части текста до конца. - Какое решение принял папа? Почему? Правильно ли он поступил? (Он отдал подарки детям, Лёльке и Миньке указал на их недостатки) Вывод: родители должны заниматься воспитанием детей, это их прямая обязанность. В первую очередь они должны подмечать и указывать недостатки детей, чтобы помочь им стать порядочными людьми. А самое главное - подавать пример правильного поведения. - Оправдались ли ваши предположения? Кто был ближе к истине? - Назовите жанр данного литературного произведения? (Это рассказ, так как это небольшое произведение, и автор рассказывает эпизод из своей жизни. Произведение написано в прозе) – Как вы думаете, ребята, праздник получился весёлым? – А рассказ получился весёлым? – Почему весёлый и смешной рассказ создаёт немного грустное настроение? - Всегда ли наши идеи (поступки) приносят пользу? | (О том, как Леля и Минька праздновали Рождество). Произведение будет юмористическое и поучительное. Там будут высмеиваться недостатки детей, и мы для себя сделаем вывод, как же нужно поступать правильно Работают над значением слов. Описывают свои наблюдения и переживания. Ориентируются в учебнике. Объясняют (характеризуют, поясняют) поступки героев. Включаются в работу, связанную с общением. Анализируют поступки и последствия опираясь на общепринятые нормы. | Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Личностные: эмоционально «проживать» текст, выражать свои мысли эмоции; Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации; выделять существенную информацию из текста; устанавливать причинно-следственные связи. Регулятивные УУД: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, одноклассников; вносить необходимые коррективы. Коммуникативные УУД: адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание; формулировать собственное мнение и позицию. Личностные качества: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение. |
Физкультминутка | Физкульт минутка Потрудились, отдохнём, Встанем, глубоко вздохнём. Руки в стороны, вперёд, Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать, Руки вниз и вверх поднять. Потянулись… Руки плавно опустите Всем улыбку подарите. Зоркие глазки всем покажите ( 6 кругов по и против часовой стрелки, стрельба глазами влево-вправо, вверх- вниз). | Повторяют движения | Личностные качества: учебно-познаватель-ный интерес к новому учебному материалу; ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение. |
Первичное закрепление 7) анализ произведения (работа в парах, группах); | Работа в парах (характеристика героев) Лёля – девочки Минька – мальчики Даёт задание о заполнении таблицы «Характеристика героев» Проверка | Перечитывание текста пометками с.60-61 Дети читают текст самостоятельно, выбирая и выписывая слова, характеризующие героев. | Познавательные: извлечение из текста необходимой информации Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полностью и точностью Личностные: осознание ответственности за общее дело |
Включение в систему знаний и повторение | Технология продуктивного чтения 3 этап. Работа с текстом после чтения. Давайте теперь поработаем в группах(у нас 3гр) Каждая имеет свою шляпу, под которой лежат задания, у вас есть 5 мин на их выполнение. 1)Белая шляпа: с помощью картинок и надписей к ним составьте план к рассказу, расположите картинки в правильной последовательности событий, происходящих в рассказе. (Приложение 2) 2)Красная шляпа:К рисунку на слайде найти в тексте соответствующие слова (озвучить картинки) (Приложение 3) 3)Чёрная шляпа: выберете из предложенных фраз и картинок те, которые испортили праздник. (Приложение 4) 4)Жёлтая шляпа: из предложенных фраз выбрать ту, в которой заключается главная мысль рассказа Михаила Михайловича Зощенко «Ёлка» А) «В этом году мне исполнилось, ребята, сорок лет. Значит, выходит, что я сорок раз видел новогоднюю ёлку. Это много!» Б) «И мама каждому дарила игрушку. Потом снимала с ёлки яблоко, пастилку и конфету и тоже дарила ребёнку. И все дети были очень рады» В) «И вот, ребята, прошло с тех пор тридцать пять лет, и я до сих пор хорошо помню эту ёлку. И за все эти тридцать пять лет я, дети, ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня. И теперь доктора говорят, что я поэтому такой сравнительно весёлый и добродушный.» (Приложение 5) 5)Зеленая шляпа: предложите оригинальную идею, как спасти этот праздник. (Приложение 6) -После того как вы выполните задания, каждая группа представит свой проект у доски. - Приглашаем представителя белой шляпы. -Участникам красной шляпы, надо рассказать о Лёльке и Митьке от первого лица. -Теперь выслушаем представителя чёрной команды, что же испортило праздник. -И наконец жёлтая шляпа. Зачитайте ту фразу, которая является главной. -А завершим мы представление проекта оригинальной идеей, которую нам предложит зелёная шляпа. Синяя шляпа Учимся находить выход из трудных и неприятных ситуаций, никого не огорчая и сохраняя мир и согласие. - Вернемся к пословице, прозвучавшей в начале урока. Как же она связана с текстом рассказа?( - Ребята, с какой целью мы поработали в группах? (чтобы проанализировать рассказ, понять главную мысль и сделать для себя выводы) | 1. Вместе с мамой наряжать ёлку 2. Попросить пастилку 3. Не заходить без разрешения в комнату 4. Признаться маме раньше 5. Извиниться перед гостями . Прежде чем сказать и сделать, нужно подумать, не обижу ли я кого, задуматься о последствиях моих поступков. Данная неприятная ситуация, которую бывает стыдно вспоминать, заставляет задуматься, почему она произошла, что сделал неправильно, осознать свои ошибки и исправиться, т. е извлечь урок) | Познавательные: анализ, синтез, сравнение.обобщение Коммуникативные: использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение. Личностные: умение оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. |
V. Итог урока | - Какая цель у нас была на уроке? - Что хотел сказать Зощенко нам своим рассказом? -Чему учит этот рассказ? – Наш урок мне хочется закончить словами М.М. Зощенко: "Нет, мне, быть может, не удалось стать очень хорошим. Это очень трудно. Но к этому, дети, я всегда стремился". | Познакомиться с произведением, автором и выделить главную мысль Мы должны помнить, что добрые поступки всегда вознаграждаются добрым отношением к нам родных, близких и совсем не знакомых людей, наших домашних животных и даже самой природы. Быть добрым трудно. Этому нужно учиться с детства. | Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. Коммуникативные УУД: оформлять свою мысль в устной речи. Регулятивные УУД:осущ-ть итоговый контроль по рез-ту деят-ти; вносить необходимые коррективы. |
Д/з. дифференцированное на выбор | Пересказ от лица мамы или папы Пересказ-диалог Придумать свой конец | Записывают домашнее задание | Р- Принимать, сохранять учебные задачи |
Рефлексия учебной деятельности на уроке | - Наш урок подходит к концу и нам осталось узнать, каким для вас стал этот урок А сейчас оцените свою работу на уроке. Если вы были активными, выберите синий цвет, если вы были внимательными – желтый цвет. Пожалуйста, покажите свой выбор. Смотрите, какое разноцветие сегодня в классе, вы действительно активные и внимательные. Молодцы, очень приятно было с вами поработать. Спасибо за урок. Оценивают свою работу | Ребята оценивают себя, продолжая фразу. Слушают, внимают. | Познавательные: умение структурировать знания. Регулятивные: оценка процесса и результатов деятельности Личностные: следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям |
Обратите внимание на слова «Тепло родного очага». Эти слова не просто появились на уроке.
Работа с пословицами (РЕЗЕРВ)
-Вспомните пословицы, которые вы прочитали в начале урока. Какая из них подходит к рассказу?
На что и клад, если в семье лад.
Гни дерево, пока молодо, а детей учи, пока зелены.
-Тепло, забота, уют дома зависят только от поведения взрослых?
-Когда ваше поведение создавало в доме тепло, уют, радовало близких?
.Знакомство с жизнью и творчеством Зощенко.
- Русский писатель Михаи́л Миха́йлович Зо́щенко родился 28 июля 1895 в Полтаве в многодетной семье. В семье было 8 детей. Его отец, потомственный дворянин, был художником. А мама – актриса, а также писала рассказы. В 17 лет Михаил Михайлович Зощенко окончил гимназию в Петербурге и поступил на юридическом факультете Петербургского университета. Не закончив его, отправился добровольцем на фронт Первой мировой войны. Командовал батальоном. За храбрость и отвагу, проявленную в боях, был награждён орденами. Вернувшись после ранения домой, он захотел написать обо всём, что видел и слышал. Зощенко не думал о славе, он писал рассказы, чтобы помочь людям избавиться от нехороших привычек. Он писал с юмором. Читая его рассказы, люди смеялись и этим смехом вылечивались, постепенно расставаясь с недостойным поведением. Сначала он писал только для взрослых. Для детей оказалось писать трудней, первые рассказы для ребят получились совсем неудачными. Но он был очень трудолюбивым и упорным человеком. В конце 30-х годов появились такие замечательные рассказы, как «Глупая история», «Показательный ребёнок», «Ёлка». Затем было опубликовано ещё несколько десятков рассказов, и Зощенко стал самым лучшим детским автором. Герои рассказов - Леля и Минька. Автор рассказывает истории из своего детства. Такие рассказы называются автобиографическими. Его произведения написаны с юмором и очень поучительные.
Приложение1
М.Зощенко
Ёлка
В этом году мне исполнилось, ребята, сорок лет. Значит, выходит, что я сорок раз видел новогоднюю ёлку. Это много!
Ну, первые три года жизни я, наверно, не понимал, что такое ёлка. Наверно, мама выносила меня на ручках. И, наверно, я своими чёрными глазёнками без интереса смотрел на разукрашенное дерево.
А когда мне, дети, ударило пять лет, то я уже отлично понимал, что такое ёлка. И я с нетерпением ожидал этого весёлого праздника. И даже в щёлочку двери подглядывал, как моя мама украшает ёлку.
А моей сестрёнке Леле было в то время семь лет. И она была исключительно бойкая девочка. Она мне однажды сказала:
— Минька, мама ушла на кухню. Давай пойдём в комнату, где стоит ёлка, и поглядим, что там делается.
Вот мы с сестрёнкой Лелей вошли в комнату. И видим: очень красивая ёлка. А под ёлкой лежат подарки. А на ёлке разноцветные бусы, флаги, фонарики, золотые орехи, пастилки и крымские яблочки.
Моя сестрёнка Леля говорит:
— Не будем глядеть подарки. А вместо того давай лучше съедим по одной пастилке. И вот она подходит к ёлке и моментально съедает одну пастилку, висящую на ниточке. Я говорю:
— Леля, если ты съела пастилочку, то я тоже сейчас что-нибудь съем. И я подхожу к ёлке и откусываю маленький кусочек яблока. Леля говорит:
— Минька, если ты яблоко откусил, то я сейчас другую пастилку съем и вдобавок возьму себе ещё эту конфетку.
А Леля была очень такая высокая, длинновязая девочка. И она могла высоко достать. Она встала на цыпочки и своим большим ртом стала поедать вторую пастилку. А я был удивительно маленького роста. И мне почти что ничего нельзя было достать, кроме одного яблока, которое висело низко. Я говорю:
— Если ты, Лелища, съела вторую пастилку, то я ещё раз откушу это яблоко. И я снова беру руками это яблочко и снова его немножко откусываю. Леля говорит:
— Если ты второй раз откусил яблоко, то я не буду больше церемониться и сейчас съем третью пастилку и вдобавок возьму себе на память хлопушку и орех. Тогда я чуть не заревел. Потому что она могла до всего дотянуться, а я нет. Я ей говорю:
— А я, Лелища, как поставлю к ёлке стул и как достану себе тоже что-нибудь, кроме яблока.
И вот я стал своими худенькими ручонками тянуть к ёлке стул. Но стул упал на меня. Я хотел поднять стул. Но он снова упал. И прямо на подарки. Леля говорит:
— Минька, ты, кажется, разбил куклу. Так и есть. Ты отбил у куклы фарфоровую ручку.
Тут раздались мамины шаги, и мы с Лелей убежали в другую комнату. Леля говорит:
— Вот теперь, Минька, я не ручаюсь, что мама тебя не выдерет.
Я хотел зареветь, но в этот момент пришли гости. Много детей с их родителями. И тогда наша мама зажгла все свечи на ёлке, открыла дверь и сказала:
— Все входите.
И все дети вошли в комнату, где стояла ёлка. Наша мама говорит:
— Теперь пусть каждый ребёнок подходит ко мне, и я каждому буду давать игрушку и угощение.
И вот дети стали подходить к нашей маме. И она каждому дарила игрушку. Потом снимала с ёлки яблоко, пастилку и конфету и тоже дарила ребёнку. И все дети были очень рады. Потом мама взяла в руки то яблоко, которое я откусил, и сказала:
— Леля и Минька, подойдите сюда. Кто из вас двоих откусил это яблоко? Леля сказала:
— Это Минькина работа.
Я дёрнул Лелю за косичку и сказал:
— Это меня Лелька научила. Мама говорит:
— Лелю я поставлю в угол носом, а тебе я хотела подарить заводной паровозик. Но теперь этот заводной паровозик я подарю тому мальчику, которому я хотела дать откусанное яблоко.
И она взяла паровозик и подарила его одному четырёхлетнему мальчику. И тот моментально стал с ним играть. И я рассердился на этого мальчика и ударил его по руке игрушкой. И он так отчаянно заревел, что его собственная мама взяла его на ручки и сказала:
— С этих пор я не буду приходить к вам в гости с моим мальчиком. И я сказал:
— Можете уходить, и тогда паровозик мне останется. И та мама удивилась моим словам и сказала:
— Наверное, ваш мальчик будет разбойник. И тогда моя мама взяла меня на ручки и сказала той маме:
— Не смейте так говорить про моего мальчика. Лучше уходите со своим золотушным ребёнком и никогда к нам больше не приходите. И та мама сказала:
— Я так и сделаю. С вами водиться — что в крапиву садиться. И тогда ещё одна, третья мама, сказала:
— И я тоже уйду. Моя девочка не заслужила того, чтобы ей дарили куклу с обломанной рукой. И моя сестрёнка Леля закричала:
— Можете тоже уходить со своим золотушным ребёнком. И тогда кукла со сломанной ручкой мне останется. И тогда я, сидя на маминых руках, закричал:
— Вообще можете все уходить, и тогда все игрушки нам останутся. И тогда все гости стали уходить. И наша мама удивилась, что мы остались одни. Но вдруг в комнату вошёл наш папа. Он сказал:
— Такое воспитание губит моих детей. Я не хочу, чтобы они дрались, ссорились и выгоняли гостей. Им будет трудно жить на свете, и они умрут в одиночестве. И папа подошёл к ёлке и потушил все свечи. Потом сказал:
— Моментально ложитесь спать. А завтра все игрушки я отдам гостям. И вот, ребята, прошло с тех пор тридцать пять лет, и я до сих пор хорошо помню эту ёлку. И за все эти тридцать пять лет я, дети, ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня. И теперь доктора говорят, что я поэтому такой сравнительно весёлый и добродушный.
Приложение 2
Белая шляпа
Задание. С помощью картинок и надписей к ним составить план рассказа, расположив картинки в правильной последовательности событий, происходящих в рассказе.
| | | | | |
Поедание сладостей с ёлки | Испорченные подарки | Минька с Лёлей возле красивой ёлки | Уход расстроенных гостей | Ссора Миньки с Лёлькой | Урок отца |
Приложение 3
Красная шляпа
Чёрная шляпа
Задание. Выберете из предложенных фраз и картинок те, которые испортили праздник.
Приложение 4
«Можете все уходить, и игрушки нам останутся» |
«На праздник пришли гости. Много детей и их родители» |
«В комнате стояла очень красивая ёлка. А под ёлкой лежали подарки» |
«Мама дарила игрушку каждому. Все дети были очень рады» |
«С вами водиться – что в крапиву садиться» |
«Такое воспитание губит детей. Моментально ложитесь спать. Завтра все игрушки я отдам гостям» |
Приложение 5
Жёлтая шляпа
Задание.
Из предложенных фраз выбрать ту, в которой заключается главная мысль рассказа Михаила Михайловича Зощенко «Ёлка».
А) «В этом году мне исполнилось, ребята, сорок лет. Значит, выходит, что я сорок раз видел новогоднюю ёлку. Это много!»
Б) «И мама каждому дарила игрушку. Потом снимала с ёлки яблоко, пастилку и конфету и тоже дарила ребёнку. И все дети были очень рады»
В) «И вот, ребята, прошло с тех пор тридцать пять лет, и я до сих пор хорошо помню эту ёлку. И за все эти тридцать пять лет я, дети, ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня. И теперь доктора говорят, что я поэтому такой сравнительно весёлый и добродушный.»
Приложение 6
Зеленая шляпа
Задание. Предложите оригинальную идею, как спасти этот праздник.
3группа (Слайд 10-15) Выборочное чтение.
К рисунку на слайде найдите в тексте соответствующие слова. Укажите страницу и подготовьтесь прочитать те предложения, которые соответствуют каждому рисунку.
Рисунки
1 рис. – страница ….
Минька, если ты откусил яблоко, то я сейчас другую пастилку съем и возьму себе конфету.
2 рис. – страница ……
Это Минькина работа. - Это меня Лёлька научила.
3 рис. – страница …..
И тогда все гости стали уходить.
4 рис. – страница ….
Такое воспитание губит моих детей.