Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Урок русского языка в 10 классе «Определение проблемы текста»"»
Урок русского языка в 10 классе «Определение проблемы текста»
Цели урока:
Познавательный аспект: дать понятие «проблема», речевые клише для определения проблемы, установить связь проблемы, обсуждаемой автором исходного текста, с темой;
Развивающий аспект: развивать речь путём обогащения и усложнения её смысловой функции; развивать логическое и творческое мышление (анализировать, выделять главное, сравнивать, обобщать);
Воспитательный аспект: развивать систему ценностных отношений к родному языку; создавать условия для развития коммуникативных навыков через работу в малых группах.
Оборудование:
Cловари, тетрадь, слайдовая презентация, карточки с заданиями.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Мотивирование
Сообщение темы. Формулировка вместе с уч-ся цели и задачи изучения нового материала. Показ практической значимости изучения данной темы, мотивация уч-ся к её освоению.
3. Работа по теме урока
Вопросы теории
Слайд 2 | Что такое проблема? (работа с «Толковым словарём») Проблема - это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования. Определяя проблему, вы должны задуматься над тем, каким образом содержание текста касается вас, других людей, всего человечества. Помните, что описанная в тексте конкретная ситуация, факты чьей-либо биографии и т.п. — это иллюстрация, частный случай, пример проявления какой-либо абстрактной идеи, рассматриваемой автором. Поэтому формулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации. |
Слайд 3 | Способы формулировки проблемы, рассматриваемой в тексте. Как правило, сформулировать проблему текста можно двумя основными способами: 1) проблема чего; этот способ подходит для случаев, когда проблема может быть сформулирована одним словом или словосочетанием: Автор затрагивает проблему «отцов» и «детей»; В тексте поднимается проблема одиночества; Текст Ю.Лотмана заставил меня задуматься над сложной проблемой восприятия художественного текста; 2) формулировка в виде вопроса (проблема и есть вопрос, требующий решения) дает больше возможностей для случаев, когда кратко сформулировать проблему текста невозможно: Возможно ли органичное сочетание в жизни человека «поэзии» и «прозы», духовного и материального начал? Этой сложной проблеме посвящен текст Юрия Нагибина. |
Слайд 4 | Слово «проблема» может сочетаться с существительным в родительном падеже. Какие проблемы могут волновать авторов предложенных текстов? Проблема чего: войны, мира, экономики, политики, идеологии, воспитания, образования. |
Слайд 5 | С какими словами сочетается слово «проблема»? (ИД). Проект «Речевые клише для формулировки проблемы» Определим грамматический и лексический ряд слова «проблема». Работа со «Словарём сочетаемости слов русского языка». Составить проект памятки. Постановка, изучение, исследование, рассмотрение, обсуждение, значение, важность, сложность... какой-л. проблемы. Точка зрения на какую-л. проблему. Поставить, выдвинуть, рассмотреть, изложить, обсудить, разрешить какую-л. проблему. Коснуться какой-л. проблемы. Уделить внимание какой-л. проблеме. Над какой-л. проблемой думать, работать. Какая-л. проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения. Приложение 1 |
3.2. Работа в парах.
Определив тему, формулируй проблему! Чтение текстов, формулирование темы и проблемы в тексте. Индивидуальная работа с текстами. /Приложение 2/. Презентация текста (краткий пересказ, тема, проблема). Составление обобщающей таблицы:
Автор | Тема | Проблема |
1. Д. Гранин | Нравственность | Проблема милосердия |
2 .Д. Шеваров | Честь | Проблема чести в современном обществе |
3. И.Линкова | Выбор книги | Проблема выбора способа чтения |
4. В. Солоухин | Телевизор | Проблема влияния телевидения на нравственное развитие человека |
3.3. Слово учителя. Слайд 6
Тема | Проблемы |
Роль книги | Проблема нравственного воспитания |
Человек, любящий свою родину | Проблема патриотизма |
Война | Проблема сохранения человеческого достоинства Проблема патриотизма Проблема мужества |
Природа | Проблема отношения человека к природе Экологическая проблема |
Честь и достоинство | Проблема сохранения чести и достоинства в экстремальной обстановке; |
Музей | Археологические раскопки Проблема исторической памяти Проблема сохранения духовного наследия |
Язык | Проблема бережного отношения к языку Проблема экологии языка |
Спор, дискуссия | Проблема общения Проблема этики, хороших манер |
4. Подведение итогов урока.
Что такое проблема?
Назовите способы формулировки проблемы:
Какие проблемы были затронуты авторами прочитанных на уроке текстов?
Какие вы запомнили выражения для формулировки проблемы, обсуждаемой автором текста?
В чём отличие темы от проблемы?
5. Домашнее задание
Подобрать небольшой фрагмент художественного текста и сформулировать проблему, затрагиваемую автором.
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №14
Открытый урок в 10А классе
По теме «Определение проблемы исходного текста»
Провела: учитель
русского языка и литературы
Мужайдинова С.А.
Арзамас, 2011г.