Методика подготовки и проведения открытого урока
Введение
Открытые уроки являются важной составляющей методической работы. В отличие от стандартных занятий, открытый урок – это форма организации, требующая специальной подготовки, однако сохраняющая аутентичность учебного процесса. Особую ценность представляют уроки, выходящие за рамки привычного формата.
Главная задача этих рекомендаций – оказать методическую поддержку педагогам в решении задач по улучшению учебно-воспитательной работы при подготовке и проведении открытых уроков, как в рамках методических комиссий, так и в контексте аттестации педагогических кадров.
Ключевые цели данных методических рекомендаций включают: содействие росту эффективности профессионального саморазвития преподавателей и мастеров производственного обучения в процессе подготовки к открытым урокам, улучшение качества преподавания, а также предоставление методической помощи в анализе занятий и распространении передового педагогического опыта.
Открытый урок как форма организации методической работы
Открытый урок — это урок, во время которого преподаватель применяет нестандартные методы подачи материала. На открытом уроке преподаватель показывает, демонстрирует коллегам свой опыт, реализацию методической идеи, применение методического приема или метода обучения.
Для открытого урока подходит любая форма обучения и любой тип урока. Рекомендуемая продолжительность открытого урока – 45 минут. Этого времени достаточно, чтобы продемонстрировать структуру урока и педагогические находки преподавателя.
Подготовка к открытому уроку во многом схожа с подготовкой к обычному уроку. Однако, акцент на достижении методической цели накладывает свой отпечаток на структуру, содержание и выбор методических приемов и средств обучения. Преподаватель, проводящий открытый урок, должен обеспечить достижение методической цели через успешное освоение обучающимися запланированных знаний, умений и навыков. Анализ такого урока проводится с учетом достижения методической цели и уровня усвоения материала обучающимися.
Таким образом, ключевое отличие открытого урока от обычного заключается в наличии методической цели, определяющей то, что преподаватель хочет продемонстрировать коллегам.
Эффективность открытого урока оценивается по качеству усвоения обучающимися профессиональных и общих компетенций, знаний, умений и навыков под руководством преподавателя.
Преподаватели проводят открытые уроки в различных ситуациях
и для разных аудиторий
Для членов методической комиссии, чтобы продемонстрировать свой опыт и методы.
Для других преподавателей колледжа, особенно для молодых специалистов, с целью обмена опытом и демонстрации применения новых образовательных технологий. Здесь часто показывают стандартный урок.
Для педагогического состава колледжа с целью ознакомления и стимулирования к освоению инновационных подходов в образовании.
В присутствии администрации колледжа и экспертов, когда преподаватель проходит аттестацию для повышения квалификационной категории.
В рамках конкурсов профессионального мастерства, таких как «Преподаватель года», на уровне колледжа или города.
Рекомендации по подготовке и проведению открытого урока
Важным аспектом открытого урока является его новизна, которая может проявляться как в содержании учебного материала, так и в используемых методиках преподавания. Однако, ключевым моментом является наличие элементов, представляющих интерес для присутствующих коллег. Нет смысла демонстрировать методики, которые уже хорошо известны и активно используются самими педагогами.
Открытый урок должен демонстрировать решение конкретной методической задачи, над которой работает преподаватель. Индивидуальные методические изыскания должны быть взаимосвязаны с общими методическими целями учебного заведения, что отражает системный подход к организации методической работы.
Основная цель открытого урока – демонстрация преимуществ и эффективности используемых инновационных подходов. Преподаватель, проводящий открытое занятие, выбирает такую тему, содержание которой позволяет наиболее ярко продемонстрировать эти преимущества.
Основными критериями для оценки эффективности открытого урока должны быть качество освоения профессиональными и общими компетенциями, знаниями, умениями и опытом, приобретенными обучающимися под руководством преподавателя.
При проведении открытого урока необходимо соблюдать все стандартные требования к образовательному процессу. Занятие должно проходить в привычной обстановке, с соблюдением общепринятой продолжительности и других нормативов.
Важно, чтобы открытый урок не наносил ущерба усвоению материала обучающимися. Они должны получить объем знаний, сопоставимый с тем, который они получили бы при обычном изучении темы.
Для посещающих необходимо организовать рабочие места, расположенные таким образом, чтобы не отвлекать внимание обучающихся. Количество наблюдателей должно быть разумным, так как даже присутствие одного постороннего человека может создавать дискомфорт для участников образовательного процесса. Поэтому все большее распространение получает практика изучения опыта педагогов с помощью видеозаписей уроков.
Содержание открытых уроков должно соответствовать учебным программам. Недопустимо чрезмерное расширение материала или включение вопросов, не предусмотренных программой, ради демонстрации новых методик. Также не рекомендуется увеличивать время, отведенное на изучение темы.
Подготовка открытого урока не должна сводиться к "репетиции" с той же учебной группой. Предварительная подготовка обучающихся и "проигрывание" урока недопустимы.
Обучающимся желательно заранее (как минимум за день) сообщить о предстоящем открытом уроке. Это позволит им морально подготовиться к присутствию посторонних наблюдателей.
Подготовка к открытому уроку
Исходя из основной дидактической цели урока, можно указать такие типы уроков:
Урок изучения нового;
Урок закрепления;
Урок комплексного применения знаний, умений, навыков обучающихся;
Урок обобщения и систематизации знаний;
Урок проверки и коррекции знаний, умений, навыков;
Комбинированный урок.
Современная концепция учебного занятия подразумевает содержательную цель, включающую познавательный, развивающий и воспитательный аспекты, которые отражаются в цели по содержанию обучения.
Каждый тип урока, в зависимости от активности преподавателя и обучающихся, а также используемых источников информации, подразделяется на различные виды. Вид урока определяется основным методом организации совместной деятельности и преобладающим источником знаний.
Типы уроков | Виды уроков | Цели |
Урок изучения нового | лекция, экскурсия, исследовательская работа, практическое занятие. | Изучение и первичное закрепление новых знаний. |
Урок закрепления знаний | практическое занятие, экскурсия, выработку лабораторная работа, собеседование, консультация. | Имеет целью умений по применению знаний. |
Урок комплексного применения знаний | практическое занятие, лабораторная работа, семинар | Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. |
Урок обобщения и систематизации знаний | семинар, конференция, круглый стол и т.д. | Имеет целью обобщение единичных знаний в систему. |
Урок контроля, оценки и коррекции знаний | контрольная работа, зачет, смотр знаний | Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками. |
Этапы планирования, разработки и проведения открытого урока
Преподаватель самостоятельно определяет тематику открытого урока, опираясь на глубокий анализ учебного материала. При этом он выбирает такой материал, который позволит наиболее эффективно продемонстрировать разработанные им инновации в подходах, приемах и методиках обучения, а также оптимальную организацию учебной деятельности обучающихся на различных этапах занятия.
Подготовку к открытому уроку целесообразно начинать с определения методической цели. Данная цель должна отражать суть применяемой методики проведения занятия. Четкая формулировка методической цели обеспечит более конструктивный и объективный самоанализ и анализ урока в целом, а также позволит оценить адекватность выбора методов, приемов и форм организации учебной деятельности.
Примеры формулировок методической цели открытого занятия: разработка и применение методики использования персонального компьютера при решении прикладных задач; оптимизация организации самостоятельной работы учащихся; повышение активности познавательной деятельности обучающихся на занятиях (практических, лабораторных и т.д.) посредством использования наглядных пособий и дидактических материалов.
Важно заблаговременно обеспечить материально-техническую базу занятия. Рекомендуется проверить работоспособность приборов, оборудования, вычислительной техники и технических средств обучения, а также спланировать порядок их применения в ходе урока.
Наглядные и аудиовизуальные материалы должны быть подобраны таким образом, чтобы их использование максимально способствовало достижению поставленных целей. Избыточное количество наглядных пособий может отвлекать внимание обучающихся.
Схема поурочного плана
Тема урока (отразить на доске, экране)
Организационный момент
Постановка целей урока: обучающей, развивающей, воспитывающей.
(Отразить на доске, экране)
Планируемые результаты обучения: обучающиеся должны знать, уметь
Основные понятия (впервые вводимые на уроке).
Тип урока.
Основные методы, применяемые на уроке.
Оборудование урока.
Межпредметные связи.
Ход урока и режим времени
Проверка знаний
устный опрос;
комментирование ответов;
оценка знаний;
обобщение по опросу.
Закрепление материалов (имеет цель добиться, чтобы обучающиеся
запомнили материал, научились использовать полученные знания - активное
мышление)
Формы закрепления:
демонстрация учебного фильма;
решение задач, требующих практического использования полученных
знаний и умений;
групповая работа;
выполнение задания.
Итоги урока
Краткий вывод о проделанной работе, перечень полученных на уроке оценок с краткими комментариями; домашнее задание.
Самоанализ урока осуществляется в двух аспектах:
с точки зрения достижения методической цели
с точки зрения освоения обучающимися учебного материала.
Самоанализ урока преподавателем колледжа
Обозначить тему урока.
Указать тип урока.
Характеристика цели урока и планируемых результатов.
Взаимосвязь изучаемого с пройденным ранее материалом.
Общая характеристика группы, которая включает в себя анализ:
- общего развития обучающихся;
- знаний обучающихся по дисциплине;
- личностного развития.
План урока. Характеристика:
- универсальные учебные действия;
- методы и приёмы преподавания;
- формы контроля.
Проанализировать, насколько рационально выделено время для каждого вида работы и для каждого этапа урока; насколько логично выстроена структура; как организованы связки между этапами урока.
Проанализировать, какие наглядные, дидактические материалы, ТСО были использованы на уроке. Соответствует ли отбор этих материалов поставленным целям?
Анализ качества отношений между группой и преподавателем.
Оценка конечного результата:
- определение того, насколько запланированная цель достигнута на уроке;
- если не достигнута, то по каким причинам это произошло;
- вывод.
Список использованной литературы
Как успешно подготовить и провести открытый урок. Зацепина Н.В. Методические рекомендации ГБОУ СПО «Новокузнецкий техникум строительных технологий и сферы обслуживания», Новокузнецк, 2015, 63с.
Поташник, М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе: методическое пособие / М.М. Поташник. – М.: Центр педагогического образования, 2010. – 448 с.