Методика работы с текстовой информацией
на уроках истории
КОНЦЕПЦИЯ
Для современных учеников сегодня нет сложностей с поиском необходимой информации, трудности вызывает неумение работать с ней. С одной стороны, расширилось образовательное пространство, в связи с чем появились возможности, например, активно заниматься исследовательской или проектной деятельностью, используя при этом мультимедийные технологии. С другой – ученик не может рационально и грамотно выполнить работу, не владея системно необходимыми навыками и умениями.
Возможное решение этой проблемы видится в разработке методических приёмов по развитию у учащихся общеучебных навыков, необходимых прежде всего для преобразования текстовой информации. Такой подход можно выделить в качестве приоритетного, поскольку работа с текстом составляет основу изучения и освоения любого предмета. При этом понятие «текст» используется в самом широком его значении.
Опыт показывает, что развивать аналитические, организационные и коммуникативные навыки, необходимые старшекласснику для его образовательной деятельности, следует, начиная с 5-го класса. Затем в течение всего времени обучения требуется систематически их формировать и предлагать ученику определённые виды работ, позволяющие самостоятельно применять приобретённые умения и навыки.
ЦЕЛЬ
- освоение учителем приёмов и способов работы с различной текстовой информацией,
Ожидаемые результаты
- освоение механизмов формирования общеучебных навыков;
- овладение методикой постановки продуктивных и проблемных вопросов; --- знакомство и овладение приёмами и способами подачи, преобразования, анализа текстовой информации;
- приобретение практического опыта по разработке критериев при составлении различного типа заданий;
- знакомство с практикой межпредметной деятельности.
Общеучебные навыки можно рассматривать как основу формирования компетентностей, но при одном условии — если ученику будет предоставлена возможность осуществления самостоятельной практической деятельности (например, при работе с информацией).
В этом случае можно утверждать, что он приобретёт те же качества, что и при компетентностном подходе:
• способность извлекать из имеющегося опыта новые знания;
• способность применять навыки не только в ситуации их освоения, но и при выходе за рамки этих ситуаций;
• способность самостоятельно выбирать и сочетать необходимые для разрешения ситуации методы деятельности, находить различные способы решения;
• способность работать с разными видами информации, соотносить их, оценивать и преобразовывать;
• способность к критическому мышлению, выбору оптимальных способов действия, рефлексии.
Между требованиями, предъявляемыми к современному образованию, есть определённая взаимосвязь, и новый образовательный результат может быть получен за счёт уже используемых в школе технологий. Преподавателям необходимо лишь продумать логику их применения и осознать, что делать это надо в системе, если не в рамках всего образовательного учреждения, то хотя бы в рамках одного или нескольких предметов.
Текст — это то, с чем любой человек, вынужденно или добровольно, соприкасается ежедневно. Если же говорить о школьниках, то для них текст является основой обучения. Но для того, чтобы научиться понимать текст, им необходимо овладеть определёнными навыками и технологиями работы с информацией на каждом этапе её прочтения.
Алгоритм определения главной мысли текста
• Определите тему текста: отметьте наиболее характерные элементы (понятия, факты, явления и др.)
• Систематизируйте текстовую информацию: отделите «важное» от «второстепенного».
• Убедитесь в правильности понимания текста: объясните смысловое значение «важной» информации.
• Установите внутреннюю смысловую связь: определите, как по смыслу связана вся полученная вами «важная» информация.
• Сформулируйте главную мысль текста.
Для закрепления навыка выделения главной мысли учащимся предлагается второй текст. Они самостоятельно прорабатывают алгоритм, после чего проводится обсуждение каждого шага и полученного результата, корректируются допущенные недочёты и исправляются ошибки.
Алгоритм сравнения
• Определите (в тексте, на карте, в схемах, графиках, иллюстрациях) объекты для сравнения.
• Выберите важные для сравнения основания (критерии).
• Подберите к выделенным критериям характерные черты, свойства объектов.
• Укажите различия и/или сходства между объектами сравнения.
• Подведите итог проделанной работе и запишите его в виде суждения.
Алгоритм сопоставления
• Выявите наиболее характерные, значимые, существенные черты каждого из рассматриваемых объектов.
• Определите, насколько черты объектов схожи или различны.
• Установите причины, повлиявшие на формирование именно таких черт и свойств объектов.
• Проанализируйте полученную информацию: выявите наличие внутренних связей и/или внешних несоответствий между объектами.
• Сформулируйте вывод, отражающий понимание смысла установленных взаимосвязей и противоречий.
Необходимо отметить, что предлагаемы алгоритмы не следует рассматривать как некую застывшую форму, они являются рабочей моделью, в которую можно вносить изменения. Также алгоритмы осваиваются учащимися в процессе изучения темы, а не даются им изначально в готовом виде. Каждый алгоритм записывается в тетрадь, в результате чего создаётся своеобразная методическая копилка, которой ученики активно пользуются как на уроке, так и при выполнении домашних заданий.