М.С. ДОНЧЕНКО,
|
|
школа № 40, г. Владимир
|
|
|
|
|
От «искусства чтения» к «мастерству понимания»
Ниже приведены примеры проблемно-творческих заданий для анализа текста художественных произведений, традиционно изучаемых в школе. Задания дают ученикам возможность войти в художественный мир писателя. Учитель не стремится к тому, чтобы ответы школьников однозначно исчерпывали задания, а оставляет простор для иного решения проблемы. Цель учителя при анализе художественного текста – пробудить в ребятах с помощью этих заданий жажду творческого поиска, неприятие общих мест, прописной морали. Это и есть решение главное задачи в работе учителя-словесника: преподавание литература посредством самой литературы.
А.С. Грибоедов. «Горе от ума»
? В.Г. Белинский отмечал, что Фамусов – это «гоголевский городничий этого круга общества. Его философия и та же…». В чем сходство философии Фамусова и героя «Ревизора» Н.В. Гоголя?
? Определите, какие новые драматические оттенки внесла в комедию сцена разоблачения Молчалина (действие IV, явление 12 и 13), которой не было в первоначальном варианте.
? Как вы думаете, сколько лет Петрушке, слуге Фамусова? В спектакле «Горе от ума», поставленном режиссёром Г.А. Товстоноговым в БДТ им. М.Горького в Ленинграде, Петрушка – ровесник своего хозяина. С какой целью это было сделано?
? Не кажется ли вам, что эпизод, связанный в произведении с Репетиловым, может быть без ущерба удалён, ведь он никак не движет основную сюжетную линию? Если же данная сцена, по вашему убеждению, выглядит органичной и необходимой для целостного звучания пьесы, то объясните, благодаря чему это происходит. Например, известный актёр и режиссёр Ю. Завадский, исполнивший роль Чацкого, признавался в процессе репетиций: «Сказать по правде, для меня ещё эта сцена с Репетиловым лишняя. Какая моя задача в ней? Жду кареты…» Согласны ли вы с подобным мнением? Какую задачу, по-вашему, должен решать в этой сцене актёр, играющий Чацкого?
А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»
? Рассмотрим две характеристики. В одной речь идёт об Ольге, в другой о Татьяне.
Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда как утро весела,
Как жизнь поэта простодушна,
Как поцелуй любви мила…
(Глава II,строфа XXIII)
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
(Глава II, строфа XXV)
Не противоречат ли приведённые строки отношению поэта к Татьяне и Ольге, ведь на первый взгляд пушкинский идеал проигрывает в сравнении с вполне заурядным женским типом? Как бы вы опровергли это утверждение?
? Завершая первую главу романа, А.С. Пушкин писал:
Пересмотрел всё это строго:
Противоречий очень много,
Но их исправить не хочу.
В самом деле, в «Евгений Онегин» чрезвычайно много сознательно допущенных «противоречий». Вот одно из них. О Татьяне автор сначала говорит:
Она по-русски плохо знала,
Журналов наших не читала
И выражалася с трудом
На языке своём родном.
(Глава III, строфа XXVI)
Впоследствии он замечает:
Татьяна (русская душою)…
( Глава V , строфа IV)
? Как бы вы разрешил эти противоречия?
? Вспомните письмо Татьян к Онегину. Прочитайте его и обратите внимание, как происходит в нём смена местоимений: сначала героиня обращается к герою на «вы», затем на «ты» и в конце письма снова на «вы».
Как это характеризует переживаемое ею противоречивое психологическое состояние?
? Проанализируйте, какую роль в лирических отступлениях в романе играет мотив воспоминаний.
Н.В. Гоголь. «Мёртвые души»
? В произведении рассказывается о прошлом только двух героев ? Чичикова и Плюшкина, а биографические сведения всех остальных персонажей
не сообщаются. Случайно ли это? Имеет ли данный художественный факт какое-то объяснение?
? С какой, на ваш взгляд, целью в поэме изображена сцена завтрака у полицмейстера ,где Чичиков, довольный выгодно проведёнными сделками по покупке мёртвых душ, приходит в такое веселое расположения, настолько, как пишет Гоголь, «развязывается», что «стал читать Собакевичу послание в стихах Вертера к Шарлотте, на которое тот хлопал только глазами, сидя в креслах, ибо после осетра чувствовал более позыв ко сну»(глава 7).
? Какие новые штрихи к портрету Чичикова добавляет эта сцена?
? С какой художественной целью «перепутаны» в произведении времена года: собравшись к Манилову, Чичиков надевает «шинель на больших медведях», в
имении же его встречают «клумбы с кустами сиреней и
жёлтых акаций..пруд, покрытый зеленью»; Коробочка, впуская Чичикова на ночлег, говорит о вьюге на дворе, а у самой в огороде цветут фруктовые деревья, свинья ест арбузные корки и так далее. Попытайтесь истолковать эти несоответствия как имеющие непосредственную связь с общей идейной направленностью «Мёртвых душ».
? Почему Н.В. Гоголь сохраняет некоторую таинственность действий Чичикова, связанных с покупкой мёртвых душ, оставляя объяснение цели его предприятия на конец поэмы?
А.Н.Островский. «Гроза»
? В своём последнем монологе Катерина произносит такие слова: «А об жизни и думать не хочется. Опять жить? Нет, нет, не надо… нехорошо!»(д.5, явл. 4). Объясните, почему героиня произносит именно эти слова, ведь ничего «нехорошего» окружающим она вроде бы не сделала.
? Как вы думаете, что заставило А.Н. Островского выкинуть реплику Кабановой «Присядемте», сказанную в конце проводов сына в путь, и заменить её на «Садитесь все!»? Почему драматурга не устроила также первая редакция реплики Катерины: «Я не умею так-то», произнесённая в ответ на слова варвары: « А по-моему: делай что хочешь, только бы шито да крыто было», и в окончательном варианте главная героиня говорит по-другому: «Не хочу я так»?
? Кому в драме А.Н. Островского «Гроза» принадлежат следующие реплики?
- Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказываю.
- Да как же я могу, маменька, вас ослушаться?
- Не уважишь тебя, как же!
- Баклуши ты, что ль, бить сюда приехал! Дармоед!
- Пропади ты пропадом!
- Бла-алепие, милая, бла-алепие!
? Как языковые маски характеризуют стоящих за ними действующих лиц?
Л.Н. Толстой. «Война и мир»
? Почему, на ваш взгляд, Л.Толстой отказался от сцены избиения Пьером Анатоля Курагина после его попытки бежать с Наташей, как это было в первоначальном варианте?
? Рассказывая о сложных финансовых делах Ростовых, Л.Толстой создаёт в романе такой образ: «Граф, как в огромных тенётах, ходил в своих делах, стараясь не верить тому, что он запутался, и с каждым шагом всё более и более запутываясь и чувствуя себя не в силах ни разорвать сети, опутавшие его, ни осторожно, терпеливо приняться распутывать их» (т.2, ч.IV, гл. 8).
? Почему писатель четыре раза использует в одной фразу однокоренные слова?
? Первое появление Наполеона в романе (перед началом Аустерлицкого сражения) отмечено такой деталью : « … он снял перчатку с красивой белой руки, сделал ею знак маршалам и отдал приказание начинать дело» (т.1 ч.III, гл.14). Что характеризует эта деталь в облике Наполеона, как она связана с его целостным образом?
? В одном из изданий «Войны и мира» (1873) Л.Толстой исключил ряд военно-исторических и философских рассуждений из текста, а часть вынес в специально написанное приложение. Как вы думаете, чем он руководствовался, пропустив таким образом?
? В романе (т.3 ч.I, гл.2) изображен фрагмент переправы польских улан через Вильно. Как свидетельствуют историки, Наполеон сам приказал польским уланам вплавь перебраться через реку. У Толстого переправа совершается по инициативе полковника и самих улан, пожелавших отличиться перед императором. Перечитайте эту сцену, в которой Наполеон изредка равнодушно взирает на гибнущих в воде солдат. Зачем писателю понадобилось отступление от исторических фактов? Что даёт в данном случае художественный вымысел для характеристики образа Наполеона?