СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиада школьников по русскому языку. 10-11 классы.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке содержатся олимпиадные задания по русскому языку для обучающихся 10-11 классов (школьный этап)

Просмотр содержимого документа
«Олимпиада школьников по русскому языку. 10-11 классы.»

Всероссийская олимпиада школьников

по русскому языку в 10-11 классах

(школьный этап)

2015 -2016 учебный год

Время выполнения 3 часа

Задание 1.

Определите, что получится, если звуки, составляющие следующие слова, произнести в обратном порядке:

Тля, юг, урюк, лезь, счёт.


Задание 2.

Современная буква «эф» по начертанию восходит к букве «ферт» кириллицы.  Древнее название этой буквы отразилось в устойчивом выражении «фертом стоять или смотреть» –  подбоченившись, так, что похоже на букву «эф», развязно. Приведите другие фразеологизмы, в которых отразились бы названия букв древнерусской азбуки. Объясните значения этих фразеологизмов.


Задание 3.

Подберите слова, обозначающие лицо противоположного пола: армянин, бразилец, индиец, балерина, барон, генерал, директор, клоун, турок, черкес.


Задание 4.

Найдите, исправьте и объясните речевые ошибки и недочёты.
А) Вопросы эти освещаются в книгах и газетах, лекциях и брошюрах, докладах и журналах.
Б) К числу достижений преподавательского состава гимназии следует отнести то, что в ней успешно проводится воспитательная работа, внеклассные мероприятия хорошо налажены, из года в год повышается успеваемость учащихся.
В) Главное, чему хотелось бы уделить внимание, - это художественной стороне произведения.


Задание 5.   Всем известно выражение: из огня да в полымя. Старославянский вариант последнего  слова - пламя. Как по-древнерусски звучала полногласная параллель?


Задание 6.

Закончите начатые фразы подходящими из списка словами, ставя их в нужной форме. Напишите правильно оставшиеся слова.


А) Каждый из нас, склонных к роскоши и праздности, в душе немного ….
Б) Не только женщины, желающие освободиться от ограничений и добиться равных прав, добиваются …
В) Прекрасный дар моллюсков человечеству - это…

Г) Понижение официального курса бумажных денег по отношению к валюте называют ...
Д) Выставлять кого-нибудь в невыгодном свете – значит … .
Е) Исключительное право человека или организации – это … .

Слова для справокд_в_львация, с_б_рит, д_гр_дация, р_аб_л_тация, л_т_ргический, ф_л_нтроп, пр_ор_тет, пр_р_гатива, экв_в_лент, п_н_гирик, .._м_нс_пация, п..рл..мутр, к_мпр_м_тировать, ап..л..яция.


Задание 7.

Укажите, к какой части речи относятся выделенные слова.

А. Полна коробочка.

Б. Полно, хватит горевать – слезами горю не поможешь.

В. Эта вещь устроена очень просто.

Г. Я не пойду к директору – просто не хочу нарываться на неприятности.

Д. Жарко, печка обогрела избу, и было как в бане.

Е. Друзья жарко обнялись и никак не могли поверить в неожиданную встречу после долгих лет разлуки.

Задание 8.

Из какого словаря взяты данные толкования? Обоснуйте свой ответ.
Клёвый - клюжий, клювый, хороший, пригожий, красивый, казистый, добротный; выгодный или полезный.
Лох - разиня, шалопай.
Стрёмный - прыткий, поворотливый, бойкий, расторопный.
Тормоз - кто везде помехой, кто мешает делу, не дает чему ходу.


Задание 9. Выпишите имена учёных-лингвистов:

Бархударов, Виноградов, Ковалевская, Даль, Ландау, Розенталь, Щерба, Бехтерев, Вавилов, Пирогов.

Задание 10.

Сколько вариантов расстановки знаков препинания предполагает это предложение? Объясните ваш выбор.

Окна в домике были темны там спали.


Задание 11. Назовите изобразительно - выразительные средства, использованные в цитате. Приведите примеры употребления данных тропов в других произведениях русской литературы.

Швейцара мимо он стрелой Взлетел по мраморным ступеням…


Задание 12.

Сравните в приведенных предложениях употребление слов год и година. Есть ли различия в значении и употреблении этих слов? Какова их дальнейшая судьба? Приведите примеры.

А) «Приде год ея, егда же родить отроча» (Остромирово Евангелие)
Б) «Приде година да прославится Сынъ Человечьскыи» (Остромирово Евангелие).