СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Погода и её элементы

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме "Погода и её элементы" по параграфу 45 (учебник Алексеев А.И)

Просмотр содержимого документа
«Погода и её элементы»

Тема урока: «Погода»

Цели урока: 1. Формирование знаний о погоде и ее элементах, причинах, влияющих на ее изменение, типах погоды и ее предсказаниях.

2. Формирование умений анализировать синоптические карты

3. Развитие умения анализировать, делать выводы, работать самостоятельно.

4. Воспитание экологического мышления.


Оборудование: мультимедийный проектор, компьютерная техника, синоптическая карта и карта тепловых поясов Земли в электронном виде, физическая карта мира, географический атлас 6 класс, презентация с таблицами и картами, музыка и видеофрагмент прогноза погоды с телевизионного канала РТР, оперативный контроль по новой теме (электронный тест).


Ход урока.

  1. Организационный момент – 1 мин.

  2. Повторение ранее изученного материала -10 мин.


Учитель. Ребята, сегодня на уроке мы продолжим изучение воздушной оболочки нашей планеты-атмосферы. Но прежде, закрепим ранее полученные знания о ней. Предлагаю вам ответить на следующие вопросы. Учитель задает вопросы, учащиеся дают на них ответы.

1) Что такое атмосферные осадки? Ответ: это вода в жидком или твердом состоянии, выпадающая из облаков или осаждающаяся из воздуха.

2) Какие виды осадков вы знаете? Ответ: дождь, снег, град, роса, морось, иней, изморозь и др.

3) Какие виды облаков вы знаете? Ответ: слоистые, кучевые, перистые, слоисто - дождевые и др.

4) Чем облака отличаются друг от друга? Ответ: образуются на разных высотах, по структуре частиц, из которых они состоят и по форме.

5) Почему не все облака дают осадки? Ответ: только облака с крупными кристаллами льда или каплями воды, несмотря на восходящие потоки воздуха, под действием силы тяжести, устремляющимися вниз, дают осадки. При условии, если они не успевают испариться в подоблачном слое.

6) Какие виды облачности вы знаете? Ответ: ясно, малооблачно, облачно, пасмур


  1. Изучение нового материала - 25 мин.

(Звучит заставка из программы "Новостей" перед "прогнозом погоды"):

Учитель: Кто из вас узнал эту мелодию?

Ученики: эта музыка звучит, когда передают прогноз погоды.

Учитель: О чем говорится в прогнозе погоды? (о погоде)

Учитель: Назовите тему нашего урока

Ученики: "ПОГОДА" (запись в рабочий лист)

Учитель: На столах у вас разные атласы, пролистайте их и найдите мне такую карту (слайд)

Ученики: не находят

Учитель: Этой карты нет ни в одном школьном атласе. Это особая карта, и называется она по особому – СИНОПТИЧЕСКАЯ, чтобы её прочитать, надо знать специальные цифры и символы, связанные с погодой.


Учитель: Итак, какую цель мы сегодня поставим на уроке?

Прочитать синоптическую карту


Учитель: Что для этого нам надо будет сделать?

  • Узнать что такое погода

  • Систематизировать знания об элементах и явлениях погоды 

  • Узнать, как и кто составляет синоптическую карту


Вопрос № 1

Учитель: Кто из вас знает, что такое погода? (нет точного определения)

Учитель: На слайде приведен отрывок из произведения Ивана Бунина «Антоновские яблоки». Прочитайте внимательно этот отрывок и попробуйте определить, что такое погода (на слайде: С конца сентября наши сады и гумна пустели, погода, по обыкновению, круто менялась. Ветер по целым дням рвал и трепал деревья, дожди поливали их с утра до ночи. Иногда к вечеру между хмурыми, низкими тучами пробивался на западе трепещущий золотистый свет низкого солнца, воздух делался чист и ясен, а солнечный свет ослепительно сверкал между листвою, между ветвями, которые живою сеткою двигались и волновались от ветра…Ветер не унимался и снова нагонял зловещие космы пепельных облаков. Они бежали низко и быстро - и скоро, точно дым, затуманивали солнце. В саду становилось пустынно и скучно, и снова начинал сеять дождь... сперва тихо, осторожно, потом все гуще и, наконец, превращался в ливень с бурей и темнотою. Наступала долгая, тревожная ночь... ("Антоновские яблоки" И. А. Бунин))

Ответы учащихся: изменение атмосферы, дождь и ветер, а потом ясно и без ветра.


Учитель: найдите в тексте, где об этом написано (зачитывают)

Учитель: где происходят изменения?


Учитель: Сравните свое определение с определением в учебнике – §45

(Погода - состояние тропосферы в данном месте в данное время).

Запись определения в рабочий лист


Вопрос № 2

Учитель: Найдите в тексте, из каких элементов состоит погода: ветер, дождь, облака


Учитель: Давайте ещё посмотрим прогноз погоды, который нам показывают по телевизору, и выявим недостающие элементы погоды. (Любой видеофрагмент прогноза погоды с канала НТВ, который на уроке выводится на экран с помощью мультимедийного проектора. Учащиеся просматривают сюжет, затем перечисляют и записывают в рабочий лист элементы погоды, озвученные в нем). Слушайте внимательно!


Ответы:

1 ученик. Температура (например,+15°С в Москве);

2 ученик. Атмосферное давление (например, 736 мм рт.ст.);

3 ученик. Количество осадков (миллиметры)

4 ученик. Влажность воздуха (например, 70%);

5 ученик. Ветер (например, порывистый ветер – 17 м/с);

6 ученик. Облачность (например, переменная облачность с просветами);

7 ученик. Атмосферные явления (например, грозы в Санкт-Петербурге и в Москве).


Учитель. Ребята, дайте с вами вспомним, какие приборы используются для измерения тех или иных элементов погоды. Учитель задает вопросы с демонстрацией приборов (дети смотрят и заполняют таблицы в рабочих листах)

1) Что такое термометр? Ответ учащихся: прибор для измерения температуры воздуха.

2) Что такое барометр? Ответ учащихся: прибор для измерения атмосферного давления.

3) Единицы измерения давления? Ответ учащихся: мм.рт.ст., мб (миллибарах) или гПа (гектопаскалях).

4) Что такое гигрометр? Ответ учащихся: прибор для измерения влажности воздуха.

5) Единицы измерения относительной и абсолютной влажности? Ответ учащихся: % и г/м в кубе.

6) Для чего используется флюгер? Ответ учащихся: используется для определения направления ветра.

7) Для чего используется анемометр? (скорость ветра). В чем измеряется? (м/с)


Учитель: в тропосфере мы также можем наблюдать и явления погоды

1) Какой вид облаков вы видите сейчас на небе? (Учащиеся смотрят на небо в окно и дают ответ: перистые, слоистые, кучевые или вообще безоблачно)

2) А какая сейчас облачность? (Учащиеся смотрят на небо в окно и дают ответ, используя информацию слайда, выведенного на экран с помощью мультимедийного проектора)

На экран выводятся слайды из презентации, подготовленной учителем, с информацией о том, какими обозначениями наносят сведения об облачности и осадках на карту погоды (Приложение 3).

3) Есть ли у нас сейчас какие-нибудь осадки? (Учащиеся смотрят в окно и дают ответ, используя информацию слайда из презентации, выведенного на экран с помощью мультимедийного проектора )

4) Есть ли у нас сейчас ветер за окном? (Учащиеся смотрят в окно и дают ответ, используя информацию слайда из презентации, выведенного на экран с помощью мультимедийного проектора)


Учитель: Посмотрите сколько нужно делать работы, для того чтобы измерить и заксировать элементы и явления погоды. Кто же выполняет эту работу?


Видеоролик о метеорологии


Прогноз погоды — научно-обоснованное предположение о будущем состоянии погоды в определённом пункте или регионе на определённый период


Ребята, давайте, используя ресурсы интернета, посмотрим какой прогноз погоды в с. Юксеево на сегодня (выход в интернет на сайт http://www.meteoinfo.ru/forecasts). Один из учеников озвучивает вслух данные прогноза погоды.


Учитель. Прогноз погоды базируется на информации, полученной из различных источников. В мире существуют организации метеорологических наблюдений. В России существует обширная сеть метеорологических станций (в мире их сейчас около 10000), постов, обсерваторий. Ведутся аэрологические наблюдения с помощью радиозондов, воздушных шаров, метеорологических и геофизических ракет. Наблюдения на морях и океанах со специально оборудованных судов, автоматическими метеобуями. Метеорологические исследования опираются на новейшие приборы с использованием камер искусственного климата, авиации, спутниковой информации.

На экран выводится картинка из презентации учителя, где показаны различные источники, дающие информацию прогноза погоды (Приложение 3).


Учитель. Кому же особенно необходима информация о погоде? Главными потребителями метеорологической информации являются морской флот и авиация. Сведения о метеорологическом режиме широко используются при проектировании и эксплуатации различных сооружений — зданий, аэродромов, железных дорог, линий электропередач и т. д. На первом месте по зависимости от погодных условий и климата стоит сельское хозяйство. На продуктивность большое влияние оказывает влажность почвы и воздуха, количество осадков, света, тепла. В конце XIX века сформировалась даже самостоятельная отрасль метеорологии — агрометеорология.


По полученным метеорологическим данным составляются специальные карты погоды. Ежедневно сотни специалистов самых разных профессий используют специальные карты погоды - синоптические. Синоптическая карта (греч. συνοπτικός, «обозримый одновременно») — это географическая карта, на которой условными знаками нанесены результаты наблюдений многих метеостанций. Такая карта дает наглядное представление о состоянии погоды в данный момент. При последовательном составлении карт выясняются направления движения воздушных масс, развитие циклонов, перемещение фронтов.


На экран с помощью мультимедийного проектора выводится слайд из презентации с электронной синоптической картой (Приложение 3).


Учитель. Ребята, давайте обратим внимание, какие элементы погоды на ней изображены и какими условными обозначениям. Учащиеся на примере г. Москвы дают ответ: область давления обозначена буквой Н, что означает низкое давление, облачно, высококучевые облака и др.


IV. Закрепление -7 мин.

Учитель. Ребята, давайте закрепим наши знания, полученные на сегодняшнем уроке, и ответим на вопросы теста. Учащиеся отвечают письменно на 10 вопросов из электронного теста «Сферы. Планета Земля. 6 класс» по теме «Погода». Далее учитель знакомит учащихся, принимавших активное участие на уроке, с оценками.


























Дата________________


Тема урока________________________________________________________

1. Погода - это_______________________________________________________

_________________________________________________________________

2. Элементы погоды

Параметры

Единицы измерения

Прибор для измерения

Температура




Атмосферное давление



Количество осадков



Влажность воздуха





3. Явления погоды

Явления погоды

Обозначения

Облачность:

- Ясно

- Пасмурно


Облака:

- слоистые

- кучевые

- перистые


Вид осадков:

- дождь

- снег

- град


Ветер (сила ветра)





Ветер (направление)






4. Метеоролог – это________________________________________________

5. Метеорология – это______________________________________________

6. Синоптик – это__________________________________________________

7. Синоптическая карта –это________________________________________

Задание 1. Выбрать на карте город Пермь, используя условные знаки дать характеристику погодных условий для города на 10.10.2011 г.


Пермь:


Температура_______________

Облачность________________

Атмосферное давление________________

Осадки________________

Направление ветра_______________

Сила ветра________________





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!