СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Портфель достижений как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект был разработан в рамках повышения квалификации по ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Портфель достижений как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений»

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

«Институт развития образования Республики Татарстан»

ОТдЕЛ раЗВИТИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ и ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ








Проектная работа в рамках образовательной программы:



«Совершенствование процесса обучения иностранному языку в условиях введения и реализации ФГОС основного общего образования»



По теме «Портфель достижений как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений»





Автор проекта:

Загидуллина Гульзия Фаризовна,

учитель английского языка

МБОУ «Гимназия №14»









Казань, 2017



Введение

За последние несколько лет российская система образования, и в особенности система обучения в школе, претерпела существенные изменения. Отныне во главу угла ставится личность ребенка, его интересы, склонности, навыки, а учитель же играет роль помощника, призванного направить ученика, помочь ему достичь целей, необходимых именно для него как личности, то есть обучение стало носить преимущественно личностно-ориентированный характер. В связи с этим, перед современным учителем встает довольно сложная, комплексная задача – применить собственные навыки межкультурной адаптации таким образом, чтобы знание языка и культуры другой страны стало личной целью каждого из учеников. Учитывая произошедшие изменения в процессе обучения в целом, а также важность поставленной задачи, ведущими педагогами современности были разработаны новые технологии обучения иностранным языкам в средней школе. И одним из наиболее популярных является портфель достижений как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования - один из инструментов реализации требований Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, направленный на обеспечение качества образования.

Показатель динамики образовательных достижений — один из основных показателей в оценке образовательных достижений.

Оценка динамики образовательных достижений, как правило, имеет две составляющие: педагогическую, понимаемую как оценку динамики степени и уровня овладения действиями с предметным содержанием, и психологическую, связанную с оценкой индивидуального прогресса в развитии ребёнка.

Портфель достижений — это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач.



Актуальность проекта

Портфель достижений представляет собой специально организованную подборку работ, которые демонстрируют усилия, прогресс и достижения обучающегося в различных областях, а в нашем случае в обучении иностранному языку.

Цель и задачи проекта

Цель данного проекта – собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития ученика, его усилия, прогресс и достижения , демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений .

Задачи:

-сформировать у обучающегося универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования в основной школе;

-поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся;

-поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

-развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности обучающихся;

-формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

-отмечать языковые способности, умения, навыки учащегося;
 -отслеживать опыт межкультурного общения учащегося;
-исследовать развитие учащегося в течение определённого времени;
-изучить особенности себя как личности и развивать самоуверенность;
- развивать письменные навыки.


Целевая группа проекта

Преподаватели английского языка, обучающиеся 5-11 классов.

Объект и предмет исследования

Объект исследования: портфель достижений учащегося в рамках обучения иностранному языку.

Предмет исследования: приемы и методы создания портфеля достижений как инструмента оценки динамики индивидуальных образовательных достижений на уроках английского языка.

 

Жизненный цикл и этапы реализации проекта

Сроки реализации проекта: март2017года -май 2018года.

Этапы реализации проекта:

Программа проектных мероприятий



Комплекс мер

Место проведения

Срок проведения

Ответственный

Этап 1 Теоретическая подготовка

1

Поиск материала.


дома

март-апрель

Загидуллина Г.Ф.

2

Выборка материала.

в школе

май

Загидуллина Г.Ф.

Этап 2 Практическая деятельность

1

Оформление портфеля достижений

дома,

в школе

сентябрь 2017-май 2018

Загидуллина Г.Ф.





Ожидаемые результаты реализации проекта

1. развитие мотивов учебной деятельности;

2.развитие творческой активности;

3.формирование умения планировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

4.повышение качества обученности иностранному языку.

Краткосрочные результаты — научиться СИСТЕМАТИЧЕСКИ пополнять портфель .

Долгосрочные результаты – совершенствовать успешное освоение обучающимся основной образовательной программы по предмету иностранный язык(английский)

Риски реализации проекта и пути их преодоления



Риски

Условия возникновения

Пути преодоления

  1. Неинформированность.

Первые шаги на пути выборки материала

Сотрудничество с другими коллегами,

которые практикуют данный вид работы.

  1. Учащиеся не имеют опыта составления портфеля .

Работа в группах снижает ответственность с одних учеников, поэтому они надеются на других.

Показать примеры портфеля и научить его систематически,правильно пополнять.

  1. Растерянность, многообразие материалов

Много примерных шаблонов. Как же выбрать наиболее подходящее для себя?

Дать конкретные шаблоны.



Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта:

Считаю, что основными критериями эффективности использования портфеля достижений как инструмента оценки динамики индивидуальных образовательных достижений , повышение мотивации учащихся в изучении английского языка:

  • качество знаний

  • продуктивность обучения иностранному языку(английскому)



Дальнейшее развитие проекта

По окончании проекта деятельность в выбранном направлении должна быть продолжена.Именно поэтому необходимо предложить механизм продвижения результатов проекта.

Результаты этого проекта могу быть использованы в дальнейшем на уроках английского языка.

Заключение

Вывод:


Портфолио(портфель достижений) по английскому языку является одним из показателей, на основании которых создается итоговая оценка выпускника начальной школы и принимается решение о возможности или невозможности продолжения обучения иностранному языку каждого обучающегося на следующей ступени общего образования и готовить к экзамену по английскому языку в старших классах.

В заключение хочется отметить, что образовательная технология «портфолио(портфель)» не только создаёт возможности неформального оценивания достижений учащихся по предмету, но также повышает их мотивацию в дальнейшем совершенствовании своих предметных и надпредметных навыков. Кроме того, портфель является для ученика своеобразной книгой воспоминаний об определённом периоде его обучения/ жизни в школе. «…нет ничего выше и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное ещё из детства… вот какое-нибудь этакое прекрасное, святое воспоминание, сохранённое с детства, может быть, самое лучшее воспитание и есть. Если много набрать таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасён человек на всю жизнь». Ф. М. Достоевский





































Список использованных документов и источников информации

1.Лещева Галина Анатольевна http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/08/14/portfel-dostizheniy-kak-instrument-otsenki-dinamiki

2.http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/08/14/portfel-dostizheniy-kak-instrument-otsenki-dinamiki

3.https://infourok.ru/portfel-dostizheniy-kak-instrument-ocenki-dinamiki-individualnih-obrazovatelnih-dostizheniy-i-lichnostnogo-rosta-obuchayuschihsy-565345.html

4.http://www.elizarovo-hmrn.edusite.ru/p169aa1.html

































Приложение №1



Структура и содержание портфеля



Структура Портфеля для учащихся средних и старших классов

1.     языковой паспорт

2.     языковая биография

3.     досье

Раздел 1. «Языковой паспорт»

В паспорте учащийся отражает свой уровень владения иностранным языком; сведения об изучении языков и опыте межкультурного общения, перечень сертификатов и дипломов, обзор индивидуальных компетенций в языке в данный период времени.

Паспорт включает в себя следующие разделы:

·         информация об ученике

·         обзор достижений в изучении иностранного языка

·         сведения об изучении языков

·         перечень сертификатов и дипломов

·         языковые навыки, описанные на основе уровней

Раздел 2. «Языковая биография»

Раздел «Языковая биография» отражает способность к самооценке и планированию изучения языков. В этом разделе ученик представляет:

а) свою историю изучения языка, анализируя собственные достижения и прогресс и подкрепляя анализ примерами и фактами языковой биографии;
б) перечень межкультурного опыта, т.е. поездок и контактов, и как они повлияли на развитие компетенций и навыков.

В «Языковой биографии» также представляются  контрольные листы для самооценки. Параметры, по которым уточняется и оценивается (как учеником, так и учителем) уровень владения иностранным языком учащегося, составляют: коммуникативные умения устной и письменной речи; стратегические умения; компенсационные умения; качественные характеристики устных и письменных высказываний обучающегося с точки зрения норм изучаемого языка.

 Раздел3. «Досье»

Досье включает материалы для документирования и иллюстрирования достижений или опыта, описанных в паспорте и языковой биографии. Ученик собирает работы, свидетельствующие о его достижениях в самостоятельном изучении языка:

·         «лучшие» письменные работы (не обязательно с отличными оценками)

·         стихи и рассказы, написанные учащимся

·         индивидуальные и групповые проекты

·         работы, выполненные на компьютере

·         письма, открытки

·         письменные доклады, рефераты;

·         рекомендательные письма, награды и другие формы признания достижений учащегося.

·         грамоты, награды и другие формы признания достижений учащегося

·         памятки, рекомендации по развитию учебных навыков (умение организовать свою работу; схема написания эссе, письма и т.д.).











Приложение №2



Таблица образовательных результатов

 

ФИ ученика

Умения в аудировании

Умения в чтении (про себя)

Лексико-грамматические навыки

Умения в письменной речи

Умения в говорении

Умение взаимодействоваать в группе

Умение сохранять

учебную цель

Умение осуществлять информационный поиск

И др. …

1.

5

 

 

4

 

5

 

 

 

2.

4

5

 

3

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

















Приложение №3



Памятка для учителя

7 правил технологии «Оцениваем» по ФГОС

ЧТО?Все действия! Но отметка – за решение конкретной задачи

КТО?Ученик + учитель  в диалоге

СКОЛЬКО?Одна задача – одна отметка

ГДЕ?В таблицах образовательных результатов и в портфеле достижений школьника

КОГДА?Текущие – по желанию, тематические – обязательны (+право пересдачи)

КАК?По критериям уровней успешности (с переводом в любой тип отметок)

ПРЕДМЕТНЫЕ– по таблице образовательных результатов, а итоговая – по всем накопленным результатам портфеля достижений и диагностик.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение4

Лист самооценки

Description of achievement

Poor

fair

good

excellent

I can read and understand the information about

 

 

 

 

I can listen and understand the information about

 

 

 

 

I can write

 

 

 

 

I can speak about

 

 

 

 

I can ask and answer the questions about

 

 

 

 



Памятка для ученика

РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ САМООЦЕНКИ

Задание

Решение

Что нужно сделать?

 

Удалось ли сделать?

 

Все правильно или есть недочеты?

 

Сделал сам или с чьей-то помощью?

 

Как мы отличаем «5», «4» и «3»?

 

Какую отметку ты поставишь себе?

 




























Приложение №5


Разделы рабочего Портфолио

1. Страницы раздела «Мой портрет»:

1.1.Мой портрет (знакомьтесь: это - я)

Напиши о себе (как умеешь):

Меня зовут___________________

Я родился ____________________ (число/месяц/год)

Я живу в ______________________

Мой адрес________________________

1.2.Моя семья

Нарисуй портрет своей семьи

Родословное дерево

1.3. Чем я люблю заниматься

2. Страницы раздела «Планируемые результаты»:

2.1. Лист диагностики, проведенной учителем на первых уроках в школе

Я могу делать…

Я хочу научиться в этом году…

Я научусь в этом году…

Я читаю…

Я хочу прочитать…

2.2. Планируемые предметные результаты

Составляется вместе с учителем на уроке

Предмет

Чему научусь

Рисунок или пример

Русский язык



Литература



Математика



Биология и т. д.





МОИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПЛАНЫ НА ГОД



период

Чего хочу добиться

Что собираюсь для этого сделать

Результат

К концу года




В 1 четверти




Во 2 четверти




В 3 четверти




В 4 четверти





2.3. Мой распорядок дня


Время

Дела

Рисунок

Утро




День




Вечер






3. Страницы раздела «Портфель моих учебных достижений»:

Раздел включает:

3.1 Материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам.

3.2 . Для обучающихся 5-8 кл., 10 кл. обязательной составляющей также являются: средний балл годовых оценок; 9,11 кл. – результаты государственной (итоговой) аттестации:

- математика;

- русский язык;

- экзамены по выбору

- средний балл аттестата;

- результаты муниципальных тестирований, репетиционных, пробных экзаменов,

итогового тестирования.


На каждый предмет имеется свой «файл», в него вкладываются диагностические работы.

3. Раздел «Портфолио отзывов»

Раздел включает:

- оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т.п. за процессом овладения универсальными учебными действиями, которые ведут учителя начальных классов, школьный психолог и другие непосредственные участники образовательного процесса;

- характеристики отношения ученика к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, педагогами дополнительного образования, одноклассниками, представителями общественности (тексты заключений, рецензии, отзывы, письма и пр.);

- анализ самим школьником своей деятельности.

Школьник может представить следующие материалы:

  • Задание, которое мне больше всего понравилось

  • Моя лучшая работа

  • Я прочитал ……. книг.

  • Что я теперь знаю, чего не знал раньше?

  • Что я теперь умею, чего не умел раньше?

  • Мои цели и планы на следующий учебный год:

  • Чему я еще хочу научиться?

  • Какие книги хочу прочитать?

  • Мое участие в школьных и классных праздниках и мероприятиях

4. Раздел « Портфолио документов»

Прилагаются грамоты, дипломы, сертификаты и др., подтверждающие достижения во внеурочной деятельности.