Тема урока. Предложения двусоставные и односоставные
Поэзия Пушкина – неиссякаемый источник, который, как в сказке, поит « живою водой » всех, кто прикоснется к нему.
Записываем предложение, в котором
нет подлежащего:
Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!
- Подчеркните грамматическую основу. Переходим к теме урока.
- Записав тему, отвечаем на вопрос:
? На какие группы по строению грамматической основы делятся простые предложения?
Простое предложение
односоставное предложение
двусоставное предложение
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
- Проведем лингвистический анализ текста.
? Что вы видите за строками текста?
- Подберите синонимы к словам бранить ______________________, блистать______________________________
? Почему А.С. Пушкин назвал красоту осени « тихой » ?
? Какие строчки поэта об осени знаете вы?
Записываем строчки, определяя односоставное или двусоставное предложение
Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле…
Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей.
Дохнул осенний хлад…
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье…
Швед, русский – колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть и од со всех сторон …
Односоставные предложения могут быть как нераспространенными, так и распространенными. Посмотрим на примере записанных предложений.
? Найти в параграфе учебника положения, о которых не было речи на уроке.
? выступите по теме урока.
?Придумать ситуацию, чтобы к ней можно было подобрать строчки поэта.
(Например: « Вы проснулись в ясное, солнечное утро, и на память приходят слова … . » « Мороз и солнце ……» )
1 . Пушкин – один из самых умных людей на свете – и нас делает умнее. Читая его книги … .
2. Вечер. Беру томик стихов А.С. Пушкина и …
3 . Получают листочки со стихами. Ученики через некоторое время должны выразительно прочитать текст, обозначить грамматическую основу, указать, чем она выражена, подчеркнуть орфограммы и пунктограммы.
Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой!
Д/З. Выписать из произведения А.С. Пушкина 2 односоставных и 2 двусоставных предложения. Одно разобрать.