Родительское собрание
Тема: «Профилактика негативных явлений среди обучающихся 13-15 лет средствами физического воспитания»
Задачи:
- помочь родителям понять значение в жизни ребенка физиологических и психологических изменений;
- обсудить определенные правила поведения родителей в период полового созревания детей;
- рассмотреть понятия «негативные явления», «физическое воспитание».
- помочь родителям определить значение средств физического воспитания в профилактике негативных явлений;
- обратить внимание родителей на их роль в профилактике негативных явлений.
Форма проведения: круглый стол.
Вопросы для обсуждения: статистика проблемы; пути возможной помощи учащимся в период полового созревания; значение семейных отношений в период полового созревания; роль родителей в профилактике негативных явлений; средства физического воспитания.
Подготовительная работа: подготовка различного статистического материала по проблеме; выпуск родительской газеты, диагностика детей и родителей; памятка для родителей по теме собрания; ситуации для обсуждения во время собрания.
Ход собрания:
1. Вступительное слово
Сегодняшнее их собрание посвящено деликатной теме: «Превращение мальчиков в юношей, а девочек- в девушек», а также первым проблемам подростков. Но, прежде чем наступит период юношества, ваши дети уже сегодня переживают период раннего отрочества. Его ещё можно назвать периодом «гадкого утёнка», периодом неприязни и непринятия себя, периодом отрицаний и страданий.
Дети по-разному переживают этот период: кто-то бунтует, открыто протестует, кто-то страдает молча, уйдя в себя и тихонько глотая слёзы. Однако и в одном, и в другом случае, детям нужна поддержка, внимание и забота. Они должны ощущать, что родные и близкие люди понимают их проблемы, стараются ответить на те вопросы, которые ставит перед ними сама ситуация взросления.
Давайте обратимся к результатам исследования по классу. Они говорят о том, что самое время учесть в воспитании собственного ребенка вопросы полового созревания, не отмахиваться от них, не оставлять их без внимания.
2. Анализ результатов анкетирования детей и родителей
Анализ ситуаций, предложенных классным руководителем. Как правило, ситуации классный руководитель берет из наблюдений за детским коллективом. Ситуации обсуждаются, по каждой из них родители высказывают свое мнение, определяют возможные пути выхода из ситуации.
Анализ классного часа по проблеме собрания. Родители просматривают фрагменты видеоматериалов классного часа.
3. Обсуждение ситуаций
Ситуация 1. Ребенок, всегда равнодушно относившийся к одежде, которую ему покупали родители, вдруг начал капризничать, отказывается носить одежду старших братьев и сестер, обижается, если родители остаются непреклонны и считают, что он мал для покупок хороших вещей.
Ситуация 2. Девочка пользуется успехом у мальчиков класса, каждый старается пригласить ее к себе на день рождения, девочка презрительно отзывается о сверстницах, называя их недоразвитыми и неинтересными для мальчиков.
Ситуация 3. Ребенок комплексует по поводу своего маленького роста. У него проблемы в общении со сверстниками, ему кажется, что над ним все смеются. Когда он говорит об этом дома, его родные и близкие тоже смеются, считая эту проблему мелкой и незначительной.
4. Обсуждение понятий «негативные явления» и «физическое воспитание»
Негативные явления – это неблагополучные состояния, болезни, отклоняющееся развитие, поведенческие девиации, влияющие деструктивно на организм и личность человека, способствуя его социальной и биологической дезадаптации.
Дефицит общения в подростковой среде, потеря интереса в познавательной сфере, недостаток двигательной активности, которые характерны для современного подростка, вызывают у него определенный дискомфорт в растущем организме. В связи с этим он начинает поиски острых ощущений, не вписывается в социальную среду, может попасть в определенную группу «риска».
Подростковый возраст характеризуется, прежде всего, интенсивным ростом. Это период постижения разнообразных трудовых действий. В поведении подростков отмечается повышенная нервозность, несдержанность, неустойчивость эмоциональных реакций, нередки проявления негативизма, усиливается половое влечение, - это и определяет трудности в работе с ними.
Наряду с понятиями "физическая культура" и "спорт" существует термин "физическое воспитание".
Физическое воспитание – организованный педагогический процесс, направленный на совершенствование организма в соответствии с требованиями общества, развития физических качеств (способностей), формирование двигательных навыков и умений, специальных знаний в области физической культуры и спорта.
Физическое воспитание обязательно фактически во всех учебных заведениях, по сути своей это педагогический процесс.
5. Определение роли родителей в профилактике негативных явлений.
Профилактика негативных явлений среди подростков предполагает совместные усилия всех участников образовательного и воспитательного процессов. Это не только учитель физической культуры, но и педагог-психолог, и социальный педагог, и учитель, и работники социальных служб и правоохранительных органов, руководство учреждения, а также родители.
- Родители являются для подростка примером для подражания, хотя и не являются таким абсолютным авторитетом, как в детстве.
- Родители, прежде всего, являются для ребенка источником эмоционального тепла и поддержки. Семья способна обеспечить базисное чувство безопасности, являясь источником оптимистической поддержки, вселяющей в подростка уверенность в своих силах, источником спокойной, взвешенной оценки качеств подростка, способствовать снижению чувства тревоги, возникающего у подростка в стрессовых ситуациях.
На протяжении всей жизни ребенка родители являются для него значимыми людьми, но по мере приближения к подростковому возрасту соотношение функций родителей и их психологическая значимость для подростка меняются.
6. Подведение итогов родительского собрания.
7. Литература
Кле М, Психосексуальное развитие подростка. М., 1991.
Макдауэлл Дж. Как стать героем в глазах ребенка. М., 1997.
Маленкова Л. И. Теория и методика воспитания. М., 2002
Лаптенок С.Д. Духовно-нравственный мир учащейся молодежи Минск, 2001