«Использование ИКТ на уроках истории и обществознания».
1. Условия возникновения данной проблемы.
С появлением компьютера в образовательной деятельности возросла необходимость изучения информационно – коммуникативных технологий и разработки новых приёмов и методов обучения, формирования умений работать с информацией, развития личности «информационного общества».
2. Актуальность проблемы.
Нельзя представить себе по-настоящему образованного, культурного человека, незнающего основ истории и общества. Одна из задач школьной истории и обществознания на современном этапе состоит не только в том, чтобы дать учащимся основные базовые понятия, но и научить грамотно работать с разнообразными носителями информации.
Сегодня одним из направлений модернизации системы исторического образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа. Это позволяет активизировать аналитическую деятельность обучаемых, углубить демократизацию методики преподавания, раскрепостить творческие возможности, стимулировать и развивать психические процессы, мышление, восприятие, память школьников.
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России в последние пять-семь лет наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Поэтому необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить.
Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Ведь использование компьютера позволяет сделать процесс обучения мобильным, дифференцированным и индивидуальным.
3. Постановка проблемы.
Изучив методологические основы познавательной деятельности учащихся, я поставила перед собой задачу решения проблемы «Использование ИКТ на уроках истории и обществознания». Причиной этого явилось наблюдение общего снижения интереса школьников к учебной деятельности. Показателями этого являются несформированность умений работать с информацией, размещенной в различных источниках; неумение организовать самостоятельную деятельность по выполнению исследовательских работ, четко выражать свои мысли и анализировать способы собственной деятельности при работе с историческими данными. В результате у ребят со сниженным интересом не вырабатывается целостный взгляд на мир, задерживается развитие самосознания и самоконтроля, формируется привычка к бездумной, бессмысленной деятельности, привычка списывать, отвечать по подсказке, шпаргалке.
Работа над этой проблемой побудила к поиску таких форм обучения, методов и приемов, которые позволяют повысить эффективность усвоения обществоведческих и исторических знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству.
Исследовав методологические аспекты поставленной проблемы, изучив и обобщив ценности, находки в передовом опыте учителей, я направила свою деятельность на развитие и формирование познавательных интересов учащихся через использование ИКТ.
4. Цель и задачи:
В связи с этим определяются задачи:
1. Обеспечение качества усвоения знаний по истории и обществознанию.
2. Развитие общеучебных умений и навыков.
3. Содействие развитию ИКТ - компетентности.
4. Организация деятельности учащихся, направленная на самореализацию их личности.
5.Применение ИКТ в учебном процессе при изучении истории позволяет:
сделать урок современным, т.е. наглядным, красочным, информативным, интерактивным и экономичным по затратам времени;
ИКТ на уроках истории эффективно могут применяться на всех типах урока и на всех его этапах, т.к. смена разных видов деятельности привлекает внимание учащихся к предмету изучения и сохраняет устойчивый интерес, создаёт атмосферу успешности
Программа профессионального роста учителя истории и обществознания Морозовой С.А
МОУ Саргазинская СОШ с 2015 по 2017 г.г.
Основные направления | Действия и мероприятия | Сроки реализации |
Профессиональное | 1. Изучить новые программы и учебники, уяснить их особенности и требования 2.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет. 3.Систематически выписывать журналы «История в школе» и «История. Первое сентября ». 4.Вести каталог статей из этих журналов. 5. Повышать квалификацию на курсах для учителей истории | 2015-2017 |
Психолого-педагогические | 1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики. | регулярно |
Методические | 1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся по истории. 2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения истории. 3. Принимать активное участие в работе районного и школьного МО учителей гуманитарного цикла. 4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах. 5. Изучать опыт работы лучших учителей своей школы, района, республики через Интернет. 6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом. 7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности. 8. Создать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке. 9. Проводить открытые уроки для коллег по работе. 10. Выступать с докладами по теме самообразования. 11.Выступить с творческим отчётом о своей работе на августовском секционном занятии учителей истории. | регулярно регулярно регулярно ежегодно регулярно |
Информационно-технологические технологии | 1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс. 2. Обзор в Интернете информации по истории, педагогике и психологии. 3. Открытый урок с использованием учащихся ИКТ на уроках истории. 4. Создать электронную почту для контакта с единомышленниками. 5. Пополнять сайт школы интересными педагогическими находками. | регулярно регулярно |
Охрана здоровья | 1. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии. 2. Вести здоровый образ жизни. | регулярно регулярно |
Внеклассная работа | 1. Оформление и переоформление, пополнение материалами школьного кабинета, пополнение своего портфолио 2. Обучение экскурсоводов из учащихся 6-7 классов | 20155-2017 |
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ:
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность |
Диагностический | Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта | 2015-2017 | 1.Курсы повышения квалификации учителей. 2.Выступление на заседании школьного МО учителей гуманитарного цикла. 3.Подписка на методическую литературу «История в школе», «Первое сентября. История». 4.Изучение литературы по предмету и ИКТ. |
Прогностический | 1.Определение целей и задач темы. 2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. 3.Прогнозирование результатов. | 2015 | 1.Выступление на заседании школьного МО учителей гуманитарного цикла. |
Практический | 1.Внедрение опыта работы. 2.Формирование методического комплекса. 3.Корректировка работы. | 2015-2017 | 1.Выступление на заседании педагогического совета по теме: «Развитие навыков использования учащимися ИКТ на урока истории для учебного успеха». 2.Открытые уроки на муниципальном уровне. 3.Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях. 4.Создать электронную почту для контакта с единомышленниками 5. отчет по использованию ИКТ на уроках истории и обществознания. 6. создание электронных разработок уроков. |
Обобщающий | 1.Подведение итогов. 2.Оформление результатов работы. | 2015-2017 | 1.Выступление на заседании МО учителей гуманитарного цикла по теме «Обновление исторического образования в контексте перехода на новый учебный план». 2.Участие и результаты на районных олимпиадах, конкурсах, конференциях. 3.Мастер-класс «Использование учащимися ИКТ на уроках истории» 4.Консультативная помощь учителям и учащимся. 5.Создать электронную почту для контакта с единомышленниками. 6.Выступление на педагогическом совете «Инклюзивное образование» 7.Выступление на общешкольном родительском собрание «Инклюзивное образование» |
Внедренческий | Распространение опыта работы. | 2015-2017 | 1.Принять участие в всероссийском конкурсе конкурсе мультимедийных презентаций на тему» Победе-70» 2.Результаты работы над темой самообразования разместить на школьном сайте. |
Результаты олимпиад по истории, обществознанию ( школьный этап)
Морозова С.А. 2015-2016 уч.год.
| класс | предмет | Ф.И. | результат |
1. | 5 | история | Попова А. | призер |
2 | 5 | история | Федотова Е. | призер |
3 | 5 | история | Доценко А. | призер |
4 | 5 | история | Шарапова А. | призер |
5 | 6 | история | Пименова А. | Призер.Смолино. |
6 | 7 | история | Сафин Р. | победитель |
7 | 7 | история | Киприянов Андрей | призер |
8 | 7 | история | Цыганов В. | Призер |
9 | 7 | история | Цырельчук Т. | Призер |
10 | 5 | обществознание | Горина Д. | победитель |
11 | 5 | обществознание | Попова А. | победитель |
12 | 5 | обществознание | Федотова Е. | призер |
13. | 5 | обществознание | Дорошенко Е. | призер |
14 | 5 | обществознание | Тухватуллин А. | призер |
15 | 5 | обществознание | Фадеева А. | призер |
16 | 5 | обществознание | Кондратьев Т. | Призер.Смолино. |
17 | 5 | обществознание | Резников Д. | Призер.Смолино. |
18 | 6 | 0бществознание | Ступина В. | Победитель.Смолино |
19 | 6 | обществознание | Пименова А. | Победитель.Смолино |
20 | 6 | обществознание | Кондратьева Л. | Победитель.Смолино |
Районная олимпиада
1. | 7 | история | Сафин Р. | призер |
Педагогические конкурсы. 2015-2016 г.
№ | | конкурс | результаты | |
1 | 23 мая 2015г | Всероссийский конкурс мультимедийных презентаций «Победе-70» | участник | Диплом участника. Работа опубликована на Всероссийском образовательном портале « Классные часы .Ру» |
2 | Октябрь 2015 г | Муниципальный этап областного конкурса» Герои Отечества - наши земляки» | 2 место | грамота |
3. | Ноябрь 2015 г | Областной конкурс «Герои Отечества - наши земляки» | участник | диплом |
4 | Декабрь 2015 г | Всероссийский фестиваль творчества работников образования и науки « Не ЕГЭ единым жив педагог» | участник | диплом |
5 | Март 2016 г. | Международный творческий конкурс «Талантида». Номинация : Творческие работы и методические разработки педагогов. Работа «Нетрадиционные формы уроков истории» | Победитель 1 место | диплом |
6 | Март 2016 г | Всероссийский дистанционный конкурс для педагогов "Умната» Блиц-олимпиада "Рабочая программа педагога как инструмент реализации требований ФГОС" | 3 место | диплом |
7 | Март 2016 г | Всероссийский дистанционный конкурс для педагогов "Умната» Блиц-олимпиада " Коррекционно- развивающее образование в условиях внедрения ФГОС» | 3 место | диплом |
Участие воспитанников в конкурсах. 2015 - 2016 г.
Морозова С.А.
№ | конкурс | участники | результат | |
1. октябрь | Муниципальный этап фестиваля детского творчества» Дорога и дети | Лобанова К 8 кл. | 1 место | грамота |
2 ноябрь | Региональный этап международного конкурса «Память о Холокосте - путь к толерантности» | Лобанова К 8 кл. | 3 место | письмо грамота |
3 декабрь | Муниципальный конкурс творческих работ по энергосбережению «Солнечный зайчик-2015» | Лобанова К. 8 кл. | участник | письмо |
4 Январь 2016 г. | Региональный этап фестиваля детского творчества» Дорога и дети | Лобанова К. 8 кл. | участник | сертификат |
5 Январь 2016 г | Муниципальный конкурс научных и исследовательских работ | Лобанова К- 8 класс. | участник | Информационное письмо Управления образования |
6 Февраль 2016 | Муниципальный конкурс творческих работ «Сам себе спасатель» | Лобанова К. 8 класс – номинация жанровая фотография. Казанцева А.8 класс.- номинация рисунок | Участник 2 место | грамота |
7 Февраль 2016 г | Всероссийский творческий проект «Страна талантов» | Лобанова. К.- 8 класс номинация жанровая фотография, «Моя малая Родина» | | |
8 Февраль 2016 г. | Международный творческий конкурс исследовательских работ «Талантида» | Лобанова К.- 8 класс. | 2 место | диплом |
9 Март 2016 г | Региональный этап конкурса творческих проектов « Моя семейная реликвия» | 1.Пименова А. – 6 класс. 2.Кондратьева Л.-6 класс. 3.Ступина В.- 6 класс. | | |
10 Март 2016 г | Международный творческий конкурс «Талантида». Номинация презентация | 1.Пименова А. – 6 класс 2.Кондратьева Л.-6 класс. 3.Ступина В.- 6 класс. | Лауреат 1 степени Лауреат 1 степени 3 место | Диплом диплом диплом д |
11 | Международный творческий конкурс «Талантида». | Шарапова Алина- 5 класс Номинация- рисунок. | Победитель | Диплом |
12 | XI Уральский региональном конкурс –выставка детской и юношеской фотографии «Палитра мгновений» | Лобанова К.- 8 класс. | | |
Аналитическая справка по итогам МЭ ВСОШ в 2015-16 учебном году
Предмет история. Морозова С.А.
| ФИО участника | класс | ФИО учителя | статус | Количество баллов из максимально возможных | Рейтинг по району |
-
| Сафин Риналь | 7 класс | Морозова С.А. | победитель | 20 из 100 | Призер 3 место |
2 | Киприянов Андрей | 7 | Морозова С.А. | призер | | Участвовал в олимпиаде по химии |
1.Результаты муниципального уровня показали, что уровень подготовки к олимпиадам по истории низкий.2.Колличество победителей и призеров ШЭВСОШ соответствует частично. Сафин Р. в школьной олимпиаде был победителем, в районной- призер.3.В прошлом году не было призеров и победителей на школьном этапе .
4.Предложения по программе «Одаренные дети»
Проанализировать результаты муниципального этапа олимпиады по истории и критерии, использующиеся для оценки олимпиадных заданий на заседании методического объединения.
Развивать систему индивидуального сопровождения одаренных учащихся.
Организовать работу с одаренными детьми с учетом специфики олимпиадных заданий.
Уделять особое внимание вопросам культуры, работе с исторической картой; анализу исторических документов, при изучении дискуссионных вопросов российской истории рассматривать различные точки зрения учёных.
Принять меры по ликвидации пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся, выявленных по итогам олимпиады.
Использовать такие формы как занятия по индивидуальным планам, участие в дистанционных курсах, заочные олимпиады
5.Предложения по формированию учебного плана.
6. Предложения по управлению школы
Использовать возможности дополнительного образования, внеурочной деятельности в подготовке учащихся к олимпиадам.
Включать в план работы школы предметные недели, конкурсы, викторины с заданиями подобные олимпиадным. Усилить контроль над проведением предметных недель.
7.Предложения по организации методической работы.
Выездные семинары в другие школы по обмену опытом
Методические дни.