СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности по ОПК

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности по Основам православной культуры для 6-7 класса. Прошла успешную апробацию

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности по ОПК»





государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области основная общеобразовательная школа с. Васильевка

муниципального района Безенчукский Самарской области



Рассмотрено на МО «Утверждаю»

Протокол №1 от ........2015 г. Директор ГБОУ ООШ с. Васильевка

Руководитель МО: /Петракова Н.А./ м.р. Безенчукский Самарской области

…………/Голованова Л.Н./










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности «Основы православной культуры»

в 6-7 классе







Учитель: Быкова Н. Е.











СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………….…..3

Пояснительная записка………………………………………………….….…..5

Планирование курса «Основы православной культуры» 6 класс……….…...8

Краткое содержание курса «Основы православной культуры» 6 класс…….8

Планирование курса «Основы православной культуры» 7 класс…………..15

Краткое содержание курса «Основы православной культуры» 7 класс…...15

Список используемой литературы ……………………………………………22

Список используемых электронных ресурсов………………………..……....23

Приложение №1………………………………………………………………...24

Приложение №2…………………………………………………………….......25



Пояснительная записка

Актуальность изучения основ православной культуры в общеобразовательных учреждениях обусловлена насущной потребностью качественного обновления содержания гуманитарного образования с опорой на ценности традиционной отечественной культуры, а также необходимостью комплексного и эффективного решения проблемы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения. Духовно-нравственные ценности играют важнейшую роль в жизни человека и общества. Они определяют отношение человека к различным явлениям, мотивируют его деятельность, и, разумеется, определяют содержание всей создаваемой нами культуры. Общество не может благополучно существовать и развиваться без единства ориентиров, которые бы объединяли людей, стали значимыми в их жизни. Именно это условие есть важнейшая основа стабильного развития любого современного государства.

В основе православной культуры лежит понятие духовности. С древних времен русские люди воспитывались на ценностях, которые формировали такое качество, как духовность. Этому качеству характерно не внешнее подражание нравственным идеалам, а глубокое внутреннее одухотворение. «Есть такая мудрость: нельзя подняться на вершину лестницы, не преодолев нижних ступеней. Точно так же, невозможно достичь неба, не будучи способным сперва полюбить свой родной дом – страну, где ты родился, и народ, частью которого ты являешься» (Святейший патриарх Московский и Всея Руси Кирилл.)

Духовность личности воспитывается православной верой, прививая человеку любовь к Родине, смирение, миролюбие, самоотверженность, ответственность, терпение. Кроме того, православная духовность дарует человеку истинную свободу, которая открывает перед ним широкие возможности праведной и добродетельной жизни. К.Ушинский говорил: «Нельзя служить общечеловеческому, не выполняя долга перед Родиной». Поэтому в основе образования и воспитания должно лежать национальное начало.

Нормативно правовая база:

Концепция Духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России разработана в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании» ст.9 п.1, на основе ежегодных посланий Президента РФ собранию РФ. В соответствии с п.6 ст. 9 и п. 2 ст. 14 Закона РФ «Об образовании», п. 1 ст. 4 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», п. 1 ст. 63 Семейного кодекса РФ.

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (кратко ОРКСЭ) вводится по Поручению Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и на основании Распоряжения Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).

С апреля 2010 года было положено начало преподавания предмета ОРКСЭ в 19 регионах РФ в рамках федерального компонента образования.

Данная программа является логическим продолжением курсов ОРКИСЭ и ОДНКНР.

Целью проведения внеурочных занятий является воспитание высоконравственной, ответственной, творческой, инициативной личности, свободно ориентирующейся в современном мире, способной к принятию ответственных самостоятельных решений, высокогражданственной на основе ценностей отечественной православной культуры.

Задачи :

  • раскрытие роли Православной Церкви в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций Русского государства;

  • формирование активной жизненной позиции, социальной ответственности учащихся;

  • бережного отношения и преемственности к историко-культурному наследию нашего Отечества;

  • осмысление Православия, как одного из направлений поиска человечеством ценностно-смысловых основ бытия;

  • создание условий для приобщения учащихся к духовно-нравственным ценностям Православия и формирования гражданского патриотизма;

  • формирование у детей целостного миропонимания и добропорядочности в межличностных отношениях;

  • формирование уважения к религиям других народов.

Ожидаемый результат:

Предполагается, что усвоение курса по православной культуре приведет учащихся осознанию роли Православия в истории и культуре России, поможет действовать в реальной жизни в соответствии с нравственными нормами Православия и создаст мотивационную основу продолжения занятий в старших классах.

Конкретный результат курса:

Написание творческих работ с последующей защитой.

В ходе изучения курса учащиеся будут знать:

  • Историю возникновения Православия на Руси и роли церкви в истории государства.

  • Азы православной культуры и православного образа жизни.

  • Моральные нормы поведения.

  • Традиции православной культуры.

  • Выдающиеся произведения зодчества, иконописи.

Учащиеся будут уметь:

  • Обобщать материал в ходе занятия;

  • Формулировать вопросы;

  • Делать выводы, умозаключения;

  • Соотносить опыт православного учения и свои жизненный опыт.




























Планирование курса «Основы православной культуры» - 34 часа

6 класс (17 часов)

Содержание урока

час

I

Роль и место православия в истории Российского государства, формировании духовных ценностей и нравственных идеалов народа России

2

1

Мы и мир вокруг нас

1

2

Принятие православия Русью

1

II

Основы православной культуры (часть 1)

15

3

Библия. Священное Предание и Священное Писание

1

4

Что говорит о Боге православная культура

1

5-6

Божественное Откровение о сотворении Мира. Сотворение невидимого и видимого мира

2

7

Для чего Бог создал мир. Жизнь первых людей

1

8

Христианское учение о грехе. Как бороться с грехом

1

9

Христианское учение о добродетели

1

10

Нравственная культура христианства. Десять заповедей Моисея

1

11

Христианское учение о спасении. Иисус Христос – спаситель рода человеческого

1

12

Заповеди Блаженства

1

13

Милосердие – традиция христианского образа жизни

1

14

Главный символ православной культуры

1

15

Святая обитель

1

16

Символ Веры. Таинства

1

17

Урок закрепления и обобщения изученного

1

И т о г о

17



Краткое содержание курса «Основы православной культуры»

6 класс

  1. Роль и место православия в истории Российского государства, формировании духовных ценностей и нравственных идеалов народа России.

Занятие №1. Мы и мир вокруг нас.

В какой стране ты живёшь, и кто тебя окружает?

Какие ценности являются главными для государства, человека?

Россия – многоконфессионная страна. Понятие - религия. Виды религий.

Главные ценности православного человека.

Задание. Начните письменно отвечать на вопрос: «Что значит быть православным человеком?» (Скорее всего, полный ответ будет получен лишь на последнем занятии).


Занятие №2. Принятие православия Русью.

Отличие православия от других христианских вероисповеданий.

Русь языческая.

Выбор князя Владимира.

Святые Федор и Иоанн - первые мученики за веру.

Значение принятие веры Христовой для просвещения Русь.

Святыни Киевской Руси. Успенский и Дмитровский соборы во Владимире. Софийские соборы в Киеве и Новгороде. Церковь Покрова Божией Матери на Нерли.

Задание. С введением христианства пополнился словарь русского языка. Узнайте о происхождении слов «окаянный» и «раскаяние»


  1. Основы православной культуры (часть 1)

Занятие №3. Библия. Священное Предание и Священное Писание.

Откровения естественные и сверхъестественные.

Откуда мы знаем о Боге?

История создания и авторство Библии.

Книги в составе Библии.

Завет – союз, договор.

Многообразие Священного Предания.

Связь Священного Предания и Священного Писания.

Цель Божественного Откровения.

Задание. Ответьте письменно на вопрос: «Какие люди могут удостоиться содействия Святого Духа при чтении и изучении Священного Писания?»


Занятие №4. Что говорит о Боге православная культура.

Что такое любовь?

Вера - основа любой религии.

Библейское учение о Боге. (Свойства бога)

Бог – творец мира. Зачем Бог творит мир и человека?

Дары Бога: бессмертная душа, свобода, способность к творчеству, духовный ум, любовь - Образ Бога в человеке.

Бог-Троица. (Андрей Рублев, икона «Троица», Троице-Сергиева лавра, памятник Андрею Рублеву во Владимире).

Молитва. «Отче наш»: Как образец молитвы».

Задание. Прочитайте рассказ-притчу Г. Юдина «Следы». Ответьте письменно на вопрос: «Как Бог относится к человеку?»


Занятие №5. Божественное откровение о сотворении мира. Создание невидимого мира.

Великая радость жизни – жизнь в любви.

Вначале сотворил бог небо и землю.

Кто такие Ангелы?

Архангел Михаил.

Десница. Преисподняя – место вдали от Бога. Зло.

Ангелы хранители - Божья Матерь, Святой Александр Невский, Святой Валентин, -Великомученица Варвара и т.д.)

Задание. Напишите сочинение на тему «Мой Ангел Хранитель». Изготовьте из бумаги куклу Ангела.


Занятие №6. Божественное откровение о сотворении мира. Создание видимого мира.

«Вначале сотворил Бог небо и землю». Создание видимого мира.

«И сказал Бог: Да будет свет. И стал свет».

Тверь – видимое небо.

Вода собралась в водоёмы, а освободившись, Земля покрылась растениями.

Засияли светила небесные.

Появляются рыбы и птицы.

Бог сотворил зверей и человека.

Лента времен: до новой эры и новая эра; до Рождества Христова и по Рождеству Христову: точка отсчета.

Задание. Начните индивидуальную работу над изготовлением макета «Создание Мира».


Занятие №7. Для чего Бог создал мир. Жизнь первых людей.

Что такое душа?

Чем она отличается от тела? (Иногда душа радуется, когда телу больно)

Когда душа становится богаче?

Чем человек не должен «кормить» душу?

Что такое совесть?

Святой авва Дорофей – три аспекта хранения совести.

Для чего Богу угодно было создать человека?

Человека Бог творил особенно.

Что такое бессмертная душа?

Жизнь первых людей в Раю.

Первородный грех человека, (непослушание и не покаяние).

Задание. Приготовьте устный ответ на вопрос: «Что нужно для того, чтобы всегда жить по совести»? Закончите работу по изготовлению макета «Сотворение Мира».


Занятие №8. Христианское учение о грехе. Как бороться с грехом.

Понятие о грехе.

Как рождается и развивается грех.

Грехи языка: сквернословие, ложь, ябедничество, злоречие, осуждение, пустословие и многословие.

Как Бог относится к согрешившим людям.

Как бороться с грехом.

Молитва – общение с Богом. (о силе молитвы)

Новозаветные таинства: Крещение, Покаяние, Причащение.

Задание. Попробуйте проследить последовательное вхождение греха в вашу душу на примере привязанности к телевизору или компьютеру. Восстановите сами все промежуточные звенья этой греховной цепочки, чтобы впредь никогда не доходить до ее конца.


Занятие № 9. Христианское учение о добродетели.

В чем красота человека?

Совесть – согласие с Божественной Вестью.

Понятие добродетели.

Любовь к Богу.

Любовь к ближнему.

Как научиться добродетели?

Задание. Приготовьте устный ответ на вопрос: «Как жить нам, чтобы наша жизнь была радостной, а Отечество процветало?»


Занятие №10. Нравственная культура христианства. Десять заповедей Моисея

История Каина и Авеля.

Изобразительное искусство: Ф.А. Бруни «Первое убийство»(1867), В.И. Бриоски «Каин, осуждаемый Господом за братоубийство и бегущий от гнева Божьего»(1813)

Дети праведного Ноя.

Обретение Моисеем Скрижали Завета на горе Синай. (Чтение стихотворения В.Брюсова «Пророк Моисей» 19 век).

Десять заповедей Моисея.

Враги нашего сердца: гордость, гнев, недовольство.

Две наиглавнейшие заповеди.

В чем состоит духовное совершенство?

Вера без дел мертва.

Задание. Выучите наизусть заповеди Божии. Составьте памятку. Ответьте на вопросы: «Что значит жить с Богом?», «Какой закон духовной жизни вы знаете?».


Занятие №11. Христианское учение о спасении. Иисус Христос – спаситель рода человеческого.

Евангелие – весть о приходе Спасителя.

История рождение Спасителя.

Праздник Рождества Христова.

Пять великих дней. (Чтение глав из Библии)

Крестная смерть Иисуса Христа.

Воскресение Господне. Главный праздник Христианства – Пасха.

Икона Воскресения Христова.

Задание. Подумайте и ответьте письменно на вопрос: «Кто может попасть после Страшного Суда в Рай?»


Занятие №12. Заповеди Блаженств.

Значение слов «проповедь», «притча».

Нагорная проповедь.

О силе молитвы.

О необходимости добрых дел.

Притча о блудном сыне.

Значение слова Блаженство.

Девять Заповедей Блаженства.

Работа по сравнительному анализу заповедей Ветхого и Нового Завета (На какие вопросы отвечают заповеди ветхого и Нового завета?)

Задание. Проиллюстрируйте понравившуюся притчу или напишите сочинение-размышление о смысле притчи.



Занятие №13. Милосердие – традиция христианского образа жизни.

Милосердие – плод духовной жизни.

В чем состоит истинное милосердие?

Виды милосердия.

Кто нам ближний?

Притча о милосердном самарянине.

Задание. Напишите письмо-размышление к самому себе на тему «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Ответь на вопрос: «Какие дела духовного милосердия ты знаешь?»


Занятие 14. Главный символ православной культуры.

Крест – напоминание о страданиях Иисуса.

Изображения креста и крестного знамения.

Виды православных крестов.

Нательный крестик.

Традиция установления крестов на храмах.

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.

Задание. Ответьте письменно на вопрос: «Что значит «Нести свой крест»?»


Занятие №15. Святая обитель.

Значение и духовный смысл молитвы.

Смысл монашества.

Отец русского монашества Преп. Антоний Печерский.

Основание Киево-Печерской Лавры. (Преп. Феодосий Печерский).

Устав общежительного монастыря. (Иосиф Волоцкий).

Монастыри Санкт-Петербурга.

Задание. Прочтите в молитвослове молитвы за ближних людей, молитвы за усопших, молитвы к учению, молитвы за Отечество. Выучите их. Напиши свою молитву. Ответь на вопрос: «При каких условиях могут исполниться просительные молитвы?»



Занятие №16. Символ Веры. Таинства.

Что является Символом Веры?

Утверждение Символа Веры.

Двенадцать членов Символа Веры (толкование).

Символ Веры (молитва)

Что такое таинство?

Новозаветные: Крещение, Причащение, Покаяние.

Миропомазание.

Священства брака.

Еле освещение.

Священство.

Задание. Составьте свой словарь Святых слов.


Занятие № 17. Урок закрепления и обобщения изученного

Урок-презентация творческих работ учеников.

Чтение сочинений: «Твой Ангел Хранитель».

Выставка изготовленных кукол «Ангелов».

Выставка индивидуальных работ «Создание Мира».

Чтение молитв, написанных самими детьми.

Представление «Письма размышление к самому себе» («Возлюби ближнего своего, как самого себя»).

Выставка иллюстраций о понравившейся притче.

Чтение сочинения-размышления о смысле притчи.













Планирование курса «Основы православной культуры» - 34 часа

7 класс (17 часов)


Содержание урока

час

III

Основы православной культуры (часть 2)

14

1

«Книжная сладость»

1

2

Русские Храмы

1

3

Святыни родного края

1

4

Древнерусская икона

1

5

Церковное пение. Колокола и колокольный звон

1

6

Православный образ жизни

1

7

Небесное воинство

1

8

Блаженны чистые сердца

1

9

Добрые люди земли Русской

1

10-11

Смысл праздника в православной традиции. Православные праздники

2

12-13

Красота православной семьи

2

14

Уклад православного дома. Праздник в нашем доме

1

IV

Духовные традиции многонационального народа России

3

15

Святость, честь и совесть

1

16

Патриотическое служение Православной церкви в годы войны

1

17

Урок-отчет. Урок-презентация творческих работ

1

И т о г о

17



Краткое содержание курса «Основы православной культуры»

7 класс

III. Основы православной культуры (часть 2)

Занятие №1. «Книжная сладость»

Церковно-славянский язык – это родной язык для русского народа, язык молитвы, общение с Богом.

Значение чтения православных книг для христиан.

Почему «сладость», а не «прелесть»?

Нестор Летописец.

«Слово о законе и благодати»

Остромирово Евангелие .

«Поучение» Владимира Мономаха.

Изборник Святослава.

Четьи Минеи (Житие святых).

Церковнославянская азбука.

Задание. Разъясните письменно, то, как понимаешь высказывание Святителя Иоанна Златоуста: «Что телесная пища для поддержания наших сил, то и чтение Писания – для души».


Занятие №2. Русские Храмы.

Храм – это особый дом, посвященный Богу, где совершается богослужение.

Устройство православного храма (форма основания и купола, алтарь, средняя часть, иконостас, притвор).

Православный храм, Ветхозаветная скиния.

Символика. Свечи и их назначение.

Первый Православный храм в Иерусалиме Храм Гроба Господня.

Церковь в честь Пресвятой Богородицы в Киеве.

Софийский собор в Новгороде.

Церковь «Покрова на Нерли»

Спасо-Преображенский собор в Перьяславле-Залесском.

Церковь Бориса и Глеба в Кидекше.

Задание. Приготовь устное сообщение о храме своего города, который ты посещаешь.


Занятие №3. Святыни родного края.

(Экскурсия «Храмы Санкт-Петербурга»):

Петропавловский собор.

Храмы Свято-Троицкого Александро-Невского монастыря.

Казанский Собор.

Исаакиевский Собор.

Собор во имя Воскресения Христова на Екатерининском канале.

Собор во имя Святого Равноапостольного Князя Владимира.

Троицкий Собор.

Монастыри Санкт-Петербурга.

Задание. Составьте, работая в группе, краткий путеводитель по Храмам Санкт-Петербурга.


Занятие №4. Древнерусская икона.

Мир православной иконы.

Предание о возникновении первой иконы.

Особенности написания и почитания икон. Нимб – символ святости.

Иконы Богородицы. (Умиление, Казанская Божья Матерь)

Иконы Спасителя. (Спас Нерукотворный )

Иконы святых. Иконы ангелов. (Апостолы Петра и Павла, Святые Борис и Глеб)

Иконы праздников. ( Устюжское Благовещенье, Троица).

Поклонение Кресту.

Великие иконописцы: Феофан Грек, Дионисий, Андрей Рублев-житие.

Задание. Прочитайте с родителями житие великого иконописца, составьте устное сообщение о нем.


Занятие № 5. Церковное пение. Колокола и колокольный звон.

Церковное пение. Знаменный, путевой, столповой распевы. Запись музыки с помощью соответствующих знаков.

Многоголосие. Традиции церковного пения. Духовные произведения в творчестве великих композиторов.

Колокола на Руси. Появление колоколов на Руси. Царь-колокол.

Знаменитые русские колокола.

Виды колокольного звона и их названия: благовест и звон (трезвон, двузвон, перезвон, перебор).

Задание. Прослушайте с родителями аудиозаписи церковных песнопений и колокольного звона. Ответьте устно на вопрос: «Какие чувства и эмоции вызвало у вас церковное песнопение и колокольный звон?»


Занятие №6. Православный образ жизни.

Исторические свидетельства, Библия и предание – источники сведений о Пресвятой Богородице.

Богородица – послушная дочь, любящая мать. Внешний облик девы Марии.

Праздник Рождества Богородицы.

Успение Пресвятой Богородицы.

Изображение Богородицы на православных иконах и полотнах западноевропейских и русских художников (Рафаэля, Леонардо да Винчи, В. М. Васнецова).

Богородицаусердная помощница и заступница людей. ( “Пресвятая Богородица, спаси нас!”) – песнопение.

Задание. Создайте эскиза или модель традиционного женского костюма на Руси.


Занятие № 7. Небесное воинство.

Понятие в христианстве святой.

Почитание.

Чины святых.

Святые Ветхого Завета. (Иоаким и Анна, Пророк Илия)

Святые Нового Завета. (Николай Чудотворец, Александр Свирский, Святитель Алексий)

Покровители Санкт-Петербурга: Александр Невский, Ксения Петербуржская, Иоанн Кронштадтский.

Задание. Прочитайте с родителями и приготовьте рассказ о святом князе, святом воине, святом последнего столетия.


Занятие №8. Блаженны чистые сердца.

Кто такой блаженный?

Духовный подвиг блаженства.

Подвиг нестяжания, веры и молитвы блаженной Ксении Петербургской.

Василий, блаженный, Христа ради юродивый, Московский чудотворец.

Духовный подвиг преподобного Серафима Саровского чудотворца.

Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София.

Икона Божией Матери «Умиление».

Задание. Прочитайте с родителями житие Преподобного Александра Свирского, Святителя Алексия, Святого пророка Илия, Святых Царственных Страстотерпцев и приготовьте устный рассказ о них.


Занятие №9. Добрые люди земли Русской.

Понятие благотворительности.

Князь Владимир – воплощение христианского идеала милосердия (устав князя, «Правило о церковных людях»)

Милостыня.

Два поучения о милостыне, по словам Иоанна Златоуста.

Деятельность Преподобного Феодосия, Николая Святоши, Александра Невского, Ивана Калиты, Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, Святителя Макария.

Задание. Ответьте письменно на вопрос: «Как понимаете высказывание Иоанна Златоуста «Милостыня много имать дерзновение: связанным решит узы, разрушает тьму, угашает огонь, умершвляет червь, изгонит зубов скрежет и со многою радостью отверзает небесные врата»?

Занятие №10-11. Смысл праздника в православной традиции. Православный праздник.

Православный церковный праздник – соприкосновение с жизнью Иисуса Христа, Божией матери и святыми, подтвердившими возможность спасения души.

Двунадесятые праздники.

Господские праздники, посвященные Иисусу Христу.

Богородичные праздники, посвященные Пресвятой Богородице.

Двунадесятые праздники неподвижные: 1) Рождество Пресвятой Богородицы, 2) Воздвижение Креста Господня, 3) Введение во храм Пресвятой Богородицы, 4) Рождество Христово, 5) Крещение (Богоявление) Господне, 6) Сретение Господне, 7) Благовещение Пресвятой Богородицы, 8) Преображение Господне, 9) Успение Пресвятой Богородицы.

Двунадесятые праздники преходящие:

10) Вход Господень в Иерусалим.

11) Вознесение Господне.

12) День Святой Троицы.

 Великие не двунадесятые праздники: По плоти обрезание Господа нашего Иисуса Христа и память святителя Василия Великого, Рождество Иоанна Предтечи, Святых апостолов Петра и Павла, Усекновение главы Иоанна Предтечи, Покров Пресвятой Богородицы.

Задание. Приготовьте устный рассказ об одном из церковных праздников. Составьте Праздничный календарь своей семьи.


Занятие № 12-13. Красота православной семьи.

Библия о браке и семье. Формирование духовной семейной традиции.

«Поучение» Владимира Мономаха – закрепление духовно-нравственных принципов взаимоотношений в семье и обществе.

Житие святых благоверных князя Петра и княгини Февроньи.

Православное венчание. Родительское благословение.

Семья императора-страстотерпца Николая II (история знакомства, Царь Николай II, Царица Александра Фёдоровна, их дети).

Святая Царица-мученица Александра Федоровна «О браке и семейной жизни».

Задание. Создайте макет, презентацию, рассказ, рисунок или напишите сочинение на тему: «Традиции в моей семье» или «Моя родословная».




Занятие № 14. Уклад православного дома. Праздник в нашем доме.

Уклад жизни человека.

Воспитание характера.

Дом православного человека.

Родительский дом, его значение в воспитании детей.

Отношения в христианской семье.

Святая Царица-мученица Александра Федоровна «О верности».

Жена - помощница своего мужа.

Праздник в православном доме. (Именины.)

Казанская икона Божией Матери – хранительница русского дома.

Задание. Составьте Праздничный календарь своей семьи. Нарисуйте рисунок интерьера крестьянской избы. Ответь устно на вопрос: «Какой уклад жизни соответствует потребностям христианина?»


IV. Духовные традиции многонационального народа России.

Занятие № 15. Святость, честь и совесть.

Высокая духовность славных русских боевых традиций.

Пересвет и Ослябя - монахи-воины.

Преподобный Илья Муромец.

Подвиг Евпатия Коловрата в сражении с татаро-монгольским войском.

Святой благоверный князь Александр Невский. Образ святого. Свято - Троицкая Александро-Невская лавра.

Подвиг Дмитрия Донского и Сергия Радонежского в сражение на Куликовом поле.

Козьма Минин и Дмитрий Пожарский.

Духовный источник отваги А.В.Суворова.

Мужество, Отец, Отечество, Царь и Бог.

Отцы русского воинства: Ф.Ф.Ушаков, М.И.Кутузов, В.Ф.Руднев.

Задание. Определите знаменательные даты страны от Сотворения мира.



Занятие №16. Патриотическое служение Православной церкви в годы Великой Отечественной войны.

Патриарший Местоблюститель владыка Сергий (Старогородский)

Деятельность церкви в помощь Советской армии.(сбор средств для колонны таков имени Дмитрия Донского).

Молебен о победе русского оружия в Великой Отечественной войне(Иеромонах Серафим Вырицкий, Митрополит гор Ливанских Илия).

Святитель Феодосий – покровитель «Дороги жизни» через Ладожское озеро.

Великие победы на фронтах в дни Православных праздников.

Обращение Святейшего Патриарха Алексия I 9 мая 1941 года.

Задание. Сочините «Кодекса чести Русского Богатыря».

Занятие № 17. Урок-отчет. Урок-презентация творческих работ.

Презентация макета, рассказа, рисунка, сочинения на тему: «Традиции в моей семье» или «Моя родословная».

Выставка путеводителей по храмам Санкт-Петербурга.

Презентация индивидуальной творческой работы «Праздничный календарь моей семьи».

Выставка рисунков интерьера крестьянской избы.

Выставка эскизов и моделей русского женского костюма.

Письменно закончить ответ на вопрос, заданный на первом занятии «Что значит быть православным человеком?»














СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1) Священник Алексий Мороз, педагог Т.А.Берсенева. Добрые уроки наставления. Сатисъ. СПб. 2010.

2) Священник Алексий Мороз, педагог Т.А.Берсенева. Уроки добролюбия. Сатисъ. СПб. 2010.

3) В.Ю.Малягин, А.А.Добросоцких.Наш православный дом. Даниловский благовестник 2000.

4) О.С.Надпорожская. Небесные покровители Санкт-Петербурга. Нева. М. 2003.

5) В.Поляков, А.Кашкадамов. Детская энциклопедия. Мировые религии: Христианство. М.1997.

6) В.М.Воскобойников. Православные святые. Респект. СПб. 1996.

7) Г.Н.Юдин. Чудо о Петре и Февронии. Даниловский благовестник. М. 1996

8) Е.А.Дьякова. Перед праздником: Рассказы для детей о Православном Предании и народном календаре России. М. 1996.

9) П.Т.Смирнова. Православные святыни и храмы Санкт-Петербурга. Издательский дом «Петроградский». 2009.

10) Г.Михайлов. Психология мужества. СПб. 2010.

11) Подвиг в миру. Диоптра. СПб. 2002.

12) Милосердие – жертва Богу. Диоптра. СПб. 2002.

13) Рождение свыше. Диоптра. СПб. 2002.

14) М. Тимофеев. Матрона Московская: святая помощница в любом деле. Как получить поддержку великой покровительницы верующих. 2010.

15) Журнал. Русский дом. №1, 2011.

16) Основы православной веры. Киев. 2006.

17) Митрополит Антоний Сурожский. Таинство любви . (Беседа о христианском браке) Сатисъ. 1994.

18) Иеромонах Иоанн (Кологривов) Очерки по Истории Русской Святости. Изд. Жизнь с Богом. Брюссель. 1961.

19) Святитель Феофан Затворник. Советы православному христианину. Ронда. 2006.

20) Житие Преподобного Сергия. Издание Свято- Троице-Сергиевой Лавры. 1989.

21) К.Д.Ушинский. Детский мир и хрестоматия. СПб. Диомат. 1998.

22) В.Маттельмяки, Б.Арапович. Библейские рассказы в картинках. Институт перевода Библии. Стокгольм. 1990.

23) Библия.

24) Житие святых.

25) Б.А.Ганаго. Детям о вере. Минск. 1997.

26) Н.В.Давыдов. Православный букварь. Свято-Троице-Сергиева Лавра. 1997.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ


  1. http//svetoch/ucoz/ru – Основы православия в презентациях.

  2. http://www.12urokovpravoslavia.ru/smysl.htm - 12 уроков православия.

  3. http://www.smisl-zhizni.ru/pritchi - Притчи и мудрые высказывания о смысле жизни человека.. Православные христианские притчи.

  4. http://azbyka.ru/ - Азбука веры.

  5. http://azbyka.ru/molitvoslov/index.shtml - Молитвослов.

  6. http://www.patriarchia.ru/ - Русская православная церковь. Официальный сайт Московского Патриархата.

  7. http://armih.ru/ - Храм Михаила Архангела. Г. Пущино. (Программа Воскресной школы)

  8. http://fgos.isiorao.ru/index.php - Федеральный государственный стандарт.













ПРИЛОЖЕНИЕ №1



Директору ГБОУООШ с. Васильевка _____________________________________________

____________________________________

от родителей: _____________________________________ ____________________________________

Тел.:______________________


З а я в л е н и е


В соответствии с пунктом 6 статьи 9 и пунктом 2 статьи 14 Закона Российской Федерации «Об образовании», пунктом 1 статьи 4 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», пунктом 1 статьи 63 Семейного кодекса Российской Федерации, просим предоставить нашему (моему) ребенку

_____________________________________________________________________________,


возраст ____ лет, учащемуся (учащейся) ______ класса, возможность изучения предмета «Основы православной культуры» («Православная культура», «Основы Православия» и т.п.) в рамках основной учебного нагрузки в сетке часов основных занятий в помещении школы.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 4 новой редакции статьи 7 Закона РФ «Об образовании», общеобразовательное учреждение обладает всеми необходимыми правомочиями ввести предмет «Основы православной культуры» в рамках части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса (прежде всего – формируемой образовательным учреждением).

Считаем изучение курса «Основы православной культуры» необходимым для формирования духовно-нравственной личности нашего ребенка, его интеграции в национальную и мировую культуру, обеспечения самоопределения и создания условий для самореализации, а также воспитания патриотизма и любви к Родине, семье, истории и традициям нашего Отечества, что закреплено нормами Закона Российской Федерации «Об образовании» (статья 2 «Принципы государственной политики в области образования», статья 14 «Общие требования к содержанию образования»).





Родители: Отец ___________________ (ФИО, подпись) Мать ___________________ (ФИО, подпись)

ПРИЛОЖЕНИЕ №2


Пояснительная записка

В таблице представлены литературные материалы, вопросы, задания, слова, соответствующие темам курса «Основы православной культуры». Рекомендую материал использовать на уроках русского языка и литературы. Отобранный материал поможет решить задачи курса «Основы православной культуры». Воспитывает детей чуткими к красоте и богатству русской культуры, национальной традиции. Введение в содержание урока русских народных пословиц, поговорок, высказываний святых, стихотворений русских авторов, притч должно способствовать развитию речи учащихся, обогащению и упорядочению их словаря, научит ценить силу, красоту, выразительность русского слова.

В первой графе таблицы представлены высказывания святых, пословицы, поговорки. Материал рекомендую использовать для выполнения различных видов работ:

каллиграфическое написание высказывания, пословицы;

толкование смысла высказывания;

работа над пословицей, как синтаксической единицей русского языка;

определение лексического значения слов, поиск фразеологизмов, старославянизмов, подбор синонимов;

фонетический разбор слова;

поиск знакомых орфограмм;

определение частей речи;

морфологический разбор слова;

морфемный анализ слова.

Во второй графе таблицы представлены новые слова, с которыми дети познакомились на уроке «Основы православной культуры», вопросы и задания. Рекомендую виды работ:

лексическую, орфографическую, морфологическую, фонетическую работу над словом;

написать сочинение-миниатюру, сочинение-размышление, устное рисование;

составить рассказ;

выучить наизусть или приготовить выразительное чтение стихотворения;

сочинить загадку, стихотворение;

прочитать притчу, растолковать её смысл;

объяснить смысл крылатого выражения;

записать по памяти;.

выполнить задание учебника «Добрые уроки наставления», «Уроки добротолюбия», Сатисъ Санкт-Петербург, 2010,Священник Алексий мороз, педагог Т.А.Берсеньева.

Материалы к урокам русского языка и литературного чтения


I


II

1

Тема: Мы и мир вокруг нас.

«Свет ума порождает веру, а вера порождает утешение надежды, надежда же подкрепляет сердце» Преп. Исаак Сирин

«Где вера, там нет печали, ни страха, там мужество и твердость ничем неодолимая» Свет. Игнатий (Брянчанинов)


С верой нигде не пропадешь.

Словарь: Родина, родители, родословная, традиция, ценности.

Прочитайте стихотворение и подумайте над его смыслом: А. Майков «Заветы старины».

Ответь на вопрос письменно: Что для тебя является самым ценным в жизни?

2

Тема: Принятие православия Русью.

«Обновлением ума, умилением помыслов, любовью и небесной приверженностью к Господу отличается от всех людей в мире новое творение – христианин». Преподобный Макарий Египетский

«Божественные законы требуют, чтобы мы были образцами для других людей и не укоризненной жизнью указывали всем истинный путь». Преподобный Нил Синайский


За Христом пойдёшь, добрый путь найдёшь.

Словарь: идол, капище, кумир, язычество, жертвоприношение, просветители, мученик.

Вспомните сказку «Снегурочка». Ответьте на вопрос: « С какими языческими обычаями знакомит сказка?»

4

Тема: Библия. Священное Предание и Священное Писание

«Ничто не питает души и не укрепляет так ум, как чтение Священного Писания» Св. Феофан, епископ Александрийский

«Что телесная пища для поддержки наших сил, то чтение Писания – для души». Иоанн Златоуст

«Что твёрже, неизменнее и могущественнее слова? Словом Божьим мир сотворён и стоит…» Св. Иоанн Кронштадтский

«Добрые уроки наставления», стр. №103

Не красна книга письмом, а красна умом.

Истина от земли а, правда с небес.


Словарь: Библия, Писание, Предание, Завет, Евангелие.

Приготовьте пересказ высказывания Св. Игнатия (Брянчанинова) о чтении.

Учебник «Уроки добротолюбия», стр.№78.


5

Тема: Что говорит о Боге православная культура.

«Бог есть всякое благо, и вселяясь в душу, исполняет ее всяким благом, насколько это может вместить человеческое естество» Преп. Симеон Новый Богослов

Выпиши из учебника «Добрые уроки наставления» высказывания святых отцов, стр.№6.

Плывём по реке, а живём в Божьей руке.

У Бога для праведных людей места много.

Бог любит Троицу.

Словарь: творец, дар, религия, православие, католицизм, протестантизм, душа (дышать),

Запиши ответ: Чем человек не должен кормить душу?

Приготовьте выразительное чтение стихов:

«Бог» Г, Державин

«Утреннее размышление о Божьем величии»

6

Тема: Божественное откровение о сотворении Мира. Создание невидимого мира.

«Ангелы, будучи служителями любви и мира, радуются о нашем покаянии и добродетели, стараются наполнять нас духовными созерцаниями и содействуют нам во всяком добре». Свет. Феодор Едесский


Ангел помогает, а бес подстрекает.

Кто понедельничает, возрадуется заступничеству Архангела Михаила.

Словарь: ангел, Десница, клеветник, преисподняя, зло, Ангел.

Сочините: Акростих на своё имя.


7

Тема: Божественное откровение о сотворении мира. Создание видимого мира.

«Для чего Всемогущий сотворил мир не вдруг, а в шесть дней? Для того, чтобы научить человека делать дела свои постепенно, не торопясь, с размышлением.» Св. Преп. Иоанн Кронштадтский


Без терпенья нет спасенья.

Горька работа, да сладок хлеб.

Словарь: творчество, творец, отец, Владыка, Рай, бездна, светила, тьма, живоносная сила.

Составьте загадки, используя только глаголы или прилагательные, а отгадкой станет то, что сотворил Бог.

Например: «Светит и греет? (солнце) Светят, но не греют? (звёзды, луна) – 4 день творения.

8

Тема: Для чего Бог создал мир. Жизнь первых людей.

«За грехом следует стыд, спутником покаяния является свобода». Св. Иоанн Златоуст

«Грехи признаются заглаженными противоположными добрыми делами или соответственным покаянием». Свет. Феофан Затворник

«К небу приписаны мы - там жительствуем». Св. Иоанн Златоуст


Золото огнём искушается, а человек напастями.

Век мой прошел, а дней у Бога не убыло.


Словарь: искуситель, грех, непослушание, грехопадение, грусть, печаль, смерть, раскаяние, образ, подобие, снедь,

Крылатые выражения: Древо познания. В поте лица будешь есть хлеб свой. Запретный плод сладок. (объясните значение выражений)

Напишите сочинение-миниатюру: «Для чего Господь создал именно меня?»

Прочитайте высказывание Св. Игнатия (Брянчинова) в учебнике «Добрые уроки наставления», стр.№11

Составьте рассказ на тему: «Красота человека»

9

Тема: Христианское учение о грехе. Как бороться с грехом.

«Господствуй над языком и не умножай слов». Преп. Антоний Великий

«Блажен кто не повредил языка своего злословием, кто языком не осквернил сердце». Ефрем Сирин

«Лучше камень бросить наобум, чем слово». Преп. Нил Синайский

Подлинно нет ничего сильнее молитвы и даже ничего равного ей». Св. Иоанн Златоуст


Слово лечит, слово и калечит.

Кроткое слово и буйную голову смиряет.

Придержи язык в беседе, а сердце в гневе.

Молись, а злых дел берегись.


Словарь: сквернословие, ложь, ябедничество, злоречие, осуждение, пустословие и многословие, молитва, лень, страх.

Письмо по памяти:

«Родная речь – Отечеству основа.

Не замути Божественный родник.

Храни себя, душа рождает слово, -

Великий святорусский наш язык». (Иеромонах Роман Матюшин)

Приготовьте выразительное чтение стихотворений: Н.Гумилёв «Слово»,

Е Баратынский «Молитва».

Запишите: Лень неразлучна с ропотом.

Узнайте, что обозначает слово «ропот». Из учебника «Добрые уроки наставления», стр. №195.

10

Тема: Христианское учение о добродетели.

«Великая добродетель – терпеть постигающее нас и, по слову Господню, любить ближнего, который нас ненавидит». Преп. Марк Подвижник

«О добродетели дознаём мы от апостолов, что у неё один предел совершенства – не иметь самого предела». Св. Григорий Нисский


Доброму Бог помогает.

Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром.


Словарь: совесть, добродетель, окаянный, раскаяние, покаяние, прощение, терпение.

Создайте (напишите, нарисуйте или смастерите): «Дерево моих добрых дел».

Прочитайте рассказ: Б.Ганаго «На скамейке».

Какие выражения с понятием «душа», «совесть» вы знаете?

Проверь себя – учебник «Уроки добротолюбия», стр. №55-56.

11

Тема: Нравственная культура христианства. Десять заповедей Моисея.

"Пусть заповеди Божий живут с тобой, непрестанно сообщая тебе как бы свет и озарение для суждения о делах". Святитель Василий Великий

«Если нам повелено любить врагов, а мы ненавидим и любящих нас, то какому подвергнемся наказанию»! Св. Иоанн Златоуст


Почитай отца, да Бога – будет тебе повсюду дорога.

Не смотри на старость со смехом, своя не за горами.

Словарь: заповеди, заповедник, заповедный, почитание, хамство, гордость, гнев, недовольство, Скрижали, притча, роптать.

Прочитайте рассказ: Б.Ганаго «Слова навек».

Напишите сочинение – размышление: «От слов своих осудишься, от слов своих оправдаешься»

Прочитайте в учебнике «Добрые уроки наставления» притчу стр.43-44, ответьте на вопрос: «Какой главный вывод для себя ты можешь сделать из этой притчи?»

12

Тема: Христианское учение о спасении. Иисус Христос – спаситель рода человеческого.

«Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживают» Апостол Павел

«Каждый воскреснет, облеченный делами своими, как одеждой, добрые они или злые» Преп. Исайя Отшельник


Словарь: вертеп, ясли, ладан, смирна, седьмица, воскрешение, распятие, предательство, Апостолы, Путь, Истина, Жизнь, клятва, Дева Чистая, благословение, возвестить, воссиять, исповедовать

Прочитайте рассказ: Б.Ганаго «На скамейке». Расскажите о лексическом значении слов спасибо, благодарю. Письмо по памяти:

«Одна есть в мире красота –

Любви, печали, отреченья

И добродетельного мученья,

За нас распятого Христа». Д, Бальмонт

Прочитайте отрывок из произведения

М. Е. Салтыкова-Щедрина

Христова ночь

«…Воскрес Бог и наполнил Собой вселенную. Широкая степь встала навстречу Ему всеми своими снегами и буранами. За степью потянулся могучий лес и тоже почуял приближение Воскресшего. Подняли матерые ели к небу мохнатые лапы; заскрипели вершинами столетние сосны; загудели овраги и реки; выбежали из нор и берлог звери, вылетели птицы из гнезд; все почуяли, что из глубины грядет нечто светлое, сильное, источающее свет и тепло, и все вопияли: «Господи! Ты ли?»

Составьте вопросы по содержанию текста.

13

Тема: Заповеди Блаженства.

«Через исполнение заповедей Божиих возвращаются внутрь нас, как некий плод, любовь, милостыня, кротость, смирение, терпение искушений, непорочность и чистота сердца». Преп. Симеон Новый Богослов


Кто к Богу, к тому и Бог.

Все в мире творится не нашим умом , а Божьим судом.


Словарь: доброе имя, честность, блаженство, заповедь, мольба, умолять, притча.

Продолжите фразу: «Если мне на пути встретится нуждающийся в помощи человек, то я………………..

Сочините и запишите свою молитву, обращенную к Богу.

Напишите сочинение-размышление на тему: «Кто имеет уши слышать, да слышит».

Составьте пары слов (сравнения): Хитрый как ……, добрый как …., и т.д.

14

Тема: Милосердие – традиция христианского образа жизни.

«Наши грехи – это горсть песка, брошенная в море Божественного милосердия». Свет. Иоанн Златоуст

«Милосердие более всего делает человека человеком». Св. Иоанн Златоуст


Нет милости человеку, не сотворившему милость.

Словарь: почтение, умеренность, целомудрие, кротость, терпение, смирение, милосердие, страсть, добродетель, порок, надмевать, назидать.

Напишите письмо-размышление на тему: «Возлюби ближнего своего, как самого себя».

Запишите ответ на вопрос: «Как ты понимаешь слова апостола Павла: «Знание надмевает, а любовь назидает»?

Учебник «Уроки добротолюбия» стр. №124 , задание №1, №2.


15

Тема: Главный символ православной культуры.

«Вместо щита ограждай себя честным Крестом, запечатлевай им свои члены и сердце» Преп. Ефрем Сирин

« С большой ревностью мы начертываем крест на жилище, на стенах, на окнах, на челе и в уме. Это знамение нашего спасения, всеобщей свободы и милосердия Господня». Св. Иоанн Златоуст


Пока гром не грянет, мужик не перекрестится.

Кто без креста, тот не Христов.

Крещение – новое рождение.

Словарь: воздвижение, Крестное знамение, крест, навет, попустить, Святая Троица, Мессия.

Напишите сочинение – размышление на тему: Что значит «Нести свой крест»?


16

Тема: Святая обитель.

"Не пострижение и одеяние делают монахом, но небесное желание и Божественное житие". Св. Макарий Великий

"Свет монахов суть ангелы, монахи же свет для всех человеков". Св. Иоанн Лествичник


Не монашеское дело - думать и заботиться о мирских, хотя бы и родственниках

.

Словарь: блаженный, инок, обет, отшельник, целомудрие, послушание, нестяжательство.

Прочитайте: Русский народ любил монастыри. Когда возникал новый монастырь, то русские люди начинали селиться около него, образовывая поселок, который вырастал иногда в большой город.

Растолкуйте смысл прочитанного текста.



17

. Тема: Символ Веры. Таинства.

«Таинством исповеди решительно очищаются все грехи, соделанные делом, словом и помышлением». Свт. Игнатий Брянчанинов

«Бог дал человеку власть изменяться через покаяние и соделываться через это совершенно новым». Преп. Исаия Отшельник

«Душа, помышляющая об исповеди, удерживается ею от согрешений, как бы уздою». Преп. Иоанн Лествичник

Словарь: Царствие Небесное, милосердие, осуждение, нерадение, круговая порука, Вседержитель, Творец, одесную, воскресение мертвых, упование, таинство, чаю, тленный, таинство.

Продолжите словарь «Святых слов» : исповедь, покаяние, вера, смирение, праведность, благословение, кротость, милосердие, умиление, блаженство, Воскресение …

18

Тема: Книжная сладость»

«Сладок мед и хорош сахар, но того и другого добрее книжный разум: это сокровище жизни вечной». Преп. Кирилл Гурьевский


Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

Читай, книгочей, не жалей очей.

Одна книга тысячу людей учит.

Учебник «Добрые уроки наставления», стр.№103

Словарь: поучение, летописец.

Чтение имён славянских букв.

Составьте словарь церковных предметов и слов на каждую букву церковнославянской азбуки.

Напишите сочинение – размышление на тему: Что такое «Духовная пища»?


19

Тема: Русские Храмы.

«Если бы не было у нас необходимости ходить в храм, не строили бы люди церкви». Архимандрит Греческой Православной церкви Харлампий Василопилос


Дома спасайся, а в церковь ходи.

Церковь не в брёвнах, а в ребрах.


Словарь: Базилика, ротонда, колокольня, купол, крест, зодчий, паперть, свечи.

Устное рисование: Опишите свой храм.

Внеурочная коллективная работа: «Мы зодчие» - Возведите храма из бумаги.



20

Тема: Святыни родного края.

«Бог устроил церковь, как гавань, чтобы в ней укрывшиеся от шума треволнений жизненного моря люди наслаждались великим покоем». Иоанн Златоуст


Кому церковь не мать, тому и Бог не отец.

Словарь: притвор, алтарь, клирос, амвон, иконостас, престол, жертвенник, лампада, подсвечник.

Напишите сочинение-миниатюру на тему: «О чём молятся люди в храме?»

Прочитайте стихотворение: «Дорог мне, перед иконой» А.Майков



21

Тема: Древнерусская икона.

«Я полюбил залитую воском картину, полную благочестия, потому что я видел на иконе ангела, поражающего полчища варваров». Св. Иоанн златоуст

«Иконы – суть книги, вместо букв написанные лицами и вещами». Св. Григорий Богослов


Нет икон супротив Никол.

Из одного дерева икона и лопата.

Молись иконе, да будь в покое.



Словарь: образ, лик, убрус, омофор, плат.

Отгадайте загадку: «Яко дух, яко тлен, яко платье на ней». (икона)

22

Тема: Церковное пение. Колокола и колокольный звон.

«К колокольному звону нужно относиться ответственно, бережно, звонить можно только в Богослужебных целях, для спасения людей».

«Колокольный звон – это не музыка, а сугубо церковное».

Игумен Михаил (старший звонарь Троице-Сергиевой Лавры)


Колокольный звон и душу, и тело очищает.

Словарь: благовест, перезвон, трезвон, набат, настойчивость, звонарь, гимн, сошествие, колокол, з вон, звонница.

Прочитайте и выучите наизусть стихотворение «Благовест» А.Толстого.

23

Тема: Православный образ жизни.

«Грешники получают прощение только благодаря заступничеству Марии». Св. Иоанн Златоуст

«Божья Матерь была смиренна, сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения, трудолюбивая, целомудренная в речи». Св. Амвросий Медиоланский


Материнское благословение на воде не тонет, в огне не горит.




Составьте свой словарь «Добрых слов»: Родина, мама, спасибо, доброго пути, скромность, талант, свобода, любовь, благодарность и т.д.

Устно ответьте на вопрос: «Как ты понимаешь высказывание «От тех, кто сквернословит, Божья Матерь отворачивается»»?

Прочитайте слова С. Есенина, пусть они станут эпиграфом к сочинению «Письмо маме»:

«Ты одна мне помощь и отрада,

Ты одна мне несказанный свет».

Прочитайте стихотворение: AVE Maria

А. Фета


24

Тема: Небесное воинство.

«Через покаяние земля стала небом, потому что наполнилась святыми – этими земными ангелами». Преп. Ефрем Сирин

« Я поставил себе за правило, сколько возможно искренне относиться к своему делу и строго следить за собой, за своей внутренней жизнью». Св. Иоанн Кронштадтский

«У всех святых общее было: все они имели твёрдую веру в Бога, вели постоянную борьбу со своими страстями, с покорностью переносили всякие посылаемые им испытания». Феофан затворник


Игумен хорош, так и братья не худы.


Словарь: святой, почитание, Святитель, Преподобный, Мученик, Страстотерпцы, Благоверный, Праведный, Пророк, Апостолы.

Напишите сочинение-миниатюру на тему: «Подарил мне душу Бог и просил, чтоб я сберег».


25

Тема: Блаженны чистые сердца.

«Блажен, кто подобным себе рабам доставил духовное веселие плодами добродетелей, которые насадил он трудами своими, чтобы принесли они плод жизни о Господе». Преп. Ефрем Сирин


Лучше убожество с добром, чем богатство с грехом.

В простых сердцах Бог почивает.

Лучше без одежды, чем без надежды.



Словарь: смирение, юродивый, чудотворец, блаженство, говенье, паломничество, пророк, жертвоприношение, устав, постриг, хижина.

Ответь устно на вопрос: «Как понимаешь смысл высказывания «Блаженны милостивые, ибо помилованы будут»».

26

Тема: Добрые люди земли Русской

«Милости Божией ищи к себе, милостями

к ближнему». Григорий Богослов

«Считай же милостыню не за расход, а за приход, не за ущерб, а за приобретение, потому что через нее ты больше получаешь, нежели даёшь». Св. Иоанн Златоуст


Милостыня – начало всякому добру.

Дающая рука не оскудеет.


Словарь: милостыня, добро, милосердие, мотив, тяготы, человекоугодие.

Составьте инструкцию: «Как просить прощение»

Напишите сочинение-миниатюру на тему: «Доброе дело».

Выполни задание учебника: с 106, №1

Апостол Петр говорит: «Служите друг другу каждый тем дарам, какой получил». Как это высказывание относится к теме разговора о добрых делах человека? Запишите свой ответ.

27

Тема: Смысл праздника в православной традиции. Православные праздники.

«Не увеселяет так ни одна красота любителя красот, как любителя праздников духовное празднование». Св. Григорий Богослов


Духовно праздновать – украшать душу добродетелями.

Словарь: летосчисление, седмица, неделя, вознестись

Прочитайте стихотворения (выучите их наизусть): «Христова ночь» М.Е Салтыков-Щедрин, «Пасхальные яйца» А.И.Куприн, «Тайная Вечеря» В.Набоков.

Сочините сказку «О чуде в Рождественскую ночь»

Напишите Поздравление к любому православному празднику.

Рассмотрите иконы. Запишите в тетради дату и название праздника (учебник «Добрые уроки наставления» с. 125, задание №1)

Прочитайте «Врата бога» из учебника «Уроки добротолюбия», расскажите, что знаете о празднике «Прощенное воскресение».

28

Тема: Красота православной семьи.

«Брак – это соединение двух половинок в единое целое. Две жизни связаны вместе в такой тесный союз, что это уже не две жизни, а одна». Св. Царица – Мученица Александра Фёдоровна Романова


Спиши из учебника пословицы. Подумай над их значением. («Добрые уроки наставления», стр. №109)

Словарь: христианская семья, домашняя церковь, жертвенная любовь, государь, цесаревич, завещание, страстотерпцы, заточение, узы., благочестие.

Ответьте на вопрос письменно: «С чего начинается семья?» , учебник «Добрые уроки наставления», стр. «109

Спишите Библейское наставление из учебника «Уроки добротолюбия» стр. №181.

29

Тема: Уклад православного дома. Праздник в нашем доме.

«В семейной жизни каждый должен забывать себя совершенно, думать только о других и таково отношение друг к другу членов семьи между собою спаяет семью, так, что они все почувствуют, что каждому из них без других жить невозможно». Св. Праведный Алексий Мечев


Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.

Словарь: ближний, чадо, прадед, дед, заступница

Напишите сочинение-миниатюру на тему: «История моего наречения»

Выполните задание учебника «Добрые уроки наставления», стр. №115.


30

Тема: Святость, честь и совесть.

«Воин, идя против врагов, должен молиться и молитвою подкреплять своё мужество». Св. Филарет

«Помните, что Отечество земное с его церковью есть преддверие Отечества небесного, потому любите его горячо и будьте готовы за него душу отдать».

Иоанн Кронштадтский.

«Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры». Апостол Павел


Сегодня молится, завтра - поститься, послезавтра – победа или смерть». А.В.Суворов

Либо грудь в крестах, либо голова в кустах.

Словарь: Георгий Победоносец, герой, воин, кавалер, орден, награда, подвиг, отвага, великомученик, святыня, крепость, орда, эскадрилья, молебен, держава, историческая память, орден,

Составьте свой словарь «Честных слов»: храбрость. прощение, память, трудолюбие, совесть, справедливость, благодарность и т.д.

Составьте и запишите «Кодекс честь Русского богатыря».

Устное описание картины В.Васнецова «Богатыри».


31

Тема: Патриотическое служение Православной церкви в годы Великой Отечественной войны.

«Не в первый раз русский народ переживает огненное крещение для спасения родной земли. Силен враг, но велик Бог земли русской». Митрополит Сергий


Словарь: полководец, благодарственный молебен, офицер, рядовой, потомки, верность.

Расставьте знаки препинания, прокомментируйте:

Забыть нельзя простить



32