Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4
Утверждено:
Директор МБОУ СОШ № 4
___________ В.Г.Бондарев
Приказ № 99 от 30.08.2018 г.
Коррекционно-развивающая программа
обучающейся 3-б класса с РАС (ФГОС вариант 8.2)
на 2019-2020 учебный год
педагог-психолог
Стародедова Ю.А.
г. Миллерово
2019 г.
Пояснительная записка
Данная программа психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ (РАС) создана для решения проблемы инклюзивного образования данного ребенка. Программа позволяет организовать обучение ребенка с учётом его особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения его развития и оценить полученные результаты. Под сопровождением понимается комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач коррекции, развития, обучения, воспитания, социализации детей с ОВЗ. Технология педагогического сопровождения опирается на скоординированное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса. Обучение, воспитание и образование являются основными путями её развития, реабилитации, социализации и интеграции в общество и обуславливают специфику формирования и реализации индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения образования ребенка с ОВЗ. Индивидуальная программа сопровождения направлена на развитие индивидуальных возможностей ребенка для получения полноценного образования, достижения максимальной адаптации, социальной реабилитации. Обучение в связи с ограниченными возможностями здоровья ребенка происходит на дому, путем интеграции очного и дистанционного обучения.
Цель программы: создание системы комплексной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья (РАС) в развитии, обучении, воспитании, социальной адаптации.
Задачи определены с учетом этапов коррекционно-развивающей работы с ребенком и включенности участников психолого-педагогического сопровождения:
1) предупреждение возникновения проблем развития ребенка с ОВЗ;
2) помощь (содействие) ребенку с ОВЗ в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (учебные трудности, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями);
3) развитие психолого-педагогической компетентности ребенка с ОВЗ в соответствии с его индивидуальными психофизическими возможностями;
4) психологическое обеспечение образовательных программ;
5) обеспечение адаптации к школе;
6) развитие учебной и познавательной мотивации;
7) развитие самостоятельности и самоорганизации.
Содержание программы психологического сопровождения определяют следующие принципы:
Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования ребенком, имеющим недостатки в физическом и психическом развитии.
Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) ребенка с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения ребенком образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями).
Направления работы в рамках реализации программы.
Данная Программа включает в себя взаимосвязанные направления, которые отражают её основное содержание:
диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Данная программа реализуется посредством следующих методов и методик:
- Наблюдение;
- Эксперимент;
- Анкетирование, опрос;
- Консультирование;
- Методы индивидуальной работы;
- Проективные методы;
-Тренинговые занятия с использованием здоровьесберегающих и инновационных технологий;
- Развивающие игры, упражнения с игровыми формами работы.
Особенности реализации программы: Обучение ребенка затруднено в связи с низкой работоспособностью ученика, повышенной утомляемостью и истощаемостью, нарушением функционирования крупной и мелкой моторики, нарушением внимания и восприятия, системным недоразвитием речи тяжелой степени, выраженной парциальной несформированностью высших психических функций.
Организационно-педагогические условия реализации Программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения:
- Использование здоровьесберегающих технологий: динамических пауз, пальчиковой гимнастики, кинезиологических упражнений;
- Использование инновационных технологий, методов и средств: библиотерапии, игровой терапии, музыкотерапии, арттерапии;
- Использование информационно-коммуникативных технологий, мультимедийных средств;
Критерии оценки эффективности программы:
- повышение уровня теоретической и практической подготовки обучающегося в соответствии с учебной программой;
- повышение учебной мотивации (наличие устойчивой мотивации к учению);
- развитие личности учащегося;
- повышение уровня произвольной регуляции эмоций;
- социализация ребенка с ОВЗ, повышение жизненной компетенции;
Форма работы: индивидуальная.
Продолжительность занятия: 40 мин.
Проведение занятий: 1 раз в неделю.
Прогнозируемый результат:
- восстановление (компенсация) функций общения, контроля своего поведения;
- коррекция несформированных психических функций;
- успешная адаптация к школьному обучению;
- развитие познавательной и учебной мотивации;
- развитие познавательных процессов;
- развитие самостоятельности и самоорганизации.
Тематическое планирование курса коррекционно-развивающих занятий
№ п/п | Содержание занятий | Кол-во часов | Дата проведения |
1.ЭТАП Первичная диагностика. |
1 | Установление эмоционального контакта психологом. Игры «Ручки», «Хоровод», «Ладушки». | 1 | |
2 | Установление эмоционального контакта. Развитие активности: игры «Поводырь», «Птички», «Догонялки». | 1 | |
3 | Диагностика эмоционально-поведенческих реакций | 1 | |
4 | Диагностика активности | 1 | |
5 | Диагностика эмоционального тонуса и эмоциональных проявлений | 1 | |
6 | Диагностика оценки своего поведения | 1 | |
7 | Диагностика внимания, памяти | 1 | |
2.ЭТАП Развитие активности и контактности |
8 | Развитие активности: игры «Поводырь», «Птички», «Догонялки». | 2 | |
9 | Развитие контактности: игры «Погладь кошку», «Поиграй с куклой» | 2 | |
3.ЭТАП Развитие познавательной сферы |
10 | Развитие восприятия и воображения. Пространственная координация. Зашифрованный рисунок. Сложи узор. | 2 | |
11 | Развитие зрительного и осязательного восприятия. Психотехнические игры: найди место для игрушки, собери фигурки | 2 | |
12 | Развитие аналитико-синтетической сферы. Таблицы Равена. Графический диктант. Продолжи ряд. | 2 | |
13 | Развитие внимания. Корректурная проба ’’Девочки’’. Таблицы. | 2 | |
14 | Развитие памяти. Запомни слова. Найди отличия. | 2 | |
15 | Развитие речевого общения. Позови мячом. Закончи фразу. | 2 | |
16 | Развитие личностно-мотивационной сферы. Моя семья | 2 | |
4.ЭТАП Развитие игровой деятельности |
17 | 1.Развитие сюжетной игры. ’’Пришел Мурзик поиграть’’ | 1 | |
18 | 2.Развитие подвижно-ролевой игры. ”Обезьянка озорница’’ | 1 | |
19 | 3.Развитие подвижно-соревновательных игр. Строим дом для друзей. Самый ловкий. | 1 | |
5.ЭТАП Итоговая диагностика |
20 | Итоговая диагностика. Диагностика эмоционально-поведенческих особенностей. | 1 | |
21 | Итоговая диагностика. Диагностика активности. | 1 | |
22 | Итоговая диагностика. Диагностика оценки своего поведения. | 1 | |
23 | Итоговая диагностика. Диагностика операций мышления. | 1 | |
24 | Итоговая диагностика. Диагностика памяти, внимания. | 1 | |
25 | Итоговая диагностика. Диагностика эмоционального тонуса и эмоциональных проявлений. | 1 | |
| ВСЕГО | 34 |