СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа для обучающихся с РАС

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа для обучающихся с РАС»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4



Утверждено:

Директор МБОУ СОШ № 4

___________ В.Г.Бондарев

Приказ № 99 от 30.08.2018 г.





Коррекционно-развивающая программа

обучающейся 3-б класса с РАС (ФГОС вариант 8.2)

на 2019-2020 учебный год







педагог-психолог

Стародедова Ю.А.















г. Миллерово

2019 г.



Пояснительная записка

Данная программа психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ (РАС) создана для решения проблемы инклюзивного образования данного ребенка. Программа позволяет организовать обучение ребенка с учётом его особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения его развития и оценить полученные результаты. Под сопровождением понимается комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач коррекции, развития, обучения, воспитания, социализации детей с ОВЗ. Технология педагогического сопровождения опирается на скоординированное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса. Обучение, воспитание и образование являются основными путями её развития, реабилитации, социализации и интеграции в общество и обуславливают специфику формирования и реализации индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения образования ребенка с ОВЗ. Индивидуальная программа сопровождения направлена на развитие индивидуальных возможностей ребенка для получения полноценного образования, достижения максимальной адаптации, социальной реабилитации. Обучение в связи с ограниченными возможностями здоровья ребенка происходит на дому, путем интеграции очного и дистанционного обучения.

Цель программы: создание системы комплексной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья (РАС) в развитии, обучении, воспитании, социальной адаптации.

Задачи определены с учетом этапов коррекционно-развивающей работы с ребенком и включенности участников психолого-педагогического сопровождения:

1) предупреждение возникновения проблем развития ребенка с ОВЗ;

2) помощь (содействие) ребенку с ОВЗ в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (учебные трудности, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями);

3) развитие психолого-педагогической компетентности ребенка с ОВЗ в соответствии с его индивидуальными психофизическими возможностями;

4) психологическое обеспечение образовательных программ;

5) обеспечение адаптации к школе;

6) развитие учебной и познавательной мотивации;

7) развитие самостоятельности и самоорганизации.

Содержание программы психологического сопровождения определяют следующие принципы:

  • Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

  • Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

  • Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

  • Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования ребенком, имеющим недостатки в физическом и психическом развитии.

  • Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) ребенка с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения ребенком образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями).

Направления работы в рамках реализации программы.

Данная Программа включает в себя взаимосвязанные направления, которые отражают её основное содержание:

  • диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

  • коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

  • консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;

  • информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Данная программа реализуется посредством следующих методов и методик:

- Наблюдение;

- Эксперимент;

- Анкетирование, опрос;

- Консультирование;

- Методы индивидуальной работы;

- Проективные методы;

-Тренинговые занятия с использованием здоровьесберегающих и инновационных технологий;

- Развивающие игры, упражнения с игровыми формами работы.

Особенности реализации программы: Обучение ребенка затруднено в связи с низкой работоспособностью ученика, повышенной утомляемостью и истощаемостью, нарушением функционирования крупной и мелкой моторики, нарушением внимания и восприятия, системным недоразвитием речи тяжелой степени, выраженной парциальной несформированностью высших психических функций.

Организационно-педагогические условия реализации Программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения:

- Использование здоровьесберегающих технологий: динамических пауз, пальчиковой гимнастики, кинезиологических упражнений;

- Использование инновационных технологий, методов и средств: библиотерапии, игровой терапии, музыкотерапии, арттерапии;

- Использование информационно-коммуникативных технологий, мультимедийных средств;


Критерии оценки эффективности программы:
- повышение уровня теоретической и практической подготовки обучающегося в соответствии с учебной программой;

- повышение учебной мотивации (наличие устойчивой мотивации к учению);

- развитие личности учащегося;

- повышение уровня произвольной регуляции эмоций;

- социализация ребенка с ОВЗ, повышение жизненной компетенции;


Форма работы: индивидуальная.


Продолжительность  занятия: 40 мин.


Проведение занятий: 1 раз в неделю.



Прогнозируемый результат:

- восстановление (компенсация) функций общения, контроля своего поведения;

- коррекция несформированных психических функций;

- успешная адаптация к школьному обучению;

- развитие познавательной и учебной мотивации;

- развитие познавательных процессов;

- развитие самостоятельности и самоорганизации.



































Тематическое планирование курса коррекционно-развивающих занятий

п/п

Содержание занятий

Кол-во часов

Дата проведения

1.ЭТАП Первичная диагностика.

1

Установление эмоционального контакта психологом. Игры «Ручки», «Хоровод», «Ладушки».

1


2

Установление эмоционального контакта. Развитие активности: игры «Поводырь», «Птички», «Догонялки».

1


3

Диагностика эмоционально-поведенческих реакций

1


4

Диагностика активности

1


5

Диагностика эмоционального тонуса и эмоциональных проявлений

1


6

Диагностика оценки своего поведения

1


7

Диагностика внимания, памяти

1


2.ЭТАП Развитие активности и контактности


8

Развитие активности: игры «Поводырь», «Птички», «Догонялки».

2


 9

Развитие контактности: игры «Погладь кошку», «Поиграй с куклой»

2


3.ЭТАП Развитие познавательной сферы

 

10

Развитие восприятия и воображения. Пространственная координация. Зашифрованный рисунок. Сложи узор.

2


 11

Развитие зрительного и осязательного восприятия. Психотехнические игры: найди место для игрушки, собери фигурки

2


12

Развитие аналитико-синтетической сферы. Таблицы Равена. Графический диктант. Продолжи ряд.

2


13

Развитие внимания. Корректурная проба ’’Девочки’’. Таблицы.

2


14

Развитие памяти. Запомни слова. Найди отличия.

2



15

Развитие речевого общения. Позови мячом. Закончи фразу.

2


16

Развитие личностно-мотивационной сферы. Моя семья

2




4.ЭТАП Развитие игровой деятельности

 

17

1.Развитие сюжетной игры. ’’Пришел Мурзик поиграть’’

1


18

2.Развитие подвижно-ролевой игры. ”Обезьянка озорница’’

1


19

3.Развитие подвижно-соревновательных игр. Строим дом для друзей. Самый ловкий.

1


5.ЭТАП Итоговая диагностика 

 20

Итоговая диагностика. Диагностика эмоционально-поведенческих особенностей.

1


 21

Итоговая диагностика. Диагностика активности.

1


22

Итоговая диагностика. Диагностика оценки своего поведения.

1


23

Итоговая диагностика. Диагностика операций мышления.

1


24

Итоговая диагностика. Диагностика памяти, внимания.

1


 25

Итоговая диагностика. Диагностика эмоционального тонуса и эмоциональных проявлений.

1


 

ВСЕГО

34