Программа клуба выходного дня "Моя Семья". Пояснительная записка.
Актуальность программы «Клуба выходного дня» направлена на координацию и интеграцию действий педагогов, родителей, общественных организаций (внешних партнёров) на реализацию проблемы воспитательной системы как одной из приоритетных задач, стоящих перед школой на современном этапе.
Актуальность формирования и развития коммуникативной культуры обучающихся в школе основана на очевидном значении общения, познания и творческого самовыражения в жизнедеятельности обучающихся. Данная программа призвана повысить культурный уровень личности, стать регулятором общения, должна создавать такие условия и такое содержание деятельности, которые в наибольшей степени соответствовали бы позитивному развитию и гармонизации обучающихся их социализации.
Программа способствует формированию личности обучающихся способной действовать в коллективе и с коллективом. Для получения хороших результатов недостаточно одной любви к детям. Ребенка надо уметь воспитывать, а для этого нужны специальные знания. Начало правильного воспитания нельзя откладывать на более поздний срок, оно должно начинаться с первых дней.
Новизна. Недостаточное внимание со стороны взрослых в реальной жизни общества через раскрытие потенциалов внутришкольного дополнительного образования и «Клуба выходного дня». Определена оптимальная модель организации образовательного процесса, обеспечивающего качество внеурочной деятельности.
Отличительной чертой данной программы является направления, организация деятельности обучающихся и характер проведения занятий. Использование коррекционной составляющей в воспитательном процессе.
Решение задач социальной адаптации воспитанников осуществляется
в развитии ключевых компетентностей участников образовательного процесса.
Программа «Клуба выходного дня» содействует активизации творческого и спортивного потенциала, духовно-нравственному развитию и социальной практики обучающихся, а так же получению основ экономических и правовых знаний.
Необходимость введения данной программы обусловлена решением основной проблемы - социализации обучающихся.
«Клуб выходного дня» создается в целях организации досуга обучающихся в выходные (воскресные) дни, вовлечения их в совместную познавательную, творческую и спортивно-оздоровительную деятельность, с родителями, способствующую духовному, интеллектуальному и физическому развитию, социализации обучающихся.
Цель программы: создание условий для обеспечения активного эмоционально - насыщенного отдыха через такие формы работы как совместные экскурсии, спортивные мероприятия, тематические праздники, выставки и т.д.
В ходе достижения цели решаются следующие задачи:
Организовать и осуществить взаимодействия в структуре внешних связей.
Приобрести опыт общения со сверстниками и взрослыми в процессе разнообразных игр и занятий.
Формировать у обучающихся потребности в общении, творческой деятельности и самоорганизации.
Использовать новые организационные способы воспитания в работе Клуба выходного дня.
Клуб выходного дня - необходимая социальная площадка на пути решения проблем в воспитании и создании коррекционно-развивающей среды и дальнейшей социализации обучающихся.
Основные направления реализации программы:
диагностика, коррекция и развитие обучающихся;
духовно-нравственное воспитание;
гражданско-патриотическое воспитание;
художественно-эстетическое воспитание;
экологическое воспитание;
спортивно-оздоровительная деятельность;
общественно-полезная деятельность;
познавательно-информационное воспитание.
Все направления воспитания и социализации важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
Программа составлена с учетом принципов:
• принцип систематичности, комплексности и системности;
• принцип развития;
• принцип индивидуального и личностного подхода;
• принцип объективности и научности;
• принцип единства сознания и деятельности;
• принцип эффективности;
• принцип гуманизма и педагогического оптимизма;
• принцип природосообразности;
• принцип культуросообразности.
Условия работы клуба.
В клубе проводятся заседания и мероприятия. Тематика заседаний и мероприятий должна касаться детей и и родителей и их проблем. Заседания клуба проводятся 1 раз в две недели (по субботам), на которых обсуждается подготовка к мероприятию согласно плану. План мероприятий разработан в начале года по итогам опроса мнений детей и родителей. Мероприятия клуба организуются 1 раз в месяц. Мероприятия проводятся согласно плану, предложенному творческой группой, по итогам опроса мнений участников клуба. Сценарии мероприятий разрабатывает творческая группа родителей под руководством руководителя клуба.
Содержание работы Клуба выходного дня.
Работа организуется с учётом Закона об образовании, Декларации прав ребёнка, требований САНПиН и других локальных актов. В клубе предусмотрены санитарно-гигиенические и спортивно-оздоровительные мероприятия внеурочной деятельности с использованием таких форм работы как встречи с интересными людьми, экскурсии, посещение музеев, занятия по интересам, прогулки.
Методы и приемы:
1. Методы формирования сознания личности.
2.Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.
3. Методы стимулирования поведения и деятельности.
Используемые приёмы: убеждение на собственном опыте, импровизация на свободную или заданную тему, товарищеский спор, использование сказок, увлечение творческим поиском добрым делом и т.д.; организация групповой деятельности, творческая игра, косвенное требование, коллективное творческое дело. Творческое соревнование, конкурс, контроль.
Ожидаемый результат.
В качестве планируемых результатов необходимо выделить следующее:
1. Установление доверительных отношений педагогов, родителей, детей в мобилизации социокультурного потенциала семьи для создания единой гуманной, доброжелательной, воспитательной среды, единого педагогического пространства.
2. Создание системы психолого-педагогического всеобуча родителей, вовлечение родителей в педагогическое самообразование.
3. Формирование педагогической позиции родителей и реализация их педагогического просвещения, в том числе привлечение к активной созидательной, воспитательной практике, развитие национальных духовных традиций, участию в учебно-воспитательном процессе.
4. Создание реального сотрудничества педагогов и родителей в процессе воспитания учащихся, в организации взаимодействия семьи и школы на основе единой педагогической позиции.
Планирование работы в Клубе выходного дня. (1 класс)
№ | Мероприятие | Форма проведения | Примечание |
1. | «Давайте познакомимся!» | Игровой тренинг | |
2. | Готовимся к выставке «Осенний букет». Сбор природного материала. | Совместная прогулка в осенний лес. | |
3. | «При солнышке тепло при матери добро». | Праздник. | |
4. | Операция «Кормушка!» | Прогулка. | |
5. | «С днем рождения, Югра!» | Тематический вечер. | |
6. | «Новогодний карнавал» | Праздник. | |
7. | «Все профессии важны, все профессии нужны!!!» | Экскурсия на производство. | |
8. | Подготовка к мероприятию «Весна, весна и все ей рады!» | Беседа (репетиция сценария, выбор материалов) | |
9. | «Безопасность на дорогах». | Пешая экскурсия по городу. | |
Планирование работы в Клубе выходного дня. (2 класс)
№ | Мероприятие | Форма проведения | Примечание |
1. | «Играем вместе!» | Игры на свежем воздухе. | |
2. | «Осеннее чудо!» | Практикум. | |
3. | « В гостях у сказки». | Литературная гостиная . | |
4. | «Мамины руки». | Практическое занятие. | |
5. | Поездка на фильм в рамках фестиваля «Дух огня» | Экскурсия. | |
6. | «В зимнем лесу». | Прогулка. | |
7. | «Весенний калейдоскоп». | Праздник. | |
8. | Операция «Скворечник!». | Практикум. | |
9. | Моя родословная. | Беседа. | |
Планирование работы в Клубе выходного дня. (3 класс)
№ | Мероприятие | Форма проведения | Примечание |
1. | «Как я провел лето». | Классный час. | |
2. | «Краски Осени». | Конкурсно-развлекательная программа. | |
3. | «Милая моя, мамочка родная!». | КТД. | |
4. | «Спички детям не игрушка». | Экскурсия в пожарную часть №132. | |
5. | «Дружно встретим Новый год!». | Праздник. | |
6. | «Вместе с папой». | Спортивно- игровая программа. | |
7. | «Бабушки и внуки». | Классный час . | |
8. | В гости к Степану. | Развлекательная программа в Шапшинском урочище. | |
9. | «Память бережно храним». | Викторина. | |
Планирование работы в Клубе выходного дня. (4 класс)
№ | Мероприятие | Форма проведения | Примечание |
1. | «1 сентября» | Классный час | |
2. | «Осенний калейдоскоп». | Экскурсия | |
3. | «Минуты счастья». | КТД. | |
4. | «Пожарный профессия героическая». | Составление коллажа. | |
5. | «Новогодние приключения». | Дискотека. КДЦ «Октябрь» | |
6. | «Я, ты, он, она – спортивная семья». | Соревнования. | |
7. | «Весенняя капель». | Праздник. | |
8. | «Мы Вас ждем товарищ, птица!» | Акция. | |
9. | «До свидания, начальная школа!» | КТД. | |
Конкретные результаты:
1. Востребованность Клуба выходного дня, большой охват детей и их родителей.
3. Создание команды единомышленников – педагогов, родителей и детей.
4.Организованный и спланированный досуг детей и родителей в воскресные дни.
Механизм оценки результатов.
1. Фотоматериалы мероприятии;
2.Оригинальные рисунки, плакаты детей и их родителей;
3.Отзывы родителей, социума.
Перспективы дальнейшего развития.
1. Передача накопленного опыта другим классам, желающим принять участие в подготовке и разработке КТД Клуба «Моя семья».
2.Привлечение партнеров.
3. Создание малых совместных площадок по интересам, увлечениям родителей и детей.
Список литературы.
Белова Н.Б. Материнская школа // Управление ДОУ. № 6 2003.
Давыдова О.И., Богославец Л.Г. Майер А.А. Работа с родителями в ДОУ: Этнопедагогический подход. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
Долматова Н.Г. Формы работы дошкольных учреждений с неорганизованными детьми // № 6 Управление ДОУ № 6 2005.
Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
Микляева Н.В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей: методическое пособие воспитателей ДОУ - М.: Айрис - пресс, 2006.
Рогалева Н.А. Психологический клуб для родителей // Управление ДОУ № 8 2008
Севостьянова Е.О. Дружная семейка: Программа адаптации детей к ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
Трегубенко Л.А. Клуб успешного родителя. // Воспитатель ДОУ. № 6 2003.