СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа воспитательной работы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа воспитательной работы»

ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

«ВМЕСТЕ МЫ – СИЛА!»


Основные идеи, нашедшие отражение в программе, можно сформулировать следующим образом:

- содержание программы соответствует интересам, потребностям, возможностям возрастного и индивидуального развития ребёнка;

- программа ориентирована на воспитание людей порядочных, интеллигентных, уважающих жизнь и мнение других людей, ценящих человеческое достоинство в себе и других, способных самостоятельно и творчески решать поставленные задачи, живущих достойно и счастливо.

Цель воспитательной работы: свободное развитие личности, создание условий для самовыражения, самоутверждения, самореализации каждого обучающегося.

Воспитательная работа осуществляется по следующим направлениям:

В основу программы были положены следующие принципы и подходы:

-принцип природосообразности – надо принимать ребёнка таким, какой он есть;

- принцип целостности охватывает образ окружающего мира, образ себя, урочную и внеурочную деятельность;

- принцип сотрудничества – работа строится на отношениях партнерства, уважения и доверия;

- деятельностный подход – в деятельности изменяются, укрепляются отношения между воспитанниками.

Программа строится на основе соуправления, т.е. через совместное переживание факта или явления, создающего напряжение и яркий эмоциональный выход.

Содержание работы органов соуправления определяется исходя из ведущих видов деятельности, характерных для организации внеурочных занятий.

1.Познавательная деятельность – экипаж «Наука и образование»:

-интеллектуальные игры «О, счастливчик!», «Звездный час», «Своя игра»;

-устные журналы «Хочу все знать!», «Мое Отечество»;

-конкурсы юных сочинителей и художников «Самый, самый»;

-диспуты «Легко ли быть умным?», «Любопытство и любознательность»;

-викторины из разных областей знаний.

2.Трудовая деятельность – экипаж «Труд и порядок»:

-организация дежурства в классе;

-операция «Росток», акция «Ревизорро»;

-экодесант;

-деловые игры по ПДД и ТБ.

3.Спортивно-оздоровительная деятельность – экипаж «Спорт и здоровье»:

-дни здоровья и спорта;

-прогулки в осенний и зимний лес;

-устные журналы «Экология и мы», «Здоровый образ жизни»;

-беседы с психологом и школьным врачом;

-школьная спартакиада.

4.Художественно-эстетическая деятельность – экипаж «Досуг»:

-праздники «Мама, милая мама», «Защитники Отечества», народные;

-творческие вечера «Алло, мы ищем таланты», «День именинника»;

-КВН «А ну-ка, девочки!», «А ну-ка, мальчики!»;

-турнир знатоков этикета;

- ролевые игры «Смешинка», «Маски-шоу».

5.Шефская деятельность – экипаж «Забота»:

-ролевые игры «Мама спит, она устала», «Приходите в гости»;

-беседы «Умей беречь честь бабушки и дедушки и добрую память о них», «В дружбе – сила», «Надо ли любить всех?»;

-акции «Я и мой сверстник», «Мой первый дом – роддом».

6.Информационная деятельность – экипаж «Пресс-центр»:

-оформление классного уголка;

-выставки фотографий «Моя семья», «Моя прекрасная мама»;

-выставки поделок и рисунков «Природа и фантазия», «Золотые руки мам», «Семейные традиции»;

-оформление всех классных дел (грамоты, благодарности и пр.).

В процессе сотрудничества классного руководителя, обучающихся и родителей сложилась система воспитательной работы, становление которой проходило в несколько этапов.

1 этап «Будем знакомы» (1 класс)

Задача: изучение интересов, потребностей первоклассников.

Формы работы: часы общения «Расскажи мне о себе», «Что я вижу, чем живу», анкетирование «Мои увлечения», «Я и моя семья».

2 этап «Ребята, давайте жить дружно!» (2 класс)

Задача: создание благоприятных условий для формирования нормального психологического микроклимата в классе.

Создание классных традиций: походы и поездки по родному краю, дни именинника, творческий конкурс «Алло, мы ищем таланты», родительское собрание «Я, ты, он, она, вместе – дружная семья».

3 этап «Что один не сделает – сделаем вместе!» (3-4 классы)

Задача: воспитание самостоятельности, развитие умения организовывать коллективное творчество.

Все обучающиеся заняты в работе классных ученических экипажей. Каждый экипаж выбирает комиссара и старшину, остальные – члены экипажа. У каждого свои обязанности.

Из комиссаров и старшин экипажей образуется Совет учащихся класса. Его функции: подготовка и проведение классных собраний, подготовка и составление плана воспитательной работы.

Высший орган классного соуправления – собрание класса, во главе которого находится командир. Функции собрания: заслушивание информации о решениях Совета учащихся класса, принятие решений по вопросам деятельности класса.

Для реализации программы используются следующие воспитательные технологии:

  1. «Любознайка» - один из вариантов организованного общения одноклассников, наполнением которого является интеллектуальное содержание.

Цель – формирование опыта интеллектуального общения в процессе совместного обсуждения познавательных проблем.

Этапы технологии:

А) Мотивационный этап:

-создание интереса;

-целеполагание.

Б) Основной этап:

-постановка познавательной проблемы;

-обмен информацией;

-создание «поля вопросов»;

-обсуждение вопросов (в разных формах);

-выдвижение и обсуждение гипотез;

-«мостик в будущее» - связующее звено между завершившимся обсуждением и последующей работой «Любознайки».

В) Рефлексия – подведение итогов, обсуждение и анализ вклада каждого обучающегося в общее дело.

Темы «Любознайки» («Есть ли жизнь во Вселенной?», «Почему вымерли динозавры?», «Ум и воля» и др.) могут обсуждаться неоднократно, согласно принципу усложнения содержания. При этом каждый раз тема может рассматриваться все более подробно и глубоко с учетом развивающегося мышления и кругозора ребят.

Правила общения «любознаек»: слушать друг друга внимательно, общаться доброжелательно; спор – не цель, а средство поиска истины; каждую мысль подкреплять фактами и аргументами; не бойся фантазировать; будь точен и краток.

  1. «Путь истины» - это познание истины через согласование мыслей, решений, действий.

Цель – получение школьниками позитивного социального опыта объединения (сравнение, согласование, взаимодополнение, принятие) идей, предложений, мнений.

Этапы технологии:

А) Формирование индивидуального продукта.

Каждый обучающийся на этом этапе в произвольной форме отвечает на поставленные руководителем вопросы («Что это?», «Из чего состоит?», «Для чего это?» и др.).

Б) Согласование в парах ответов на поставленные вопросы, создание дуэтов.

Участники дуэта из двух продуктов составляют один так, чтобы получилось новое качество, но при этом не должна потеряться индивидуальность.

В) Согласование пар в четверках, создание квартетов.

Работа над созданием нового продукта начинается с оргмомента, где оговаривается ход работы и распределяются роли (координатор – хранитель законов игры, спикер – протоколист, регламентатор – хранитель времени). На этом этапе вводится закон трех «П»: принять, поддержать, понять.

Г) Выступление команд (результаты согласования ответов на поставленные вопросы).

Д) Рефлексия – выяснение ответов на вопросы «Что изменилось в моем настроении?», «Что мне дала игра для учебы и жизни в целом?», «Какое правило в поступках, какой закон в жизни я хочу предложить для себя и для всех?».

Темы для обсуждения могут быть самыми различными. Например, «Что такое совесть?», «Я и мое поколение», «Человек и закон», «Мастера» и др.

  1. «Мысль есть творящая сила» - осознание своей готовности к решению жизненных задач.

Этапы технологии:

А) Самоопределение. Каждый участник отвечает на вопросы «Что я хочу по отношению к …?», «Что я могу делать по отношению к…?», «Что я буду делать по отношению к…?».

Б) Работа в парах. За две минуты участники согласовывают свои версии и готовят общий ответ на вопросы.

В) Работа в четверках. Команды обсуждают и согласовывают свои потребности, способности и решимость делать намеченное.

Г) Выступление команд.

Д) Анализ деятельности (в виде ответов на вопросы «Что и как я делал?», «Что я узнал и чему научился?», «Какие новые вопросы у меня возникли?»).

Темы для обсуждения: «Здоровье мое и твое», «Мода и этикет», «Духовное богатство человека» и др.

Использование указанных технологий (авторы В.Р.Ясницкая, П.Ф.Акбашев, Н.М.Филиппова) дает двойной эффект: для учителя это гармонизация отношений в коллективе; чувство удовлетворения, радость, здоровье; конкретная методическая помощь; для детей – умение общаться, понимать и принимать другого; раскрытие своего творческого потенциала и способностей; самоорганизация (упорядоченность действий, распределение функций, экономия времени).

После согласования с родителями была поставлена цель – добиться, чтобы ребенок сам поступал так, как того требует мораль, и не видел иного для себя варианта.















Идеальный и самый продуктивный вариант – равноправное дружеское взаимодействие классного руководителя, родителей и ребенка, направленное на благополучие и гармоничное развитие последнего.


Ожидаемые результаты




















Для реализации воспитательной программы должны быть созданы следующие условия:

- изучение мнений, интересов, возможностей детей и их родителей;

- изучение состава учащихся, выявление ученического и родительского актива;

- овладение новыми педагогическими, воспитательными технологиями воздействия на школьников;

- тесная связь семьи и школы;

-четкое планирование программы педагогических действий с содержательной и временной последовательностью;

- творчество, инициатива детей, родителей, учителя;

- создание материально-технической базы;

- доброжелательный микроклимат в коллективе.

Для оценки результативности воспитательной программы «Вместе мы – сила!» определены следующие критерии и показатели ее эффективности:

  1. Уровень воспитанности учащихся – продвижение личности в своем развитии.

  2. Уровень развития коллектива.

  3. Удовлетворенность обучающихся и их родителей жизнедеятельностью классного коллектива.

При разработке программы были использованы такие методики, как:

- оценка воспитанности учащихся во внешнеповеденческом аспекте (С.А.Нетопина);

- оценка уровня воспитанности учащихся (Е.А.Бушмелева);

- микроисследование «Атмосфера в классе» (Л.А.Байкова);

- методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью (А.А.Андреев);

- методика изучения удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (Е.Н.Степанов).

Оценивая эффективность воспитательной программы по данным критериям, можно констатировать следующее: у детей преобладает положительная самооценка, они уверены в своих силах и возможностях, чувствуют себя в классном коллективе комфортно; более заметны стали успехи учащихся в городских олимпиадах и конкурсах; большинство родителей удовлетворены результатами обучения и воспитания своих детей, их положением в классном коллективе.

Данная программа помогает более целенаправленно и обоснованно строить воспитательную работу, сосредотачивать усилия на решении наиболее важных педагогических проблем, согласовывать устремления и действия классного руководителя, учащихся и родителей при планировании и организации жизнедеятельности в классе. Всё это способствует повышению эффективности педагогической деятельности, достижению более существенных результатов в духовном и физическом развитии учащихся, формированию индивидуальности классного сообщества и его членов.