СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, авторской программы по русскому языку УМК «Планета знаний» Л. Я. Желтовской, Т. М. Андриановой, В. А. Илюхиной.
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, авторской программы по русскому языку УМК «Планета знаний» Л. Я. Желтовской, Т. М. Андриановой, В. А. Илюхиной, , и на основании следующих нормативных документов:
• Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
• Федерального Закона «Об образовании в РФ»
• Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Кулешовской СОШ №17 Азовского района;
• учебного плана МБОУ Кулешовской СОШ №17 Азовского района на 2016-2017 учебный год;
• годового календарного учебного графика МБОУ Кулешовской СОШ №17 Азовского района на 2016-2017 учебный год
• примерной общеобразовательной программы по русскому языку;
• авторской программы по русскому языку УМК «Планета знаний»
Цели изучения учебного предмета.
Рабочая программа по русскому языку составлена с учётом общих целей изучения курса, определённых Государственным стандартом содержания начального образования II поколения и отражённых в его примерной (базисной) программе курса русского языка.
В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:
познавательная цель связана с представлением научной картины мира, частью которого является язык, на котором говорит ученик, ознакомлением учащихся с основными положениями науки о языке и, как следствие, формированием логического и абстрактного мышления учеников;
социокультурная цель включает формирование: а) коммуникативной компетенции учащихся (развитие устной и письменной речи); б) навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Особенность курса в том, что он представляет собой первоначальный этап изучения системы родного языка. В этот период осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6—10 лет.
Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс.
Задачи и направления изучения русского языка в начальной школе:
1) развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, правильно их употреблять в устной и письменной речи, развитие интуиции и «чувства языка»;
2) освоение первоначальных знаний о системе родного языка, лексических, фонетических, грамматических средствах языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых единиц языка;
3) овладение умениями общаться в устной и письменной формах, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
4) воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к языку своего народа; пробуждение познавательного интереса к русскому слову, стремления совершенствовать свою речь, чувства ответственности за сохранение чистоты языка своего народа.
Общая характеристика учебного предмета.
Достижению целей и задач курса русского языка активно содействуют такие подходы к его изучению, как культурологический (язык и общество), познавательно-коммуникативный, информационный, деятельностный. В русле этих подходов был произведён отбор языкового материала, его структурирование (выстраивание стержня, последовательности изучения), выбраны перспективные принципы организации содержания курса. Актуальными при работе с языковым материалом становятся принципы:
— семиотический — помогающий детям осмысливать двусторонность основных единиц языка, осознавать родной язык как особую знаковую систему в контексте национальной и общечеловеческой культуры;
— системно-функциональный — способствующий осмыслению структуры родного языка и предназначенности его основных средств для решения речевых задач;
— этико-эстетический — направленный на осознание изобразительных свойств языка, на освоение культуры речевого поведения, воспитание чувства «соразмерности и сообразности» в использовании языковых средств.
При составлении программы и методики её реализации были также учтены принципы развития, вариативности и спиралевидности (концентричности).
Принцип развития предполагает ориентацию содержания и методики на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-ценностного и интеллектуального развития и саморазвития ребёнка.
Принцип вариативности предполагает возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологий обучения в интересах осуществления дифференцированного и индивидуального подхода к ребёнку. В учебниках с помощью маркировки указывается инвариантный минимум содержания и его вариативная часть. В разделе «Содержание программы» вариативная часть программы даётся курсивным шрифтом.
Принцип спиралевидности (концентричности) предполагает неоднократное обращение к изучению основных средств языка — звуков, слов, словосочетаний, предложений, текстов — с переносом акцента на новые их признаки, свойства, назначение и пр., от общего взгляда на средства языка к более конкретному и многостороннему их анализу.
В общих подходах и принципах, отмеченных выше, проявляется единство курса. Язык и речь выступают не как механические, вполне самостоятельные части, а как ступени единого процесса познания языка: от коммуникативных речевых ситуаций к языку и от языка — к речи.
В целом начальный курс русского языка представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей.
Введением в язык является первый интегрированный этап общего курса — «Обучение грамоте и развитие речи». Его продолжительность (23 учебных недели, 9 ч в неделю) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. В обучении грамоте различают два периода: подготовительный (добуквенный) и основной (букварный). Последовательность работы, характер упражнений на каждом из этапов обучения грамоте определяются закономерностями аналитико-синтетического звуко-буквенного метода. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению, при этом учитывается принцип координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять её с ранее изученными буквами, упражняются в письме слогов, слов, предложений, небольших текстов.
Основа элементарного графического навыка формируется наряду с речевыми умениями, обогащением и активизацией словаря, становлением и развитием фонематического слуха, а также грамматико-орфографической пропедевтикой.
После курса «Обучение грамоте и развитие речи» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
«Русский язык». В соответствии с требованиями к содержанию и результативности обучения русскому языку в начальной школе в программах курсов каждого года обучения выделяются два раздела: «Речевое общение» и «Язык как средство общения».
Приоритетным в начальном обучении признаётся формирование важнейших коммуникативно-речевых умений младших школьников: читать и писать, понимать смысл обращенной к ним устной и письменной речи (заданий, вопросов, правил, определений и т.п.), отвечать на вопросы, вступать в диалоги, составлять несложные монологические высказывания. К этому же разряду относятся и умения этикетного характера. Поэтому раздел «Речевое общение» начинает программы каждого класса. В этом разделе указывается минимум речеведческих сведений: о формах речи и основных видах речевой деятельности (слушании, говорении, чтении, письме), о тексте, его теме, основной мысли, функциональных типах текста (повествовании, описании, рассуждении) и др. Отмечаются пути и «шаги продвижения» учащихся в овладении коммуникативно-речевыми умениями, связанными с метаумениями — понимать смысл чужой речи и создавать, оформлять и передавать собственные мысли и чувства.
Акцентируется внимание на проведение видов работ по развитию индивидуальной речи учеников: обогащение словаря, развитие чувства языка, расширение грамматического строя речи, развитие речевого слуха и пр. Рекомендуется проведение упражнений в ситуациях диалога, в ходе которых дети учатся слушать и вступать в диалог, высказывать и отстаивать собственную точку зрения, убеждать других, участвовать в групповом и коллективном обсуждении проблем, налаживать сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Формирование коммуникативно-речевых действий (умений слушать, читать, говорить, писать) — прямой путь к обеспечению в будущем социальной компетентности учеников.
Возможность формирования коммуникативно-речевых умений зависит от освоения школьниками круга сведений о правилах, закономерностях построения предложений, использования средств языка в речи. Изучение системы языка, его языковых средств остаётся важнейшим направлением в начальном курсе русского языка, так как именно овладение богатством средств языка является базой и условием развития речи детей. На это нацеливает содержание раздела программы «Язык как средство общения», в котором представлен языковой материал.
Содержательные линии этого раздела: фонетика, графика, состав слова (морфемика), лексика, грамматика (морфология и синтаксис), орфография, орфоэпия и пунктуация. Языковой материал (основы лингвистических знаний) призван сформировать научное представление (с учётом возрастных особенностей младших школьников) о системе и структуре русского языка, являющегося частью окружающего мира учеников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка, постижению его интонационного и лексического богатства. Путь изучения всех языковых средств — от значения к форме, далее — к назначению (функции) в речи.
Ознакомление с языковыми единицами проводится через призму основного средства языка — слова. Так, в 1 классе слово рассматривается в основном со стороны его строения — звукового, буквенного, слогового. Во 2 классе акцент переносится на изучение слова со стороны значения, вводятся понятия о лексическом (конкретном) и общем (как часть речи) значениях слов. Состав слова анализируется со стороны входящих в него значимых частей (корня, приставки, суффикса, окончания), а также рассматривается с позиций значения, так как из значений морфем складывается лексическое значение слова. Вопросы правописания слова рассматриваются на морфемном и морфологическом уровнях с введением термина орфограмма. Представления о предложении и тексте углубляются через призму «работы» в них слов как частей речи. В 3—4 классах ядром курса становится изучение предложения, текста.
Неоднократное обращение к основным средствам языка мотивировано новыми задачами. Сначала рассматриваются общие признаки единиц языка, затем, особенно единицы грамматики, с позиции их назначения (функции) в речи. Далее внимание детей фокусируется на роли их главных структурных частей (корень слова, главные члены предложения, тема, главная мысль текста), после этого — на роли структурных частей «второй степени» значимости (приставки, суффиксы, окончания в слове, второстепенные члены предложения, композиционные части текста и пр.). Концентрический путь освоения языкового материала соответствует закономерностям понимания смысла речи при её восприятии и передаче смысла при её создании (продуцировании) и способствует более интенсивному развитию мышления детей, их языкового чутья и речевых способностей.
Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания. Орфографический и пунктуационный материал также даётся с коммуникативной мотивацией — обеспечивать грамотность письменной речи.
Закрепление гигиенических навыков письма, развитие мелких мышц и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма составляют задачи занятий по каллиграфии и решаются в системе работы над качествами письменной речи.
Развитие письменной речи у младших школьников отстаёт от развития устной речи на всём протяжении начальной школы. Преобладание работы над письменной речью требует проведения достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в системе от простого к сложному, индивидуализации и дифференциации обучения.
Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи учащихся носит практический характер и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся как будущих членов общества.
.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
• Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
• В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, пониманию того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач.
• Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности. Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по формированию у младших школьников универсальных учебных действий (УУД), которые способствуют развитию учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой.
В программе и учебниках представлены специальные вводные мини-разделы с целью мотивации как к изучению курса русского языка в целом, так и к изучению отдельных разделов и тем, даны упражнения ситуативного характера, активизирующие творческое отношение учеников к осознанию той или иной закономерности родного языка.
Система упражнений для уроков составлена в деятельностном ключе и стимулирует учащихся к формированию как регулятивных действий (целеполагания, планирования, ориентировки, прогнозирования, контроля, коррекции, оценки), так и общеучебных действий («чтение» текстов, схем, таблиц, моделей и т.п., выбор рациональных способов решения языковых задач, использование разных способов поиска информации в лингвистических словарях и справочниках, структурирование материала в таблицы, плакаты и пр.).
Таким образом, курс имеет познавательно-коммуникативную направленность, что предполагает привнесение коммуникативной мотивации в рассмотрение различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи.
В познавательно-коммуникативной направленности курса явственно проступает воспитательная сила предмета: дети учатся культуре речевого поведения, общения, обращения с родным языком как действующим средством, как живым средоточием духовного богатства народа, создающего язык.
Место учебного предмета в учебном плане.
Учебным планом МБОУ Кулешовской СОШ №17 Азовского района на изучение курса русского языка в 1 классе предусмотрено 165 часов.
Фактически в соответствии с годовым календарным учебным графиком МБОУ Кулешовской СОШ №17 Азовского района на 2016-2017 учебный год будет проведено 163 часа: из них на «Обучение грамоте по Прописям»-109ч., (включает в себя подготовительный (добуквенный) период (17ч) и основной (букварный) период (92ч) и «Русский язык» - 54 часа.
Результаты освоения учебного курса
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
понимание важности нового социального статуса «ученик»;
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и принятие образа «хорошего ученика»;
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);
осознание роли речи в общении людей;
понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи.
Учащиеся получат возможность для формирования:
осознания себя гражданином России, чувства сопричастности к истории своей страны и своего народа, гордости за свою страну;
устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса русского языка;
установки на здоровый образ жизни.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
различать устную и письменную речь, а также основные языковые средства (слова, предложения, текст);
интонировать различные по эмоциональной окрашенности предложения;
различать звуки и буквы, различать гласные и согласные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие звуки;
использовать при письме все способы буквенного обозначения мягких и твёрдых согласных;
узнавать и называть все буквы русского алфавита, использовать знание алфавита для упорядочивания слов;
различать произношение и написание слов (простейшие случаи);
производить слогоударный и звуко-буквенный анализы слов простой конструкции;
применять на письме изученные правила: о переносе слов, о написании большой буквы в именах собственных (термин не используется), о правописании буквосочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу, чк, чн, об оформлении предложений на письме;
запоминать правописание словарных слов и правильно их воспроизводить;
грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку тексты (объемом в 15-20 слов);
выполнять основные гигиенические требования при письме.
Учащиеся получат возможность научиться:
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;
определять последовательность предложений в деформированном тексте, начало и конец предложений в непунктированном тексте, озаглавливать тексты;
составлять устные рассказы по картинке с ярко выраженной темой (3–5 предложений);
различать слова-названия предметов, слова-признаки предметов и слова-действия предметов;
различать синонимы и антонимы, слова в прямом и переносном значении, понимать значение многозначных слов в контексте (на доступном языковом материале);
находить родственные слова в группе предложенных слов.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся на доступном уровне:
адекватно воспринимать оценку учителя;
осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном;
вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом);
находить и исправлять ошибки, допущенные в словах (специальные задания);
в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».
Учащиеся получат возможность научиться:
адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий;
в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно.
Познавательные
Учащиеся научатся:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение).
Учащиеся получат возможность научиться:
использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач;
выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Учащиеся получат возможность научиться:
выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание курса | Кол-во часов | Характеристика деятельности обучающихся |
Обучение грамоте | 109 ч |
|
Подготовительный (добуквенный) период РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ (виды речевой деятельности) Сведения о речи. Речь как способ общения. Речь устная и письменная. Диалог. Общее представление о тексте как связной (монологической) речи. Словесные и несловесные средства устного общения (язык слов, интонация, мимика, жесты). Слушание. Восприятие звучащей речи. Понимание сути вопросов и объяснения учителя. Говорение. Ответы на вопросы учителя. Элементарное умение вступать в диалог с одноклассниками и поддерживать его. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения: приветствие, прощание, обращение с вопросом. Устные рассказы детей по материалам собственных игр, наблюдений, по рисункам. Разыгрывание диалогов и сюжетных сценок. Чтение. Овладение плавным слоговым чтением. Понимание прочитанного текста при его прослушивании и самостоятельном чтении. Нахождение информации, содержащейся в тексте в явном виде. Озаглавливание текстов с ярко выраженной темой. Письмо. Овладение печатным и рукописным шрифтами. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Списывание с прописей, доски, учебника русского языка. Письмо под диктовку. Речь. Предложение. Слово. Речь — способ общения людей. Формы речи: устная и письменная. Несловесные средства устного общения (интонация, мимика, жесты, позы). Выделение из потока речи высказываний в объёме предложений. Предложение и слово. Смысловое единство слов в предложении. Моделирование предложения. Знаки препинания. Слова — названия предметов, явлений окружающего мира. Различение понятий: предмет и слово как название предмета. Слогоделение. Ударение. Ударный слог. Звуки и буквы. Звуки речи. Звуковое строение слов. Установление числа и последовательности звуков в слове. Осознание смыслоразличительной функции звуков. Сопоставление слов, различающихся одним звуком (мак — рак). Гласные и согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки (лук — люк). Моделирование звукового состава слов с помощью схем. Развитие речи. Развитие фонематического и интонационного слуха. Упражнения по отработке чёткости произнесения слов. Составление предложений по рисункам, предложенным ситуациям. Составление рассказов по серии сюжетных картинок. Графика. Знакомство с гигиеническими требованиями при письме (посадка за столом, положение тетради и ручки). Соблюдение гигиенических навыков письма. Знакомство с разлиновкой прописи. Развитие глазомера и мелких мышц пальцев (бордюры, штриховка и др.). Основной (букварный) период Звуки речи (фонетика). Звуки речи. Звуковое строение слов. Единство звукового состава слова и его значения. Гласные и согласные звуки. Различение согласных по твёрдости–мягкости и по звонкости–глухости. Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных звуков. Деление слов на слоги. Ударные и безударные гласные в слове. Определение места ударения в слове. Смыслоразличительная роль ударения (замок—замок). Буквы (графика). Различение звука и буквы: буква как знак звука. Обозначение звуков (в сильной позиции) буквами. Буквенное строение письменного слова. Воспроизведение звуковой формы слова по его буквенной записи (чтение). Роль гласных букв для обозначения мягкости предшествующих согласных в слове. Роль йотированных букв е, ё, ю, я. Обозначение буквами звука [й´] в разных позициях. Употребление букв ь и ъ. Знакомство с русским алфавитом, с печатным и письменным начертанием букв. Письмо прописных и строчных букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением графических норм. Сравнительный анализ буквенных записей слов с разными позициями согласных звуков. Списывание с печатного и письменного шрифта, письмо под диктовку при орфографическом проговаривании. Понимание функции небуквенных графических средств и использование их на письме (пробел между словами, знак переноса, знак ударения, знаки препинания). Слово и предложение. Восприятие слова как названия предметов и явлений окружающего мира, как объекта изучения, материала для анализа. Анализ строения слова (звуковой, буквенный, слогоударный). Наблюдение над значением слова (слова, близкие и противоположные по смыслу, многозначные). Различение слова и предложения. Наблюдение за интонацией предложения и оформлением её на письме. Составление предложений. Перемещение логического ударения (простые случаи). Орфография. Ознакомление с правилами правописания и применение их на практике: — обозначение гласных после шипящих (жи—ши, ча—ща, чу—щу); — раздельное написание слов; — перенос слов по слогам без стечения согласных; — большая буква в начале, знаки препинания в конце предложения. Развитие речи. Общее представление о тексте. Понимание содержания текста при его прослушивании и при самостоятельном чтении. Восстановление деформированного |
| Соблюдать гигиенические требования при письме. Ориентироваться в разлиновке прописи. Анализировать поэлементный состав букв. Сравнивать начертания строчных и заглавных букв. Сравнивать написанные учеником буквы с предложенным образцом. Писать графически правильно каждую букву. Оформлять графически предложение и слово. Списывать небольшой по объёму печатный текст, писать под диктовку. Выписывать из текста слова с буквосочетаниями жи, ши, ча,ща, чу,щу. Разграничивать слова, писать имена собственные с большой буквы. Переносить слова по слогам. Правильно называть буквы в определенном порядке. Развивать глазомер и мелкие мышцы пальцев (бордюры, штриховка и др.) |
Русский язык | 54 ч |
|
ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ Слово — главное средство языка. Роль языка в жизни людей. Использование несловесных средств общения (жестов, мимики, поз, интонации). РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ Углубление представлений о различных видах и формах общения (восприятия и передачи информации): в устной форме — слушание и говорение, в письменной — чтение и письмо. Практическое овладение диалоговой формой речи: понимание смысла вопросов, реплик; вступление в диалог, ответы на вопросы, реплики, передача собственных мыслей, уточнение непонятного. Упражнения в создании собственных высказываний с опорой на рисунки, схемы, на основе наблюдений. Использование этикетных формул в различных ситуативных упражнениях (ситуации приветствия, прощания, обращения с вопросом, просьбой, извинения и др.). Упражнения в достижении безошибочного выполнения разных видов письма: списывание с рукописного и печатного шрифтов, письмо предложений (в которых произношение слов не расходится с их написанием) по памяти и под диктовку. Последовательный переход к осознанному правильному плавному слоговому чтению многосложных и целостному чтению коротких слов на основе понимания закономерностей письма. Упражнения в выразительном чтении, отражающем понимание смысла читаемого текста. Формирование первоначальных умений работать с учебником русского языка: отличать текст упражнений от заданий, анализировать образец, находить нужную информацию в словариках учебника. Фонетика, орфоэпия и графика Звуки и буквы русского языка. Различение гласных и согласных звуков. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягких звуков на письме с помощью букв и, е, ё, ю, я, ь. Звонкие и глухие согласные звуки. Смыслоразличительная роль звуков. Ударение. Смыслоразличительная роль ударения. Гласные ударные и безударные. Качественная характеристика звука (гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, звонкий — глухой, парный — непарный). Слоговой состав слова. Слогообразующая роль гласных звуков. Слоговой и звукобуквенный анализ слова. Использование знания слогораздела для переноса слов. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами русского литературного языка. Алфавит. Названия букв в алфавите. Знание конфигурации букв рукописного алфавита. Упражнения в совершенствовании техники письма: разборчивости, линейности, достижения параллельности и равноотставленности штрихов, связного соединения двух букв. Закрепление в самостоятельном выполнении правил гигиены письма. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова. Наблюдение над единообразным написанием безударных гласных в общих частях слов. Ознакомление с простейшими способами подбора проверочных слов (один — много, много — один). Слово и его значение (лексика) Слова как названия всего, что существует: предметов, их признаков, действий. Понимание слова как единства звучания и значения. Наблюдение над значениями слов русского языка. Подбор слов со сходными (синонимическими) и противоположными (антонимическими) значениями. Наблюдение над употреблением слов в переносном значении, употреблением многозначных слов. Использование словарей для наведения справок о значении, происхождении и правописании слова. Наблюдение над общностью значений родственных слов. Наблюдение над общим значением слов, называющих предметы, действия предметов, признаки предметов (морфологические наблюдения). Предложение и текст Речь как способ общения людей. Речь устная и письменная, высказывание в объёме предложения или текста. Общее представление о тексте: смысловое единство предложений, заголовок как тема текста. Отличие слова и предложения. Предложение как высказывание. Слова как строительный материал предложений. Установление смысловой связи слов по вопросам. Интонационная законченность предложения. Составление предложений из набора слов, на определённую тему, правильное их оформление в устной и письменной речи. Орфография Ознакомление с правилами правописания и их применение на практике: — обозначение гласных после шипящих (жи—ши, ча—ща, чу—щу и буквосочетаний чк, чн); — раздельное написание слов; — перенос слов по слогам без стечения согласных; — большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных и отдельных географических названиях (стран, рек, населённых пунктов); — написание слов из словаря; — большая буква в начале предложения, знаки препинания в конце. Повторение изученного в течение года |
| Объяснять смыслоразличительную роль звуков речи. Выполнять звуко-буквенный анализ. Корректировать слова путем замены в них букв. Соотносить гласные звуки и буквы, обозначающие эти звуки. Восстанавливать слова, записанные без букв, обозначающих гласные звуки, и контролировать их написание по орфографическому словарику в конце учебника (система заданий). Объяснять смыслоразличительную роль гласных звуков, приводить свои примеры. Находить ударный гласный в слове. Наблюдать за смыслоразличительной ролью ударения. Экспериментировать с изменением ударения в словах. Наблюдать за словами с буквой ё, самостоятельно делать вывод о том, что слог с буквой ё всегда ударный. Дифференцировать слова, отвечающие на вопросы кто? и что?. Дополнять группы слов своими примерами. Составлять различные слова из данного набора букв. Группировать слова и составлять из них предложения. Объяснять роль предлога для связи слов в предложении. Правильно использовать предлоги в своей речи. Группировать родственные слова, находить «лишнее» слово в группе. Узнавать и объяснять происхождение слов. Различать (на практическом уровне) случаи использования устной и письменной речи (собственной и чужой). Обсуждать (в паре) возможности аудио-, видеотехники сохранять и предавать речь. Наблюдать за словарными словами (система заданий). Узнавать о происхождении слов из этимологического словарика в конце учебника (система заданий). Запоминать правильное произношение слов, предложенных в рубрике «Говори правильно!» (система заданий) Сравнивать произношение и написание сочетаний жи и ши. Восстанавливать слова с пропущенными буквами Доказывать, почему не нужно обозначать на письме мягкость согласного [ч] в сочетаниях чк - чн Различать имена собственные и имена нарицательные (без использования терминов). Сопоставлять и объяснять случаи употребления прописной или строчной буквы в словах |
Формы организации учебных занятий.
Программа предусматривает проведение традиционных уроков. Психологические особенности детей шести-семилетнего возраста подтверждают возможность использования таких организационных форм работы, как парные и групповые методики. Используются дифференцированные, творческие, задания на применения знаний в нестандартных ситуациях (интеллектуальный марафон), тренинговые листы, цель которых – устранение пробелов в чтении детей, проектная деятельность.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п\п | Тема, задачи урока. | кол-во часов |
Дата | |
план | факт | |||
I четветрь | ||||
ДОБУКВЕННЫЙ ПЕРИОД (17ч.) | ||||
Пропись №1 | ||||
1 | Знакомство с прописью. С. 3 Знакомство учащихся с гигиеническими правилами письма: посадка, положение прописи, ручки. Выявление уровня готовности руки к письму. | 1 | 01.09 |
|
2 | Выполнение рисунков в прописи. С. 4 Формирование умений правильно держать ручку, сохранять позу за столом, располагать тетрадь при выполнении заданий. Формирование умения выполнять графическое задание по образцу. | 1 | 02.09 |
|
3 | Знакомство с разлиновкой прописи. С. 5 Знакомство с разлиновкой прописи. Формирование умения соблюдать наклон при проведении горизонтальных и наклонных линий. Формирование умения обводить предметы по контуру. Развитие наблюдательности. | 1 | 05.09 |
|
4 | Знакомство с основным алгоритмом письма. С. 6 — 8 Знакомство с этапами овладения алгоритмом письма с помощью маршрутного листа (6 элементов). Формирование умения писать и соединять «крючок» и наклонную линию. | 1 | 06.09 |
|
5 | Знакомство с основным алгоритмом письма. С. 9 Знакомство с седьмым элементом алгоритма. Формирование умениянаходить основные места соединения элементов и букв между собой: 1/2, 1/3, просветов в верхней и нижней частях букв и их соединений. | 1 | 07.09 |
|
6 | Закрепление умений. С. 10 Отработка умений писать элементы основного алгоритма. | 1 | 08.09 |
|
7 | Знакомство с рабочим пространством дополнительных строк. С. 11 Формирование умений проводить наклонные линии, используя пространство дополнительных строк, писать «крючки». | 1 | 09.09 |
|
8 | Написание элементов букв И, Г, П, Т. С. 12 Освоение письма элементов букв Г, П, Т. Развитие наблюдательности. | 1 | 12.09 |
|
9 | Написание элементов букв Л, Г. С. 13 Обучение умению различать похожие элементы букв. Освоение основного алгоритма письма (письмо буквы и). Формирование умения писать букву и. Знакомство с правилами работы в паре. | 1 | 13.09 |
|
10 | Написание элементов букв н, к, Э. С. 14 Формирование умения выписывать новый элемент («стульчик») буквы к. Формирование умения ответственно относиться к выполнению задания, к проверке работы товарища. | 1 | 14.09 |
|
11 | Написание элементов букв К, И. С. 15 Формирование умения выписывать новый элемент («двойной крючок»), находить основные места соединения элементов и букв между собой в слове: 1/2, 1/3, просветов в верхней и нижней частях букв и их соединений. | 1 | 15.09 |
|
12 | Написание элементов буквы у. С. 16—17 Знакомство с новым элементом «петля». Отработка умений писать изученные элементы букв. Развитие наблюдательности. | 1 | 16.09 |
|
13 | Написание элементов букв п, Н. С. 18—19 Знакомство с новым элементом «бугорок». Формирование умений воспроизводить услышанный алгоритм написания элемента на письме, комментировать вслух письмо заданного элемента. Развитие внимания, усидчивости. | 1 | 19.09 |
|
14 | Соединение 3-х и 4-х «крючков» в связку. С. 20—21 Формирование умений соединять «крючки» в связку. Отработка умений писать изученные элементы букв. Развитие наблюдательности. | 1 | 20.09 |
|
15 | Закрепление изученного. С. 22—23 Отработка умений писать элементы основного алгоритма письма, воспроизводить их по памяти. Развитие пространственных представлений. | 1 | 21.09 |
|
16 17
| Закрепление изученного. С. 24—25 Упражнение в написании элементов букв. | 2 | 22.09 23.09
|
|
БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД | ||||
18 | Письмо строчной буквы а С. 26—27 Освоение алгоритма написания строчной буквы а. Формирование осознанного отношения к письму (использование основного алгоритма письма при написании буквы а). Развитие наблюдательности и умения анализировать письмо новой буквы. | 1 | 26.09 |
|
19 | Письмо строчной буквы у С. 28—29 Освоение алгоритма написания строчной буквы у. Формирование умений сравнивать две изученные буквы (а и у), писать две буквы в связке, показывая безотрывное соединение двух букв (отрыв-отдых при написании первой буквы). Развитие внимания на игровом материале. | 1 | 27.09 |
|
20 | Письмо заглавной буквы А. С. 30—31 Освоение алгоритма написания заглавной буквы А. Формирование умения поэтапно выстраивать свои действия при письме и анализировать их. Развитие наблюдательности при сравнении написания букв с образцом. | 1 | 28.09 |
|
21 | Письмо заглавной буквы У. С. 32—33 Освоение алгоритма написания заглавной буквы У. Формирование умений обозначать интонацию восклицания на письме знаками завершения. | 1 | 29.09 |
|
22 | Закрепление изученного. С. 34—35 Закрепление умений писать буквы а, у, и, А, У. Развитие внимания, интуиции. | 1 | 30.09 |
|
23 | Письмо строчной буквы м. С. 36—37 Освоение алгоритма написания строчной буквы м. Формирование умения писать буквы в связке. | 1 | 03.10 |
|
24 | Письмо строчной буквы н. С. 38—39 Освоение алгоритма написания строчной буквы н. Формирование умений комментировать письмо, сравнивать написание новых букв с написанием изученных. Формирование умений работать в паре. | 1 | 04.10 |
|
25 | Письмо заглавной буквы М. С. 40—41 Освоение алгоритма написания заглавной буквы М. | 1 | 05.10 |
|
26 | Письмо заглавной буквы Н. С. 42—43 Формирование умения самостоятельно строить алгоритм написания новой буквы. Освоение алгоритма написания заглавной буквы Н. Развитие графической зоркости. | 1 | 06.10 |
|
27 | Закрепление изученного. С. 44—45 Закрепление умений писать буквы в связке; правильно оформлять предложение на письме; писать имена с большой буквы. | 1 | 07.10 |
|
Пропись №2 | ||||
28 | Письмо строчной буквы о. С. 3—5 Освоение алгоритма написания строчной буквы о. Формирование умения проводить анализ начертания изучаемой буквы, способов соединения с другими буквами. | 1 | 10.10 |
|
29 | Письмо строчной буквы э. С. 6—7 Освоение алгоритма написания строчной буквы э. Развитие графической зоркости. | 1 | 11.10 |
|
30 | Письмо заглавной буквы О. С. 8—9 Освоение алгоритма написания заглавной буквы О. Формирование умения соблюдать интервал между словами при письме. | 1 | 12.10 |
|
31 | Письмо заглавной буквы Э. С. 10—11 Освоение алгоритма написания заглавной буквы Э. Расширение словарного запаса учащихся. Развитие наблюдательности. | 1 | 13.10 |
|
32 | Закрепление изученного. С. 12—13 Закрепление умений писать слова по пунктиру и самостоятельно; правильно оформлять предложение на письме. | 1 | 14.10 |
|
33 | Письмо строчной буквы р. С. 14—15 Освоение алгоритма написания строчной буквы р, способов соединения её с другими буквами на письме. | 1 | 17.10 |
|
34 | Письмо строчной буквы л. С. 16—17 Освоение алгоритма написания строчной буквы л, способов соединения её с другими буквами на письме. Формирование умения интонировать вопросительное предложение. | 1 | 18.10 |
|
35 | Письмо заглавной буквы Р. С. 18—19 Освоение алгоритма написания заглавной буквы Р, способов соединения её с другими буквами на письме. Развитие внимания, мышления, способности анализировать. | 1 | 19.10 |
|
36 | Письмо заглавной буквы Л. С. 20—21 Освоение алгоритма написания заглавной буквы Л, способов соединения её с другими буквами на письме. Формирование навыка писать имена с большой буквы. | 1 | 20.10 |
|
37 | Закрепление изученного. С. 22—23 Закрепление умений писать слова по пунктиру и самостоятельно; правильно оформлять предложение на письме. Развитие внимания, наблюдательности. | 1 | 21.10 |
|
38 | Письмо строчной буквы ы. С. 24—25 Освоение алгоритма написания строчной буквы ы. Развитие воображения, логики, смекалки. | 1 | 24.10 |
|
39 | Письмо строчной буквы и. С. 26—27 Формирование навыка писать имена и фамилии с большой буквы. Формирование коммуникативных умений, развитие речи. | 1 | 25.10 |
|
40 | Письмо заглавной буквы И. С. 28—29 Освоение алгоритма написания заглавной буквы И. Обучение умению делать паузы при письме, формирование навыка безотрывно выполнять соединение букв. | 1 | 26.10 |
|
41 | Закрепление изученного. С. 30—31 Закрепление умений писать буквы, слоги, слова, предложения по образцу (самостоятельно и по пунктиру); записывать печатный шрифт письменными буквами. | 1 | 27.10 |
|
42 | Закрепление изученного. С. 32—33 Закрепление умений писать буквы, слоги, слова, предложения по образцу (самостоятельно и по пунктиру); записывать печатный шрифт письменными буквами. Развитие логики, внимания, наблюдательности. | 1 | 28.10 |
|
43 | Письмо строчной буквы й. С. 34—35 Формирование умений соблюдать при письме высоту и ширину букв; правильно употреблять заглавные буквы при письме (начало предложения, имена людей, клички животных). | 1 | 31.10 |
|
44 45 | Диагностика и тренинг. С. 36—39 | 2 | 01.11 02.11 |
|
II четверть | ||||
46 | Диагностика и тренинг. С. 40—41 | 1 | 10.11 |
|
47 | Письмо заглавной буквы Й. С. 42—43 Обучение самостоятельному письму по памяти (с опорой на начальные буквы слов). Развитие умения выполнять взаимопроверку. | 1 | 11.11 |
|
48 | Письмо строчной буквы б. С. 44—45 Освоение алгоритма написания строчной буквы б, способов соединения её с другими буквами на письме. Развитие графической зоркости, наблюдательности. | 1 | 14.11 |
|
49 | Письмо строчной буквы п. С. 46—47 Освоение алгоритма написания строчной буквы п, способов соединения её с другими буквами на письме. Развитие графической зоркости, наблюдательности. | 1 | 15.11 |
|
50 | Письмо заглавной буквы Б. С. 48—49 Освоение алгоритма написания заглавной буквы Б, способов соединения её с другими буквами на письме. Развитие речи, наблюдательности, логики. | 1 | 16.11 |
|
51 | Письмо заглавной буквы П. С. 50—51 Освоение алгоритма написания заглавной буквы П, способов соединения её с другими буквами на письме. | 1 | 17.11 |
|
52 | Закрепление изученного. С. 52—53 Закрепление умений писать предложения по образцу (самостоятельно и по пунктиру). Развитие орфографической зоркости. | 1 | 18.11 |
|
53 | Письмо строчной буквы в. С. 54—55 Освоение алгоритма написания строчной буквы в, способов соединения её с другими буквами на письме. Развитие монологической речи. | 1 | 21.11 |
|
54 | Письмо строчной буквы ф. С. 56—57 Освоение алгоритма написания строчной буквы ф, способов соединения её с другими буквами на письме. Формирование умения самостоятельно выстраивать алгоритм написания изучаемой буквы. | 1 | 22.11 |
|
55 | Письмо заглавной буквы В. С. 58—59 Освоение алгоритма написания заглавной буквы В, способов соединения её с другими буквами на письме. Отрабатывать умение правильно употреблять большую букву при письме. | 1 | 23.11 |
|
56 | Письмо заглавной буквы Ф. С. 60—61 Освоение алгоритма написания заглавной буквы Ф, способов соединения её с другими буквами на письме. Развитие логики, смекалки, наблюдательности. | 1 | 24.11 |
|
57 | Закрепление изученных букв. С. 62—63 Закрепление умений писать предложения по 1образцу (самостоятельно и по пунктиру). Развитие орфографической зоркости. | 1 | 25.11 |
|
Пропись № 3 | ||||
58 | Письмо строчной буквы г. С. 3—5 Развитие орфографической зоркости путём наблюдения за получением нового слова с помощью перестановки букв. Формирование умений: а) дополнять предложенные слова недостающими элементами в буквах; б) выдерживать интервал между словами. | 1 | 28.11 |
|
59 | Письмо строчной буквы к. С. 6—7 Освоение алгоритма написания буквы к. Формирование знаний о месте соединения новой буквы. Формирование умений: а) правильно записывать слова по образцу; б) соблюдать точный интервал между словами. | 1 | 29.11 |
|
60 | Письмо заглавной буквы Г. С. 8—9 Освоение алгоритма написания буквы Г. Формирование умений: а) чётко, аккуратно, соблюдая высоту и ширину букв, записывать слова по образцу; б) правильно вписывать парный согласный на конце заданных слов. | 1 | 30.11 |
|
61 | Письмо заглавной буквы К. С. 10—11 Формирование умений: а) сравнивать заглавную и строчную буквы; б) правильно и точно писать по обводке. Формирование навыка написания имён с большой буквы и записи вопросительных предложений. Развитие логики. | 1
| 01.12 |
|
62 | Закрепление изученного. С. 12—13 Закрепление навыка записи парных согласных. |
| 02.12
|
|
63 | Письмо строчной буквы д. С. 14—15 Формирование умения самостоятельно строить алгоритм написания новой буквы. Освоение алгоритма написания буквы д. Формирование умений объяснять, из каких частей букв можно «собрать» новую букву и как устранить в ней допущенные графические ошибки. | 1 | 05.12 |
|
64 | Письмо строчной буквы т. С. 16—17 Освоение алгоритма написания строчной буквы т. Отработка всех видов соединения т с другими буквами. | 1 | 06.12 |
|
65 | Письмо заглавной буквы Д. С. 18—19 Освоение алгоритма написания заглавной буквы Д. Формирование умений: а) читать предложенные пословицы и понимать их значение; б) работать с анаграммами (из разбросанных слогов составлять слово). | 1 | 07.12 |
|
66 | Письмо заглавной буквы Т. С. 20—21 Формирование умения самостоятельно строить алгоритм написания новой буквы. Освоение алгоритма написания заглавной буквы Т. Закрепление написания имён с большой буквы. | 1 | 08.12 |
|
67 | Закрепление изученного. С. 22—23 Закрепление навыка записи парных согласных. | 1 | 09.12 |
|
68 | Письмо строчной буквы ж. С. 24—25 Освоение алгоритма написания строчной буквы ж. Формирование умений: а) разбирать букву на мелкие графические детали; б) выполнять работу по образцу. | 1 | 12.12 |
|
69 | Письмо строчной буквы ш. С. 26—27 Формирование умений: а) объяснять алгоритм написания новой буквы; б) находить сходство в написании с уже изученными буквами; в) дописывать в предложении недостающее слово; г) самостоятельно проводить устный графический диктант. | 1 | 13.12 |
|
70 | Письмо заглавной буквы Ж. С. 28—29 Анализ алгоритма написания буквы Ж и установление сходства в написании заглавной и прописной букв. Формирование умения оценивать свои возможности, например, через написание образца по подсказке (по точкам) или самостоятельно. | 1 | 14.12 |
|
71 | Письмо заглавной буквы Ш. С. 30—31 Анализ алгоритма написания буквы Ш (соотнести графику с изученными буквами). Развитие графической зоркости. | 1 | 15.12 |
|
72 | Закрепление изученного. С. 32—33 Повторение парных согласных и формулировка правила написания жи_ши. Формирование умения правильно выполнять письменный ответ на поставленный вопрос. | 1 | 16.12 |
|
73 | Письмо строчной буквы з. С. 34—35 Освоение алгоритма написания буквы з. Формирование умений: а) выделять уже известный элемент; б) воспроизводить на слух алгоритм проговаривания слогов; в) записывать слова по образцу. | 1 | 19.12 |
|
74 | Письмо строчной буквы с. С. 36—37 Освоение письма строчной буквы с. Упражнение в написании слов по образцу с соблюдением всех правил графического письма: соблюдать отступы в начале и конце строки, интервал между словами, точно соединять буквы и элементы в буквах. | 1 | 20.12 |
|
75 | Письмо заглавной буквы З. С. 38—39 Знакомство с алгоритмом написания буквы З (анализ её поэлементного состава). Сравнение написания буквы З с изученными ранее. Формирование умения вычленять новый элемент и усвоение алгоритма его написания. Обсуждение написания слов с парными согласными на конце. | 1 | 21.12 |
|
76 | Письмо заглавной буквы С. С. 40—41 Составление алгоритма написания буквы С на основе образца. Формирование умений: а) записывать буквы по алгоритму, заданному учителем; б) находить в предлагаемых словах мелкие элементы письма и обозначать значками места соединений элементов, букв и просветы. | 1 | 22.12 |
|
77 | Закрепление изученного. С. 42—43 Упражнение в правильном определении парных согласных в словах. | 1 | 23.12
|
|
78 79 | Письмо строчных букв е, ё. С. 46—47; 48—49 Составление под руководством учителя алгоритма написания букв е, ё. Объяснение правила их соединения с другими буквами. | 2 | 26.12 27.12
|
|
80
| Письмо заглавных букв Е, Ё. С. 50—53 Составление алгоритма написания букв Е, Ё. Сравнение изучаемых букв с пройденными ранее. Развитие наблюдательности. | 1 | 28.12
|
|
III четверть | ||||
81 | Письмо заглавных букв Е, Ё.С. 50—53 Составление алгоритма написания букв Е, Ё. Сравнение изучаемых букв с пройденными ранее. Развитие наблюдательности. | 1 | 11.01 |
|
82 | Закрепление изученного. С. 54—55 Сравнение букв Е и З по графическому признаку. | 1 | 12.01 |
|
83 | Письмо строчной буквы ю. С. 56—57 Составление алгоритма написания буквы ю. Формирование умения воспринимать на слух алгоритмы изученных букв и угадывать их без фиксирования на бумаге. | 1 | 13.01 |
|
84 | Письмо строчной буквы я. С. 58—59 Составление алгоритма написания буквы я. Письмо по образцу под комментирование учителя. Формирование умения писать в заданном темпе. Расширение словарного запаса. | 1 | 16.01 |
|
85 86 | Диагностика и тренинг 60—63 | 2 | 17.01 18.01 |
|
Пропись № 4 | ||||
87 | Письмо заглавной буквы Ю. С. 3—5 Анализ алгоритма написания буквы Ю (разбить букву Ю на известные элементы, определить, из каких букв они взяты). | 1 | 19.01 |
|
88 | Письмо заглавной буквы Я. С. 6—7 Исследование написания буквы Я. Расширение знаний по написанию имён собственных с большой буквы. Письмо под диктовку. Развитие графической зоркости. | 1 | 20.01 |
|
89 | Закрепление изученного. С. 8—9 Упражнение в написании изученных букв. | 1 | 23.01 |
|
90 91 92 93 | Письмо строчной буквы ь. С. 10—17 Наблюдение за элементами буквы ь. Формирование умений: а) сопоставлять изучаемую букву с известными буквами и выделять в них схожие элементы; б) различать мягкий знак смягчающий (показывающий мягкость) и разделительный. | 4 | 24.01 25.01 26.01 27.01 |
|
94 95 | Письмо строчной буквы ъ. С. 18—21 Составление алгоритма написания буквы ъ. Анализ двух видов соединения ъ с другими буквами. | 2 | 30.01 31.01 |
|
96 | Письмо строчной буквы х. С. 22—23 Коллективный анализ алгоритма написания буквы х. Упражнение в написании буквы самостоятельно. Знакомство с антонимами. Формирование умения правильно ставить ударение в словах. | 1 | 01.02 |
|
97 | Письмо строчной буквы ц. С. 24—25 Наблюдение над образцом написания новой буквы ц. Упражнение в написании буквы. Формирование умения правильно выписывать букву в словах. | 1 | 02.02 |
|
98 | Письмо заглавной буквы Х. С. 26—27 Коллективный анализ алгоритма написания буквы Х. Упражнение в написании буквы самостоятельно. Развитие графической зоркости. | 1 | 03.02 |
|
99 | Письмо заглавной буквы Ц. С. 28—29 Анализ поэлементного написания буквы Ц (выделить изученные элементы, соотнести с буквами, в которых эти элементы встречались). | 1 | 06.02 |
|
100 | Закрепление изученного. С. 30—31 Упражнение в написании изученных букв. | 1 | 07.02 |
|
101 | Письмо строчной буквы ч. С. 32—33 Сравнение начертания буквы ч с изученными ранее буквами. Наблюдение за правописанием сочетаний чк, чу. | 1 | 15.02 |
|
102 | Письмо строчной буквы щ. С. 34—35 Объяснение написания буквы щ (соотнести с написанием схожих букв). Письмо буквы под графическое комментирование учителя (с соблюдением заданного темпа). | 1 | 16.02 |
|
103 | Письмо заглавной буквы Ч. С. 36—37 Составление алгоритма написания буквы Ч. Знакомство с новыми именами собственными. | 1 | 17.02 |
|
104 | Письмо заглавной буквы Щ. С. 38—39 Наблюдение за написанием слов с сочетаниями ча–ща, чу–щу. Упражнение в написании фамилии, имени, отчества, названии города с большой буквы. | 1 | 20.02 |
|
105 106 | Закрепление изученного. С. 40—41 Упражнение в написании изученных букв. | 2 | 21.02 22.02 |
|
107 108 109 | Диагностика и тренинг. С. 42—47 | 3 | 24.02 27.02 28.02 |
|
| Тема урока | Кол-во час | Сроки выполнения | |
| ||||
план | факт | |||
1 | Речь устная и письменная С. 3-5 | 1 | 01.03 |
|
2 | Слово и предложение С. 6-7 | 1 | 02.03 |
|
3 | Предложение и текст С. 8-9 | 1 | 03.03 |
|
4 | Знаки препинания С. 10-11 | 1 | 06.03 |
|
5 | Слог С. 12-13 | 1 | 07.03 |
|
6 | Перенос слов С. 14-15 | 1 | 09.03 |
|
7 | Перенос слов С. 16-17 | 1 | 10.03 |
|
8 | Звуки и буквы С. 18-19 | 1 | 13.03 |
|
9 | Алфавит С. 20-21 | 1 | 14.03 |
|
10 | Гласные звуки С. 22-23 | 1 | 15.03 |
|
11 | Ударение С. 24-25 | 1 | 16.03 |
|
12 | Ударные и безударные гласные С. 26-27 | 1 | 17.03 |
|
13 | Ударные и безударные гласные С. 28-29 | 1 | 20.03 |
|
14 | Ударные и безударные гласные. С. 30-31 | 1 | 21.03 |
|
15 | Согласные звуки С. 32-33 | 1 | 22.03 |
|
16 | Парные твёрдые и мягкие согласные звуки С. 34-35 | 1 | 23.03 |
|
IV четверть | ||||
17 | Мягкий знак — показатель мягкости С. 36-37 | 1 | 03.04 |
|
18 | Парные звонкие и глухие согласные звуки С. 38-39 | 1 | 04.04 |
|
19 | Парные звонкие и глухие согласные звуки С. 40-41 | 1 | 05.04 |
|
20 | Непарные звонкие и глухие согласные звуки С. 42-43 | 1 | 06.04 |
|
21 | Непарные звонкие и глухие согласные звуки С. 44-45 | 1 | 07.04 |
|
22 | Шипящие согласные звуки С. 46-47 | 1 | 10.04 |
|
23 | Сочетания жи-ши С. 48-49 | 1 | 11.04 |
|
24 | Сочетания ча-ща С. 50-51 | 1 | 12.04 |
|
25 | Сочетания чу-щу С. 52-53 | 1 | 13.04 |
|
26 | Сочетания чк, чн С. 54-55 | 1 | 14.04 |
|
27 | Сочетания чк, чн С. 56-57 | 1 | 17.04 |
|
28 | Большая буква в фамилиях, именах, отчествах С. 58-59 | 1 | 18.04 |
|
29 | Большая буква в кличках животных С. 60-61 | 1 | 19.04 |
|
30 | Большая буква в названиях стран, городов, деревень, рек С. 62-63 | 1 | 20.04 |
|
31 | Большая буква в названиях стран, городов, деревень, рек С. 64-65 | 1 | 21.04 |
|
32 | Кто? Что? С. 66-67 | 1 | 24.04 |
|
33 | Предлог С. 68-69 | 1 | 25.04 |
|
34 | Какой? Какая? Какое? Какие? С. 70-71 | 1 | 26.04 |
|
35 | Что делал? Что делает? С. 72-73 | 1 | 27.04 |
|
36 | Что делал? Что делает? С. 74-75 | 1 | 28.04 |
|
37 | Родственные слова С. 76-77 | 1 | 02.05 |
|
38 | Родственные слова С. 78-79 | 1 | 03.05 |
|
39 | Алфавит. С. 80 | 1 | 04.05 |
|
40 | Итоговый контрольный диктант с граммати-ческим заданием. | 1 | 05.05 |
|
41 | Анализ и работа над ошибками. До свидания, первый класс! Повторение по теме «Орфогра-фия» С.81 | 1 | 08.05 |
|
42 | До свидания, первый класс! Повторение по теме «Слова – предметы. Слова – признаки. Слова – действия» С.82 | 1 | 10.05 |
|
43 | До свидания, первый класс! Повторение по теме «Лексика». С.83 | 1 | 11.05 |
|
44 | До свидания, первый класс! Повторение по теме «Звуки. Буквы» С. 84 | 1 | 12.05 |
|
45 | До свидания, первый класс! Повторение по теме «Парные согласные» С. 85 | 1 | 15.05 |
|
46 47 | До свидания, первый класс! Повторение по теме «Сочетания ча – ща, чу - щу, жи – ши, чк – чн» С. 86 | 2 | 16.05 17.05 |
|
48 49 | Повторение по теме: «Слова – предметы. Слова – признаки. Слова – действия». С. 87 | 2 | 18.05 19.05 |
|
50 51 | Повторение по теме «Ударение». С. 88 | 2 | 22.05 23.05 |
|
52 53 | Повторение по теме «Правописание непроверяемых безударных гласных». С. 89 | 2 | 24.05 25.05 |
|
54 | Повторение по теме «Правописание непроверяемых безударных гласных». | 1 | 26.05 |
|
IV. ВИДЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
В 1 кл. реализуется безотметочное обучение, в котором отсутствует балльная форма отметок как форма количественного выражения результатов оценочной деятельности.Контроль и оценка выражают, прежде всего, качественный результат процесса обучения, который включает не только уровень усвоения учеником знаний по предметам, но и уровень развития учащихся.Безотметочное обучение направлено на развитие ребёнка в процессе становления его как субъекта разнообразных видов и форм деятельности, заинтересованного в самоизменении и способного к нему.Конечная цель безотметочного обучения заключается в переводе внешней оценки во внутреннюю самооценку и в достижении (в перспективе) полной ответственности обучаемого за процесс и результат непрерывного самообразованияВо 2-4 кл Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий. Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков. Проверочные и тренинговые работы. Проверочные работы проводятся после прохождения той или иной темы или подтемы. Проектная деятельность. Проектная деятельность проводится после прохождения всех тем учебника по русскому языку, то есть в конце учебного года.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Программа обеспечивается учебно-методическими комплектами для каждого класса, включающими учебники, прописи, рабочие
тетради и методические рекомендации для учителя.
1 класс
Т. М. Андрианова. Букварь.
Т. М. Андрианова. Рабочая тетрадь к «Букварю».
В. А. Илюхина. Прописи № 1, № 2, № 3, № 4 к «Букварю» Т. М. Андриановой.
Т. М. Андрианова, В. А. Илюхина. Обучение в 1 классе по «Букварю» и «Прописям».
Т. М. Андрианова. Спутник Букваря для читающих детей.
Т. М. Андрианова, В. А. Илюхина. Русский язык. 1 класс. Учебник.
Т. М. Андрианова, В. А. Илюхина. Русский язык. 1 класс. Рабочие тетради № 1, № 2.
Т. М. Андрианова, В. А. Илюхина. Обучение в 1 классе по учебнику «Русский язык».
2 класс
Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. Русский язык. 2 класс. Учебник. В 2 ч.
Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. Русский язык. 2 класс. Рабочие тетради № 1, № 2.
Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. Русский язык. 2 класс. Дидактические карточки–задания.
Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. Обучение во 2 классе по учебнику «Русский язык».
3 класс
Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. Русский язык. 3 класс. Учебник. В 2 ч.
Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. Русский язык. 3 класс. Рабочие тетради № 1, № 2.
Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. Русский язык. 3 класс. Дидактические карточки–задания.
Л. Я. Желтовская. Обучение в 3 классе по учебнику «Русский язык».
4 класс
Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. Русский язык. 4 класс. Учебник. В 2 ч.
Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. Русский язык. 4 класс. Рабочие тетради № 1, № 2.
Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. Русский язык. 4 класс. Дидактические карточки–задания.
Л. Я. Желтовская. Обучение в 4 классе по учебнику «Русский язык».
Технические средства:
• аудиторная доска
• ноутбук