г. Курск
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от ________ 20__ года протокол № 1
Председатель _______ _________
подпись руководителя ОУ Ф.И.О.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по «Экологии»
Уровень образования (класс): 2 класс
Количество часов: 36
Программа разработана на основе: Примерной программы по учебным предметам, издательство «Просвещение» 2011 год и программмы общеобразователых учреждений.
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Экология» составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования по окружающему миру и программы общеобразовательных учреждений.
Курс «Экология» нацелен на формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде, целостной картины миры и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой.
Задачей курса в целом, является формирование в сознании учащихся единого, ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, так и для всего живого. В процессе изучения осуществляется систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы, развитие интереса к их познанию.
В результате реализации программы обучающиеся должны:
· Приобрести знания о принятых нормах отношения к природе;
· Овладеть основными экологическими терминами;
· Вести наблюдения в природе и в классе под руководством руководителя;
· Научиться делать заключение на основе наблюдений;
· Уметь работать индивидуально и в группе;
· Быть способными отстаивать свою точку зрения;
· Выполнять правила поведения в природе;
· Уметь осуществлять уход за комнатными растениями;
· Самостоятельно осуществлять простейшие операции по посадке и посеву полезных растений;
· Осознавать связь между состоянием природы и здоровьем человека;
· Уметь изготовлять экологические памятки.
Общая характеристика курса
Новизна данной программы заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования школьников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей младшего школьного возраста, но и направлена на мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе.
Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое образование и воспитание детей является важнейшей задачей современного мира, только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором планета находится сейчас и улучшить планету до такого состояния в котором будет лучше жить.
Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и школьной практикой задачу воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопользования, защиты и возобновления природных богатств. Чтобы данные требования стали обязательными, необходимо с раннего возраста целенаправленно воспитывать бережное отношение и чувство ответственности за состояние окружающего мира.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе выделяется во 2 классе: 36 часов (1 ч. в неделю, 34 учебные недели).
Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социоприродном окружении.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Ценностными ориентирами содержания учебного предмета в начальной школе являются:
—развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
—формирование представлений о природе как универсальной ценности человечества;
—изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе;
—развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
—развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
—развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);
—формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
—вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения;
—воспитание бережного отношения к природе;
—формирование чувства ответственности за состояние окружающей среды.
Результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты:
- развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать свое отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т.д.);
- воспитание ответственного отношения к природе родного края, осознания необходимости сохранения окружающей среды.
Метапредметные результаты:
- овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения: ставить цели и планировать личную учебную деятельность; оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
- освоение элементарных приемов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
- формирование приемов работы с информацией, что включает в себя умения: поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей; понимания информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т.д.;
- развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии; участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Регулятивные:
– понимать своё продвижение в овладении содержанием курса;
– замечать и исправлять свои ошибки во время изучения данной программы.
Познавательные:
– овладение начальными формами исследовательской деятельности;
– понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
– называть и различать окружающие предметы и их признаки; осуществлять поиск информации при выполнении заданий,
– сравнивать объекты, выделяя сходство и различия;
– устанавливать правильную последовательность событий;
– группировать различные предметы по заданному признаку.
Коммуникативные:
– участвовать в диалоге при выполнении заданий;
– осуществлять взаимопроверку при работе в парах;
– формирование коммуникативных навыков.
Предметные результаты:
в ценностно-ориентационной сфере — сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
в познавательной сфере — углублённые представления о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни; для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социо-природной среде;
в трудовой сфере — владение навыками ухода за комнатными растениями и растениями на пришкольном участке, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами;
в эстетической сфере — умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами литературы и искусства;
в сфере физической культуры — элементарные представления о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния, от факторов окружающей среды.
Содержание начального общего образования по учебному курсу
Раздел: «Человек и природа»
Человек - часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Природа - это то, что окружает человека, но не создано им. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Роль природы в жизни людей (красота, практическое значение, оздоровительная роль). Отрицательное влияние хозяйственной деятельности и поведения людей: загрязнение воздуха и воды, вырубка лесов, уничтожение растений и животных. Животные, вымершие по вине человека. Редкие растения и животные. Охрана природы: защита воздуха и воды от загрязнения, восстановление лесов, охрана редких растений и животных, создание заповедников; Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Ответственность каждого человека за сохранность природы.
Тематическое планирование с указанием видов деятельности обучающихся
№ | Название темы | Содержание | Деятельность обучающихся | Всего |
1. | Каникулы на природе | Обобщить и систематизировать представления детей о лете по основным признакам: день и ночь, температурные условия, явления погоды, состояние растений. Особенности жизнедеятельности животных летом. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Пересказывать и понимать тексты о природе. Описывать сезонные изменения в природе. Характеризовать признаки времён года. Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности животных. Отвечать на вопросы учителя. | 1 |
2. | Береги растения! | Способствовать появления у детей стремление пожалеть растение, действенно ему помочь. Развивать умение поливать его, используя для этого модель трудового процесса. Воспитывать бережное отношение к растениям. | Характеризовать условия, необходимые для жизни растений. Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей. 1 бережное отношение к растениям. Работать в паре. | 1 |
3. | Во саду ли, в огороде | Закреплять представления детей об овощах и фруктах; учить их классифицировать, правильно называть и различать; знать их место произрастания. Определить взаимосвязь сезона и развития растений (действия тепла и холода на растение). Развивать сенсорные чувства, речь, внимание. | Отвечать на вопросы учителя. Подготовить доклад на заданную тему. Уметь определять взаимосвязи сезона и развития растений. | 1 |
4. | По тропинке в лес пойдём… | Накапливать впечатления о деревьях; учить детей различать их по коре, листьям, цветам, плодам (берёза, клён, тополь, дуб, рябина). Продемонстрировать приспособленность растений к сезонным изменениям в природе; находить и называть отличия, сходство лиственных и хвойных деревьев. Воспитывать интерес к познанию. | Сравнивать и различать деревья по коре, листьям, цветам, плодам. Пронаблюдать, как растения приспосабливаются к сезонным изменениям в природе. Сравнить хвойные и лиственные деревья, назвать сходства и отличия. 1 Работать с иллюстрациями, схемами, таблицами. | 1 |
5. | Зелёная аптека | Познакомить детей с новыми лекарственными растениями: ромашкой и подорожником. Закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека. Воспитывать бережное отношение к растениям. | Знать названия лекарственных растений, их применение. Бережно относиться к растениям. Работать в паре. Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей. Выступать с докладами. Отвечать на вопросы учителя. | 1 |
6. | Путешествие в чудесную осеннюю пору | Уточнять и расширять представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям. | Оценивать с опорой на личный опыт воздействие природы в определённое время года на настроение человека, его внутренний мир и состояние его здоровья. Различать природные объекты и изделия (искусственные предметы), характеризовать их отличительные свойства. Группировать (классифицировать) объекты живой или неживой природы по отличительным признакам. Работать с иллюстрациями, схемами, таблицами. Отвечать на вопросы учителя. | 1 |
7. | Чудеса царства грибов или что скрывают грибы | Познакомить детей с грибами, учить выделять съедобные и несъедобные грибы (рыжик, белый гриб, мухомор, поганка). Дать знания о полезных свойствах грибов. | Различать съедобные и ядовитые грибы (на примере своей местности). Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей. Работать с иллюстрациями, схемами, таблицами. Работать в паре. | 1 |
8. | Чудо-ягодка | Расширять знания детей о ягодах: лесных, садовых; их пользе, среде произрастания, качествах (лечат, имеют запах). | Знать о пользе ягод, среде произрастания. Характеризовать свойства ягод. Отвечать на вопросы учителя. | 1 |
9. | Всему живому нужен воздух | Учить выявлять свойства воздуха (невидим, без запаха, не имеет формы); учить сравнивать свойства воды и воздуха (воздух легче воды). Подвести детей к выводу о необходимости воздуха для роста растений. | Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воздуха. Характеризовать свойства воздуха. Оценивать чистоту воздуха, необходимую для здоровья человека, растений, животных, в своём городе (селе). Измерять температуру воздуха с помощью термометра. Сравнивать свойства воды и воздуха. | 1 |
10. | Царство морских обитателей | Познакомить с аквариумными рыбками (телескоп, гуппи), лягушкой. Учить выделять и называть части тела рыб, повадки. Дать понятие о том, что в водоёмах живут растения и животные; знакомить с особенностями внешнего вида рыб, позволяющими приспосабливаться к жизни в окружающей среде. Побуждать к наблюдениям за аквариумными рыбками. | Описывать внешний вид, характерные особенности представителей рыб (на примере своей местности). Характеризовать способы питания, размножения; условий, необходимых для жизни рыб. Рассказывать о роли в природе и жизни людей. Отвечать на вопросы учителя. | 1 |
11. | Вода вокруг нас | Продолжать знакомить со свойствами и признаками воды (вода может быть холодной, тёплой, может нагревать другие вещества; вода прозрачная, но может менять окраску; имеет запах, если в ней растворить пахучие вещества: чем больше этого вещества, тем интенсивнее запах и цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество), с различным его состоянием. Расширять знания детей о значении воды в нашей жизни. | Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды. Измерять температуру воды с помощью термометра. Характеризовать как растворять пахучие вещества: чем больше этого вещества, тем интенсивнее запах и цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество), с различным его состоянием. Расширять знания детей о значении воды в нашей жизни. ь свойства воды, круговорот воды в природе. Оценивать чистоту воды в водоёмах и в системе водоснабжения своего края. Работать с иллюстрациями, схемами, таблицами. Отвечать на вопросы учителя. . | 1 |
12. | Наши домашние животные и уход за ними | Уточнить и расширить представления детей о домашних животных, их внешнем виде. Дать первоначальные знания детям об их образе жизни и приносимой ими пользе. Познакомить детей с трудом людей по уходу за домашними животными (их кормят, лечат, выгуливают). Прививать добрые чувства к животным. | Характеризовать особенности жизни, поведения домашних животных на примере своей местности. Называть примеры заботливого ухода за животными в доме, в живом уголке школы, в местном зоопарке; примеры работы на пасеке. Отвечать на вопросы учителя. . | 1 |
13. | Кто живёт в лесу? | Дать первоначальное представление о лесе и жизни в нём диких животных (как передвигаются, чем питаются, как спасаются в зимних условиях, о запрещении охоты на диких животных). Помочь детям устанавливать зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. Воспитывать любовь и заботу к животным. | Пересказывать и понимать тексты о природе, характеризовать признаки времен года. исследовать связи жизнедеятельности растений, животных и времен года, наблюдать за сезонными изменениями в живой и неживой природе, различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями. Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в ходе сезонных изменений в природе. | 1 |
14. | Как все зиму встречают? | Расширить представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать детям связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь и интерес ко всему живому. | Наблюдать явления природы, характеризовать их особенности. Наблюдать погоду самостоятельно и в группах и описывать ее состояние. Проверить достоверность народных примет о погоде. | 1 |
15. | Пернатые друзья зимой | Продолжать знакомить детей с зимующими и перелётными птицами (сорока, ворона, голубь, скворец, грач). Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие, сопереживание к «братьям нашим меньшим» | Сравнивать и различать зимующих и перелетных птиц, характеризовать виды птиц, роль птиц в природе, оценивать общее состояние популяции птиц родного края. характеризовать условия, необходимые для жизни птиц. Рассказывать о роли птиц в природе и в жизни людей. | 1 |
16. | Путешествие в страну комнатных растений | Познакомить с новыми растениями (аспидистра и герань) и со способами их черенкования. Закрепить названия знакомых комнатных растений (бальзамин, фикус). Продолжать обучать детей описывать растение, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки. Поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними. | Наблюдать простейшие опыты по изучению комнатных растений, различать комнатные растений, обсуждать в группах особенности отдельных растений, характеризовать внешний вид растений и определять части цветковых растений, приводить примеры комнатных растений, выделять их различия, выращивать растения в группе. Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей. | 1 |
17. | Откуда берутся снег и лёд? | Способствовать установлению свойств и качеств снега и льда, их сравнение. Подвести детей к пониманию защитных свойств снега и зависимости свойств снега от температуры воздуха ( на морозе снег рассыпчатый, чтобы можно было лепить, он должен быть влажным). | Наблюдать простейшие опыты по изучению снега и льда, наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды, характеризовать свойства льда и снега, оценивать результаты своих наблюдений, приводить примеры веществ, описывать их, рассказывать о роли воды в природе и жизни людей, | 2 |
18. | Знакомство с песком и стеклом | Познакомить детей со свойствами сухого и мокрого песка (сыпучесть, способность пропускать воду, показать детям, что песок стоит из очень мелких частиц - зернышек - песчинок. Развивать умение путем экспериментальной деятельности устанавливать причинно-следственные связи. Расширять словарный запас детей. Воспитывать интерес к окружающему миру. Познакомить детей с новым материалом – стекло. Учить определять признаки свойства материалов (структура поверхности, мягкость, твёрдость, прочность, хрупкость). Способствовать определению материала, из которого сделан предмет. | Приводить примеры использования человеком богатств природы, наблюдать простейшие опыты по изучению свойств песка, соотносить свои наблюдения о свойствах песка с информацией, преподносимой источниками информации, характеризовать состав печка, роль песка в природе и в образовании почвы, оценивать плодородие своего края. Характеризовать на основе наблюдений основные свойства стекла, извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний о стекле, Пересказывать и понимать тексты о стекле. | 3 |
19. | Изучение почвы - живая земля. | Научить узнавать и называть почва, земля. Выявлять особенности взаимодействия с водой, влияние воды на их свойства. Дать представления о том, как образуется перегной Познакомить детей со свойствами сухого и мокрого песка (сыпучесть, способность пропускать воду, показать детям, что песок стоит из очень мелких частиц - зернышек - песчинок. Развивать умение путем экспериментальной деятельности устанавливать причинно-следственные связи. Расширять словарный запас детей. Воспитывать интерес к окружающему миру. | Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств почвы. Характеризовать свойства почв, их взаимодействие с водой, наблюдать простейшие опыты по изучению свойств полезных ископаемых, описывать их применение в хозяйстве человека (на примере своей местности), обсуждать в группах и составлять рассказы с позиции бережного отношения к почвам, к полезным ископаемым родного края. Характеризовать на основе опытов состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы, оценивать плодородие почвы своего края. | 1 |
20. | Маленькая лаборатория. Опыты с луком. | Закрепление знаний детей об овощах, культурных растениях, способами выращивания и ухода за ними. Сформировать представления об использовании лука человеком в разных сферах жизнедеятельности, умения дизайнерски оформлять огород на окне. | Характеризовать на основе опытов характерные особенности культурных растений, способы питания, размножения, условий, необходимых для жизни растений, проводить опыты в группах по выращиванию лука в комнатных условиях, извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний об овощах, культурных растениях, обсуждать полученные сведения. | 1 |
21. | В гостях у Весны | Расширить знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений и животных, на деятельность людей. Учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям. | Описывать сезонные изменения в природе. Характеризовать признаки времени года. Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года. Анализировать народные приметы, связанные с погодой, проверять их достоверность. | 4 |
22. | Будь природе другом! | Познакомить детей с Красной книгой, редкими, находящимися под угрозой исчезновения видами растений и животных; вызвать чувство сопереживание, умение видеть взаимосвязь в природе. Приучать бережно относится к цветам, животным, как части природы, источнику красоты, радости людей. | Приводить примеры исчезающих видов растений и животных. Характеризовать способы питания, размножения; условия, необходимые для жизни исчезающих видов растений и животных. Описывать внешний вид, характерные особенности представителей Красной книги. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о редких растениях и животных и обсуждать полученные сведения. Моделировать ситуации по сохранению природы и её защите. Различать правильные и неправильные формы поведения в природе. | 2 |
23. | Солнце и его значение для живого | Роль света в жизни растений и животных (на примере комнатных растений в уголке природы). Животные, обитающие в условиях холода и жары. Роль солнца в жизни человека. | Характеризовать роль каждого из компонентов экосистемы. Изучить роль солнца в жизни растений, животных и человека. Описывать влияние солнца на растения и животных (на примере комнатных растений в уголке природы).
| 1 |
24. | Наши помощники- насекомые | Дать элементарные знания о жуках (майский, носорог, божья коровка, пчела, кузнечик, муравей); бабочках (крапивница, капустница). На доступных примерах показать, что скрывается за названием некоторых бабочек. Показать пользу насекомых. Воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым. | Описывать внешний вид, характерные особенности представителей насекомых (на примере своей местности). Характеризовать способы питания, размножения; условия, необходимые для жизни насекомых. Рассказывать о роли насекомых в природе (на примере своей местности). Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о насекомых и обсуждать полученные сведения.
| 1 |
25. | Исследователи земли | Дать представления о суше и водном пространстве, разнообразии рельефа земной поверхности, водоёмов (пруд, болото, озеро, река, море), видах поселения (деревня, город, страна), о звёздах. Приветствовать стремление детей овладеть разнообразными способами получения информации. Поощрять желания делится своими впечатлениями с окружающими. | Различать разные формы земной поверхности (на примере своей местности). Находить на физической карте России равнины и горы и определять их названия. Сравнивать и различать разные формы водоёмов. Находить на физической карте России разные водоёмы и определять их названия. Характеризовать особенности звёзд и планет на примере Солнца и Земли. Рассказывать об особенностях видов поселения. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о суше, водном пространстве, видах поселения, звёздах и обсуждать полученные сведения.
| 1 |
26. | Экологическая тропинка | Приблизить детей к природе; учить их общаться с ней, любить ее. Уточнить имеющиеся знания детей об окружающей природе (о цветах на клумбе, о лесе, об огороде, о зелёной аптеке). Упражнять в практической помощи природе (уборка мусора, лечение деревьев) | Различать растения, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями. Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей. Моделировать ситуации по сохранению природы и её защите. Оценивать личную роль в охране растительного мира природы. | 1 |
27. | Человек – живой организм | Подвести к осознанию себя как живого существа, имеющего особенности и потребности. Формировать представления детей о некоторых органах и системах строения человека, о "+" и « - « влиянии на них. Развивать сенсорную чувствительность при решении познавательных задач. | Характеризовать основные функции систем органов человеческого тела. Измерять температуру тела, вес и рост человека. Характеризовать правила оказания первой помощи при несчастных случаях. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека, готовить доклады и обсуждать полученные сведения. | 2 |
28. | Строим экологический город | Наблюдения за растениями, птицами, насекомыми. Наблюдение разных видов дождя: кратковременный, затяжной, грибной, слепой, ливневый. Оформление клумбы цветочной, посадка рассады цветов. | Наблюдать за растениями, птицами, насекомыми (на территории своей местности). Описывать особенности разных видов дождя. Выращивать растения на клумбе (из семян, побегов, листа). | 1 |
29. | Итоговое занятие | Подведение итогов года. | Характеризовать основные понятия. Анализировать пройденный материал и обсуждать полученные сведения. | 1 |
Рекомендации по материально - техническому обеспечению учебного предмета:
Учебно – методические комплекты (программы, учебники, хрестоматии, рабочие тетради и т. д.):
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа в 2 ч. - М., «Просвещение», 2010.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. М., «Просвещение», 2010.
Виноградова Н. Ф. «Окружающий мир». «Вентана-граф», 2011.
Сорокина А. И. «Дидактические игры», 1982.
Детская справочная литература (справочники, атласы – определители, энциклопедии) об окружающем мире, природе, труде людей, общественных явлениях и пр.
Научно – популярные, художественные книги для чтения ( в соответствии с основным содержанием обучения):
Дмитриев Ю. А. «Книга природы» - М., «Просвещение», 1998.
Рыжова Н. А. «Не просто сказки» (экологические рассказы, сказки, праздники).
Печатные пособия
Таблицы экологического содержания в соответствии с программой обучения.
Плакаты по основным темам естествознания — магнитные или иные (природные сообщества леса, луга, болота, озера и т. п.).
Портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, писателей, поэтов, композиторов и др.).
Настенные карты, атласы, иллюстративный материал (альбомы, комплекты открыток и др.).
Компьютерные и информационно - коммуникативные средства
Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету.
Технические средства обучения
Аудиторская доска с набором приспособлений
для крепления карт и таблиц.
Экспозиционный экран.
Телевизор.
Видеоплеер (видеомагнитофон).
Аудиопроигрыватель.
Персональный компьютер.
Диапроектор (эпидиаскоп).
Мультимедийный проектор