СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа ориентирована на использование учебника (учебно-методического комплекса):

 «В одном счастливом детстве»:  Книга для чтения в 3 классе в 2 частях –М. Баласс;2012 год (Образовательная система «Школа 2100»).

Рабочая тетрадь по литературному чтению для 3 класса.

Данная рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом на 136  часов на основании:

- стандарта начального общего образования – 4 часа в неделю;

- программы для  начального  общего образования - 4 часа в неделю.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса»

Утверждаю:

Приказ по школе № 01-03/99

от 01.09.2016 года

Директор школы:_______ И. Г. Козлова








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по изобразительному искусству

3 класс

УМК «Школа 2100»












Составила: учитель первой

квалификационной категории

Осипова Любовь Петровна












2016 – 2017 учебный год

Пояснительная записка.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника (учебно-методического комплекса):

«В одном счастливом детстве»: Книга для чтения в 3 классе в 2 частях –М. Баласс;2012 год (Образовательная система «Школа 2100»).

Рабочая тетрадь по литературному чтению для 3 класса.

Данная рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом на 136 часов на основании:

- стандарта начального общего образования – 4 часа в неделю;

- программы для начального общего образования - 4 часа в неделю.

-Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нём как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

  1. Формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

  2. Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;

  3. Развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;

  4. Приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, - через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико – литературными понятиями.

В 3 классе дети, которые уже знакомы с двумя источниками чтения – фольклором и современной детской литературой, открывают для себя мир литературы во всём его многообразии и читают произведения детской и доступной «взрослой» литературы разных жанров: рассказы, повести ( в отрывках), сказки, лирические и сюжетные стихотворения, поэму, пьесу-сказку. Здесь находят свою реализацию принцип жанрового разнообразия и принцип оптимального соотношения произведений детской литературы и текстов, вошедших в круг детского чтения из литературы «взрослой». Произведения, включённые в учебник для 3 класса, позволяют показать детям мир литературы во всём его многообразии: классику русской и зарубежной детской литературы, произведения русских писателей и поэтов 20 века, доступные для детского чтения; современную детскую литературу.

Программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей, и уроки внеклассного чтения, главное отличие которых состоит в том, что на этих уроках дети работают не с учебником-хрестоматией, а с детской книгой. Главная особенность системы внеклассного чтения заключается в том, что дети читают в «рамках учебников», то есть другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения.

Уроки внеклассного чтения проводятся после окончания работы над каждым разделом.

Для заучивания наизусть рекомендуются все стихотворения, включённые в учебник, а также небольшие (от 3-4 до 7-8 предложений) отрывки прозы описательного характера.

Техника чтения.

1 полугодие. Правильное, сознательное и выразительное чтение целыми словами (многосложные малоизвестные слова – по слогам). Использование логического ударения, пауз внутри сложного предложения, между предложениями и частями текста, соответствующей интонации. Темп чтения вслух -60-70 слов и выше.

Формирование осознанного чтения про себя. Темп чтения про себя – на 20-30 слов больше, чем при чтении вслух.

2 полугодие. Правильное, осознанное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами. Выбор интонации, соответствующей строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения.. Темп чтения вслух незнакомого текста -75-80 слов.

Осознанное чтение про себя. Темп чтения - на 20-30 слов больше, чем при чтении вслух.

Формирование приёмов понимания прочитанного

Развитие умения работать с заглавием произведения (осмысление его прямого и скрытого смысла, соотнесение заглавия с содержанием, главной мыслью, нахождение авторского заглавия в ряду данных).

Обучение прогнозированию содержания произведения на основании заглавия, иллюстрации, ключевых слов; самостоятельному придумыванию заглавий.

Развитие умений:

-выделять ключевые слова в тексте или в частях текста, устанавливать связь ключевых слов и главной мысли;

- самостоятельно делить текст на части, озаглавливать части; выделять главную мысль каждой части и всего произведения в целом.

- составлять простой план.

- сопоставлять структуру текста с планом, данным учителем или составленным учениками.

- самостоятельно составлять план рассказа о герое.

- отвечать на предварительные вопросы к тексту, прогнозировать содержание.

- использовать выборочное чтение для подтверждения какой-либо мысли, выборочное чтение по конкретному заданию

Практическое знакомство с литературоведческими понятиями.

Рассказ. Расширение и углубление понятия о рассказе.

Соотношение понятий «герой-персонаж» - «рассказчик» - «автор».

Повесть, её отличие от рассказа.

Пьеса, признаки драматического произведения.

Сравнение, олицетворение, эпитет в художественном тексте.

Закрепление на новом литературном материале понятий, введённых во 2 классе.

Развитие устной и письменной речи.

Обучение:- подробному и краткому пересказу текста по плану.

- выборочному пересказу текста.

- словесному рисованию картин к художественным текстам.

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» в 3 классе являются следующие умения и качества:

– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть)

свои эмоции;

– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

– чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту худо- жественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;

понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;

интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потреб- ность в чтении;

наличие собственных читательских приоритетов и уважитель- ное отношение к предпочтениям других людей;

ориентация в нравственном содержании и смысле поступков –

своих и окружающих людей;

этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального Средством достижения этих результатов служат тексты литера- турных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чте- ние» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

извлекать информацию, представленную в разных формах

(сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:

воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

– осознанно, правильно, выразительно читать вслух самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить

словарную работу;

делить текст на части, составлять простой план;

самостоятельно формулировать главную мысль текста;

находить в тексте материал для характеристики героя;

подробно и выборочно пересказывать текст;

составлять рассказ-характеристику героя;

составлять устные и письменные описания;

– по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;

высказывать и аргументировать своё отношение к прочитан- ному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;

различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;

видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;

соотносить автора, название и героев прочитанных произведений

Предметными результатами изучения предмета «Литературное чтение» в 3 – м классе является сформированность следующих умений:

Обучающийся научится:

-воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

-осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

-самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

-самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;

-делить текст на частисоставлять простой план;

-самостоятельно формулировать главную мысль текста;

-находить в тексте материал для характеристики героя;

-подробно и выборочно пересказывать текст;

-составлять рассказ-характеристику героя;

-по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;

-высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

-относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;

-различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;

-видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;

-соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

-формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста;

-составлять характеристику персонажа;

-интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;



Обучающийся получит возможность научиться:

-составлять устные и письменные описания;

-самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, поиск ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);

-вычитывать разные уровни текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

-составлять сложный план

– понимать значимость прочитанного произведения или книги для себя, своего кругозора;

– составлять сборник своих любимых произведений и аннотацию к нему;

– писать отзыв о произведении (на выбор), используя план написания отзыва;

– создавать презентации книг различной тематики;

– сопоставлять содержание литературных произведений с их экранизацией (мультипликацией);

– участвовать в организации литературного (поэтического) вечера;

– ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с произведениями отечественной и зарубежной детской литературы разных эпох.




































(136 часов – 4 часа в неделю)


п/п



Темы уроков, тексты, предлагаемые для чтения

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

Раздел 1. Прощание с летом



Аудирование (слушание) Воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя, учащихся, мастеров слова; отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль.




Характеризовать особенности прослушанного произведения: определять жанр (рассказ, повесть, сказка, стихотворение, поэма, пьеса); передавать последовательность развития сюжета, описывать героев.

Сравнивать свои ответы с ответами других учащихся, оценивать свои и чужие высказывания.






Чтение

Читать вслух осознанно, правильно, выразительно, интонировать, использовать паузы, нужный темп и тон речи. Декламировать стихотворение, отрывки прозы.

Читать про себя: понимать текст, проводить словарную работу по ходу чтения, выделять в тексте логические части, отвечать на вопросы. Характеризовать текст: пред- полагать (антиципировать) содержание по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, группе ключевых слов; определять тему, вычитывать текстовую информацию: фактуальную, подтекстовую и концептуальную (главную мысль).





1

Знакомство с учебником. Стихотворения Г. Сапгира «Нарисованное солнце»

и Ю. Кима «Светлый день»

1

2–3

Чем можно гордиться? (Рассказ В. Драгунского «Англичанин Павля»)

2

4–5

«Взрослая» жизнь дяди Фёдора, Матроскина и Шарика (Главы из повести Э. Успенского

«Дядя Фёдор, пёс и кот»)

2

6

Лето волшебное и разное (Стихотворения К. Бальмонта «Капля» и Б. Заходера «Что красивей всего?»)

1

Раздел 2. Летние путешествия и приключения



7

Введение в раздел. Стихотворение Ю. Кима «Отважный охотник»

1

8–9

Приключения изыскателей (Главы 1 и 3 из повести С. Голицына «Сорок изыскателей»)

2

10–11

Какие они – настоящие изыскатели? (Глава 4 из повести С. Голицына «Сорок изы- скателей»)

2

12–13

Повесть о летних путешествиях

(Глава из повести И. Дика «В дебрях Кара-Бумбы»)

2

14–16

Во что верят и играют мальчишки? (Главы из романа Марка Твена «ПриключенияТома Сойера»)

3

17

Внеклассное чтение по разделам 1–3. Игра становилась жизнью (А. Гайдар «Тимур и его команда»)

1

18–19

Как слава пришла к А. Гайдару (Б. Емельянов «Игра»)

2

20–21

Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (К. Паустовский «Кот-ворюга»)

2

22–23

Необычная жизнь обычных жильцов старого дома (К. Паустовский. «Жильцы старого дома»)

2

24

Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделам 1–2

1

25

Обучающее сочинение.

1

Раздел 3. Природа летом



26

Введение в раздел. Стихотворения С. Есенина «С добрым утром!», Б. Пастернака

«За поворотом»

1

27–28

Краски и звуки лета

(А. Чехов «Степь» (фрагмент), М. Пришвин «Золотой луг»)

2

29

Отчего так хорошо ранним летним утром? (Глава «В купальне» из повести А. Толстого «Детство Никиты»)

1

30

Спасительная сила летней грозы. (Глава «Стрелка барометра» из повести А. Толстого «Детство Никиты»)

1

31–32

Картины летнего дня. (И. Тургенев «Голуби», И. Бунин «Розы»)

2

33

Урок-практикум по развитию читательских умений. В. Бианки «Неслышимка» (работа в тетради)

1

34

Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 3

1

Раздел 4. Уроки и переменки



Объяснять выбор автором заглавия, его смысл; выбирать заголовок произведения из предложенных.

Вести диалог с автором по ходу чтения текста: видеть прямые и скрытые авторские вопросы, прогнозировать ответы, проверять себя по тексту. Составлять план текста. Выделять ключевые слова текста (фрагмента).

Формулировать главную мысль (выбирать из предложенных формулировок и самостоятельно).

Находить в тексте материал для характеристики героя. Пересказывать текст подробно и выборочно. Характеризовать книгу: анализировать обложку, титульный лист, иллюстрации, оглавление.

Выбирать книги в библиотеке, составлять краткий отзыв о прочитанной книге.



Культура речевого общения. Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого поведения.



Высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному.

Конструировать устное монологическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать материал, логично и последовательно строить текст, отбирать выразительные средства языка. Создавать (устно) рассказ - характеристику героя, устное описание.




Культура письменной речи. Определять тему будущего письменного высказывания, тип текста (описание или рассуждение), соответствующие языковые средства.

Создавать письменный текст

(описание, отзыв).

Писать сочинение о личных впечатлениях после предварительной подготовки.


Творческая деятельность Инценировать текст (чтение по ролям, драматизация). Иллюстрировать текст. Сочинять сказки, рассказы, стихотворения.

35–36

Введение в раздел. Необычная школа

(Фрагменты из книги Э. Успенского «Школа клоунов»)

3

37

Урок-практикум по развитию читательских умений. Б. Заходер. «Перемена» (рабо- та в тетради)

1

38–39

Легко ли быть Песталоцци? (Главы из книги Г. Куликова «Как я влиял на Севку»)

2

40

Путь в Страну невыученных уроков.

(Б. Заходер «Вредный кот», главы 1–4 из повести Л. Гераскиной

«В Стране невыученных уроков»)

1

41–42

Испытания для Виктора Перестукина. (Главы 5–12 из повести Л. Гераскиной

«В Стране невыученных уроков»)

2

43–44

Стихи О. Григорьева о ребятах и секретах роста

2

45

Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 4

1

46

Внеклассное чтение по разделу 4. Книги о сверстниках, о школе

1

Раздел 5. «Глухая пора листопада…»



47–48

Введение в раздел. Такая разная осень... (Стихотворения А. Пушкина «Осень», К. Бальмонта «Осень», Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной...»)

2

49

Что заслуживает описания? (К. Паустовский «Мой дом»)

1

50

Стихи о «близости снега». (Г. Сапгир «Четыре конверта», Д. Самойлов «Перед снегом»)

1

51–52

Как приходит зима. (К. Паустовский «Прощание с летом», Б. Пастернак «Иней»)

2

53

Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 5

1

54

Внеклассное чтение. Знакомство с современными детскими журналами

1

Раздел 6. «И кот учёный свои мне сказки говорил…»



55

Введение в раздел. Стихотворения Г. Сапгира «Леса-чудеса», В. Берестова «Сказка»

1

56

«Сказка – ложь, да в ней намёк…». (Русская сказка «Кот и лиса»)

1

57–58

Какие ещё бывают сказки?

(Сказки «Никита-Кожемяка» и «Как мужик гусей делил»)

2

59–60

Мир волшебной сказки. (Стихотворение Б. Гребенщикова и др. «Город», арабская сказка «Синдбад-Мореход»)

2

61–62

За что награждают в сказках? (Ш. Перро «Ослиная шкура»)

2

63–64

Может ли оловянный солдатик быть стойким? (Г. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»)

2

65–66

Уроки сказочной повести. (Фрагмент из книги А. Волкова «Волшебник Изумрудного города»)

2

67–68

Сказка для театра. (С. Маршак «Сказка про козла»)

2

69–70

Обобщение по разделу. Стихотворение В. Высоцкого «Песня Кэрролла». Проверочная работа по разделу 6

2

71

Внеклассное чтение по разделу 6

1

72

Обучающее сочинение

1

Раздел 7. «Поёт зима, аукает...»



73

Введение в раздел. Звуки и краски зимы (Стихотворения С. Есенина «Поёт зима, аука- ет...», «Пороша»)

1

74

«Подарки» зимы. (Стихотворения К. Бальмонта «Снежинка», И. Бродского

«Вечером»)

1

75–76

В ожидании новогоднего чуда. (Стихотворения Ю. Мориц «Настоящий секрет», А. Барто «В защиту Деда Мороза»)

2

77

Урок-практикум по развитию читательских умений. В. Драгунский. «Кот в сапо- гах» (работа в тетради)

1

78–79

Зимние впечатления. (Стихотворения Б. Пастернака «Снег идёт», А. Башлачёва

«Рождественская», Д. Самойлова «Город зимний»)

2

80–81

Суровые законы жизни зимнего леса. (В. Бианки «По следам»)

2

82

Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 7

1

83

Обучающее сочинение

1

84

Внеклассное чтение по разделу 7

1

Раздел 8. Животные в нашем доме



85

Введение в раздел. Стихотворения В. Берестова «Прощание с другом», Г. Сапгира

«Морская собака»

1

86–87

У каждого – своё место в природе (Д. Мамин-Сибиряк «Медведко»)

2

88–89

Замечательные собаки. (Глава «Ханг и Чанг» из книги Ю. Коринца «Там, вдали, за рекой», В. Драгунский «Дымка и Антон»)

2

90–91

Каждый ли клёст может стать капитаном? (Ю. Коваль «Капитан Клюквин»)

2

92

Удивительные пони Ю. Мориц (Стихотворения Ю. Мориц «Пони», «Любимый пони»)

1

93

Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 8

1

Раздел 9. Мы с мамой и папой



94

Введение в раздел. Стихотворения Э. Успенского «Всё в порядке», «Если был бы я девчонкой»

1

95

Мечты о «взрослой» жизни. (В. Драгунский «...Бы»)

1

96

Подарки – это серьёзное дело. (Ю. Коринец. Глава «Подарки под подушкой» из книги «Там, вдали, за рекой», А. Барто «Разговор с дочкой», «Перед сном»)

1

97–98

Во что нельзя «играть». (И. Дик «Красные яблоки»)

2

99–100

Что такое взаимопонимание? (В. Драгунский «Девочка на шаре»)

2

101

Хорошо, когда рядом – папа! (С. Маршак «Хороший день»)

1

102–103

Когда мама сердится... (В. Драгунский «Тайное всегда становится явным)

2

104

Внеклассное чтение по разделам 8 и 9 или творческая работа-сочинение о своей семье

1

105

Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 9

1

Раздел 10. «Наполним музыкой сердца...»


106

Введение в раздел. Стихотворение О. Мандельштама «Рояль», И. Тургенев «Певцы» (фрагмент)

1

107

Как рождается музыка (К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»)

1

108–109

Волшебная сила бессмертной музыки (К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»)

2

110–111

Сказка о маленьком Моцарте

(Г. Цыферов. Фрагмент из книги «Тайна запечного сверчка»)

2

112–113

Какими бывают встречи с писателями? (В. Драгунский «Независимый Горбушка»)

2

114

Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 10

1

Раздел 11. День смеха



115

Введение в раздел. Стихотворения Г. Сапгира «Смеянцы», «Людоед и принцесса, или Всё наоборот»

1

116–117

Легко ли смеяться над собой? (В. Драгунский «Надо иметь чувство юмора»)

2

118

Весёлые стихи. (Двустишия О. Григорьева, стихотворение Ю. Мориц «Малиновая кошка»)

1

Раздел 12. «О весна, без конца и без краю...»



119–120

Введение в раздел. Как приходит весна (Стихотворения А. Макаревича «Снег...», Ф. Тютчева «Ещё земли печален вид...», А. Блока «Ветер принёс издалека...»)

2

121–122

Озорные стихи о весне. (Стихотворения В. Маяковского «Тучкины штучки», О. Мандельштама «Калоша», Саши Чёрного «Зелёные стихи»)

2



123

Проверка уровня развития читательских умений. (А. Толстой, глава «Весна» из пове- сти «Детство Никиты») (работа в тетради)

1

124

Картины весны. (Б. Окуджава «Весна»)

1

125–126

Обобщение по разделам 11–12. Проверочная работа по разделам 11–12

2

Раздел 13. День Победы



127

Введение в раздел. А. Ахматова «Памяти друга»

1

128–129

Трудная тема – война. (В. Драгунский «Арбузный переулок»)

2

130

Стихи о войне. (В. Высоцкий «Он не вернулся из боя», Б. Окуджава «Король», А. Твардовский «Я знаю, никакой моей вины...»)

1

131

Внеклассное чтение по разделу 13


Раздел 14. Родная земля



132

Введение в раздел. К. Паустовский «Бескорыстие»

1

133

Что такое Родина? (В. Бахревский, Г. Цыферов. Фрагмент из книги «Ты, Россия моя», Б. Окуджава «Песенка об Арбате»)

1

134

Заключительный урок. С. Козлов, Г. Цыферов «Где живёт солнце?»

1


135

Заключительный урок внеклассного чтения

1

136

Резервный урок, урок итогового контроля

1