Пояснительная записка
к рабочей программе
по математике
Рабочая программа по математике для 1 а класса разработана на основе:
- Федерального закона от 29.12.12. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказа Министерства образования и науки РФ от 06.10.09. № 373
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования» (в действующей редакции от 29.12.14. № 5);
- примерной программы начального общего образования по математике.
- программы «Математика 1-4 классы» авторов программы М.И. Моро, Ю.М. Калягиной, М.А Бантовой, В.Г. Бельтюковой,С.И Волковой, С.В. Степановой под редакцией Е.С. Галанжиной. «Рабочие программы. Начальная школа. 1 класс» Методическое пособие с электронным приложением.» / Авт.- сост. С.А.Шейкина под редакцией Е.С. Галанжиной – 2-е изд., стреотип. – М.: Просвещение, 2015. – с. 224 — (Образовательный стандарт).
Данная рабочая программа является частью основной образовательной программы начального общего образования (1-4 классы) (ФГОС) МАОУ Свердловская СОШ № 2 ЩМР МО.
Основными целями обучения математике в 1 классе являются:
- математическое развитие младших школьников;
- освоение начальных математических знаний;
-развитие интереса к математике, стремление использовать математические знания в повседневной жизни;
- привитие умений и качеств, необходимых человеку 21 века.
Программа определяет ряд задач, решение которых направленно на достижение основных целей начального математического образования:
- формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира;
- развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
- развитие пространственного воображения;
- развитие математической речи;
- формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
- формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
- развитие познавательных способностей;
-формирование критичности мышления.
Решение названных задач обеспечит осознание учащимися универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью.
Математические знания и представления о числах, величинах, геометрических фигурах лежат в основе формирования общей картины мира и познания законов его развития. Именно эти знания и представления необходимы для целостного восприятия объектов и явлений природы, многочисленных памятников культуры, сокровищ искусства.
Место предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом школы, на освоение программы предмета «Математика» в 1 классе выделено- 132 ч (4 ч в неделю, 33 учебные недели).
Содержание программы (132 часа)
Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления (8 часов).
Признаки предметов. Сравнение предметов по размеру и по форме.
Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация (27 часов)
Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. Счёт реальных предметов и их изображений, движений, звуков и др. получение числа путём прибавления единицы к предыдущему, вычитания единицы из числа, следующего за данным при счёте.
Число 0. Его получение и обозначение.
Сравнение чисел.
Равенство, неравенство. Знаки больше, меньше, равно.
Состав чисел в пределах первого десятка.
Точка. Линия (кривая, прямая). Отрезок. Ломаная. Многоугольник. Углы, вершины и стороны многоугольника.
Длина отрезка. Сантиметр.
Решение задач в одно действие на сложение и вычитание.
Практическая работа: сравнение длин отрезков, измерение длины отрезка, построение отрезка данной длины.
Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание (54 часа)
Конкретный смысл и названия действий сложения и вычитания. Знаки «=», «-», «+».
Названия компонентов и результатов сложения и вычитания. Нахождение значений числовых выражений в одно-два действия без скобок.
Переместительное свойство сложения.
Приёмы вычислений: прибавление числа по частям, перестановка чисел; вычитание числа по частям и вычитание на основе знания соответствующего случая сложения.
Таблица сложения в пределах 10. Соответствующие случаи вычитания.
Сложение и вычитание с числом 0.
Нахождение числа, которое на несколько единиц больше или меньше данного.
Решение задач в одно действие на сложение и вычитание.
Числа от 1 до 20. Нумерация (12 часов)
Название и последовательность чисел от 1 до 20. Десятичный состав чисел от 11 до 20. Чтение и запись чисел от 11 до 20. Сравнение чисел.
Сложение и вычитание чисел вида 10+8, 18-8,18-10.
Сравнение чисел с помощью вычитания.
Единица времени: час. Определение времени по часам с точностью в до часа.
Единицы длины: сантиметр, дециметр. Соотношение между ними. Построение отрезков заданной длины.
Единицы массы: килограмм.
Единицы объёма: литр.
Числа от 1 до 20. Сложение и вычитание (22 часа)
Сложение двух однозначных чисел, сумма которых больше 10, с использованием изученных приёмов вычислений.
Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания.
Решение задач в 1-2 действия на сложение и вычитание.
Итоговое повторение (6 часов)
Числа от 1 до 20. Нумерация.
Табличное сложение и вычитание.
Геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник, многоугольник). Измерение и построение отрезков.
Решение задач изученных видов.
Требования к уровню подготовки учащихся
Программа обеспечивает достижение учащимся следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Изучение предмета в первом классе направлено на получение следующих личностных результатов:
Учащийся научится:
- самостоятельности и личной ответственности в процессе обучения математике;
- выполнению самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности (начальный этап);
-мотивации учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения, которые базируются на необходимости постоянного расширения знаний для решения новых учебных задач и на интересе к учебному предмету математика;
-положительному и позитивному стиля общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома;
Учащийся получит возможность научиться:
- основам внутренней позиции школьника с положительным отношением к школе, к учебной деятельности (проявлять положительное отношение к учебному предмету «Математика», отвечать на вопросы учителя (учебника), участвовать в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности, осознавать суть новой социальной роли ученика, принимать нормы и правила школьной жизни, ответственно относиться к урокам математики (ежедневно быть готовым к уроку), бережно относиться к учебнику и рабочей тетради);
- способам решения новых учебных и практических задач;
- самооценке результатов своей учебной деятельности.
Метапредметными результатами изучения предмета «Математика» в 1 классе является формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД.
Регулятивные УУД:
Учащийся научится:
- понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем, на разных этапах обучения;
- понимать и применять предложенные учителем способы решения учебной задачи;
- принимать план действий для решения несложных учебных задач и следовать ему;
- выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме;
- осознавать результат учебных действий, описывать результаты действий, используя математическую терминологию;
- осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя.
Учащийся получит возможность научиться:
- понимать, принимать и сохранять различные учебно-познавательные задачи;
- составлять план действий для решения несложных учебных задач, проговаривая последовательность выполнения действий;
- фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворенность/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и прочих средств, предложенных учителем), адекватно относиться к своим успехам и неуспехам, стремиться к улучшению результата на основе познавательной и личностной рефлексии.
Познавательные УУД
Учащийся научится:
- понимать и строить простые модели (в форме схематических рисунков) математических понятий и использовать их при решении текстовых задач;
- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
- проводить сравнение объектов с целью выделения их различных, различать существенные и несущественные признаки;
- определять закономерность следования объектов и использовать ее для выполнения задания;
- выбирать основания классификации объектов и проводить их классификацию (разбиение объектов на группы) по заданному или установленному признаку;
- выделять из предложенного текста (рисунка) информацию по заданному условию, дополнять ею текст задачи с недостающими данными, составлять по ней текстовые задачи с разными вопросами и решать их;
Учащийся получит возможность научиться:
- устанавливать математические отношения между объектами и группами объектов (практически и мысленно), фиксировать это в устной форме, используя особенности математической речи (точность и краткость) и на построенных моделях;
- объяснять найденные способы действий при решении новых учебных задач и находить способы их решения (в простейших случаях);
- выделять из предложенного текста информацию по заданному условию.
Коммуникативные УУД
Учащийся научится:
- задавать вопросы и отвечать на вопросы партнера;
- воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к выполнению задания, оценивать их;
- принимать участие в работе в паре и в группе с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы под руководством учителя;
Учащийся получит возможность научиться:
- применять математические знания и математическую терминологию при изложении своего мнения и предлагаемых способов действий;
- включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активности, в стремлении высказываться;
- совместно со сверстниками решать задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, проекта.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименования разделов | Всего часов |
1 | Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления | 8 |
2 | Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация | 27 |
3 | Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание | 54 |
4 | Числа от 1 до 20. Нумерация | 12 |
5 | Числа от 1 до 20. Сложение и вычитание | 22 |
6 | Итоговое повторение | 6 |
7 | Резерв | 3 |
| ИТОГО | 132 |
Практическая часть
№ урока | Вид работы | Тема |
8 | Проверочная работа | Счёт предметов. Сравнение групп предметов |
35 | Проверочная работа | Нумерация чисел от 1 до 10 |
62 | Проверочная работа | Сложение и вычитание от 1 до 10 |
92 | Проверочная работа | Сложение и вычитание в пределах 10 |
100 | Проверочная работа | Нумерация чисел от 1 до 20 |
125 | Проверочная работа | Табличное сложение и вычитание |
132 | Контрольная работа | Итоговый контроль |
Общее количество | 7 |
Материально-техническое обеспечение:
Демонстрационные пособия:
Классная доска.
Наборное полотно.
Касса цифр и счетного материала «Учусь считать»
Перекидное табло для устно счета.
Развивающий набор «Магические кружочки»
Набор «Математика на весах»
Набор «Геометрические тела деревянные»- (9 фигур)
Трансформируемый игровой конструктор для объемного моделирования «ТИКО», набор «Аифметика»
Трансформируемый игровой конструктор для объемного моделирования «ТИКО», набор «Грамматика»
Объекты, предназначенные для демонстрации счёта: от 1 до 10; от 1 до 20.
Модель часов демонстрационная.
Набор «Части целого. Простые дроби».
Набор геометрических тел демонстрационный.
Набор цифр, букв, знаков с магнитным креплением (ламинированный).
Универсальный комплект «Математика магнитная»
Метр демонстрационный.
Печатные пособия:
Комплект таблиц «Веселая математика» (22 шт.).
Опорные таблицы по математике за 1 класс.
Карточки с заданиями по математике для 1 класса.
Технические средства обучения:
- компьютер с учебным программным обеспечением;
- звуковые колонки.
Учебно-методическая литература:
Математика: учебник для 1 класса: в 2 частях / М. И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова. – М.: Просвещение, 2015.
Электронное приложение к учебнику «Математика», 1 класс (Диск CD-ROM), автор М.И. Моро. - М.: Экзамен, 2015.
Тетрадь по математике для 1 класса: в 2 частях / М.И. Моро, С.И. Волкова. – М.: Просвещение, 2015.
Проверочные работы по математике. 1 класс / С.И. Волкова. – М.: Просвещение, 2015.
Узорова О.В. Диагностические комплексные работы: Русский язык. Математика. Окружающий мир. Литературное чтение: 1 класс / О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. - М.: АСТ-Астрель, 2015.
6. Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф. Поурочные разработки по математике. 1 класс.- М.:ВАКО, 2015.- 464 с.
7. С.И. Волкова. Математика и конструирование. 1 класс. – М.: Просвещение, 2015- 92 с.
СОГЛАСОВАНО
Протокол ШМО
Учителей начальной школы
от 28.08.2015 г. №1
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора
По УВР Градова Н.В. /________________ /
«___»___________2015 год.