МКОУ Старокалитвенская СОШ
Россошанского муниципального района Воронежской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по математике
5 класс
на 2016- 2017 учебный год
Учитель Мамонова Зоя Владимировна
Рассмотрена и одобрена на заседании методического объединения учителей естественно-научного цикла Протокол № 1 от 30 августа 2016 г. Руководитель МО _______________________ О.И. Федчунова | Принята на заседании педагогического совета школы Протокол № 11 от 31. 08. 2016 г. | Утверждена приказом по школе № 46/3- Д от 01.09. 2016 г. Директор школы __________________ Л.А. Ищенко |
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
Математика является одним из основных, системообразующих предметов школьного образования. В ходе её изучения на ступени основного общего образования школьники осваивают основополагающие понятия и идеи, такие, как число, буквенное исчисление, функция, геометрическая фигура, вероятность, дидукция, математическое моделирование, т.е. материал, создающий основу математической грамотности. Вместе с тем подходы к формированию содержания математического школьного образования претерпели существенные изменения, отвечающие требованиям сегодняшнего дня. Изучение математики в основной школе направлено на достижение целей не только в предметном направлении, но и:
в направлении личностного развития
развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
в метапредметном направлении
формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.
Курс математики 5 класса позволяет обеспечить формирование как предметных умений, так и универсальных учебных действий школьников, а также способствует достижению определённых во ФГОС личностных результатов, которые в дальнейшем позволят учащимся применять полученные знания и умения для решения различных жизненных задач.
В курсе математики 5 класса выделены 4 содержательные области: натуральные числа и шкалы, площади и объемы, дроби, инструменты для вычислений и измерений.
Систематизация сведений о натуральных числах позволяет восстановить у учащихся навыки чтения и записи многозначных чисел, сравнения натуральных чисел, а также навыки их табличного сложения и умножения. При изучении геометрического материала основное внимание уделяется формированию навыков измерения и построения отрезков при помощи линейки. В ходе изучения темы вводятся понятия координатного луча, единичного отрезка и координаты точки. Здесь начинается формирование таких важных умений, как умения начертить координатный луч и отметить на нем заданные числа, назвать число, соответствующее данному делению на координатном луче. Начиная с этой темы основное внимание, уделяется закреплению алгоритмов арифметических действий над многозначными числами, так как они не только имеют самостоятельное значение, но и являются базой для формирования умений проводить вычисления с десятичными дробями. В этой теме начинается алгебраическая подготовка: составление буквенных выражений по условию задач, решение уравнений на основе зависимости между компонентами действий (сложение и вычитание). В этой теме проводится целенаправленное развитие и за крепление навыков умножения и деления многозначных чисел. Вводятся понятия квадрата и куба числа. Продолжается работа по формированию навыков решения уравнений на основе зависимости между компонентами действий. Развиваются умения решать текстовые задачи, требующие понимания смысла отношений «больше на... (в...)», «меньше на... (в...)», а также задачи на известные учащимся зависимости между величинами (скоростью, временем и расстоянием; ценой, количеством и стоимостью товара и др.). Задачи решаются арифметическим способом. При решении с помощью составления уравнений, так называемых задач на части учащиеся впервые встречаются с уравнениями, в левую часть которых неизвестное входит дважды. Решению таких задач предшествуют преобразования соответствующих буквенных выражений.
При изучении темы «Площади и объемы» учащиеся встречаются с формулами. Навыки вычисления по формулам отрабатываются при решении геометрических задач. Значительное внимание уделяется формированию знаний основных единиц измерения и умению перейти от одних единиц к другим в соответствии с условием задачи.
В теме «Дроби» изучаются сведения о дробных числах, необходимые для введения десятичных дробей. Среди формируемых умений основное внимание должно быть привлечено к сравнению дробей с одинаковыми знаменателями, к выделению целой части числа. С пониманием смысла дроби связаны три основные задачи на дроби, осознанного решения которых важно добиться от учащихся .
При введении десятичных дробей важно добиться у учащихся четкого представления о десятичных разрядах рассматриваемых чисел, умений читать, записывать, сравнивать десятичные дроби. Подчеркивая сходство действий над десятичными дробями с действиями над натуральными числами, отмечается, что сложение десятичных дробей подчиняется переместительному и сочетательному законам. Определенное внимание уделяется решению текстовых за дач на сложение и вычитание, данные в которых выражены десятичными дробями. При изучении операции округления числа вводится новое понятие — «приближенное значение числа», отрабатываются навыки округления десятичных дробей до заданного десятичного разряда. Основное внимание привлекается к алгоритмической стороне рассматриваемых вопросов. На несложных примерах отрабатывается правило постановки запятой в результате действия. Кроме того, продолжается решение текстовых задач данными, выраженными десятичными дробями. Вводится понятие среднего арифметического нескольких чисел.
В ходе изучения темы «Инструменты для вычислений и измерений» у учащихся важно выработать содержательное понимание смысла термина «процент». На этой основе они должны научиться решать три вида задач на проценты: находить несколько процентов от какой-либо величины; находить число, если известно несколько его процентов; находить, сколько процентов одно число составляет от другого. Продолжается работа по распознаванию и изображению геометрических фигур. Важно уделить внимание формированию умений проводить измерения и строить углы. Круговые диаграммы дают представления учащимся о наглядном изображении распределения отдельных составные частей какой-нибудь величины. В упражнениях следует широко использовать статистический материал, публикуемый в газетах и журналах.
Личностными результатами изучения предмета «Математика» в 5 классе являются следующие качества:
– независимость и критичность мышления;
– воля и настойчивость в достижении цели.
Средством достижения этих результатов является:
– система заданий учебников;
– представленная в учебниках в явном виде организация материала по принципу минимакса;
– использование совокупности технологий, ориентированных на развитие самостоятельности и критичности мышления: технология проблемного диалога, технология продуктивного чтения, технология оценивания.
Метапредметными результатами изучения курса «Математика» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
– выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости)конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
– составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
– работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
– в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
– осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию путём дихотомического деления (на основе отрицания);
– строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
– создавать математические модели;
– составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст, диаграмму и пр.);
– вычитывать все уровни текстовой информации.
– уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
– понимая позицию другого человека, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания.
– самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;
– уметьиспользовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, позволяющие продвигаться по всем шести линиям развития.
1-я ЛР – Использование математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученныхрезультатов.
2-я ЛР – Совокупность умений по использованию доказательной математической речи.
3-я ЛР – Совокупность умений по работе с информацией, в том числе и с различными математическими текстами.
4-я ЛР – Умения использовать математические средства для изучения и описания реальных процессов и явлений.
5-я ЛР– Независимость и критичность мышления.
6-я ЛР – Воля и настойчивость в достижении цели.
Коммуникативные УУД:
– самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
– отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
– в дискуссии уметьвыдвинуть контраргументы;
– учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
– понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
– уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения предмета являются следующие умения:
Учащиеся должны знать:
- понятие натурального числа, десятичной дроби, обыкновенной дроби;
- правила выполнения действий с заданными числами;
- свойства арифметических действий;
-понятия буквенных выражений и уравнений, процентов;
- определение отрезка и луча, прямоугольного параллелепипеда и окружности;
Должны уметь:
-выполнять арифметические действия с натуральными числами и десятичными дробями;
- применять свойства арифметических действий при решении примеров;
- решать уравнения, упрощать буквенные выражения;
- решать задачи на дроби и с помощью уравнений;
- находить процент от числа и число по его проценту.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Ученик научится:
1. Понимать особенности десятичной системы счисления;
2. Оперировать понятиями, связанными с делимостью натуральных чисел;
3. Выражать числа в эквивалентных формах записи числа, выбирая наиболее подходящую в зависимости от ситуации;
4. Сравнивать и упорядочивать натуральные числа и дроби с одинаковыми знаменателями и числителями;
5. Выполнять вычисления, сочетая устные и письменные приемы вычислений, применение калькулятора;
6. Использовать понятия и умения, связанные с процентами в ходе решения задач;
7. Решать задачи, содержащие буквенные данные, работать с формулами;
8. Распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире отрезки, треугольники, прямые, лучи, плоскости, прямоугольники, прямоугольные параллелепипеды;
9. Вычислять объём прямоугольного параллелепипеда;
10. Находить значения длин линейных элементов фигур, градусную меру углов от 0 до 180°;
11. использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, градусной меры угла;
12. вычислять площадь прямоугольников.
Ученик получит возможность:
1. Познакомиться с позиционными системами счисления с основаниями , отличными от 10;
2. Углубить и развить представление о натуральных числах как способе образования других чисел;
3. Научиться использовать приемы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ ;
4. научиться вычислять объёмы геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;
5. вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников.
Содержание курса.
Математика Y класс («Математика, 5класс, авт. Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С. Чесноков, С.И.Шварцбурд)
5 часов в неделю, всего 175 ч.
1. Повторение изученного в начальной шкое (3 часа)
2. Натуральные числа и шкалы (13часов), из них контрольные работы 1час.
Десятичная система записи натуральных чисел. Римская нумерация. Сравнение натуральных чисел. Геометрические фигуры: отрезок, прямая, луч, треугольник. Измерение и построение отрезков. Единицы измерения длин. Координатный луч.
3. Сложение и вычитание натуральных чисел (21часов), из них контрольные работы 2 часа.
Сложение и вычитание натуральных чисел, свойства сложения: переместительный и сочетательный законы. Числовые и буквенные выражения, понятие уравнения. Решение текстовых задач арифметическим способом.
4. Умножение и деление натуральных чисел (28 часов), из них контрольные работы 2 часа.
Умножение и деление натуральных чисел. Законы умножения: переместительный, сочетательный и распределительный. Порядок выполнения действий. Квадрат и куб числа. Деление с остатком. Решение текстовых задач арифметическим способом.
5. Площади и объемы (15 часов), из них контрольные работы 1 час.
Формулы пути, площади прямоугольника, объема прямоугольного параллелепипеда. Единицы измерения времени, скорости, площади и объема.
6. Обыкновенные дроби (24 часа), из них контрольные работы 2 часа.
Окружность и круг. Обыкновенные дроби. Сравнение обыкновенных дробей. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа, их сложение и вычитание.
7. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (15часов), из них контрольные работы 1час.
Десятичная дробь. Сравнение, сложение и вычитание десятичных дробей. Округление чисел. Решение текстовых задач различными способами.
8. Умножение и деление десятичных дробей (29 часов), из них контрольные работы 2 часа.
Умножение и деление десятичных дробей. Решение текстовых задач различными способами. Среднее арифметическое нескольких чисел.
9. Инструменты для вычислений и измерений (17часов), из них контрольные работы 2 часа.
Начальные сведения о вычислениях на калькуляторе. Проценты. Основные задачи на проценты: нахождение процента от величины, величины по ее проценту. Выражение отношения в процентах в простейших случаях. Круговые диаграммы. Углы, измерение углов.
10. Итоговое повторение курса математики 5 класса (10 часов), из них контрольные работы 1 час.
Тематическое планирование по математике в 5 классе
(5 ч в неделю, всего 175 ч)
Раздел, тема. | Кол-во часов | Кол-во контрольных работ |
Повторение изученного в начальной школе | 3 | 1 |
Натуральные числа и шкалы. | 13 | 1 |
СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ | 21 | 2 |
УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ | 28 | 2 |
ПЛОЩАДИ И ОБЪЁМЫ | 15 | 1 |
ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ | 24 | 2 |
ДЕСЯТИЧНЫЕ ДРОБИ. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ДЕСЯТИЧНЫХ ДРОБЕЙ. | 15 | 1 |
УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ ДЕСЯТИЧНЫХ ДРОБЕЙ | 29 | 2 |
ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЙ | 17 | 1 |
ПОВТОРЕНИЕ | 10 | 1 |
ВСЕГО | 175 | 14 |
Календарно-тематическое планирование по математике в 5 классе
(5 ч в неделю, всего 17 ч; учебники: 1. Виленкин – 5 кл).
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | | Учебник (пункт) |
План | Факт |
1-3 | Повторение изученного в начальной школе | | | | |
| Натуральные числа и шкалы. | | | | |
4-6 | Обозначение натуральных чисел | 3 | | | 1, п.1 |
7 | Отрезок. Длина отрезка. | 1 | | | 1, п.2 |
8 | Треугольник | 1 | | | 1, п.2 |
9-10 | Плоскость. Прямая. Луч. | 2 | | | 1, п.3 |
11-13 | Шкалы и координаты | 3 | | | 1, п.4 |
14-15 | Меньше или больше. | 2 | | | 1, п.5 |
16 | Контрольная работа №1 «Натуральные числа и шкалы» | 1 | | | |
| СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ | 21 | | | |
17-21 | Сложение натуральных чисел и его свойства | 5 | | | 1, п.6 |
22-25 | Вычитание | 4 | | | 1, п.7 |
26 | Контрольная работа №2 «Сложение и вычитание натуральных чисел» | 1 | | | |
27-29 | Числовые и буквенные выражения | 3 | | | 1, п.8 |
30-32 | Буквенная запись свойств сложения и вычитания | 3 | | | 1,п.9 |
33-36 | Уравнение | 4 | | | 1,п.10 |
37 | Контрольная работа №3 «Уравнение» | 1 | | | |
| УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ | 28 | | | |
38-43 | Умножение натуральных чисел и его свойства | 6 | | | 1, п.11 |
44-50 | Деление | 7 | | | 1, п.12 |
51-53 | Деление с остатком | 3 | | | 1,п.13 |
54 | Контрольная работа №4 «Умножение и деление» | 1 | | | |
55-59 | Упрощение выражений | 5 | | | 1, п.14 |
60-62 | Порядок выполнения действий | 3 | | | 1, п.15 |
63-64 | Степень числа. Квадрат и куб числа | 2 | | | 1, п.16 |
65 | Контрольная работа №5 «Упрощение выражений» | 1 | | | |
| ПЛОЩАДИ И ОБЪЁМЫ | 15 | | | |
66-68 | Формулы | 3 | | | 1, п. 17 |
69-71 | Площадь. Формула площади прямоугольника. | 3 | | | 1, п.18 |
72-75 | Единицы измерения площадей | 4 | | | 1, п.19 |
76 | Прямоугольный параллелепипед | 1 | | | 1, п.20 |
77-79 | Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда | 3 | | | 1, п.21 |
80 | Контрольная работа №6 «Площади и объёмы» | 1 | | | |
| ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ | 24 | | | |
81-82 | Окружность и круг | 2 | | | 1, п.22 |
83-85 | Доли. Обыкновенные дроби | 3 | | | 1, п.23 |
86-88 | Сравнение дробей | 3 | | | 1, п.24 |
89-91 | Правильные и неправильные дроби | 3 | | | 1,п.25 |
92 | Контрольная работа №7 «Обыкновенные дроби» | 1 | | | |
93-95 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | 3 | | | 1, п.26 |
96-97 | Деление и дроби | 2 | | | 1, п.27 |
98-99 | Смешанные числа | 2 | | | 1, п.28 |
100-103 | Сложение и вычитание смешанных чисел | 4 | | | 1, п.29 |
104 | Контрольная работа №8 «Сложение и вычитание обыкновенных дробей» | 1 | | | |
| ДЕСЯТИЧНЫЕ ДРОБИ. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ДЕСЯТИЧНЫХ ДРОБЕЙ. | 15 | | | |
105-106 | Десятичная запись дробных чисел. | 2 | | | 1, п.30 |
107-109 | Сравнение десятичных дробей | 3 | | | 1, п.31 |
110-115 | Сложение и вычитание десятичных дробей | 6 | | | 1,п.32 |
116-118 | Приближённые значения чисел. Округление чисел. | 3 | | | 1, п. 33 |
119 | Контрольная работа №9 «Сложение и вычитание десятичных дробей» | 1 | | | |
| УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ ДЕСЯТИЧНЫХ ДРОБЕЙ | 29 | | | |
120-123 | Умножение десятичных дробей на натуральные числа | 4 | | | 1, п.34 |
124-127 | Деление десятичных дробей на натуральные числа | 4 | | | 1, п. 35 |
128 | Контрольная работа №10 «Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа» | 1 | | | |
129-134 | Умножение десятичных дробей | 6 | | | 1, п.36 |
135-143 | Деление на десятичную дробь | 9 | | | 1, п. 37 |
144-147 | Среднее арифметическое | 4 | | | 1, п.38 |
148 | Контрольная работа №11 «Умножение и деление десятичных дробей» | 1 | | | |
| ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЙ | 17 | | | |
149-150 | Микрокалькулятор | 2 | | | 1, п.39 |
151-155 | Проценты | 5 | | | 1, п.40 |
156 | Контрольная работа №12 «Проценты» | 1 | | | |
157 | Угол. Прямой и развёрнутый угол. | 1 | | | 1, п.41 |
158 | Чертёжный треугольник. | 1 | | | 1, п.41 |
159 | Решение задач на построение | 1 | | | 1, п.41 |
160-162 | Измерение углов. Транспортир | 3 | | | 1, п.42 |
163-164 | Круговые диаграммы | 2 | | | 1, п.43 |
165 | Контрольная работа №13 «Инструменты для измерений» | 1 | | | |
| Повторение | 10 | | | |
166 -167 | Арифметические действия над натуральными числами | 2 | | | 1, п.44 |
168-169 | Арифметические действия с обыкновенными дробями | 2 | | | 1, п.44 |
170-171 | Арифметические действия с десятичными дробями | 2 | | | 1, п.44 |
172-173 | Решение уравнений | 2 | | | 1, п.44 |
174 | Итоговая контрольная работа №13 | 1 | | | |
175 | Работа с чертёжными инструментами | 1 | | | 1, п.44 |