ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта и на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию (базовый уровень) и авторской программы «Обществознание. 10-11 классы, базовый уровень». Авторы: Л.Н.Боголюбов, Н.Л. Городецкая, Л.Ф.Иванова». - М.: «Просвещение, 2010г.
Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта среднего (полного) общего образования по обществознанию (базовый уровень), федеральному базисному учебному плану 2004 года и учебному плану образовательного учреждения на 2017 – 2018 учебный год. Программа конкретизирует содержание предметных тем государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.
Общая характеристика учебного предмета.
Содержание курса па базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых не обходимо современному человеку. Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др. Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей: • развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; • освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования; • овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства; • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, от ношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Описание места учебного предмета.
Учебный план школы в 10 классе предусматривает 2часа из БУП в неделю -70 часов в год.
Содержание учебного предмета.
РАЗДЕЛ I. ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК.
Тема 1. Общество. Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе. Структура общества. Общество как сложная динамичная система. Взаимосвязь экономической» социальной, политической и духовной сфер жизни общества. Социальные институты.
Тема 2. Человек. Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность. Деятельность как способ существования людей. Деятельность и ее мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность. Человек в системе социальных связей. Личность, факторы, влияющие на ее формирование. Самосознание и самореализация. Социальное поведение. Единство свободы и ответственности личности. Познание и знание. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и ее критерии. Многообразие форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание.
РАЗДЕЛ П. ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ.
Тема 3. Духовная культура. Духовная жизнь общества. Культура и духовная жизнь. Фор мы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная. Диалог культур. Средства массовой информации. Наука и образование. Наука, ее роль в современном мире. Этика ученого. Непрерывное образование и самообразование. Мораль и религия. Мораль, ее категории. Религия, ее роль в жизни общества. Нравственная культура. Искусство и духовная жизнь. Искусство, его формы, основные направления. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России.
Тема 4. Экономика. Роль экономики в жизни общества. Экономика как подсистема общества. Экономика как основа жизнеобеспечения общества. Экономика и социальная структура. Взаимовлияние экономики и политики. Экономическая культура. Экономический интерес, экономическое поведение. Свобода экономической деятельности и социальная ответственность хозяйствующего субъекта. Культура производства и потребления.
Тема 5. Социальная сфера. Социальная структура. Многообразие социальных групп. Не равенство и социальная стратификация. Социальные интересы. Социальная мобильность. Социальные взаимодействия. Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Социальные аспекты тру да. Культура труда. Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Многообразие социальных норм. Девиантное поведение, его причины и профилактика. Социальный контроль и самоконтроль. Национальные отношения. Этнические общности. Межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты. Национальная политика. Культура межнациональных от ношений. Семья и быт. Семья как социальный институт. Семья в современном обществе. Бытовые отношения. Культура топоса. Молодежь в современном обществе. Молодежь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодежная субкультура
Тема 6. Политическая сфера. Политика и власть. Политика и общество. Политические институты и отношения. Власть, ее происхождение и виды. Политическая система. Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политические режимы. Политическая жизнь современной России. Гражданское общество и правовое государство. Основные черты гражданского общества. Правовое государство, его при знаки. Средства массовой коммуникации, их роль в политической жизни общества. Демократические выборы и политические партии. Избирательные системы. Многопартийность. Политическая идеология. Участие граждан в политической жизни. Политический процесс. Политическое участие. Политическая культура.
Повторение по разделу.
РАЗДЕЛ III. ПРАВО.
Тема 7. Право как особая система норм.
Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право. Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов. Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России. Современное российское законодательство. Основы государственного, административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права. Правовая зашита природы. Предпосылки правомерного поведения. Правосознание. Правовая культура.
Общество в развитии. Многовариативность общественного развития. Прогресс и регресс. Современный мир и его противоречия. Повторение и обобщение.
Учебно-методическая литература
Программа: Федеральный компонент государственного стандарта общего образования // Сборник нормативных документов. Обществознание / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2007
Методические пособия: Методические рекомендации по курсу «Человек и общество»: 10—11 классы: В 2 ч. / Под. ред. Л. Н. Боголюбова.М.: Просвещение. 2008 год.
- Дидактические материалы по курсу «Человек и общество»: 10—11 классы / Под ред. Л. Н. Боголюбова, А.Т. Кинкулькина. М.: Просвещение. 2008 год
- Боголюбов Л. Н. Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др "Обществознание. 10 класс. Базовый уровень" учебник для 10 класса общеобразовательных. Учреждений. М.: Просвещение. 2015 год.
Календарно – тематическое планирование по обществознанию 10 класс.
№ п/п | Раздел программы | Тема урока | Кол-во часов | Дата план | Дата факт | Примечание |
| Раздел 1. Общество и человек. | | 9 | | | |
1 | | Что такое общество | 1 | | | |
2 | | Общество как сложная динамическая система | 1 | | | |
3 | | Повторительно – обобщающий урок по теме «Общество» | 1 | | | |
4 | | Природа человека | 1 | | | |
5 | | Человек как духовное существо | 1 | | | |
6 | | Деятельность – способ существования людей | 1 | | | |
7 | | Познание и знание | 1 | | | |
8 | | Человек в системе социальных связей | 1 | | | |
9 | | Повторительно обобщающий урок по теме «Общество и человек» | 1 | | | |
| Раздел 2. Основные сферы общественной жизни. | | 36 | | | |
10 11 | | Культура и духовная жизнь общества | 2 | | | |
12 13 | | Наука и образование | 2 | | | |
14 15 | | Мораль. Религия. | 2 | | | |
16 17 | | Искусство и духовная жизнь | 2 | | | |
18 | | Повторительно – обобщающий урок по теме «Духовная культура» | 1 | | | |
19 20 | | Роль экономики в жизни общества | 2 | | | |
21 | | Экономическая культура | 1 | | | |
22 | | Повторение по теме «Экономика» | 1 | | | |
23 24 | | Социальная структура общества | 2 | | | |
25 26 | | Социальное взаимодействие | 2 | | | |
27 28 | | Социальные нормы и отклоняющееся поведение | 2 | | | |
29 30 | | Нации и межнациональные отношения | 2 | | | |
31 | | Семья и быт | 1 | | | |
32 | | Социальное развитие и молодежь | 1 | | | |
33 | | Повторение по теме «Социальная сфера» | 1 | | | |
34 | | Политика и власть | 1 | | | |
35 36 | | Политическая система | 2 | | | |
37 38 | | Гражданское общество и правовое государство | 2 | | | |
39 40 | | Демократические выборы и политические партии | 2 | | | |
41 | | Участие гражданина в политической жизни | 1 | | | |
42 | | Повторение по теме «Политическая сфера» | 1 | | | |
43 44 45 | | Повторение по теме «Основные сферы общественной жизни» | 3 | | | |
| Раздел 3. Право. | | 25 | | | |
46 47 | | Право в системе социальных норм | 2 | | | |
48 49 | | Источники права | 2 | | | |
50 51 | | Правоотношения и правонарушения | 2 | | | |
52 53 54 | | Современное российское законодательство | 3 | | | |
55 56 | | Предпосылки правомерного поведения | 2 | | | |
57 58 | | Общество в развитии | 2 | | | |
59 60 | | Право как особая система норм | 2 | | | |
61 62 | | Человек и общество | 2 | | | |
63 64 65 66 67 | | Основные сферы общественной жизни | 5 | | | |
68 69 70 | | Итоговое повторение по курсу | 3 | | | |